Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении НДС для продукции средств массовой информации


О применении НДС для продукции средств массовой информации

     
     М.Н. Хромова,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Льготы по НДС для средств массовой информации и книгоиздания (далее - СМИ) были установлены начиная с 1 января 1996 года Федеральным законом от 30.11.1995 N 188-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 16.11.1998 N 170-ФЗ) и действовали до 31 декабря 2001 года.
     
     Вместе с тем при применении льготы по НДС для СМИ с 1 января по 31 декабря 2001 года, то есть в течение 2001 года, имелись некоторые особенности.
     Так, в соответствии с подпунктами 17 и 21 п. 3 ст. 149 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) льготы по НДС для СМИ были предусмотрены начиная с 1 января 2001 года в отношении реализации научной, учебной книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционной, издательской и полиграфической деятельностью по ее производству и реализации. При этом согласно ст. 16 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее - Закон N 118-ФЗ) льготы по НДС для СМИ, предусмотренные подпунктами 17 и 21 ст. 149 НК РФ, утрачивали силу с 1 января 2002 года.
     
     В то же время согласно ст. 2 Закона N 118-ФЗ льгота по НДС для СМИ, предусмотренная подпунктом «э» п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 1992-1), действовала до января 2002 года.
     
     Таким образом, с 1 января 2001 года по 1 января 2002 года льгота по НДС для СМИ регулировалась нормами Закона N 1992-1.
     
     В связи с этим письма Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н «О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции» и от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 «Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции» с введением в действие с 1 января 2001 года главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не утрачивали силу.
     
     Таким образом, при рассмотрении отдельных во-просов по обложению НДС продукции СМИ, а также по применению льгот по данной продукции в 2001 году следовало руководствоваться положениями Закона N 1992-1 и вышеуказанными письмами Госналогслужбы России (в настоящее время - МНС России).
     
     Например, при рассмотрении вопроса о том, следовало ли облагать НДС денежные средства, полученные от сторонних организаций за размещение рекламы в информационном бюллетене, налогоплательщик должен был руководствоваться следующими положениями.
     
     Согласно подпункту «а» п. 1 письма Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22 средства, поступающие от рекламодателей-заказчиков, не облагались НДС, если их получателями были издательства книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (при условии, что реклама в книжной продукции не превышает 40 % объема единицы данной продукции).
     
     Согласно п. 1 письма Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 вышеуказанный порядок распространялся на издательства, выпускающие книжную продукцию (за исключением продукции рекламного и эротического характера), перечисленную под кодовыми обозначениями 95 3000 «Книги и брошюры» и 95 2000 «Периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники (бюллетени)» Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП).
     
     Учитывая изложенное, денежные средства, полученные от сторонних организаций за размещение рекламы в информационном бюллетене, не подлежали обложению НДС в случае, если этот бюллетень не относился к рекламным изданиям и кодифицировался вышеназванными кодами по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП).
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 118-ФЗ льгота по НДС в отношении продукции средств массовой информации и книжной продукции, предусмотренная подпунктом «э» п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1, действовала до 1 января 2002 года. При этом в соответствии со ст. 13 Закона N 118-ФЗ до 1 июля 2001 года реализация товаров (работ, услуг) в государства-участники СНГ приравнивалась к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Реализация в государства-участники СНГ печатной продукции, не облагаемой НДС на территории Российской Федерации, с 1 января по 1 июля 2001 года НДС не облагалась.
     
     Согласно п. 1 ст. 164 НК РФ и ст. 13 Закона N 118-ФЗ с 1 июля 2001 года при реализации всех товаров (в том числе продукции СМИ), экспортируемых с территории Российской Федерации на территории государств-участников СНГ, налогообложение производится по ставке 0 %.
     
     Таким образом, с 1 июля 2001 года Российская Федерация в торговых отношениях с государствами-участниками СНГ перешла на взимание косвенных налогов по принципу «страны назначения». При реализации продукции (в том числе продукции СМИ) в Республику Беларусь существуют исключения из общего порядка.
     
     Так, в Российской Федерации принят Федеральный закон от 22.05.2001 N 55-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве», согласно которому переход с 1 июля 2001 года на взимание косвенных налогов по принципу «страны назначения» на Республику Беларусь не распространяется. Поэтому после 1 июля 2001 года во взаимной торговле с Республикой Беларусь сохранялся порядок применения НДС, преду-смотренный ст. 13 Закона N 118-ФЗ.
     
     Таким образом, реализация товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам Республики Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь осуществляется по ценам, увеличенным на сумму НДС, за исключением товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС (освобождаемых от налогообложения) на территории Российской Федерации. Поэтому реализация в Республику Беларусь продукции СМИ, не облагаемой НДС в Российской Федерации, этим налогом не облагалась.
     
     В период применения льготы по НДС для СМИ у специализированных организаций неоднократно возникали вопросы о применении этой льготы в отношении продукции СМИ образовательного характера, ввозимой на территорию Российской Федерации, в рамках Флорентийского соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и хозяйственного характера от 22 ноября 1950 года. Данное Соглашение предусматривает невзимание таможенных пошлин или других сборов при импорте материалов просветительного, научного и культурного характера в случае, если аналогичные товары освобождены от налогообложения при реализации в государстве-участнике Соглашения.
     
     В частности, это касалось вопроса о правомерности обложения НДС научной литературы, ввозимой на территорию Российской Федерации для библиотек или научных центров.
     
     Как уже упоминалось выше, согласно ст. 2 Закона N 118-ФЗ льгота по НДС в отношении продукции средств массовой информации и книжной продукции, предусмотренная подпунктом «э» п. 1 ст. 5 Закона N 1992-1, действовала до 1 января 2002 года. В связи с этим от НДС были освобождены обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой, культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции.
     
     Согласно ст. 146 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2001 года, ввоз товаров (включая печатные издания) на таможенную территорию Российской Федерации является объектом обложения НДС.
     
     При этом согласно подпункту 5 п. 1 ст. 150 НК РФ освобождается от налогообложения ввоз на таможенную территорию Российской Федерации всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов. Других льгот по НДС при ввозе на территорию Российской Федерации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, налоговым законодательством не предусмотрено.
     
     Согласно ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договора, устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законодательством, подлежат ратификации в форме федеральных законов. Указанное Соглашение Российской Федерацией в установленном порядке не ратифицировано.
     
     Поэтому применять положения Флорентийского соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 года, в отношении научной литературы, ввозимой в Российскую Федерацию, являющуюся участником Соглашения, в данном случае неправомерно.
     
     Учитывая вышеизложенное, освобождать российские библиотеки и информационные центры от уплаты НДС при ввозе научной литературы на территорию Российской Федерации оснований не имеется.
     
     Федеральным законом от 28.12.2001 N 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон N 179-ФЗ) с 1 января 2002 года установлена пониженная ставка НДС в размере 10 % на отдельные виды продукции средств массовой информации.
     
     Так, согласно данному Федеральному закону с 1 января 2002 года ставка НДС в размере 10 % применяется при реализации:
     
     - периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
     
     - учебной и научной книжной продукции.
     
     Кроме того, ставка НДС в размере 10 % применяется по ряду услуг, связанных с вышеназванной продукцией СМИ (периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, учебной и научной книжной продукции), а именно:
     
     - услуги по экспедированию и доставке данной продукции;
     
     - редакционные и издательские услуги, связанные с производством данной продукции;
     
     - услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
     
     - услуги по оформлению и исполнению договора подписки периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера. При этом, если в договоре подписки предусмотрена доставка периодического печатного издания до подписчика, то такая услуга по доставке также облагается НДС по ставке в размере 10 %.
     
     Следует отметить, что в целях налогообложения НДС в Законе N 179-ФЗ предусмотрено определение периодического печатного издания, согласно которому под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень или иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
     
     В целях налогообложения НДС в данном Законе дано определение периодического печатного издания рекламного характера, под которым понимаются периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 % объема одного номера периодического печатного издания.
     
     Согласно ст. 3 Закона N 179-ФЗ его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года. При этом пониженная ставка НДС в размере 10 % на вышеперечисленные услуги действует ограниченный период времени, а именно в течение 2002 года (с 1 января 2002 года до 1 января 2003 года).
     
     Принимая во внимание, что в 2001 году реализация продукции средств массовой информации (кроме изданий рекламного или эротического характера) не подлежала обложению НДС, ст. 3 Закона N 179-ФЗ предусмотрена норма, согласно которой суммы авансовых платежей, полученные организациями в 2001 году в счет реализации периодических печатных изданий через подписку на 2002 год, НДС не облагаются.
      
     Следует обратить внимание, что в связи с принятием вышеназванного Закона МНС России по согласованию с Минфином России подготовило письмо от 08.01.2002 N ШС-6-03/6@ «О применении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию».
     
     Согласно вышеназванному письму МНС России при реализации с 1 января 2002 года перечисленных в данном Законе товаров и услуг, в том числе периодических печатных изданий через подписку на 2002 год, применяется ставка НДС в размере 10 %.
     
     Таким образом, при реализации периодических печатных изданий через подписку, суммы авансовых платежей по которой поступили в 2001 году, с 1 января 2002 года также следует применять установленные ставки НДС.
     
     В данном письме помещены указания относительно продукции средств массовой информации (товаров, работ, услуг), не облагаемой НДС в 2001 году и отгруженной до 31 декабря 2001 года.
     
     Так, продукция средств массовой информации и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, а также перечисленные в подпунк-те 1 ст. 5 Закона N 1992-1 и оказанные (выполненные) услуги (работы) до 31 декабря 2001 года (включительно) освобождаются от НДС в соответствии с подпунктом «э» п. 1 ст. 5 вышеназванного Закона.
     
     Согласно сложившейся практике действие косвенных налогов (в том числе НДС) определяется моментом отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     В связи с этим в соответствии с вышеназванным письмом МНС России оплата, поступающая после 31 декабря 2001 года продавцам этих товаров (работ, услуг), отгруженных по 31 декабря 2001 года включительно, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость не включается.