Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О некоторых аспектах государственной регистрации юридических лиц


О некоторых аспектах государственной регистрации юридических лиц

     

В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы I ранга     
     

     Одной из причин уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и ухода от налогового контроля является в том числе и несовершенство действующей в настоящее время нормативной базы, регулирующей порядок создания, государственной регистрации юридических лиц, а также снятия с учета налогоплательщиков.
     
     Вместе с тем необходимо отметить, что с 1 июля 2002 года вводится в действие Федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в июле 2001 года.
     
     В последнее время в изданиях по бухгалтерскому учету и налогообложению предлагаются "законные схемы" ухода от налогообложения и придумываются способы уклонения от уплаты налогов, в частности с помощью сделок с "подставными фирмами", когда учредители ликвидируют организации, имеющие задолженность по платежам в бюджет, и открывают новые фирмы, которые позднее также оказываются должниками перед бюджетом.
     
     Назрела необходимость принятия мер по запрету регистрации коммерческих организаций, учреждаемых лицами, которые ранее были учредителями либо руководителями ликвидированных организаций, не расплатившихся с бюджетом.
     
     В целях сокращения роста задолженности по налогам и налоговым платежам в бюджеты всех уровней следовало бы также законодательно закрепить нормы, предусматривающие отказ в регистрации тем учредителям, за предприятиями которых имеется недоимка, так как в противном случае происходит смена "вывески" фирмы, тогда как долги зависают за предприятием, прекратившим свою деятельность.
     
     К сожалению, как в действующем в настоящее время законодательстве, так и Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", вводимом в действие с 1 июля 2002 года (далее - Закон N 129-ФЗ), регламентирующих порядок регистрации юридических лиц, не указывается причина отказа в регистрации фирмы, если у ее учредителей (или у одного из них) имеется задолженность по налогам и налоговым платежам в соответствующие бюджеты по ранее созданным этим же учредителем организациям.
     
     Закон N 129-ФЗ в качестве оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц предусматривает лишь непредставление определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, а также представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. В связи с этим было бы целесообразным регистрировать юридические лица только после рассмотрения документов налоговыми органами, которые могли бы представить информацию о том, являются учредители вновь создаваемого юридического лица учредителями ранее созданных организаций, имеющих недоимку по платежам в бюджет, или нет. Справка о наличии задолженности юридического лица, учредителем которого являются лица, представившие документы на регистрацию нового юридического лица, могла бы служить основанием к отказу в регистрации новой фирмы до погашения имеющейся недоимки по платежам в бюджеты.
     
     В целях пресечения одного из самых распространенных способов ухода от уплаты налогов путем создания других предприятий (передачи имущества) было бы целесообразно предусмотреть в отношении предприятий-недоимщиков запрет на создание новых зависимых и дочерних обществ, а также на передачу имущества каким-либо организациям.
     

     Как свидетельствует практика, некоторые юридические лица, воспользовавшись недостаточной проработанностью законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы государственной регистрации юридических лиц, не встают на учет в налоговом органе после регистрации своей хозяйственной деятельности или, встав на учет, не представляют отчетность о своей деятельности, подготавливая так называемую нулевую отчетность и скрывая таким образом свои доходы.
     
     Никто не выступает против несложной процедуры государственной регистрации, однако крайне необходимо предъявлять более жесткие требования к документам, представляемым на государственную регистрацию.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регист-рации юридических лиц.
     
     До вступления в силу закона о регистрации юридических лиц, а им стал Закон N 129-ФЗ, вопросы создания, реорганизации и государственной регист-рации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица регламентируются ГК РФ, Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" (далее - Указ N 1482).
     
     К сожалению, многие принципиальные вопросы, относящиеся к государственной регистрации хозяйствующих субъектов, решены в вышеназванных нормативных актах не полностью. Так, согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Таким образом, учредители организации могут указать в учредительных документах создаваемой организации практически любой адрес, тогда как фактически они не будут находиться по указанному адресу, так как обязанность находиться по указанному в учредительных документах адресу на организацию не возложена. Таким образом, нередко возникает ситуация, когда по одному и тому же адресу оказываются зарегистрированными, причем на законном основании, несколько организаций, но при этом фактически отсутствующие по указанному адресу.
     
     При осуществлении государственной регистрации регистрирующие органы не вправе требовать документы, подтверждающие местонахождение юридического лица. Так, согласно пункту 4 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом N 1482, при государственной регистрации предприятия не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в учредительных документах (уставе) предприятия.
     
     Кроме того, вышеназванные правовые акты не содержат нормы об ответственности регистрирующих органов за то, что после государственной регист-рации организация или физическое лицо (предприниматель) осуществляют деятельность без постановки на учет в налоговом органе. Представление регистрирующими органами копий учредительных документов в налоговые органы законодательством не предусмотрено.
     
     Согласно п. 15 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрирующим органам предписано передавать данные о государственной регистрации предприятия (аннулировании государственной регистрации) в недельный срок в налоговый орган для включения в государственный реестр.
     
     Однако передаваемые в налоговый орган данные о государственной регистрации не содержат сведения об учредителях зарегистрированного предприятия, юридическом адресе предприятия, распределении уставного капитала.
     
     Указом N 1482 было определено, что регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава предприятия, скрепляемой подписью долж-ностного лица, ответственного за регистрацию.
     
     Таким образом, принятие документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица, Указом N 1482 не предусмотрено.
     
     Этим же Указом не определен и порядок регистрации изменений в учредительных документах.
     
     Вместе с тем согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) несообщение организацией сведений об изменении своего места нахождения рассматривается как нарушение и влечет за собой применение мер ответственности.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об изменении своего места нахождения в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ место нахождения российской организации определяется как место государственной регистрации организации.
     
     Таким образом, п. 2 ст. 23 НК РФ на организации возложена обязанность сообщать в налоговый орган по месту своего учета об изменении места нахождения, определяемого в соответствии с Кодексом местом их государственной регистрации.
     
     Вместе с тем согласно п. 3 ст. 84 НК РФ организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с изменением места нахождения в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.
     
     Согласно ст. 52, 54 ГК РФ в учредительных документах юридического лица, на основании которых оно действует, должно определяться место нахождения юридического лица, под которым понимается место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
     
     Таким образом, п. 3 ст. 84 НК РФ на налогоплательщиков-организации возложена обязанность уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, об изменении места своего нахождения, установленного в учредительных документах и определяемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Неисполнение организацией возложенных на нее п. 2 ст. 23 и п. 3 ст. 84 НК РФ обязанностей считается налоговым правонарушением.
     
     Действующие в настоящее время нормативные акты не содержат четких требований о месте регистрации юридических лиц и их постановке на учет в налоговом органе.
     
     Вместе с тем в соответствии со ст. 13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
     
     До вступления в силу Закона N 129-ФЗ следует в целях налогообложения руководствоваться следующим.
     
     Институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
     
     В соответствии со ст. 54 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его органов и указывается в учредительных документах юридического лица.
     
     Таким образом, в целях налогообложения местом нахождения российской организации признается место нахождения ее органов.
     
     Следует отметить, что недостатки действующей системы налогообложения создают дополнительные сложности и проблемы для налоговых органов, осуществляющих постановку на учет юридических и физических лиц.
     
     В настоящее время нередки случаи, когда предприятия и организации не встают на учет в налоговом органе или, встав на учет, представляют так называемую нулевую отчетность.
     
     Как свидетельствует статистика, среди состоящих на учете налогоплательщиков много юридических лиц, фактически прекративших свою финансово- хозяйственную деятельность.
     
     В значительной мере данные факты обусловлены сложной и длительной процедурой ликвидации юридического лица, предусмотренной действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     При достаточно упрощенном порядке регистрации юридического лица оформление его ликвидации громоздко и усложнено, в связи с чем многие налогоплательщики не в состоянии довести его до завершения, а процедура ликвидации юридического лица в судебном порядке требует значительных финансовых затрат со стороны государства. Налоговые органы подобными средствами не располагают.
     
     При этом действующим законодательством Российской Федерации какие-либо меры ответственности в отношении юридических лиц, не осуществляющих хозяйственную деятельность в течение длительного времени и не прошедших процедуру ликвидации, не предусмотрены.
     
     Общеизвестно, что до настоящего времени процедура добровольной ликвидации предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц используется очень редко.
     
     В случае прекращения своей хозяйственной деятельности и добровольной ликвидации предприниматель обязан подать заявление в налоговый орган о снятии с учета не позднее трех дней со дня принятия такого решения, а также направить заявление в регистрирующий орган об аннулировании государственной регистрации в соответствии с Указом N 1482 (аналогичные требования содержатся и в Законе N 129-ФЗ).
     
     Как свидетельствует практика, предприниматель, как правило, после подачи заявления в налоговый орган в регистрирующий орган не обращается. Причины этого могут быть самими различными. Некоторые считают, что процесс ликвидации завершен, большинство предпринимателей, заявляя о прекращении своей деятельности в налоговом органе, оставляет там же и свидетельства о государственной регистрации.
     
     Таким образом, предприниматели остаются включенными в реестр физических лиц, тогда как в налоговых органах они считаются прекратившими свою деятельность.
     
     Недобросовестные налогоплательщики зачастую передают имущество фирмы, обремененной обязательствами как перед бюджетом, так и перед другими кредиторами, во вновь создаваемые структуры, оставляя, как правило, задолженность на прежней фирме. Одновременно во вновь создаваемые и официально зарегистрированные предприятия "перекачиваются" как основные, так и оборотные средства.
     
     Согласно ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
     
     Если осуществляется принудительная ликвидация юридического лица, налоговый орган обязан после получения решения арбитражного суда исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра налогоплательщиков, но снять с налогового учета может только после получения постановления регистрирующего органа об аннулировании государственной регистрации.
     
     В ряде случаев ликвидированное в установленном порядке юридическое лицо не может быть снято с учета в налоговом органе, так как имеет безнадежную к взысканию недоимку в федеральный бюджет.
     
     В НК РФ предусмотрена норма, записанная в ст. 59, в соответствии с которой недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, числящаяся за отдельным налогоплательщиком, взыскание которой в силу разных причин оказалось невозможным, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ. Указанный порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам".
     
     Пунктом 1 вышеуказанного постановления определено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае:
     
     а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
     
     в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
     
     Довольно распространенной является также ситуация, при которой предприятия и организации, не представляющие отчетность или сдающие "нулевые балансы", продолжают осуществлять хозяйственную деятельность, но без уплаты налогов.
     
     Следует отметить, что частью первой НК РФ установлены меры ответственности за уклонение от постановки на учет в налоговом органе или нарушение срока постановки на налоговый учет.
     
     Так, в соответствии со ст. 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 116 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
     
     Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.
     
     Согласно ст. 117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.
     
     Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
     
     Следует иметь в виду, что с 1 января 1999 года ст. 85 НК РФ предусмотрено, что сведения о потенциальных налогоплательщиках в налоговые органы представляют не только органы, регистрирующие предприятия (предпринимателей) и выдающие лицензии на занятие частной практикой, но и организации, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества и транспортных средств, органы опеки и иные аналогичные учреждения, а также нотариальные конторы и частнопрактикующие нотариусы.