Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности исчисления банками НДС и налога на пользователей автомобильных дорог в 2002 году


Особенности исчисления банками НДС и налога
на пользователей автомобильных дорог в 2002 году

     

М.А. Высоцкий,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

1. Особенности исчисления и уплаты НДС банками

     
     При исчислении и уплате НДС банками в 2002 году необходимо обратить внимание на особенности налогообложения, действующие с момента введения в действие главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Анализ запросов кредитных организаций свидетельствует о неоднозначном понимании и толковании банками и территориальными налоговыми органами положения НК РФ по отнесению отдельных операций к льготному перечню банковских операций, не подлежащих обложению НДС.
     
     Однако следует учитывать, что указанное в части треть-ей п. 3 ст. 149 НК РФ освобождение распространяется только на операции банков. Под термином «банки» следует понимать коммерческие банки и другие кредитные организации (в соответствии со ст. 11 НК РФ), имеющие лицензию Банка России.
     
     К банковским операциям, указанным в части третьей п. 3 ст. 149 НК РФ и предусмотренным ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», относятся, в частности, следующие операции:
     
     1) привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады:
     
     - привлечение денежных средств как в рублях, так и в иностранной валюте организаций и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
     
     - зачисление привлеченных денежных средств на расчетные (текущие), депозитные счета и счета по вкладам (включая внесение третьими лицами денежных средств, в том числе заработной платы и пенсий на счет вкладчика, а также вклады в пользу третьих лиц);
     
     - оформление и выдача вкладчикам документов, подтверждающих наличие вклада;
     
     2) размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет:
     
     - кредитные операции с клиентами, включая открытие и ведение ссудного счета, пролонгацию срока погашения кредита;
     
     - операции по предоставлению межбанковского кредита, в том числе открытой кредитной линии;
     
     - депозиты, размещенные в других банках;
     
     3) открытие и ведение банковских счетов, в том числе валютных, юридических и физических лиц, включая:
     
     - оформление документов, связанное с открытием и ведением банковских счетов (списание со счетов и зачисление средств на счета; начисление процентов по средствам на счетах);
     
     - выдачу выписок по счетам;
     
     - снятие копий (дубликатов) со счетов;
     
     - выдачу справок о наличии средств на счетах и других документов по ведению счетов;
     
     - переоформление счетов;
     
     - выяснение (розыск) денежных средств по счетам клиентов;
     
     - направление запросов о переводе сумм по просьбе клиентов; изменение условий, аннулирование и возврат переводов; перевод вкладов в другой банк;
     
     4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам:
     
     - аккредитивные операции (открытие аккредитива, авизование, подтверждение, проверка документов, осуществление платежей);
     
     - инкассовые операции (выдача документов против акцепта или платежа, прием, проверка или направление документов для акцепта или платежа, пересылка или возврат банку-корреспонденту документов, выставленных на инкассо, но не оплаченных клиентом, изменение условий инкассового поручения или его аннулирование, проверка и отсылка документов на инкассо);
     
     - переводные и клиринговые операции;
     
     5) осуществление расчетов платежными поручениями, чеками, аккредитивами, пластиковыми карточками, наличными; расчеты по системе электронной связи:
     
     - ведение документарных операций;
     
     - осуществление безналичных расчетов со счета по вкладам физических лиц с торговыми, коммунальными, бытовыми и другими организациями;
     
     - межбанковские расчеты, включая расчеты между эмитентом-эквайрером по операциям с использованием банковских карт, а также расчеты по поручению физических и юридических лиц с использованием банков-ских карт, включая расчеты между эмитентом-клиентом, эквайрером и держателем банковской карты, эквайрером и организацией торговли;
     
     - выдача (обновление, замена) платежно-расчетных документов (чековых книжек, пластиковых карт, сберегательных книжек и др.) при условии взимания с клиентов платы в пределах расходов банка на приобретение и внедрение этих платежно-расчетных документов;
     
     6) кассовое обслуживание физических и юридических лиц:
     
     - прием денег (включая прием наличных денег от граждан в счет оплаты коммунальных платежей, различных видов штрафов, налогов, пошлин и прочих платежей независимо от наличия в банке счета организации (предприятия), на который зачисляются принятые платежи);
     
     - выдача, пересчет, проверка подлинности, упаковка наличных денег, банкнот, монет;
     
     - оформление кассовых документов;
     
     - размен денежной наличности и иностранной валюты;
     
     - обмен неплатежных банкнот, включая замену неплатежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же государства;
     
     - обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;
     
     7) привлечение драгоценных металлов во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц:
     
     - открытие и ведение обезличенных металлических счетов (за исключением металлических счетов ответственного хранения драгоценных металлов), включая зачисление драгоценных металлов на счет, возврат со счета, перевод драгоценных металлов с других обезличенных счетов, зачисление на металлические счета при физической поставке драгоценных металлов, а также зачисление на металлические счета драгоценных металлов, проданных клиенту. У банка, реализующего драгоценные металлы и зачисляющего их на металлический счет клиента, при изъятии их клиентом из хранилища банка возникает обязанность по уплате налога в том налоговом периоде, в котором они изымаются клиентом;
     
     - размещение драгоценных металлов от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках.
     
     Напомним, что с 1 января 2001 года перечень освобождаемых от налогообложения НДС банковских операций был расширен. Так, до 2001 года операции банка по купле-продаже иностранной валюты по поручению клиентов (относящиеся к банковским операциям) облагались НДС, поскольку относились к посредническим операциям.
     
     Теперь же несмотря на то, что согласно ст. 156 НК РФ на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения (комиссии) или агентских договоров, не распространяется освобождение от налогообложения, операции банков по оказанию посреднических услуг по купле-продаже иностранной валюты выведены из-под налогообложения НДС (на основании части третьей п. 3 ст. 149 НК РФ). В этой связи суммы комиссионных вознаграждений, получаемые банками от клиентов по операциям, связанным с обязательной продажей части экспортной валютной выручки на межбанковских валютных биржах, а также связанным с продажей на этих биржах ранее купленной клиентами иностранной валюты, не подлежат обложению НДС.
     
     Однако данное положение не распространяется на операции банка, связанные с проведением и организацией торгов по реализации валют (включая извещение участвующих в торгах лиц о проведении торгов, принятие заявок от покупателей на участие в торгах и направление сообщений об удовлетворении либо отклонении заявок).
     
     На том же основании п. 3 ст. 149 НК РФ ранее облагавшиеся НДС, но не относящиеся к банковским операции кредитных организаций по выдаче поручительств за третьих лиц (предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме) теперь также освобождаются от НДС.
     
     Кроме того, операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации также не подлежат обложению НДС. Применение этой льготы также вызывает вопросы у кредитных организаций.
     
     Перечень операций с драгоценными металлами, совершаемых российскими банками, регламентирован Положением о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами, утвержденным Банком России от 01.11.1996 N 50, на основании которого банки имеют право:
     
     - покупать и продавать драгоценные металлы;
     
     - привлекать драгоценные металлы во вклады;
     
     - размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках;
     
     - предоставлять и получать кредиты под залог драгоценных металлов;
     
     - оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов.
     
     При этом операции коммерческих банков по выдаче займов в драгоценных металлах также отнесены к банковским операциям (одной из форм размещения драгоценных металлов), которые не облагаются НДС.
     
     Применение нормы части четвертой п. 3 ст. 149 НК РФ, на основании которой не подлежат налогообложению НДС операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банков-скими картами, также вызывают вопросы у кредитных организаций.
     
     Следует учитывать, что порядок осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, установлен Положением Банка России от 09.04.1998 N 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием». Исходя из терминологии названного Положения от уплаты НДС освобождены именно процессинговые операции банков и процессинговых центров, включая деятельность по составлению реестра платежей по операциям с использованием банковских карт. Вместе с тем подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке:
     
     - консультационные услуги, оказываемые в рамках обеспечения технологического взаимодействия между участниками расчетов (в том числе консультирование филиалов банка по запросам региональных процессинговых центров);
     
     - услуги по обеспечению технологического оборудования расходными и комплектующими материалами (необходимыми для бесперебойной работы платежной системы банка);
     
     - услуги по техническому обслуживанию (профилактике и ремонту) терминальных устройств - банкоматов, кассовых (торговых) терминалов, других устройств, обеспечивающих управление финансовыми ресурсами клиентов с помощью банковских карт;
     
     - услуги по сопровождению и обеспечению функ-ционирования программного обеспечения для ЭВМ, инсталляции банкоматов;
     
     - услуги, оказываемые в рамках обеспечения информационного взаимодействия между участниками расчетов по мониторингу (удаленному электронному контролю) за состоянием банкоматов и терминалов;
     
     - услуги по сопровождению процессинговых центров, программного обеспечения для банкоматов, а также другие аналогичные операции банков и процессинговых центров.
     
     У кредитных организаций также возникают сложности в связи с осуществлением операций как облагаемых, так и необлагаемых НДС. Следует отметить, что право на использование льгот, предусмотренных ст. 149 НК РФ (необлагаемых операций), возникает при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета таких операций.
     

2. Налог на пользователей автомобильных дорог (НПАД)

     
     Основные изменения, связанные с исчислением и уплатой банками в 2002 году данного налога, произошли в связи с вступлением в силу с 1 января текущего года главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
     
     Это вызвано тем, что особенности исчисления налога на пользователей автомобильных дорог, предусмотренные инструкцией МНС России от 04.04.2000 N 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» (как и ранее одноименной инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30), имеют отсылочную норму на Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490.
     
     Вместе с тем Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» содержит положения о необходимости приведения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ в соответствие с данным Федеральным законом.
     
     В этой связи на основании соответствующего поручения Правительства РФ МНС России направило в Минфин России перечень нормативных правовых актов, требующих внесения изменений или подлежащих отмене, в котором содержится и упомянутое постановление Правительства РФ от 16.05.1994 N 490.
     
     Учитывая, что особенности определения доходов банков с 1 января 2002 года регламентируются ст. 290 НК РФ, то с указанной даты изменился порядок определения налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог, и, соответственно, будут внесены соответствующие изменения в инструкцию МНС России «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды».
     
     Наиболее сложным вопросом по данному налогу, несомненно, будет являться применение положений ст. 290 НК РФ, поскольку первая часть указанной  статьи содержит отсылочные нормы к ст. 249 и 250 НК РФ, раскрывающим понятия доходов от реализации и внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении.
     
     Указанные коллизии законодательных актов (НК РФ и Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», которым установлен налог на пользователей автомобильных дорог) и будут вызывать вопросы по налогу на пользователей автомобильных дорог в части определения объекта налогообложения, как не предусматривающего включения в него выручки от реализации имущественных прав (ст. 249 НК РФ) и внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).
     
     При этом ряд доходов, которые подлежали обложению налогом на пользователей автомобильных дорог до 2002 года на основании соответствующих нормативных правовых актов, с 1 января текущего года отнесены к внереализационным доходам.
     
     Таким образом, определенно можно сказать лишь о том, что ст. 290 НК РФ не может в полной мере применяться при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог, как устанавливающая особенности определения доходов банка, в связи с тем, что содержит взаимоисключающие друг друга положения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации».
     
     МНС России совместно с Минфином России готовят изменения в инструкцию МНС России «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», в том числе по вопросу определения особенностей исчисления банками и другими кредитными организациями налога на пользователей автомобильных дорог в связи с вступлением в силу с 1 января 2002 года главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ и отменой Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями (утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490).