Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение субъектов малого предпринимательства


Налогообложение субъектов малого предпринимательства

     

Л.В. Емельянова,
советник налоговой службы I ранга     
     

     Организация является субъектом малого предпринимательства. Основной вид деятельности - комиссионная торговля. В каком размере должна учитываться валовая выручка при определении стотысячекратного минимального размера оплаты труда: в размере комиссионного вознаграждения или в размере всех поступлений за год, предшествующий кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Закон N 222-ФЗ) субъекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном данным Законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     При этом валовая выручка в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона N 222-ФЗ исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     Согласно письму МНС России от 05.07.1999 N ВГ-6-02/531 при определении объекта обложения единым налогом у организаций-комиссионеров сумма комиссионного вознаграждения, полученного ими от комитентов, учитывается как выручка от реализации услуг по исполнению договоров комиссии независимо от того, участвуют или нет организации-комиссионеры в расчетах по исполнению названных договоров.
     
     Таким образом, для целей определения права на применение организациями-комиссионерами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности при исчислении совокупного размера валовой выручки учитывается валовая выручка, полученная ими в размере всех поступлений за год, в том числе суммы продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     При этом в составе выручки, полученной комиссионерами от реализации товаров (работ, услуг) на основе договоров комиссии, следует учитывать сумму комиссионного вознаграждения, полученного ими от комитентов, а также сумму возмещения произведенных комиссионером затрат по исполнению данного договора комиссии.
     

     Организация - субъект малого предпринимательства, применяющая упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, по результатам работы за год выплатила дивиденды. Может ли данная организация при вы-плате дивидендов в пользу налогоплательщика руководствоваться п. 2 ст. 214 Налогового кодекса Российской Федерации?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 214 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) сумма уплаченного распределяющей доход организацией налога на доход организаций, относящаяся к части прибыли, распределяемой в виде дивидендов в пользу налогоплательщика, который в соответствии со ст. 11 НК РФ является налоговым резидентом Российской Федерации, подлежит зачету в счет исполнения обязательств по уплате налога налогоплательщиком - получателем дивидендов.
     
     Таким образом, данная норма НК РФ предусматривает зачет по налогу на доходы физических лиц у налогоплательщика - получателя дивидендов в случае уплаты организацией налога на доход (налог на прибыль), относящийся к части прибыли, распределяемой в виде дивидендов в пользу налогоплательщика - налогового резидента Российской Федерации.
     
     Указанный порядок зачета не распространяется на дивиденды, выплачиваемые организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, так как такие организации не являются плательщиками налога на доход (налога на прибыль).
     
     Учитывая изложенное, организация - субъект малого предпринимательства, применяющая упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, при выплате дивидендов не может руководствоваться п. 2 ст. 214 НК РФ.
     

     Организация, занимающаяся куплей-продажей векселей, подала заявление на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Имеет ли право данная организация - субъект малого предпринимательства на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 222-ФЗ под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают субъекты малого предпринимательства, являющиеся, в частности, профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
     
     Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено, что к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 вышеназванного Федерального закона. При этом данные виды деятельности связаны с эмиссией и обращением эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента и особенностей осуществляемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг деятельности.
     
     Под эмиссионной ценной бумагой согласно ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» понимается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая одновременно характеризуется определенными данной статьей признаками, а именно:
     
     - закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных данным Федеральным законом формы и порядка;
     
     - размещается выпусками;
     
     - имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
     
     Согласно ст. 815 Гражданского кодекса Россий-ской Федерации (ГК РФ) векселем является ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы; отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и простом векселе.
     
     Таким образом, вексель не относится к эмиссионным ценным бумагам.
     
     Учитывая изложенное, субъекты малого предпринимательства, осуществляющие куплю, продажу и иные операции с векселями, не обязаны быть профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в связи с чем при осуществлении указанных видов деятельности они имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в порядке, предусмотренном Законом N 222-ФЗ.
     

     Организация предполагала заниматься видом деятельности, который согласно ст. 3 Закона N 148-ФЗ переводится на уплату единого налога на вмененный доход. Фактически этот вид деятельности организацией не осущест-влялся. Должна ли в этом случае организация уплачивать единый налог на вмененный доход?

     
     Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее - Закон N 148-ФЗ) плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сферах, определенных вышеназванной статьей.
     
     Таким образом, обязанность по уплате единого налога на вмененный доход возникает у налогоплательщика в случае фактического осуществления им предпринимательской деятельности в сферах, определенных ст. 3 Закона N 148-ФЗ.
     
     У налогоплательщика, не осуществляющего виды предпринимательской деятельности, закрепленные в Уставе и подлежащие переводу на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ, не возникает обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.
     

     Законом субъекта Российской Федерации установлено, что плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и предприниматели, осуществляющие на территории субъекта (в том числе через филиалы и иные обособленные подразделения) предпринимательскую деятельность в сферах, определенных данным Законом. Должны ли обособленные подразделения предприятий жилищно-коммунального хозяйства, оказывающие бытовые услуги населению, уплачивать единый налог на вмененный доход по месту осуществления ими предпринимательской деятельности?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются организации и предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, определенных данной статьей.
     
     Статьей 19 НК РФ установлено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
     
     Таким образом, нормы регионального закона о привлечении филиалов и обособленных подразделений к уплате единого налога на вмененный доход не противоречат нормам налогового законодательства Российской Федерации.
     
     Учитывая изложенное, обособленные подразделения, находящиеся на балансе предприятий жилищно-коммунального хозяйства и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации в сферах, установленных законом этого субъекта Российской Федерации, должны исполнять обязанности этих предприятий по уплате единого налога на вмененный доход.
     

     Общество занимается изготовлением изделий из металла. Подлежит ли переводу на уплату единого налога на вмененный доход данный вид деятельности?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ на уплату единого налога на вмененный доход переводятся бытовые услуги физическим лицам, в частности ремонт и изготовление металлических изделий.
     
     Таким образом, в случае если общество производит изготовление металлических изделий в рамках бытовых услуг, оказываемых физическим лицам, то такая деятельность подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации согласно Закону N 148-ФЗ.
     

     К какому виду деятельности в рамках законодательства о едином налоге на вмененный доход следует относить деятельность аптечных учреждений?

     
     Статьей 3 Закона N 148-ФЗ определены виды предпринимательской деятельности, подлежащие переводу на уплату единого налога, к которым относится в том числе и розничная торговля, осуществляемая через магазины, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли.
     
     В соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предна-значенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     По договору поставки (ст. 506 ГК РФ) продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предприниматель-ской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным пользованием.
     
     Отношения, возникающие в сфере обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Закон N 86-ФЗ).
     
     Закон N 86-ФЗ определяет следующие основные понятия:
     
     - лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств;
     
     - фармацевтическая деятельность - деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств;
     
     - предприятие - производитель лекарственных средств - организация, осуществляющая производство лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
     
     - предприятие оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
     
     - аптечное учреждение - организация, осущест-вляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями Закона N 86-ФЗ; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
     
     Таким образом, Закон N 86-ФЗ разграничивает понятия «оптовая и розничная торговля», «производство и изготовление лекарственных средств», возникающие в сфере обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации.
     
     Кроме того, Закон N 86-ФЗ устанавливает понятие «аптечное учреждение» и относит определенную группу хозяйствующих структур к данному понятию.
     
     Согласно ст. 17 Закона N 86-ФЗ изготовление лекарственных средств в аптечном учреждении, имеющем лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляется по рецептам врачей на основе лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации по правилам изготовления лекарственных средств, утвержденным федеральным органом контроля качества лекарственных средств.
     
     В соответствии со ст. 34 Закона N 86-ФЗ лицензия на фармацевтическую деятельность выдается аптечному учреждению на срок до пяти лет органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление лицензионной деятельности.
     
     Действие лицензии на фармацевтическую деятельность может быть приостановлено или аннулировано раньше установленного п. 1 настоящей статьи Закона N 86-ФЗ срока в случае нарушения порядка розничной торговли лекарственными средствами, предусмотренного данным Законом.
     
     Учитывая изложенные нормы Закона N 86-ФЗ, а именно: определение аптечных учреждений как организаций, деятельность которых характеризуется только розничной, а не оптовой торговлей, и изготовлением, а не производством лекарственных средств, - деятельность аптечных учреждений по реализации лекарственных средств, в том числе и их изготовление по рецептам врача, в целях применения законодательства о едином налоге на вмененный доход, по мнению автора, следует относить к розничной торговле и облагать единым налогом на вмененный доход по данному виду деятельности.
      

     Организация занимается сбором отработанных аккумуляторов и их составляющих. Для осуществления данного вида деятельности организация имеет лицензию, разрешающую осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. На основании выданной лицензии лицензиат обязан, в частности:
     
     - осуществлять нейтрализацию электролита в соответствии с технологическим регламентом;
     
     - сдавать вторичные твердые отходы, образовавшиеся после разборки аккумуляторов (пластмассовые корпуса), на утилизацию предприятию, имеющему лицензию, либо вывозить на полигон ТБО. Подпадает ли данный вид деятельности под действие Закона N 148-ФЗ?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с данным Законом и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются, в частности, и сферы предприниматель-ской деятельности в пределах перечня, установленного ст. 3 Закона N 148-ФЗ.
     
     Учитывая, что в настоящее время законодательно не дано понятия такой сфере деятельности, как сбор металлолома, ее следует рассматривать в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 11.05.2001 N 367 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов» и от 11.05.2001 N 368 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов» как составляющую деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, осуществляемой на основании лицензии и представляющей собой единый комплекс работ (услуг), включающий сбор, скупку, хранение, извлечение, подготовку (с изменением исходного вида или состояния) лома цветных и черных металлов для использования в качестве металлургического сырья (контроль радиационной безопасности и взрывобезопасности, сортировку, резку, измельчение, прессование, брикетирование, переплав и др.), продажу (реализацию) или передачу лома цветных и черных металлов на возмездной или безвозмездной основе третьим лицам.
     
     Что касается деятельности по обращению с опасными отходами, то ее лицензирование производится в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.05.1999 N 556.
     
     Из названного Положения следует, что деятельность по обращению с опасными отходами - это деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов.
     
     Таким образом, деятельность по обращению с опасными отходами в перечень видов деятельности, переводимых на уплату единого налога на вмененный доход, установленного Законом N 148-ФЗ, не включена, а следовательно, налогообложение данного вида деятельности производится в общеустановленном налоговым законодательством порядке.