Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

          

Т.А. Гаврилова,
     
Е.Н. Иванова
          

     Подлежит ли налогообложению сумма, полученная физическим лицом по договору уступки требования, в случае, если указанная сумма соответствует сумме его инвестиционного взноса?

     
     При расторжении договора уступки требования и возврате денежных сумм по такому договору денежные средства, первоначально внесенные физическим лицом во исполнение названного договора, в целях налогообложения не учитываются.
     

     Должны ли организаторы лотерей как налоговые агенты учитывать доходы физических лиц в виде выплаты выигрышей, в том числе незначительных сумм (от 10 руб. и больше), включая несовершеннолетних, и исчислять и удерживать налог на доходы с сумм выигрышей, выплачиваемых физическим лицам? Вправе ли распространители лотерей требовать от граждан их персональные данные при выплате выигрышей на улице?

     
     В соответствии с подпунктами 3, 4 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
     
     Согласно п. 1, 2 ст. 230 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых агентов, включая организаторов различного рода лотерей, вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, установленной МНС России.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, начисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ, непо-средственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет в порядке, указанном в данной статье. При этом облагается налогом любой выигрыш вне зависимости от его величины. Указанные российские организации, индивидуальные предприниматели именуются в главе 23 НК РФ налоговыми агентами.
     
     Таким образом, организаторы лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц.
     

     Раздел 5 налоговой карточки заполняется налоговыми агентами в случае выплаты налогоплательщикам доходов, облагаемых налогом по ставке 35 %. При заполнении этих документов налоговый агент обязан указать полную информацию о физическом лице - получателе дохода в виде выигрыша. Для этого физическое лицо должно предъявить соответствующий документ, удостоверяющий личность.
     
     Таким образом, НК РФ не содержит никаких исключительных норм при налогообложении выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей.
     
     Для сведения сообщаем, что ст. 1063 Граждан- ского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) не приравнивает лотереи к тотализаторам.
     

     Кредитный потребительский кооператив соз-дается гражданами путем объединения собственных денежных средств с целью оказания финансовой взаимопомощи пайщикам - членам кооператива на основании ст. 8, 34, 35 (п. 2) Конституции Российской Федерации. Статьей 116 ГК РФ кредитный кооператив отнесен к некоммерческим организациям, не имеющим основной целью своей деятельности извлечение прибыли.
     
     Абзацем 2 ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» круг лиц, имеющих право пользоваться займами из фонда финансовой помощи кооператива, ограничен исключительно членами-пайщиками. Таким образом, отношения займа не вписываются в рамки обычных хозяйственных отношений, поскольку здесь нет самостоятельности сторон. Пайщик кооператива связан в своем волеизъявлении отношениями членства. В потреблении услуг кооператива он выступает не как «третье лицо», не как самостоятельный партнер, а как частица самой организации. Следовательно, договор займа, который кооператив заключает со своими пайщиками для выполнения своей основной уставной функции, не может рассматриваться как обычный гражданско-правовой договор, а носит подчиненный уставу характер. В связи с этим возникает вопрос: поскольку проценты, выплачиваемые пайщиками-заемщиками пайщикам-займодавцам, не являются платой за заем, а носят характер компенсации за пользование личными сбережениями, подлежат ли эти доходы обложению налогом на доходы физических лиц?

     
     С 1 января 2001 года налогообложение любых доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
     
     Порядок удержания налога российскими организациями, от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доходы, определен ст. 226 НК РФ.
     
     Следовательно, потребительское общество, соз-данное в форме потребительского кооператива и являющееся юридическим лицом, при выплате доходов физическим лицам (в том числе и в виде процентов за предоставленные потребительскому обществу денежные средства) должно будет удерживать налог с таких доходов, а также представлять в налоговый орган все необходимые сведения о выплаченных физическим лицам доходов.
     
     При налогообложении доходов физических лиц, полученных от потребительского общества в виде процентов за предоставленные денежные средства, следует иметь в виду, что положения п. 27 ст. 217 НК РФ распространяются только на доходы физических лиц в виде процентов по банковским вкладам.
     
     Согласно ст. 5 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» потребительское общество может привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан, однако суммы процентов, выплачиваемых потребительским обществом физическим лицам по таким денежным средствам, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке с применением 13 %-ной ставки налога на доходы физических лиц.
     

     Следует ли облагать налогом на доходы физических лиц по ставке 13 % вознаграждения за общественную работу в профсоюзном комитете выборным членам профсоюза, не освобожденным от основной работы, выплачиваемые им за счет членских профсоюзных взносов за исполнение общественных обязанностей, осуществляемое ими без заключения трудовых или гражданско-правовых договоров, в том числе в виде премий и доплат за общественную работу?

     
     Согласно п. 31 ст. 217 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе и материальная помощь) членам профсоюзов за счет член-ских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.
     
     Таким образом, любые выплаты, производимые профсоюзными комитетами членам профсоюза за счет членских взносов в денежной и натуральной форме, связанные с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе материальная помощь, премия и доплата за общественную работу членам профсоюза - не освобожденным от основной работы работникам, налогообложению не подлежат. Указанная льгота также распространяется на всех членов профсоюза, не состоящих в трудовых отношениях с профсоюзным комитетом.
     
     Периодичность указанных выплат НК РФ не предусмотрена.
     

     Производится ли возврат налога наследникам после смерти налогоплательщика?

     
     Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
     
     Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
     
     Учитывая изложенное, а также то, что уплата налога на доходы физических лиц и предоставление льгот производится налогоплательщику, перерасчет налоговых обязательств по личным доходам умершего налогоплательщика, хотя бы на основании поданного заявления членов его семьи, налоговым законодательством не предусмотрен.
     

     Подлежит ли налогообложению на территории Российской Федерации пенсия, выплачиваемая в соответствии с законодательством государства Израиль семьям погибших военнослужащих?

     
     Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     В настоящее время применяется Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством государства Израиль об избежании двойного налогообложения доходов и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 25 апреля 1994 года.
     
     Согласно ст. 19 «Доходы от государственной службы» названной Конвенции пенсии, выплачиваемые в соответствии с законодательством государства Израиль семьям погибших военнослужащих, не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации.
     

     Относятся ли к дневной форме обучения для права получения налогового вычета на детей налогоплательщиками-родителями следующие виды обучения:
     
     обучение на подготовительных курсах по поступлению в ВУЗ (с 17.00 до 20.00);
     
     обучение на подготовительном отделении ВУЗа (с 9.00 до 17.00);
     
     обучение в колледже при ВУЗе по подготовке старшеклассников для поступления в ВУЗ (с 16.00 до 20.00 или по выходным дням);
     
     обучение на курсах ВУЗа по изучению иностранных языков, по работе на компьютере и т.д. (с 16.00 до 20.00);
     
     обучение студентов, получающих второе высшее образование (экономическое, лингвистическое и т.д.) одновременно с техническим (с 17.00 до 23.00)?

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщикам по суммам, уплаченным ими за свое обучение в образовательных учреждениях, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
     
     Этот социальный налоговый вычет предоставляется налоговым органом налогоплательщику при наличии у образовательного учреждения лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение.
     
     Следовательно, в случае если в договоре, заключенном между налогоплательщиками-родителями и учебным заведением, имеется отметка о том, что форма обучения на платных подготовительных курсах (отделении) ВУЗа дневная, налоговый орган вправе предоставить вычет в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ на суммы документально подтверж-денных расходов, понесенных родителями в 2001 году на обучение детей.
     
     Предоставление социального налогового вычета производится на основании справки об оплате обучения, оформленной в порядке, указанном в приложении N 1 к приказу МНС России от 27.09.2001 N БГ-3-04/370.
     

     Постановлением Правительства РФ от 29.06.2000 N 484 «О форме одежды работников Министерства Российской Федерации по налогам и сборам» предусмотрена выдача форменного обмундирования работникам налоговых органов, которым присвоены классные чины. Будет ли включаться в доходы физических лиц - работников налоговых органов стоимость выданного им форменного обмундирования, срок носки которого не истек, в случае увольнения работника по собственному желанию или по сокращению штатов?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением иных расходов и исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     Пунктом 9 постановления Правительства РФ от 04.11.1993 N 1117 «О совершенствовании деятельности государственной налоговой службы Россий-ской Федерации» установлено, что обеспечение форменной одеждой работников налоговых органов, которым присвоены классные чины, производится бесплатно.
     
     Стоимость форменной одежды, предоставляемой работникам налоговых органов, которым присвоены классные чины, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации» не следует рассматривать как доход, подлежащий налогообложению.
     
     Таким образом, в случае увольнения работника стоимость форменного обмундирования, срок носки которого не истек, в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не следует включать в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
     

     Принимаются ли в расходы на лечение и приобретение медикаментов для предоставления социального налогового вычета, преду-смотренного подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, затраты на приобретение аналогичных медикаментов вместо утвержденных Перечнем лекарственных средств постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201, имеющих другое название и стоимость в зависимости от фирмы или страны изготовителя? Например, препарат Эналаприл из группы средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему из указанных в утвержденном Перечне, имеет более 14 синонимов: Ренитек, Энап и т.д., возможно ли в таком случае принимать в расходы суммы, направленные на приобретение медикаментов-синонимов?

     
     Предоставление социального налогового вычета в размере стоимости медикаментов, назначенных и выписанных лечащим врачом, производится на основании рецепта, оформленного в порядке, указанном в п. 3 приложения N 3 к приказу Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256, вместе с письменным заявлением налогоплательщика, товарным и кассовым чеками из аптечного учреждения, отпустившего лекарственные средства.
     
     Лекарственные средства, назначенные лечащим врачом и вошедшие в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201, могут иметь торговые названия, отличные от названия таких средств, включенных в названный Перечень. В таком случае налогоплательщик вправе воспользоваться вычетом в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ на основании рецепта, выписанного в указанном выше порядке, и документов, подтверждающих оплату лекарственных средств.
     

     Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц единовременное пособие, вы-плачиваемое государственным служащим согласно законодательному акту субъекта Российской Федерации при выходе в отставку в связи с достижением предельного возраста, из расчета месячного денежного содержания государственного служащего по последней долж-ности за каждый полный год работы на государственной службе, но не менее трехкратного и не более десятикратного размера месячного денежного содержания по оставляемой должности?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Выплата единовременных пособий государственным служащим при увольнении на пенсию в связи с выслугой лет Федеральным законом от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» не предусмотрена.
     
     Таким образом, единовременное пособие, выплачиваемое государственным служащим согласно законодательному акту субъекта Российской Федерации, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     

     Определяется ли материальная выгода по договорам гражданско-правового характера между физическими лицами, например брат продал сестре квартиру по цене намного меньше рыночной стоимости идентичных квартир, но брат больше сделок купли-продажи квартир в этом налоговом периоде не совершал? Если определяется, то каким образом?

     
     В соответствии с п. 5 ст. 208 НК РФ доходами признаются доходы, полученные физическими лицами, признаваемыми членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.
     
     Пункт 1 ст. 20 НК РФ определяет группы лиц, признаваемых взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, в частности лиц, которые состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
     
     Кроме того, согласно п. 3 ст. 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 2 п. 1 настоящей статьи НК РФ, налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров, реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров налогоплательщику.
     
     В приведенном в вопросе примере в налоговую базу для исчисления налога на доходы физического лица следует включать разницу между рыночной стоимостью квартиры и суммой, уплаченной за нее физическим лицом.
     
     Для целей налоговой проверки следует использовать рыночную цену квартир на дату их реализации, установленную риэлтерской фирмой или иным профессиональным оценщиком, имеющим соответствующую лицензию на право осуществления данного вида деятельности.
     

     С 1 января 2001 года в соответствии с главой 23 НК РФ в категорию налогоплательщиков перешли военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, работники прокуратуры и судебных органов. Вместе с тем указанные категории налогоплательщиков в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.01.2001 N 55 получают ежемесячную денежную компенсацию в связи с вступлением в действие части второй НК РФ. Могут ли вышеперечисленные категории налогоплательщиков воспользоваться правом на социальные и имущественные вычеты, предусмотренные ст. 219 и 220 НК РФ?

     
     Военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, работников прокуратуры и судебных органов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.01.2001 N 55 выплата ежемесячной денежной компенсации производится в размере налога на доходы физических лиц, уплачиваемого с получаемых в связи с исполнением ими обязанностей военной службы (службы) по месту прохождения военной службы (службы) денежного довольствия (денежного содержания) и других вознаграждений и вы-плат, - по месту прохождения военной службы (службы).
     
     Таким образом, с денежного довольствия и других выплат вышеуказанными категориями налогоплательщиков производится уплата налога, сумма которого возмещается за счет средств федерального бюджета в виде целевой компенсации, не подлежащей налогообложению.
     
     В связи с этим категории лиц, которые получают компенсацию в размере уплаченного налога, вправе воспользоваться социальными и имущественными налоговыми вычетами, предусмотренными ст. 219 и 220 НК РФ, только в случае получения иных доходов, облагаемых налогом по ставке 13 %, не возмещаемых в указанном порядке.
     

     Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц единовременное денежное вознаграждение военнослужащим по итогам работы за 2000 год в размере трех окладов денежного содержания исходя из окладов, установленных на 31 декабря истекшего года, начисление и выплата которого производится военнослужащим в 2001 году по мере поступления целевого финансирования?

     
     В связи с введением в действие с 1 января 2001 года главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ военнослужащие, ранее освобождавшиеся от уплаты подоходного налога, по суммам денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, производимых в связи с прохождением службы после 1 января 2001 года, привлекаются к уплате налога на доходы физических лиц.
     
     Следовательно, суммы единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2000 год при их фактической выплате после 1 января 2001 года подлежат налогообложению в установленном порядке.
     
     Суммы задолженности (то есть начисленные, например, в декабре 2000 года) по выплате денежного довольствия и иных приравненных к ним выплат военнослужащим, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, при их фактической выплате после 1 января 2001 года не должны учитываться при определении налоговой базы в текущем году для исчисления налога на доходы физических лиц.
     
     Следовательно, с сумм единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2000 год, начисленных и выплаченных после 1 января 2001 года, следует удерживать налог на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     

     В коллективном договоре предприятия записано: «Работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер работ при служебных поездках в пределах обслуживающих участков, находящихся вне места постоянного жительства, выполнение работ в полевых условиях, а также если время проезда в нерабочее время до места работы и обратно составляет 2 часа и более в день, возмещаются расходы в размере 50 % суточных командировочных расходов за каждый день пребывания на линии согласно табелю учета дней пребывания на линии. Надбавка за разъездной характер работ выплачивается взамен суточных. Перечень должностей и профессий, имеющих разъездной характер работ, утверж-дается по согласованию с профсоюзным комитетом». Коллективный договор составлен на основании отраслевого тарифного соглашения работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации.
     
     Начисляется ли налог на доходы физических лиц на суммы надбавок за разъездной характер работ в данной ситуации?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) компенсационные выплаты, установленные действующим законодательством, связанные, в част-ности, с выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую мест-ность и возмещение командировочных расходов).
     
     Расходы работника при командировках и переезде на работу в другую местность возмещаются работодателем на основании ст. 116 КЗоТ РФ, в соответствии с которой работники имеют право на возмещение расходов и получение ими компенсации в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением в другую местность.
     
     В соответствии с постановлением Минтруда России от 29.06.1994 N 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъезд-ной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации» рабочим, специалистам и руководителям, направленным для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, выплачивается за каждый календарный день пребывания на месте производства работ надбавка к заработной плате взамен суточных в размере 50 % месячной тарифной ставки, а работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъезд-ной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, выплачивается надбавка за разъездной характер работы в процентах к месячной тарифной ставке.
     
     Применительно к ситуации, описанной в вопросе, согласно коллективному договору надбавка за разъездной характер работ выплачивается взамен суточных в размере 50 %, что не предусмотрено вышеприведенным постановлением. В связи с этим указанные выплаты не являются компенсационными и включаются в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     

     Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России имеет в составе подведомственных учреждений 23 организации здравоохранения, находящиеся в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в районах Крайнего Севера, в которых начисляется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
     
     Одним из источников финансирования расходов этих учреждений является федеральный бюджет. Финансирование расходов производится в соответствии со сметой доходов и расходов, в том числе по коду экономической классификации расходов 130300 «Трансферты населению», основным видом финансовых операций которого является оплата стоимости проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно в период отпуска и путевок в установленных законодательством случаях. Для таких регионов финансирование названных расходов производится в соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
     
     Являются ли расходы, возмещающие стоимость проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно, компенсационными выплатами, подпадающими под действие ст. 217 НК РФ и не подлежащими обложению налогом на доходы физических лиц?

     
     Статья 1 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон N 4520-1) распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мест-ностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
     
     Стоимость проезда и провоза багажа в период отпуска, включая страховые сборы за услуги аэропортов, возмещенная работникам организации во исполнение ст. 33 Закона N 4520-1, подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и не подлежит включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
     

     Физическое лицо получило в 1996 году в организации по месту основной работы льготную ссуду на улучшение жилищных условий под 10 %. По состоянию на 1 января 2001 года остаток по невозвращенной ссуде составил 30 000 рублей. В связи с вступлением в действие с 1 января 2001 года главы 23 части второй НК РФ бухгалтерия организации исчислила на остаток невозвращенной ссуды материальную выгоду из расчета ставки рефинансирования Банка России в размере 170 %, что превысило сам остаток по ссуде и, соответственно, исчислила налог на доходы физических лиц. Правомерно ли применение новых положений в части исчисления материальной выгоды к договорам, заключенным до вступления в действие части второй НК РФ, нет ли здесь противоречий?

     
     В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй НК РФ, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
     
     Учитывая названную норму, новый порядок налогообложения в отношении заемных средств, установленный частью второй НК РФ, применяется при определении материальной выгоды за пользование такими средствами после 1 января 2001 года независимо от того, заключен договор займа до или после 1 января 2001 года.
     
     В случае получения налогоплательщиком рублевых заемных средств налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование такими средствами, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора займа. При этом исчисление материальной выгоды производится также и по договорам займа, заключенным в 1996 году.
     
     Налогообложение доходов, полученных физическими лицами в 2001 году в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, должно осущест-вляться в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ независимо от того, заключен договор займа до или после 1 января 2001 года.
     
     Пунктом 2 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или иным образом ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Это положение не нарушается, поскольку перерасчет сумм материальной выгоды, полученной за период до 1 января 2001 года, с учетом положений главы 23 НК РФ не производится.
     
     Следовательно, в 2001 году материальная выгода определяется исходя из трех четвертей ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на дату выдачи заемных средств. При этом поскольку на доходы в виде материальной выгоды, полученные до 1 января 2001 года, положения НК РФ не распространяются, законодательных противоречий не возникает.
     

     Инвестиционная компания, имеющая лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляет сделки купли-продажи ценных бумаг с физическими лицами, удерживая налог у физического лица при приобретении у него ценных бумаг и перечисляя его в бюджет. Однако в последнее время неоднократно возникают спорные ситуации, когда физические лица, продавая ценные бумаги, находящиеся у них в собственности более трех лет, оспаривали правомерность удержания у них по месту выплаты доходов налога на доходы физических лиц, ссылаясь на ст. 220 НК РФ. Имеет ли право в соответствии с п. 1 ст. 220 НК РФ физическое лицо не платить налог с доходов, полученных от продажи ценных бумаг, находившихся в его собственности более трех лет, независимо от суммы сделки, в том числе если сумма сделки превышает 125 000 руб., например если акции находились в собственности 5 лет и были проданы за 2 000 000 руб.? Обязано ли юридическое лицо как налоговый агент при приобретении ценных бумаг у физического лица извещать налоговые органы по месту своего учета о совершении данной сделки?

     
     В соответствии со ст. 214.1 НК РФ доход по сделке купли-продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами, полученными от реализации ценных бумаг, и расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком и документально подтвержденными.
     
     В случае если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым подпункта 1 п. 1 ст. 220 НК РФ. Так, при продаже акций, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет, и невозможности документального подтверждения расходов на их приобретение, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной от продажи акций.
     
     Документами, подтверждающими нахождение акций в собственности налогоплательщика более трех лет, могут быть договора купли-продажи акций,  выписка из реестра владельцев ценных бумаг с указанием срока их нахождения в собственности налогоплательщика, другие документы.
     
     Таким образом, если акции находились в собственности более трех лет и отсутствует возможность документального подтверждения расходов, налогоплательщик имеет право на имущественный вычет при их продаже в сумме всего полученного по сделке.
     
     Имущественный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику по его заявлению у источника выплаты дохода либо по окончании календарного года при подаче налоговой декларации в налоговый орган по месту своего учета.
     
     Согласно ст. 230 НК РФ организация - источник выплаты дохода представляет в налоговый орган по месту учета сведения о всех доходах физических лиц этого налогового периода не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме N 2-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379, зарегистрированной Минюстом России 30.11.2000 N 2479.
     
    

     Является ли юридическое лицо - организатор игр на игровых автоматах налоговым агентом? На основании какого законодательного акта налоговый агент вправе требовать от физического лица, получившего выигрыш в зале игровых автоматов, документ, удостоверяющий личность, и выписывать его паспортные данные? Какие имеются гарантии того, что полученные сведения о размере выигрыша, паспортные данные, в том числе и о месте жительства, не станут известны посторонним лицам? В каком порядке и в каком размере физическое лицо должно уплачивать налог на доходы физических лиц с выигрыша, полученного в зале игровых автоматов?

     
     В соответствии с подпунктами 3, 4 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
     
     Статьей 230 НК РФ также предусмотрена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, а также представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах физических лиц по формам, установленным МНС России.
     
     При заполнении этих документов налоговый агент обязан указать полную информацию о физическом лице - получателе дохода в виде выигрыша. Для этого физическое лицо должно предъявить соответствующий документ, удостоверяющий личность.
     
     Таким образом, организаторы игр с использованием игровых автоматов являются налоговыми агентами, обязанности которых ограничиваются ведением учета и сообщением налоговому органу сведений о таких доходах.
     
     Исчисление и уплата налога с выигрыша в таком случае производится самим налогоплательщиком по ставке 13 % при подаче налоговой декларации в налоговый орган по месту своего учета.
     
     Статьей 102 НК РФ установлено, что любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, за разглашение которой должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.
     

     Организация подарила своему работнику в 2001 году квартиру стоимостью 1500 тыс. рублей. Облагается ли налогом на доходы стоимость квартиры, полученной одаряемым, в случае оформления нотариально удостоверенным договором дарения, а также в случае оформления сделки в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в регистрационной палате)?

     
     В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ от уплаты налога на доходы физических лиц освобождены доходы, не превышающие 2000 руб. в год, полученные в виде подарков от организаций или индивидуальных предпринимателей и не подлежащие обложению налогом на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, в соответствии с Законом РФ от 12.12.1991 N 2020-1 «Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения» (далее - Закон N 2020-1).
     
     В случае нотариально удостоверенного договора дарения квартира подлежит обложению налогом на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, в соответствии с Законом N 2020-1. Это решение основывается на следующем:
     
     - подарок передается в собственность физическому лицу по нотариально удостоверенному договору, что соответствует п. 1 ст. 5 Закона N 2020-1;
     
     - квартира входит в перечень объектов обложения налогом на имущество, переходящее в порядке дарения, согласно ст. 2 Закона N 2020-1;
     
     - стоимость подарка (квартиры) превышает восьмидесятикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, который в 2001 году составляет 100 руб., или 8000 руб.
     
     Таким образом, работник должен уплатить за этот подарок налог на доходы со стоимости квартиры 1500 тыс. руб. по ставке 13 % и налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, со стоимости квартиры, превышающей 8000 руб.
     

     Во втором случае подаренная квартира не подлежит обложению налогом с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, так как сделка оформлена в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество, в связи с чем согласно п. 28 ст. 217 НК РФ ее стоимость в сумме 1300 тыс. руб. за минусом 2000 руб. подлежит обложению налогом по ставке 13 %.