Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об исчислении налога с доходов физических лиц, облагаемых налоговыми органами


Об исчислении налога с доходов физических лиц, облагаемых налоговыми органами

          

Н.Н. Стельмах,
советник налоговой службы I ранга     
     

     Следует ли начислять пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, исчисленных на основании заявленного в декларации индивидуальным предпринимателем предполагаемого дохода?

     
     В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     При начислении пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц следует исходить из того, что в соответствии с НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный срок суммы налога на доходы, если таковые начисляются по итогам налогового периода на основе фактически полученного дохода, определяемого исходя из налоговой базы в соответствии со ст. 54 НК РФ.
     
     Согласно п. 8 ст. 227 НК РФ расчет авансовых платежей на текущий налоговый период производится на основании сумм предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.
     
     Учитывая, что установленный ст. 75 НК РФ порядок предусматривает начисление пени при неуплате налога с фактически полученного дохода, то правовых оснований в течение налогового периода для начисления пени за несвоевременную уплату авансовых платежей не имеется, поскольку их расчет производится исходя из предполагаемого дохода.
     
     Вместе с тем если по итогам налогового периода налогоплательщиком представлена в налоговый орган декларация по налогу на доходы физических лиц, из которой следует, что он получал в течение отчетного налогового периода доходы, но не исполнял своей обязанности по уплате авансовых платежей в установленные НК РФ сроки (п. 9 ст. 227 НК РФ), то налоговый орган производит начисление пени в общеустановленном порядке по всем срокам уплаты на основе имеющейся налоговой базы.
     

     Должны ли физические лица, реализовавшие имущество, принадлежащее им на праве собственности, в пятидневный срок со дня прекращения существования источника дохода представлять в налоговый орган декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде?
     
     В какой срок производится уплата налога по таким декларациям? Какие санкции преду-смотрены к налогоплательщику в случае непредставления декларации по налогу на доходы физических лиц?

     
     В соответствии со ст. 228 НК РФ физические лица, получившие вознаграждения от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.
     
     Порядок представления таких деклараций установлен ст. 229 НК РФ, где, в частности, предусмотрено, что в случае прекращения выплат, указанных в ст. 228 НК РФ, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
     
     Таким образом, физические лица, реализовавшие имущество, принадлежащее им на праве собственности, и получившие выплаты (вознаграждения), обусловленные договором за проданное имущество, в полном объеме, обязаны в пятидневный срок со дня прекращения таких выплат представить в налоговый орган декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
     
     При этом порядок исчисления пятидневного срока производится в соответствии со ст. 6.1 НК РФ. Течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. В случае если последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
     
     Уплата налога, доначисленного по налоговым де-кларациям, порядок представления которых для физических лиц, реализовавших имущество, определен в пятидневный срок со дня прекращения выплат, производится не позднее чем через 15 дней с момента подачи декларации по налогу на доходы физических лиц.
     
     Непредставление физическим лицом в установленный законодательством о налогах и сборах срок декларации по налогу на доходы в налоговый орган по месту учета (месту жительства) согласно п. 1 ст. 119 НК РФ при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой де-кларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.
     
     Непредставление физическим лицом декларации по налогу на доходы в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
     

     Совместным приказом Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N 24н/ БГ-3-08/419 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Распространяется ли действие данного порядка, определяющего правила ведения учета доходов и расходов, на частнопрактикующих нотариусов, поскольку их деятельность в соответствии с законодательством не приравнена к предпринимательской?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 54 НК РФ Минфин России и МНС России приказом от 21.03.2001 N 24н/ БГ-3-08/419 утвердили Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок).
     
     Действия указанного Порядка, определяющего правила ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций, распространяются в том числе на частнопрактикующих нотариусов.
     
     При этом п. 2 Порядка определено, что индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осущест-вляемой частными нотариусами (далее - предпринимательская деятельность). Исходя из приведенного пункта следует, что деятельность частных нотариусов не приравнена к предпринимательской деятельности, что соответствует действующему законодательству Российской Федерации. В Порядке даны определения некоторых понятий и терминов, используемых для удобства изложения, в частности в п. 2 Порядка использовано понятие «предпринимательская деятельность» как имеющее концептуальное значение. Статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует целей извлечения прибыли.
     

     Возможно ли частному нотариусу внести изменения (исключить отдельные графы) в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, утвержденной совместным приказом Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N 24н/БГ-3-08/419 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей»?

     
     Пунктом 7 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей установлено, что частные нотариусы ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствующих разделах Книги учета, примерная форма которой приведена в приложении к названному Порядку.
     
     При необходимости с учетом конкретной специфики тех или иных видов деятельности налогоплательщик, в том числе частный нотариус, по согласованию с налоговым органом вправе разработать иную форму Книги учета, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы, и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности.
     
     Таким образом, частному нотариусу дается возможность самостоятельно определить, какие из приведенных граф Книги учета следует исключить либо добавить, при условии что он должен правильно исчислить налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Частный нотариус согласовывает вносимые изменения в Книгу учета с налоговым органом, в котором состоит на учете.
     

     Я являюсь индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, бессрочное свидетельство выдано в одном субъекте Российской Федерации, однако предпринимательскую деятельность осуществляю в другом субъекте Российской Федерации, где принята другая система налогообложения по виду деятельности, который я осуществляю (единый налог на вмененный доход). Должен ли я платить налог на доходы физических лиц по месту учета (месту жительства) либо платить единый налог на вмененный доход по месту осуществления деятельности?

     
     Статьей 83 НК РФ определено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     
     Постановка на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя нормами НК РФ не предусмотрена. Это освобождает предпринимателя, задавшего вопрос, от постановки на налоговый учет в других субъектах, в которых осуществляется предпринимательская деятельность.
     
     В связи с изложенным данный предприниматель представляет налоговую декларацию и производит уплату налога на доходы физических лиц по месту учета (месту жительства) в соответствии со ст. 227 и 229 НК РФ.
     

     Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» определено, что действие упрощенной системы распространяется на предпринимателей без образования юридического лица независимо от вида осуществляемой деятельности. Имеет ли право налоговый орган вынести решение о выдаче патента на право применения упрощенной системы налогообложения индивидуальному предпринимателю, вид деятельности которого определен как операции с ценными бумагами?

     
     Главой 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон N 39-ФЗ) определен закрытый перечень видов деятельности, осуществлять которые в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг могут физические лица, зарегистрированные как предприниматели. К таким видам деятельности согласно названной главе Закона N 39-ФЗ отнесены, в частности, брокерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
     
     Иные сделки по купле и продаже ценных бумаг, совершаемые физическими лицами на рынке ценных бумаг, производятся в рамках гражданско-правовых отношений, в связи с чем не требуется регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
     
     Исходя из вышеизложенного налоговый орган не имеет права вынести решение о выдаче патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, поскольку операции с ценными бумагами не требуют регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей согласно Закону N 39-ФЗ, а совершаются в рамках гражданско-правовых отношений, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
     

     Может ли быть включена в состав профессиональных налоговых вычетов стоимость лицензии аудитора, связанная с лицензированием аудиторской деятельности, и каков порядок ее списания?

     
     Подпунктом 3 п. 37 приказа Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N 24н/БГ-3-08/419  «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что к нематериальным активам, используемым в предпринимательской деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся в том числе другие права. К таким правам, в частности, относится право на занятие определенными видами деятельности, что подтверждается выдачей лицензии.
     
     При этом названным Порядком предусмотрено равномерное списание таких прав в течение всего срока их использования, на который они выданы. В связи с чем стоимость лицензии, полученной индивидуальным предпринимателем на право занятия аудиторской деятельностью, равномерно в течение всего срока, на который она выдана, будет уменьшать налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в составе профессиональных налоговых вычетов.
     

     В каком налоговом периоде должны быть включены в состав профессиональных налоговых вычетов расходы, которые произведены (оплачены) в текущем налоговом периоде, но фактически услуги получены в следующем налоговом периоде. В частности, каким образом должны включаться в состав профессиональных налоговых вычетов затраты по подписке на периодические издания, которые необходимы для осуществления аудиторской деятельности, если подписка оплачена в 2000 году, но издания получены в 2001 году?

     
     Пунктом 13 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей предусмотрено, что доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных названным Порядком.
     
     Исходя из вышеизложенного следует, что независимо от того, когда подписные издания будут получены, произведенные расходы по подписке на периодические издания, необходимые для осущест-вления аудиторской деятельности, уменьшают налоговую базу того отчетного налогового периода, когда они фактически совершены (например подписка оплачена в 2000 году, а издания получены в 2001 году - произведенные расходы уменьшат налоговую базу 2000 года).
     

     Физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя без образования юридического лица, заключило в 2000 году с организацией договор беспроцентного займа. Подлежала ли обложению налогом в соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» материальная выгода в виде экономии на процентах при получении предпринимателем заемных средств, если данный заем получен в целях осуществления им предпринимательской деятельности, по которой он был плательщиком единого налога на вмененный доход?

     
     В 2000 году налогообложение сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении заемных средств от предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, осуществлялось в соответствии с положениями подпункта «я.13» п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон N 1998-1) и подпункта «я.13» п. 8 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 «По применению закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”« (далее - Инструкция N 35).
     
     Законом N 1998-1 и Инструкцией N 35 не предусмотрено исключений не определять для целей налогообложения материальную выгоду при получении предпринимателем заемных средств в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.
     
     Учитывая вышеизложенное, при получении физическим лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя, беспроцентного займа, полученного для осуществления предпринимательской деятельности, по которой он является плательщиком единого налога на вмененный доход, налогообложению подлежит материальная выгода в виде экономии на процентах.
     

     В соответствии с п. 16 Положения о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минтруда России от 16.02.2001 N 21, территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения оказывают финансовую помощь (субсидию) безработным гражданам, изъявившим желание организовать предпринимательскую деятельность. Размер финансовой помощи (субсидии) на организацию предпринимательской деятельности устанавливается в сумме, не превышающей двенадцатикратного размера средней заработной платы, сложившейся в регионе на момент заключения договора. Подлежит ли налогообложению указанная финансовая помощь (субсидия), предоставляемая безработным гражданам?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
     
     Пунктом 16 Положения о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минтруда России от 16.02.2001 N 21, предусмотрено, что территориальные органы Минтруда по вопросам занятости населения оказывают финансовую помощь (субсидию) безработным гражданам, изъявившим желание организовать предпринимательскую деятельность.
     
     Финансовая помощь (субсидия), оказываемая в строгом соответствии с нормами Положения, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ.
     

     В соответствии со ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять удержанный налог на доходы по месту учета налогового агента в налоговом органе. В то же время согласно ст. 83 НК РФ местом налогового учета предпринимателя является место жительства. Куда должен перечислять индивидуальный предприниматель налог на доходы, удержанный с доходов наемных работников: по месту своего учета либо по месту осуществления деятельности наемных работников?

     
     Пунктом 1 ст. 226 НК РФ установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Российские организации, коллегии адвокатов, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации именуются в главе 23 НК ФР налоговыми агентами. Согласно п. 7 названной статьи НК РФ только налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога налогоплательщика как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
     
     На индивидуальных предпринимателей - налоговых агентов такая обязанность не распространяется, поскольку такие предприниматели обязаны перечислять удержанный налог на доходы по месту своего учета, то есть по месту жительства.
     

     В соответствии со ст. 230 НК РФ не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. Статьей 11 НК РФ определено, что индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Исходя из вышеизложенного следует ли налоговым агентам представлять сведения о доходах, выплачиваемых ими частным нотариусам?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
     
     Таким образом, законодатель указал два условия, которые дают право не представлять сведения о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям, а именно: предъявление налоговому агенту документов, подтверждающих их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
     
     Сведения о доходах, выплаченных частным нотариусам, представляются налоговыми агентами в налоговые органы по месту учета в общеустановленном порядке; норма п. 2 ст. 230 НК РФ на них не распространяется, поскольку частные нотариусы не проходят государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.
     

     Я пенсионерка, ветеран труда, чья пенсия - 730 руб. в месяц и, чтобы хоть как-то «выжить», я сдала в 2000 году внаем комнату в частном доме. Нужно ли мне подавать декларацию и платить налог по доходам, полученным в 2000 и 2001 годах?

     
     Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами от сдачи внаем жилых помещений, до 1 января 2001 года производилось в соответствии со ст. 12 Закона N 1998-1 и разделом IV Инструкции N 35.
     
     Так, в частности, подпунктом «г» п. 41 Инструкции N 35 определено, что физические лица, сдающие внаем принадлежащее им на праве собственности недвижимое имущество, привлекаются к налогообложению по суммам доходов, получаемым ими от сдачи внаем этого имущества, как в денежной, так и в натуральной форме.
     
     При этом в случае появления в течение года доходов от сдачи внаем имущества необходимо было в пятидневный срок со дня появления такого источника подать декларацию в налоговый орган по месту жительства, а по окончании календарного года в срок не позднее 30 апреля представить итоговую налоговую декларацию.
     
     Порядок налогообложения доходов, полученных от физических лиц, на основе заключенных договоров найма по доходам, полученным в 2001 году, в основном аналогичен порядку, действовавшему в 2000 году (за исключением обязанности представления декларации в пятидневный срок со дня появления источника дохода). Статьей 228 НК РФ установлена обязанность самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, и по окончании года в срок не позднее 30 апреля представить в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию.
     

     Таким образом, из приведенных норм Закона N 1998-1 и НК РФ следует, что во всех случаях доходы, получаемые от сдачи внаем жилья, подлежат налогообложению независимо от помещения (жилое или нежилое), статуса (пенсионерка или работающая), местонахождения и иных оснований, чем и достигается принцип равного налогового бремени, изложенный в ст. 19 и 57 Конституции Российской Федерации.