Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

В.И. Макарьева,      
государственный советник налоговой службы II ранга
     
А.А. Владимирова
     

     1. Какие расходы могут списываться организациями как расходы будущих периодов? Подлежат ли списанию как расходы будущих периодов платежи за пользование телефонным номером?

     
     В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, организации учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов» как расходы будущих периодов расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но подлежащие отнесению к будущим отчетным периодам.
     
     В частности, на указанном счете могут быть учтены расходы, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; с освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий; неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и др.
     
     Учтенные на счете 97 «Расходы будущих периодов» расходы списываются в дебет счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.
     
     Как установлено в ст. 260 НК РФ, расходы на ремонт основных средств, произведенные организациями промышленности, агропрома, лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической служб, жилищно-коммунального хозяйства, списываются в размере фактических затрат и принимаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.
     
     Расходы на ремонт основных средств, произведенные прочими организациями, подлежат списанию в размере, не превышающем 10 % первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств. Превышение размера фактических затрат на ремонт основных средств [разница между фактическими расходами на ремонт основных средств и размером 10 % первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств] может быть учтено на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списывается как прочие расходы равномерно в течение 5 лет при ремонте основных средств четвертой-десятой амортизационных групп, а при ремонте основных средств, включенных в состав первой-третьей амортизационных групп, - равномерно в течение срока полезного использования объекта амортизируемых основных средств. Следовательно, списываемая в последующие периоды сумма расходов будущих периодов распределяется организацией равномерно в течение вышеуказанных сроков.
     
     Исходя из требований ст. 261 НК РФ на счете 97 «Расходы будущих периодов» учитываются расходы на освоение природных ресурсов, списание которых производится в течение пяти лет равномерно, а также расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки и др.
     

     Если работы по организации абонентской линии от телефонной станции до телефонной розетки, по подключению абонентской линии к станционному оборудованию и абонентского устройства к абонентской линии с учетом стоимости станционного и линейного оборудования не являются капитальными затратами организации-абонента согласно постановлению Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235 «Об утверждении правил оказания услуг телефонной связи», то они рассматриваются как затраты на приобретение услуги.
     
     Так как пользование телефоном предполагается осуществлять в течение нескольких отчетных периодов, то и списание указанных расходов, подлежащих учету как расходы будущих периодов, производится равномерно в течение срока предоставленного права.
     

     2. Подлежат ли применению с 1 января 2002 года инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в связи с введением в действие главы 25 НК РФ?

     
     Правительство РФ постановлением от 05.08.1992 N 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» утвердило Положение о составе затрат, а также рекомендовало министерствам и ведомствам Российской Федерации в кратчайший срок разработать и довести до предприятий и организаций отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) применительно к специфике соответствующих производств и видов деятельности, которые принимались во внимание при их согласовании с Минэкономики России и Минфином России.
     
     Однако в связи с введением с 1 января 2002 года Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-Ф3  «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон N 110-ФЗ) главы 25 НК РФ действие указанного постановления Правительства РФ отменено.
     
     Формирование прибыли начиная с 1 января 2002 года производится от полученного дохода, уменьшенного на величину произведенных расходов, определяемых, как это соответствует п. 1 ст. 247 НК РФ, в соответствии с главой 25 НК РФ.
     

     3. Какие расходы принимаются у организаций по набору рабочей силы?

     
     При рассмотрении данного вопроса организации должны были руководствоваться до конца 2001 года подпунктом «л» п. 2. Положения о составе затрат, в котором определено, что в состав себестоимости продукции (работ, услуг) организациями включаются предусмотренные законодательством затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических учреждений и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы.
     
     Если организации привлекали иностранную рабочую силу, то они должны были выполнять Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 N 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».
     
     С 1 января 2002 года в составе статьи «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией», организации отражают расходы по набору работников, включая оплату услуг специализированных компаний по подбору персонала (подпункт 8 п. 1 ст. 264 НК РФ).
     

     4. Как отражаются в бухгалтерском учете суммовые разницы и как они влияют на налогооблагаемую базу?

     
     Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99, введенные в действие с 1 января 2000 года приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н, определили порядок отражения в бухгалтерском учете суммовых разниц.
     
     Доходы от обычных видов деятельности определяются (увеличиваются или уменьшаются) с учетом суммовой разницы, возникающей в случае, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете (см. п. 6.6 ПБУ 9/99).
     
     Величина расходов от обычных видов деятельности определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случае, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). В этом случае под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете (см. п. 6.6 ПБУ 10/99).
     
     Так как в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2002 года большинство организаций перешло на расчет доходов и расходов по методу начисления, то доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а расходы - в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
     
     В связи с этим доходы и расходы, имущество, обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленному Банком России на дату признания дохода, то есть на день отгрузки и передачи собственности покупателю.
     
     Согласно п. 7 ст. 271 НК РФ доход определяется также с учетом суммовой разницы (увеличивается или уменьшается), возникающей в случае, если оплата производится в российских рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). В соответствии с главой 25 НК РФ под суммовой разницей понимается разница, возникающая у налогоплательщика, когда сумма возникших обязательств в рублях, исчисленная по установленному законодательством Российской Федерации или соглашением сторон курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в российских рублях.
     

     5. Принимаются ли у налогоплательщика (акционерного общества) начисленные суммы амортизационных отчислений по основным средствам, полученным в счет погашения задолженности учредителя?

     
     При создании акционерного общества по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетом 80 «Уставный капитал» принимается на учет сумма задолженности по оплате акций.
     
     При фактическом поступлении сумм вкладов учредителей в виде денежных средств производятся  записи по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
     
     Как определено в Инструкции по применению Плана счетов, взносы вкладов в виде материальных и иных ценностей (кроме денежных средств) оформляются записями по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами по учету этих материальных ценностей.
     
     В случае погашения задолженности учредителем в виде основных средств основные средства отражаются при поступлении в организацию по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».
     
     Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, что соответствует п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
     
     Согласно п. 12 ПБУ 6/01 в первоначальную стоимость объектов основных средств, поступивших в счет погашения задолженности учредителей, включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
     
     Так как при получении указанных основных средств у акционерного общества возникают имущественные обязанности, то они не являются безвозмездно полученными, и по этой причине начисленные суммы амортизации по таким основным средствам принимаются для целей налогообложения.
     
     Подтверждением тому, что суммы амортизационных отчислений по принятым основным средствам в счет погашения задолженности учредителя принимаются для целей налогообложения, является ст. 256 НК РФ, в п. 2 которой указаны виды имущества, которые не включаются в состав амортизируемого имущества.
     

     6. Остался ли в действии в 2002 году порядок, согласно которому для целей налогообложения не принимаются амортизационные отчисления по основным средствам, которые получены безвозмездно от юридических лиц?

     
     В п. 2 ст. 248 НК РФ указано, что имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
     
     Следовательно, если за принятое организацией имущество придется осуществлять расчеты с передающей организацией, то это имущество не является безвозмездно полученным.
     
     Оприходование безвозмездно полученных объектов основных средств отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», что соответствует Инструкции по применению Плана счетов. При этом согласно п. 10 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
     
     Не относятся на счет 98 «Доходы будущих периодов» фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования, в то время как списание фактически осуществленных указанных расходов осуществляется на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
     
     Начисленные в установленном порядке амортизационные отчисления по безвозмездно полученным объектам основных средств и используемым при производстве продукции (работ, услуг) списываются на затраты производства в установленном порядке, но при этом по мере начисления амортизации суммы, учтенные на счете 98 «Доходы будущих периодов», списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» в пределах начисленной амортизации.
     
     Как установлено в подпункте 8 п. 2 ст. 256 НК РФ, из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 НК РФ подлежат исключению основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.
     

     7. В соответствии с Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-Ф3 приобретена лицензия на право осуществления деятельности организации. Следует ли отнести стоимость этой лицензии на счет 04 «Нематериальные активы» со списанием на затраты производства в установленном порядке?

     
     Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено лицензирование отдельных видов деятельности, а в ст. 17 этого Федерального закона поименован перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и сохранено действие ранее принятых законодательных актов о лицензировании.
     
     До введения в действие Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, стоимость лицензии рядом организаций учитывалась на счете 04 «Нематериальные активы» и списывалась равными долями в течение срока ее использования.
     
     Так как лицензия выдается организации на несколько лет, то она должна быть учтена на счете 97 «Расходы будущих периодов» и в течение всего срока равными долями списываться в составе прочих расходов на затраты производства.
     
     Стоимость лицензии не включена в состав нематериальных активов, указанных в п. 3 ст. 257 НК РФ, но как расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг), стоимость лицензии, направленной на осуществление производственной деятельности, в соответствии со ст. 264 НК РФ списывается на затраты производства.
     

     8. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 N 832 установило на основании ст. 12 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-Ф3, что реализация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств производится только в соответствии с выданными разрешениями. Учитываются ли для целей налогообложения произведенные организациями затраты на приобретение указанных разрешений?

     
     В соответствии как с подпунктом «а» п. 2 Положения о составе затрат, действовавшего до конца 2001 года, так и со ст. 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав).
     
     Так как в ст. 12 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-Ф3 «О связи» установлено, что Правительством РФ должны быть определены порядок выделения радиочастот, особые условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, то оно и утвердило постановление от 17.07.1996 N 832 «Об утверждении особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» (далее - Особые условия).
     
     Согласно п. 7 Особых условий реализация [поставка, оптовая и (или) розничная продажа] радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств на территории Российской Федерации производится на основании разрешений, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в Российской Федерации, без которых указанная деятельность осуществляться не может.
     
     В связи с вышеизложенным произведенные организациями необходимые расходы на приобретение разрешений на реализацию (поставку, оптовую и (или) розничную продажу) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При этом учитываются условия выдачи разрешений.
     

     9. Остается ли в силе в связи с введением главы 25 НК РФ порядок применения ускоренной амортизации по договору лизинга?

     
     Согласно п. 9 Положения о составе затрат в элементе «Амортизация основных фондов» отражалась сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
     
     В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-Ф3 «О лизинге» стороны договора лизинга имеют основания в случае взаимного соглашения применять ускоренную амортизацию предмета лизинга с коэффициентом ускорения в размере не выше 3.
     
     В п. 7 ст. 259 НК РФ, определяющей методы и порядок расчета сумм амортизации, указано, что для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3. Данное положение не распространяется на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам (срок службы которых от 1 года до 5 лет включительно), в случае если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.
     
     Это связано с тем, что при нелинейном методе норма амортизации увеличивается в 2 раза и стоимость основных средств в течение не выше 5 лет переносится на стоимость продукции (работ, услуг).
     

     10. Изменился ли порядок списания представительских расходов с 2002 года в связи с введением в действие главы 25 НК РФ?

     
     В соответствии с приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения» предельная норма представительских расходов установлена от объема выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость (для торговых организаций - от валовой прибыли).
     
     В п. 2 ст. 264 НК РФ определено следующее:
     
     1) к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий;
     
     2) к представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для вышеуказанных лиц, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий;
     
     3) к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний;
     
     4) представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
     
     Иначе говоря, если до конца 2001 года налогоплательщиком норма расхода на представительские расходы рассчитывалась от показателя выручки от реализации продукции (работ, услуг) или валового дохода в торговых организациях, то начиная с 1 января 2002 года все организации включают в статью «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией», представительские расходы в размере, который не должен превышать 4 % от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период.
     

     11. Изменился ли порядок по начислению амортизационных отчислений по объектам недвижимости в 2002 году в связи с введением в действие главы 25 НК РФ?

     
     В соответствии с п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. приказа Минфина России от 24.03.2000 N 31н), основные средства, не оформленные актами приемки-передачи и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях), учитываются в составе незавершенных капитальных вложений, и, следовательно, по этим объектам амортизационные отчисления не начислялись до конца 2001 года.
     
     Хотя в п. 1 ст. 256 НК РФ и установлено, что амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации, то в п. 8 ст. 258 НК РФ определено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
     

     12. Имеет ли право налогоплательщик на льготу при осуществлении расходов на благотворительные цели?

     
     Условием для предоставления организациям льготы по налогу на прибыль согласно подпункту «в» п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» было осущест-вление расходов на благотворительные цели за счет прибыли, остававшейся в распоряжении организаций.
     
     Налоговое законодательство не определяет понятие «прибыль, остающаяся в распоряжении организации», и в связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ при рассмотрении вопроса о предоставлении льготы, связанной с благотворительной деятельностью, используются правила бухгалтерского учета, а именно: под прибылью, относящейся в распоряжение организации, понимается разность между конечным финансовым результатом организации и суммой налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, уплата которых осуществляется за счет прибыли организации.
     
     Таким образом, льгота на благотворительные цели по налогу на прибыль предоставлялась организации в случае, если в качестве источника указана прибыль отчетного года, которая действительно осталась у организации в 2001 году по итогам этого года.
     
     Начиная с 2002 года Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон N 110-ФЗ) отменены все виды льгот (за исключением отдельных, указанных в абзацах и пунктах ст. 1, 2, 6, 9, 10 и 10', утрачивающих силу в порядке, определенном ст. 2 Закона N 110-ФЗ) в связи с тем, что налоговая ставка по налогу на прибыль сокращена с 35 до 24 %. При этом система формирования налогооблагаемой базы, установленная главой 25 НК РФ, способствует также сокращению данных по прибыли, от которой будет в 2002 году исчисляться налог на прибыль за счет списания расходов на производство продукции (работ, услуг) и внереализационных расходов.
     

     13. Как малые предприятия учитывают произведенные расходы по производству и реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения?

     
     С целью развития малого предпринимательства в Российской Федерации были приняты Федеральные законы от 14.06.1995 N 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», (далее - Закон N 88-ФЗ), от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Закон N 222-ФЗ), от 31.07.1998 N 148-Ф3 «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее - Закон N 148-ФЗ).
     
     Если Законы N 222-Ф3 и N 148-Ф3 определили базу исчисления дохода, от которого осуществляются платежи в бюджет, то согласно ст. 9 Закона N 88-Ф3 налогообложение предприятий малого бизнеса осуществляется в соответствии с налоговым законодательством.
     
     Выполняя требования Закона N 88-Ф3 Минфин России приказом от 21.12.1998 N 64н утвердил Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, в которых определил порядок формирования финансовых результатов как по методу начисления, так и по кассовому методу учета доходов и расходов.
     
     Если малое предприятие определяло налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль по методу начисления, то им списывались расходы согласно п. 12 Положения о составе затрат, то есть затраты на производство продукции (работ, услуг) включались в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относились, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей, а в случае исчисления по кассовому методу затраты отражались на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат, что было также подтверждено письмом МНС России от 09.06.2000 N ВГ-6-02/442 на основании п. 18 ПБУ 10/99.
     
     Статья 273 НК РФ установила порядок определения доходов и расходов при кассовом методе для тех организаций, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.
     
     В этом случае доходы признаются на день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод), а расходы после их фактической оплаты, включая и амортизационные отчисления, - только по оплаченному налогоплательщиком амортизируемому имуществу.
     

     14. Является ли налогооблагаемой базой положительная разница, возникающая при передаче имущества в счет вклада в уставный капитал?

     
     В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций уставный капитал организации после государственной регистрации отражается в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, по кредиту счета 80 «Уставный капитал» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями», и у учредителя возникает задолженность, которую он погашает денежными и другими средствами.
     
     Финансовые вложения, осуществленные организацией-учредителем, отражаются по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счетов, на которых учитывались ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений.
     
     В п. 3 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг не признается передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер [в частности вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности)].
     
     В этом случае налогооблагаемой базой не является остаточная стоимость имущества (если оно амортизируется), то есть не возникает результат по счету 91 «Прочие доходы и расходы» при списании стоимости передаваемого имущества.
     
     При возникновении положительной разницы она учитывается согласно ст. 251 НК РФ для целей налогообложения.
     

     15. Изменился ли порядок списания процентов по кредитам банков согласно главе 25 НК РФ?

     
     В подпункте «с» п. 2 Положения о составе затрат был определен порядок списания процентов по кредитам банков и было указано, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включались затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов).
     
     Так как п. 2 и 12 указанного Положения определяли порядок списания на затраты производства за отчетный период расходов, непосредственно связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), то по этой причине организации снижали для целей налогообложения налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму оплаты процентов по кредитам банков или других организаций, имевших лицензию Банка России на осуществление банковской деятельности, взятым на осуществление затрат по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг, с включением в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относились, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей, что было подтверждено в письме Минфина России от 10.03.2000 N 04-02-05/1. При этом до конца 2001 года соблюдались условия подпункта «с» п. 2 Положения о составе затрат.
     
     Согласно приложению N 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» была предусмотрена корректировка налогооблагаемой базы в связи с изменением порядка отражения процентов по кредитам банков не в составе затрат, а в составе операционных расходов.
     
     Списание расходов по процентам, связанным с долговыми обязательствами, осуществляется начиная с 2002 года согласно подпункту 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, в котором указано следующее.
     
     Расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа [текущего и (или) инвестиционного]. Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время ценных бумаг у третьих лиц), и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).
     
     Особенности отнесения процентов по полученным заемным средствам к расходам установлены в ст. 269 НК РФ.
     

     16. Принимаются ли для целей налогообложения производимые расходы организаций по нанесению защитных знаков на алкогольную продукцию, если они носят добровольный характер?

     
     При маркировке производимой и реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции следует руководствоваться Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-Ф3 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон N 171-ФЗ), в ст. 5 которого установлена обязанность маркировки марками акцизного сбора или специальными марками производимой и реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции. Согласно п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ марки акцизного сбора и специальные марки для маркировки алкогольной продукции являются документами государственной отчетности, которые удостоверяют легальность производства и оборота подакцизной алкогольной продукции на территории Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 6 Закона N 171-Ф3 субъекты Российской Федерации и соответствующие федеральные органы проводят государственный контроль за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков в соответствии с п. 4 ст. 12 этого Закона.
     
     Принимая во внимание, что маркировка алкогольной продукции вводится субъектами Российской Федерации на основании п. 4 ст. 12 Закона N 171-Ф3 в целях защиты от подделок как специальная защитная мера в отношении поступающих в розничную сеть спиртных напитков, то маркировка алкогольной продукции, осуществляемая организациями на добровольной основе, не является государственным контролем качества, объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а следовательно, и возникающие при этом затраты не являются теми расходами, которые принимаются для целей налогообложения.
     
     Расходы, связанные с маркированием алкогольной продукции, подлежат отнесению на затраты производства в соответствии с главой 25 НК РФ как обоснованные и документально подтвержденные затраты.