Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

В.И. Макарьева,
Государственный советник налоговой службы II ранга
     
Т.Н. Соколова
     

     1. В п. 6.6 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 указано, что величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц. Принимаются ли для целей налогообложения возникающие суммовые разницы по товарно-материальным ценностям, списанным в производство?

     
     В связи с тем, что согласно п. 6.6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, величина доходов от обычных видов деятельности определяется (увеличивается или уменьшается) с 1 января 2000 года с учетом суммовой разницы, возникающей в случае, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), то и расходы, следовательно, списываются на затраты производства с учетом возникающих суммовых разниц.
     
     Принимая во внимание вышеизложенное, а также п. 6.6 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, величина оплаты за товарно-материальные ценности уменьшается или увеличивается с учетом суммовых разниц, что подтверждается дополнительно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
     
     При этом следует обратить внимание на п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденного приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н, согласно которому возникающие суммовые разницы учитываются в отчетном году в период между отчетной датой (31 декабря отчетного года) и датой подписания бухгалтерской отчетности (в течение 90 дней по окончании года).
     
     После сдачи годовых отчетов и балансов возникающие суммовые разницы по товарно-материальным ценностям за предыдущий отчетный год отражаются в составе внереализационных доходов как «прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году» - положительная суммовая разница или в составе внереализационных расходов как «убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году» - отрицательная суммовая разница.
     
     Как положительные, так и отрицательные суммовые разницы по товарно-материальным ценностям учитываются для целей налогообложения в соответствии с п. 14 и 15 Положения о составе затрат.
     

     Аналогичный порядок установлен в ст. 250 и 265 НК РФ.
     

     2. Организацией приобретаются горюче-смазочные материалы на автозаправочных станциях для автомобилей, при этом выдается кассовый чек и не оформляются счета-фактуры. Принимаются ли в этом случае к зачету у организаций суммы НДС?

     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» автозаправочные станции должны быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     В ст. 1 указанного Федерального закона конкретно поименован перечень дополнительных платежей, кроме единого налога, осуществляемых организациями, переведенными на уплату этого налога.
     
     В связи с тем, что в указанном перечне дополнительных платежей не поименован НДС, это является основанием для того, что автозаправочные станции не уплачивают НДС в бюджет и не указывают его в документах на оплату организациями за бензин, что подтверждено в письме Департамента налоговой политики Минфина России от 10.01.2001 N 04-03-20/1.
     
     Но если автозаправочные станции в установленном главой 21 НК РФ порядке производят платежи НДС в бюджет, то для принятия к зачету уплаченного НДС по оприходованному бензину, использованному на производственные цели, организации должны иметь счета-фактуры, оформленные в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (в ред. постановления Правительства РФ от 15.03.2001 N 189).
     

     3. В соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» и решением субъектов Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате работников, которые приравнены к коэффициентам, действующим для работников Крайнего Севера. Принимают ли налоговые органы эти районные коэффициенты для целей налогообложения?

     
     Так как постановлением Госкомитета по вопросам труда и заработной платы при Совмине СССР и Секретариата ВЦСПС от 05.03.1960 N 298/8 были установлены размеры районных коэффициентов к заработной плате работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (за исключением тех субъектов Российской Федерации, где районные коэффициенты установлены специальными решениями Правительства РФ), то в п. 7 Положения о составе за-трат предусмотрено списание на затраты производства в элементе «Затраты на оплату труда» дополнительных отпусков работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
     
     Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государст-венных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», с учетом Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2288 «О мерах по приведению законодательства Россий-ской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», установлено, что районные коэффициенты к заработной плате определяются законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства РФ.
     
     Однако постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию Севера» предоставлено право представительным органам субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствую-щими профсоюзными органами устанавливать район-ные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров районных коэффициентов, но затраты в этом случае должны осуществляться за счет средств организаций и бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
     
     Таким образом, дополнительные затраты по район-ным коэффициентам, утвержденным соответствующими решениями субъектов Российской Федерации или местных органов власти, не будут учитываться для целей налогообложения.
     
     Указанное подтверждается письмом Департамента налоговой политики от 16.07.2001 N 04-02-05/14.
     

     4. Какие основания имеются у организаций списывать на затраты производства расходы на проведение медицинских осмотров работников?

     
     В ст. 154 КЗоТ РФ (ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30.12.2001 N 197-ФЗ) определено, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения их пригодности к поручаемой работе и предупреждению профессиональных заболеваний.
     
     Работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других предприятий, учреждений, организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
     
     Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения устанавливаются соответствующими органами санитарно-эпидемиологического надзора и Минздравом России.
     
     В случае необходимости по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отдельных организациях и на предприятиях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров.
     
     Фактически произведенные затраты организаций по проведению медицинских осмотров отдельных категорий работников могут быть списаны в соответствии с подпунктом «ж» п. 2 Положения о составе затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) как необходимые затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.
     
     Другие же затраты на реализацию мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе, в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются.
      

     5. Является ли доход, полученный при ликвидации организации, превышающий взнос ЗАО в уставный капитал ликвидируемой организации, дивидендом, подлежащим налогообложению по ставке 15 %?

     
     Статьей 43 НК РФ определено, что дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям).
     
     Не признаются дивидендами выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с учетом изменений и дополнений) в случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии со ст. 23 названного Закона.
     
     Таким образом, в рассматриваемом случае ликвидационной комиссией между акционерами распределяется оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество (денежные средства) ликвидируемого акционерного общества.
     
     Если у общества недостаточно имущества для вы-платы распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.
     
     Таким образом, при ликвидации акционерного общества речь идет о распределении оставшейся части имущества.
     
     Учитывая изложенное, если сумма денежных средств (или денежная оценка имущества) участника общества превышает первоначальный размер его вклада в уставный (складочный) капитал при вступлении в общество, то с суммы такого превышения участник ликвидируемого общества уплачивал до 1 января 2002 года налог на прибыль в порядке, установленном Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее - Закон N 2116-1).
     
     Согласно ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитывается имущество и (или) имущественные права, полученные при распределении имущества в пределах первоначального взноса ликвидируемого общества между его участниками.
     

     6. В связи с введением главы 25 НК РФ отменены льготы, предоставляемые организациям при исчислении налога на прибыль. Как в этом случае действует льгота, предусмотренная Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ, по вновь созданному производству?

     
     В соответствии с последним абзацем п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1, введенным в действие Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”«, не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн руб., при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не признается вновь созданным производством производство, организованное на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.
     
     Вместе с тем согласно ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской федерации о налогах» налоговая льгота в отношении прибыли, полученной от вновь созданного до вступления в силу настоящей главы производства, действует до окончания периода (срока) окупаемости такого производства. Суммарный срок использования налогоплательщиком указанной льготы не может превышать трех лет.
     
     Таким образом, для предоставления указанной выше льготы в 2001 году и продления ее действия после 1 января 2002 года недостаточно наличия только технико-экономического обоснования. Обязательным условием для льготного налогообложения является создание нового производства до 31 декабря 2001 года.