Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Наука - основа всех перспективных разработок ГНИВЦ МНС России


Наука - основа всех перспективных разработок ГНИВЦ МНС России *1

     _____
     *1. Продолжение. Начало см.: Налоговый вестник. — 2002. — № 1. — С. 11.

     
     Ю.П. Калинин,
директор ГНИВЦ МНС России, д.т.н., профессор


В.В. Деев

начальник научно-исследовательской лаборатории, д.т.н., профессор
     
Н.Н. Тютюнников,

старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории, к.т.н.
     

2.4. Разработка новых налоговых информационных технологий для повышения эффективности функционирования АИС «Налог» в процессе ее модернизации

     
     Существование информационных технологий обычно невозможно без автоматизированной системы, под которой понимается система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.
     
     На сегодняшний день совокупность налоговых информационных технологий, обеспечивающих различные аспекты функциональной деятельности МНС России, реализуется в автоматизированной информационной системе (АИС) «Налог», которая предна-значена для автоматизированного сбора, учета и обработки, обобщения и анализа налоговой информации, обмена по каналам связи информацией о состоянии налогообложения и деятельности органов налоговой службы в интересах повышения эффективности функционирования налоговой системы Российской Федерации, а также для автоматизации взаимодействия МНС России с органами государственной власти и управления и другими взаимодействующими органами и организациями всех уровней.
     
     Необходимость налоговых информационных технологий обусловлена тем, что АИС «Налог», так же как и любую автоматизированную систему, можно рассматривать с помощью системного подхода с точки зрения пяти различных «наблюдателей», формирующих требования к системе и разделяющих ее на компоненты со своей точки зрения:
     
     1) руководители Министерства - по процессам и функциям управления;
     
     2) должностные лица - по этапам обработки информации;
     
     3) главный конструктор - по структуре системы управления;
     
     4) разработчики - по видам обеспечения;
     
     5) системотехники - по этапам технологии соз-дания.
     
     В общем случае разработчикам компонентов АИС приходится решать частные задачи, количество которых определяется размерностью пятимерного пространства. Именно информационные технологии позволяют снизить трудоемкость разработки автоматизированной системы, улучшить ее качество и повысить эффективность работы должностных лиц налоговых органов. При реализации этих требований одним из типовых технологических приемов является разработка задач АИС «Налог» в виде многоуровневых программно-информационных комплексов (МПИК), позволяющих снизить сложность системы за счет унификации решений по осям «виды обеспечений» и «структура системы». Другим более сложным технологическим приемом является применение общесистемных унифицированных решений для целого класса задач по осям «процессы и функции управления» и «этапы обработки информации». Яркими примерами такого подхода являются следующие разработки: «Автоматизированная система ведения НСИ и классификаторов», «Автоматизированные средства свода и формирования налоговой отчетности “Витруал” и “Свод-Р”« и др., реализация которых стала возможной после создания специализированных налоговых информационных технологий, позволивших выделить предметно ориентированную часть различных задач из математического и программного обеспечения, формализовать ее, унифицировать и реализовать в информационном и линг-вистическом обеспечении системы.
     
     Как показала практика разработки АИС, унифицированными информационными технологиями можно охватить до 80 % задач автоматизированной системы, снизить на 40-60 % затраты на подготовку решений и других различных документов, почти в три раза повысить производительность труда должностных лиц органов государственного управления за счет работы с едиными автоматизированными средствами по единым методикам.
     
     Таким образом, актуальность направлений научных исследований, проводимых в ГНИВЦ МНС России, обусловлена тем, что достижение продуктивного управления налоговой системой невозможно без полной информатизации как налоговых органов, так и всех участников налоговых отношений, взаимодействующих в едином информационном пространстве налоговой системы Российской Федерации и использующих типовые налоговые информационные технологии, построенные на основе взаимосвязанного комплекса макромоделей налоговой системы и микромоделей работы налоговых органов.
     

3. Научно-техническая деятельность ГНИВЦ МНС России

    
3.1. Общие положения

     
     Работа российских налоговых органов требует в настоящее время грамотного применения и использования новых информационных технологий. Большие объемы обрабатываемой информации, необходимость высокой достоверности данных, тесное взаимодействие с информационными системами других органов государственного управления делают актуальным дальнейшее решение проблем информатизации МНС России с использованием современных технических средств и методов проектирования.
     
     В настоящее время информатизация МНС России проходит в сложной обстановке, обусловленной неустойчивостью налогового законодательства и методической базы налоговой системы на фоне структурных изменений Министерства. Неустойчивость объекта автоматизации предъявляет особо строгие требования к сопровождению разрабатываемой автоматизированной информационной системы МНС России (АИС «Налог») относительно изменения функ-ций и добавления новых.
     
     Поэтому главной целью научно-технической деятельности ГНИВЦ МНС России является разработка и внедрение в повседневную деятельность налоговых органов информационных технологий, обеспечивающих решение стоящих перед МНС России текущих плановых задач. Для повышения эффективности функционирования налоговой системы Российской Федерации, в целом, и работы налоговых органов, в частности, и достижения поставленной перед ГНИВЦ МНС России цели необходимо решить следующие три основные задачи:
     
     - обеспечение содействия МНС России в формировании эффективной налоговой политики с использованием информационных технологий за счет разработки и реализации научно обоснованных предложений по ее усовершенствованию;
     
     - автоматизация деятельности налоговых органов с целью совершенствования функционирования налоговой системы, направленного на повышение уровня собираемости налогов;
     
     - оказание услуг налогоплательщикам в интересах повышения эффективности их бизнеса за счет автоматизации взаимодействия с налоговыми органами, в частности при решении задач соблюдения законодательства в области налогообложения.
     
     Для решения этих задач ГНИВЦ МНС России осущест-вляет свои разработки по следующим направлениям:
     

     - создание функциональных моделей деятельности МНС России в соответствии с Проектом модернизации налоговой системы Российской Федерации, представленных в виде единых консалтинговых документов;
     
     - проведение общесистемных работ по модернизации автоматизированной информационной сис-темы МНС России на уровнях системного, эскизного и технического проектирования на основе Концепции развития АИС «Налог»;
     
     - разработка и модернизация программных средств, обеспечивающих функционирование АИС «Налог», и организация их совместного функционирования для различных программно-аппаратных комплексов;
     
     - внедрение в повседневную деятельность налоговых органов новых перспективных информационных технологий, таких как локальные и корпоративные вычислительные сети, технологии Интернет и Интранет, системы комплексной автоматизации работы предприятий (автоматизация управления, документооборота и прочее), многоуровневые телекоммуникационные сети и т.д.
     
     В создавшихся условиях на разработчиков ГНИВЦ МНС России возложена большая ответственность за качество принимаемых системотехнических, проект-ных и рабочих решений в АИС «Налог». И именно результаты научных исследований являются основой для их подготовки.
     
     Научная деятельность, которой занимается ГНИВЦ МНС России, помогает не только решению проблем информатизации МНС России, но и позволяет повысить эффективность научно-технической деятельности самого ГНИВЦ МНС России. Применение методов реинжиниринга к преобразованию процессов разработки видов обеспечения АИС «Налог» в ГНИВЦ МНС России способствовало существеному улучшению показателей реализации Плана информатизации МНС России и качества разрабатываемых средств автоматизации. В соответствии с современными представлениями о жизненном цикле разработки автоматизированных систем нынешняя структура ГНИВЦ МНС России, как показано на рис. 5, построена по принципу специализации каждого подразделения на конкретной стадии создания автоматизированной системы.
     


Рис. 5. Структура ГНИВЦ МНС России, ориентированная на стадии создания
автоматизированной системы по принципу специализации подразделений

          
     Каково же назначение каждого подразделения при такой структуре ГНИВЦ МНС России, обеспечивающей непрерывную поэтапную технологию создания автоматизированных информационных систем, начиная со стадии исследования автоматизируемой системы управления, формирования требований к автоматизированной системе и разработки ее концепции, кончая вводом в действие и сопровождением всех ее элементов?
     
     1. Научно-исследовательская лаборатория стратегических исследований в области информатизации налоговых органов (НИЛ) предназначена для выявления проблем, возникающих в процессе информатизации налоговых органов, и их исследования в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Результатом деятельности НИЛ являются подготовка научно обоснованных рекомендаций по модернизации и совершенствованию существующей автоматизированной информационной системы, построение оптимальных моделей деятельности налоговых органов и выработка предложений по применению достижений информационных технологий как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Помимо этого, НИЛ решает вопросы организации научной работы в ГНИВЦ МНС России, обеспечения деятельности научно-технического совета ГНИВЦ МНС России, подготовки научных кадров, научно-методического сопровождения учебного процесса, а также другие вопросы, связанные с научной деятельностью данной организации.
     

     2. Управление общесистемного проектирования и модернизации налоговых органов предназначено для решения вопросов, связанных с построением и экс-плуатацией автоматизированной информационной системы налоговых органов в целом, а также взаимной увязки в единое целое всех компонентов системы - программного, информационного, технического, организационного, методологического и других видов обеспечения для всех уровней автоматизированной информационной системы. Деятельность управления осу-ществляется по трем основным направлениям:
     
     - разработка и поддержание в актуальном состоянии проектной и рабочей документации на автоматизированную систему, в целом, и ее функциональные подсистемы, в частности, путем введения системного проекта и комплекса технических заданий на отдельные элементы системы;
     
     - ведение основных составляющих информационного обеспечения АИС «Налог», служащих для взаимной увязки всех ее функциональных подсистем, таких как Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в МНС России, нормативно-справочная информация, Унифицированная система налоговой документации и унифицированных форматов обмена данными между подсистемами;
     
     - участие в осуществлении крупномасштабных консалтинговых проектов, включающих выработку предложений по реинжинирингу систем и основных технологических процессов налоговых органов, рекомендаций по созданию и внедрению автоматизированной информационной системы Министерства.
     
     Деятельность именно этого подразделения на основе системного подхода обеспечивает преемственность при постоянной модернизации АИС «Налог» в условиях непрерывного изменения системы управления налоговых органов.     
     

(Окончание следует.)