Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Согласно п. 61 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями банк в 2001 году должен был производить за счет прибыли расходы на содержание непроизводственной сферы (жилищно-коммунального хозяйства, учебных центров, детских дошкольных, медицинских, оздоровительных и иных учреждений). Из содержания данного пункта следует, что банк должен был иметь на балансе отдельные учреждения непроизводственной сферы.
     
     Банк таких отдельных учреждений непроизводственной сферы на балансе не имел. Однако в штате банка имелись работники медицинского отдела (врач, медсестра), столовой и др., которые в соответствии с требованиями КЗоТ РФ и Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" обслуживали сотрудников банка, что в конечном счете влияло на результаты банковской деятельности. По мнению налоговой службы, банк должен был относить расходы на содержание этой категории работников за счет прибыли банка. Следовало ли включать расходы на оплату труда указанной категории работников в себестоимость банковских услуг?

     
     В соответствии с п. 52 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490, расходы на оплату труда работников по уборке территории банка, состоявших в штате банка, могли относиться на себестоимость оказываемых банками услуг, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.
     
     При этом расходы на оплату труда работников медицинского отдела (пункта) и работников столовой по выполненным работам согласно заключенным с ними договорам гражданско-правового характера производились в соответствии с перечнем затрат, предусмотренных Положением о составе затрат, а именно: согласно п. 7 данного Положения расходы на оплату труда указанной категории работников должны были осуществляться за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка.
      

     В соответствии с решением Минимущества России банк принял в хозяйственное ведение (на баланс) часть здания, являющегося федеральной собственностью. Указанное имущество подлежит использованию в банковских целях. Полагаем, что в этом случае у банка не возникает обязательств перед бюджетом по уплате налога на прибыль по следующим причинам.
     
     Основанием возникновения права хозяйственного ведения является решение собственника о передаче имущества организации в хозяйственное ведение, то есть односторонняя сделка, для заключения которой необходимо волеизъявление только одной стороны - собственника. В данном случае право хозяйственного ведения у банка возникло на основании решения Минимущества России.
     
     Передача имущества была произведена не на основании двустороннего договора, предусматривающего безвозмездную передачу имущества от одной организации другой (передача имущества с баланса на баланс), а от собственника имущества - Минимущества России. Правильна ли позиция банка?

     
     В соответствии со ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
     
     Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
     
     Согласно п. 46 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления.
     
     Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями не установлены ограничения при включении для целей налогообложения в себестоимость банковских услуг сумм амортизационных отчислений по объектам основных средств, полученным в хозяйственное ведение.
     
     В соответствии с п. 31 указанного Положения амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленные исходя из норм, утвержденных постановлением Совмина СССР N 1072, включаются в себестоимость банковских услуг и учитываются при исчислении банком налога на прибыль.
     
     Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежит право хозяйственного ведения.
     
     Таким образом, амортизационные отчисления по объектам недвижимого имущества, принадлежащим организации на праве хозяйственного ведения, начисляются с момента государственной регистрации права хозяйственного ведения. Суммы амортизационных отчислений по объектам недвижимости, включенных в себестоимость банковских услуг, учитываются при исчислении банком налога на прибыль.
     

     Банк просит дать разъяснения по порядку налогообложения в 2000-2001 годах операций с памятными монетами из драгоценных металлов, являющимися валютой Российской Федерации, а именно: относились ли на расходы, уменьшавшие налогооблагаемую базу, расходы в виде разницы между номинальной стоимостью монеты и ценой приобретения, возникавшие из-за особого порядка учета памятных монет (отрицательные реализованные курсовые разницы);
     
     с какой суммы исчислялся налог на прибыль: с разницы между ценой реализации монет и ценой их приобретения или между ценой реализации и номиналом?

     
     Согласно инструкции Банка России от 27.12.1995 N 33 "О порядке выпуска в обращение в Российской Федерации памятных монет" памятные монеты из драгоценных металлов могут обращаться как в качестве средства платежа по номинальной стоимости (как валюта Российской Федерации), так и в качестве предметов коллекционирования, инвестирования, тезаврации (как валютные ценности) по иной стоимости, отличающейся от номинальной.
     
     Согласно ст. 141 ГК РФ валюта Российской Федерации и драгоценные металлы - это имущество, признаваемое валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяется Законом РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".
     
     В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) при определении прибыли от реализации иного имущества учитывалась разница между продажной стоимостью и первоначальной стоимостью иного имущества.
     
     Убытки от реализации иного имущества не уменьшали налоговую базу при исчислении налога на  прибыль.
     
     В соответствии с действующим порядком, установленным Банком России, учет операций с драгоценными металлами, включая их переоценку, отражается на счетах бухгалтерского учета банками в валюте Российской Федерации, что не дает оснований для распространения нормы, касающейся учета для целей налогообложения курсовых разниц по иностранной валюте, на операции с драгоценными металлами.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 2116-1 валовая прибыль представляла собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     
     Учитывая изложенное, банки при совершении операций с памятными монетами из драгоценных металлов не должны были уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль на сумму превышения отрицательных разниц над суммами положительных разниц, получаемых при переоценке памятных монет из драгоценных металлов.
     

     Относятся ли расходы банка по уплате налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, на себестоимость банковских услуг?

     
     В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Поэтому источник уплаты налогов устанавливается непосредственно налоговым законодательным актом, регулирующим порядок исчисления и уплаты конкретного вида налога.
     
     Федеральным законом "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" не установлен конкретный источник уплаты названного налога.
     
     Пунктом 20 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями определены виды налогов и иных налоговых платежей, включаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в себестоимость банковских услуг. Отнесение на себестоимость банковских услуг налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, указанным нормативным актом не предусмотрено.
     
     Таким образом, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, уплачивается кредитной организацией за счет собственных средств организации, то есть за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
     

     Является ли банк плательщиком налога на покупку иностранной валюты в случае конвертации валютных денежных средств с валютных счетов организации в российские рубли с зачислением на рублевые счета?

     
     Нормами Федеральных законов от 21.07.1998 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" и от 16.07.1998 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте”" (далее - Закон N 98-ФЗ) не предусмотрено взимание налога на покупку иностранной валюты в случае конвертации валютных денежных средств с валютных счетов организации в российские рубли с зачислением на рублевые счета.
     
     В связи с вышеуказанным банк не будет являться плательщиком налога на покупку иностранной валюты применительно к указанной в письме ситуации.
     

     Уплачивается ли налог на покупку иностранной валюты в случае выплаты иностранной валюты физическим лицам с депозитных счетов, валюта на которые поступила в результате конвертации на валютные счета с рублевых счетов?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 98-ФЗ в состав налогоооблагаемой базы для уплаты налога на покупку иностранной валюты включается сумма в рублях при выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов.
     
     Причем согласно Изменениям и дополнениям N 1 инструкции Госналогслужбы России от 07.08.1997 N 45 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" при выплате наличной иностранной валюты физическому лицу в случае конвертации с рублевых счетов налог исчисляется по курсу коммерческого банка или иной кредитной организации, действующему на день фактической выплаты иностранной валюты.
     
     Таким образом, при выплате физическим лицам наличной иностранной валюты с депозитных валютных счетов, средства на которые поступили в результате конвертации с рублевых счетов, налог на покупку иностранной валюты уплачивается в вышеуказанном порядке.
     

     Кому должны перечислять обменно-валютные пункты собранные суммы налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте: налоговым органам по месту нахождения кредитной организации или по месту нахождения обменно-валютного пункта?

     
     Согласно Указаниям Банка России от 30.07.1998 N 302-У инструкция Банка России от 27.09.1996 N 49 утрачивает силу в связи с введением в действие инструкции Банка России от 23.07.1998 N 75-И,  пунктом 12.15 которой установлено, что открытие и закрытие обменных пунктов кредитной организации (филиала) осуществляется в соответствии с иными нормативными актами Банка России.
     
     Одним из таких нормативных актов является инструкция Банка России от 27.02.1995 N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютнообменных операций уполномоченными банками" (далее - Инструкция N 27), устанавливающая, что банк (или филиал, имеющий право на совершение валютно-обменных операций) открывает обменные пункты только по своему месту нахождения на всей территории, подведомственной соответствующему Главному территориальному управлению Банка России.
     
     Так как валютно-обменные пункты являются внутренними структурными подразделениями кредитных организаций (филиалов), не имеющими отдельного баланса и расчетного счета, они и не могут выступать в качестве самостоятельных плательщиков налогов.
     
     Таким образом, перечислять удержанный у источника налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, должен только банк (филиал) по месту своего нахождения как юридическое лицо, создавшее валютно-обменный пункт.
     
     Причем, согласно Инструкции N 27 место нахождения банка (филиала) является и местом нахождения его валютно-обменных пунктов, то есть он находится в пределах одной территории с точки зрения уровня бюджета, в который надлежит перечислять налог на покупку иностранной валюты.
     
     В связи с изложенным налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, должна перечислять кредитная организация (филиал) по месту своего нахождения.
     

     Признается ли процентным доходом полученный банком-векселедержателем доход в случае погашения векселя банком-векселедателем при условии, что этот вексель не передавался по индоссаменту?

     
     В случае приобретения на вторичном рынке ценных бумаг, по которым условиями обращения не предусмотрен для владельцев ценных бумаг учет дохода, установленного эмитентом, вся разница между ценой реализации и ценой приобретения должна рассматриваться как прибыль, полученная от операции купли-продажи.
     
     В соответствии со ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
     
     Таким образом, процентным доходом может быть признан дисконт по полученному владельцем от векселедателя векселю по цене ниже номинальной при его погашении при условии, что владелец не реализовал этот вексель на вторичном рынке и дождался его погашения.
     

     Подлежат ли включению в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль уплачиваемые банком лицензионный и таможенный сборы?

     
     Порядок формирования затрат, учитываемых при налогообложении банков и иных кредитных организаций, определен Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями.
     
     В соответствии с п. 73 указанного Положения единовременный лицензионный сбор, уплачиваемый банком за лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской и дилерской деятельности, взимаемый в соответствии с Положением о порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 19.09.1997 N 26 (в ред. от 04.11.1997 N 39), относится за счет собственных средств банка, то есть после уплаты налога на прибыль.
     
     В аналогичном порядке, то есть за счет собственных средств банка, производится отнесение затрат по уплате сбора, взимаемого таможенными органами на выдачу лицензии за включение банка в реестр банков в соответствии с приказом ГТК России от 19.09.1995 N 580 "Об утверждении правил ведения реестра банков и иных кредитных учреждений, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами".
     

     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490 Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями на финансовые результаты относятся судебные издержки и арбитражные расходы по делам, связанным с деятельностью банка. Статьей 79 АПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с ведением дел.
     
     Вправе ли был банк относить в 2001 году уплаченную при подаче искового заявления пошлину на себестоимость банковских услуг до выяснения решения, или банк был обязан ждать решения суда и в случае присуждения в пользу банка суммы иска и стоимости судебных расходов должен был рассматривать указанные расходы как дебиторскую задолженность перед банком?

     
     В соответствии с п. 58 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями непосредственно на финансовые результаты банка (операционные расходы) относились судебные издержки и арбитражные расходы по делам, связанным с деятельностью банка.
     
     Причем банк, по нашему мнению, был вправе отнести на операционные расходы судебные издержки и арбитражные расходы после решения суда.
     
Г.В. Зинькова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Просим разъяснить действовавший в 2000 и 2001 годах порядок применения льготы по налогу на прибыль, предусматривавший освобождение от налогообложения прибыли, направленной на покрытие убытка за предыдущий год в течение пяти лет. Имело ли предприятие право на льготу по налогу на прибыль в части прибыли, направленной на покрытие убытка за несколько предыдущих лет?

     
     Пунктом 5 ст. 6 Закона N 2116-1 была предусмотрена льгота для предприятий и организаций, получивших убыток в предыдущем году по данным бухгалтерского учета.
     
     Пунктом 4.5 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) был разъяснен порядок предоставления вышеуказанной льготы.
     
     Для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток [по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)], освобождалась от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
     
     Сумма убытка, на покрытие которого направлялась прибыль, освобождавшаяся от налогообложения, распределялась равными долями на последующие пять лет. Предприятие могло уменьшить прибыль отчетного года (при расчетах нарастающим итогом с начала года или по итогам года) на сумму, соответствовавшую не более чем одной пятой части полученного в предыдущем году убытка.
     
     Если организация получила убыток за несколько предыдущих лет, то она могла заявить указанную льготу в течение пяти лет, следовавших за теми налоговыми периодами, в которых был получен этот убыток. При этом организация была вправе направлять прибыль на покрытие убытка ежегодно по 1/5 части убытка каждого года.
     

     Вышеуказанный порядок переноса убытка на будущее действовал до введения в действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
     

     Имели ли льготы по налогам (прибыль, НДС) в 2000 и 2001 годах организации, направившие часть своей прибыли на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма?
     
     Какая часть прибыли могла быть направлена организацией-инвестором на вышеуказанную кинопродукцию при условии сохранения льготного режима налогообложения?

     
     В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 освобождалась от налогообложения прибыль организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, направлявшаяся на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. Порядок и условия выдачи удостоверения национального фильма устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
     
     Согласно Закону N 2116-1 учреждения и организации сумму налога на прибыль исчисляли исходя из фактически полученной прибыли, подлежавшей налогообложению с учетом предоставленных льгот, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Вышеуказанная льгота предоставлялась в течение всего налогового периода (календарного года). Законом не было предусмотрено ограничений в отношении доли прибыли, которая могла быть направлена организацией-инвестором на производство и тиражирование кинопродукции.
     
     Документами, подтверждающими право на применение льготы организациями, направившими прибыль на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, являлись, в частности, удостоверение национального фильма, смета национального фильма и договор организации с производителем национального фильма, а также платежные документы, свидетельствующие о перечислении средств на указанные цели.
     
     С 1 января 2002 года введена в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, в соответствии с которой налоговые льготы и налоговые вычеты отменены.
     
     Что касается НДС, то согласно подпункту 21 п. 2 ст. 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ от обложения НДС освобождены работы (услуги) по производству кинопродукции, выполненные (оказанные) организациями кинематографии, права на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. При этом для организаций, направивших часть прибыли на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость льгот не предусмотрено.
     

     Согласно Закону N 2116-1 не подлежала налогообложению прибыль предприятий, применявших труд инвалидов, при направлении ими не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.
     
     В Федеральном законе от 06.08.2001 N 110-ФЗ об указанной льготе ничего не говорится. В связи с этим возникает вопрос, чем руководствоваться с 1 января 2002 года малым предприятиям, имеющим в своей численности более 50% инвалидов, при исчислении налога на прибыль?
     
     В 2000 году работнику предприятия, инвалиду ВОВ, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 937 была предоставлена субсидия на улучшение жилищных условий. В 2000 году предприятие льготу (абзац 6 п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1) не применило, так как выданной субсидией работник предприятия смог документально воспользоваться только в 2001 году. Могло ли предприятие заявить льготу согласно абзацу 6 п. 6 ст. 6 указанного Закона в 2001 году, если сумма выданной в 2000 году субсидии составила 78% от прибыли предприятия?

     
     Согласно Закону N 2116-1 не подлежала налогообложению прибыль предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.
     
     Инструкцией N 62 был установлен перечень социальных нужд инвалидов. Так, к социальным нуждам инвалидов, работающих на данном предприятии, относились: оказание медицинской помощи; обеспечение лекарственными препаратами; санаторно-курортное лечение; обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, тифлотехникой, сурдотехникой и другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры и спорта и иных сфер жизни; социально-бытовое, транспортное и коммунальное обслуживание; общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование; создание новых рабочих мест; создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; обеспечение инвалидов транспортом для доставки к месту работы и с работы; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре (приспособление к потребностям инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой информации, зданий и сооружений культурно-бытового и отдельных зданий производственного назначения).
     
     При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включались инвалиды, работавшие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
     
     Как мы можем убедиться, в рамках указанной льготы улучшение жилищных условий инвалидов, работающих на данном предприятии, в частности, выдача субсидий для приобретения квартиры, не относились к социальным нуждам инвалидов. Таким образом, предприятие, о котором идет речь в вопросе, не имело права на применение указанной льготы.
     
     Согласно Положению о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 937, субсидия нуждающимся в жилье может предоставляться федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органами  местного самоуправления; предприятиями, организациями, воинскими частями и формированиями.
     
     При этом необходимо иметь в виду, что субсидии работникам предприятий и организаций (за исключением бюджетных) предоставляются за счет средств этих предприятий и организаций.
     
     Таким образом, акционерное общество имело право предоставить субсидию на улучшение жилищных условий своему работнику, инвалиду ВОВ, за счет прибыли, остающейся в распоряжении общества после налогообложения.
     
     С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110 -ФЗ), который дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации главой 25 "Налог на прибыль организаций". Указанной главой установлена пониженная налоговая ставка в размере 24%. Отменены все налоговые льготы и налоговые вычеты.
     
     В связи с отменой всех льгот, предусмотренных действующим законодательством, главой 25 НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой налогоплательщики-организации, использующие труд инвалидов, общественные организации инвалидов, а также налогоплательщики-учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, могут принимать на уменьшение налоговой базы расходы, направленные на цели социальной защиты инвалидов, на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов (подпункты 38 и 39 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом для организаций, использующих труд инвалидов, должны быть соблюдены следующие условия: от общего числа работников такой организации инвалиды должны составлять не менее 50%, и доля заработной платы инвалидов в расходах на оплату труда должна составлять не менее 25%.
     
     Целями, обеспечивающими социальную защиту инвалидов, признаются улучшение условий инвалидов, создание рабочих мест для инвалидов, защита прав и законных интересов инвалидов, мероприятия по их реабилитации, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, включая взносы на содержание общественных организаций инвалидов.
     
     Статьей 264 НК РФ установлены ограничения по видам товаров, доходы от производства и (или) реализации которых могут быть приняты в расходах, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту населения. Это подакцизные товары, минеральное сырье, другие полезные ископаемые и иные товары по перечню, определяемому Правительством РФ.
     

     Наш кооператив, созданный в соответствии с Федеральным законом "О кредитных потребительских кооперативах граждан", является некоммерческой организацией, основной и исключительной целью своей деятельности ставит предоставление займов своим пайщикам. При этом плату за пользование займами мы учитывали как доход от предпринимательской деятельности и уплачивали налог на прибыль с сумм превышения доходов над расходами.
     
     Одновременно, преследуя социальные цели, кооператив оплачивал долевое участие в строительстве жилья, направляя на эти цели часть прибыли кооператива. Следуя норме Закона N 2116-1, кооператив уменьшал налогооблагаемую прибыль на сумму фактически произведенных затрат на финансирование долевого участия в жилищном строительстве, соблюдая установленные этим Законом ограничения (содержание жилья на балансе кооператива в течение не менее двух лет). По правилам организованного таким образом фонда взаимных вложений в недвижимость пайщик, в чью пользу приобретена квартира, погашает инвестиционные затраты регулярным внесением паевых взносов в течение пяти лет. В течение этого срока вселяется и проживает в квартире по договору найма с кооперативом.
     
     Применяемая кооперативом льгота была определена Законом N 2116-1 для предприятий "всех отраслей народного хозяйства", однако налоговая инспекция поставила под сомнение принадлежность нашего кооператива к отраслям народного хозяйства и правомерность применения льготы. Просим высказать ваше мнение по данному вопросу.

     
     Подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1 была предусмотрена инвестиционная льгота по налогу на прибыль, предоставляемая при определенных условиях:
     
     - предприятиям отраслей сферы материального производства при направлении ими прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
     
     - предприятиям всех отраслей народного хозяйства при направлении ими прибыли на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     При отнесении предприятий и организаций к сфере материального производства и непроизводственной сфере следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР.
     
     Согласно вышеназванному Классификатору классификационной единицей отрасли является состоящее на самостоятельном балансе предприятие, учреждение, организация. Каждое отдельное предприятие (организация), в зависимости от характера основного вида деятельности, может быть отнесено к одной какой-либо отрасли народного хозяйства.
     
     Отрасли народного хозяйства, с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода, разделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу.
     
     К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
     
     Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности.
     
     Ввиду того, что организация, о которой идет речь в вопросе, занимаясь финансовой деятельностью (предоставление займов членам кооператива), не создает материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения, то она по виду своей деятельности относится к непроизводственной сфере и, следовательно, может быть отнесена к соответствующей отрасли народного хозяйства.
     
     Что касается права на инвестиционную льготу по жилищному строительству, то в связи с недостаточностью информации дать конкретный ответ не представляется возможным. Вместе с тем, если организация применяла порядок финансирования расходов на приобретение жилья по его содержанию и использованию, предусмотренный подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1, то она при соблюдении всех установленных Законом ограничений имела право на льготу.
     
Е.Ю. Лунина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Как в 2000 и 2001 годах учитывался для целей налогообложения прибыли предприятия отрицательный результат от безвозмездной передачи объектов жилого фонда в ведение органа местного самоуправления?

     
     Пунктом 6 ст. 2 Закона N 2116-1 был определен состав доходов организации от внереализационных операций.
     
     Одновременно указанной статьей был предусмотрен перечень исключений по определению внереализационных доходов для целей налогообложения.
     
     В частности, не учитывалась при налогообложении (у стороны-получателя) стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, передававшихся в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления.
     
     Что касается организации, которая осуществляла передачу объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, то согласно действовавшему в то время законодательству отрицательный результат от безвозмездной передачи основных фондов и иного имущества не должен был уменьшать налогооблагаемую прибыль.
     

     Как правильно отразить для целей бухгалтерского учета и налогообложения проценты за пользование краткосрочными кредитами, выдаваемыми ломбардами физическим лицам под залог движимого имущества?

     
     В соответствии со ст. 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями-ломбардами, имеющими соответствующую лицензию. Правила кредитования граждан ломбардами под залог принадлежащих гражданам вещей устанавливаются законом в соответствии с ГК РФ.
     
     В связи с изложенным считаем, что проценты за пользование краткосрочными кредитами, выдаваемыми ломбардами физическим лицам, следует учитывать в составе доходов от обычных видов деятельности согласно Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
     
     Указанные средства включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в порядке, определенном Законом N 2116-1 как выручка от реализации продукции (работ, услуг).
     

     0рганизация, основным видом деятельности которой является сдача в аренду офисных помещений, получила банковский кредит для строительства здания. По этому кредиту после ввода здания в эксплуатацию продолжали начисляться и выплачиваться проценты. Вправе ли была организация при исчислении налогооблагаемой прибыли вычитать проценты, исчисленные и уплаченные после ввода здания в эксплуатацию? Можно ли было при недостатке прибыли текущего года на погашение процентов текущего года учесть образовавшийся убыток при налогообложении прибыли следующих лет?

     
     Согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, организации вправе включать в первоначальную стоимость основных средств начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этих объектов.
     
     Если же проценты за пользование банковским кредитом начислены после принятия к учету объекта основных средств, то данные затраты рассматриваются согласно п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, как операционные расходы.
     
     Включение в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, сумм процентов по кредитам, связанным с приобретением основных средств, Положением о составе затрат не было предусмотрено.
     
     В соответствии с Законом N 2116-1 и Инструкцией N 62 была предусмотрена льгота для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета, за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), в виде освобождения от уплаты налога части прибыли, направленной на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
     
     При этом необходимо учитывать, что при определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимались понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год принимался также убыток по курсовым разницам.
     
     Следовательно, убыток, полученный в соответствии с правилами бухгалтерского учета от погашения процентов по кредитам на приобретение основных средств, не мог быть учтен при налогообложении прибыли следующих лет.
     

     Как следовало отражать в 2001 году для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения просроченную дебиторскую задолженность организации, которая не была истребована?

     
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ, или оказание услуг)" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 31.07.1995 N 783) обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (вьполненные работы, оказанные услуги).
     
     При этом предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации суммы не истребованной кредитором задолженности по обязательствам, вытекающим из указанных сделок, подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.
     
     В связи с введением в действие с 1 января 2000 года Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 вышеуказанный порядок списания неистребованной дебиторской задолженности для целей бухгалтерского учета на убытки предприятия-кредитора не является обязательным.
     
     В случае если не истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность, по которой истек предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении 4 месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) была списана для целей бухгалтерского учета на убытки и отнесена на финансовые результаты организации-кредитора, сумма списанной задолженности не должна уменьшать финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли организации-кредитора.
     
     При оплате дебиторами просроченной дебиторской задолженности эти суммы отражались для целей налогообложения в составе прочих внереализационных доходов и подлежали обложению налогом на прибыль в порядке, установленном Законом N 2116-1.
     
В.А. Угревицкая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Статьей 117 НК РФ предусмотрена ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа в процентах от доходов, полученных организацией за определенный период времени. Доход в этих целях согласно ст. 41 указанного Кодекса должен определяться в соответствии с его главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций", "Налог на доходы от капитала". Ссылки в данной статье согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы. Что следует понимать под доходом организации в целях применения ст. 117 НК РФ?

     
     В соответствии со ст. 117 НК РФ ведение деятельности организаций без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа, размер которого устанавливается в процентном отношении к доходам, полученным в течение определенного времени в результате такой деятельности.
     
     Статьей 41 НК РФ установлено, что доходом признается экономическая выгода, определяемая для организаций, в соответствии с главой "Налог на прибыль организаций".
     
     Так, в соответствии со ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
     
     Статьей 4 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) установлено, что ссылки, в частности в ст. 41 части первой НК РФ, на недействующие главы части второй НК РФ до введения их в действие приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
     
     С учетом этого, до вступления в силу главы 25 НК РФ доход, применительно к ст. 41 НК РФ, должен был определяться в соответствии с Законом N 2116-1, и штраф, предусмотренный ст. 117 НК РФ, должен был исчисляться в процентном отношении от суммы прибыли, определяемой в соответствии с положениями названного Закона.
     

     В целях управления имеющимися активами (ценными бумагами) ОАО заключило договор с управляющей компанией - ООО. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более пятисот обязано поручить ведение и хранение реестра акционеров общества специализированному регистратору, а также обязано проводить ежегодную аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности. Согласно Закону "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль от реализации ценных бумаг должна была определяться как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их реализации. Имело ли право ОАО учитывать в целях налогообложения произведенные им расходы по оплате услуг по управлению, аудиторских услуг и услуг по ведению реестра, так как они были расходами по оплате услуг, необходимых для осуществления реализации ценных бумаг?

     
     Законом N 2116-1 было установлено, что прибыль от реализации ценных бумаг определялась как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.
     
     Инструкцией N 62 было определено, что к расходам по оплате услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг для целей налогообложения относились суммы, уплачивавшиеся специализированным организациям за консультационные, информационные и регистрационные услуги; вознаграждения, выплачивавшиеся организациям, с участием которых были приобретены ценные бумаги, и иные расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг.
     
     Затраты по оплате следующих услуг: по управлению, аудиторских фирм, ведению реестра - к перечисленным расходам не относились, в связи с чем в целях налогообложения приниматься были не должны.
     
В.А. Полыхалов,
советник налоговой службы I ранга
     

     Организация получила в 2001 году от должника дебиторскую задолженность, списанную на финансовые результаты предприятия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" и постановлением Правительства РФ от 18.08.1995 N 817 "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)". Учетная политика учета выручки предприятия - "по отгрузке и предъявлении расчетных документов". Как организация должна была исчислить налог на прибыль? Могла ли она списать дебиторскую задолженность на внереализационные расходы организации по истечении срока исковой давности?

     
     В соответствии с п. 13 Положения о составе затрат для целей налогообложения (кроме акцизов) выручка от реализации продукции (работ, услуг) определялась до введения главы 25 НК РФ либо по мере ее оплаты [при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу], либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
     
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" и постановлением Правительства РФ от 18.08.1995 N 817 "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" не истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении четырех месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) в обязательном порядке  должна была списываться на убытки и относиться на финансовые результаты организации-кредитора.
     
     Дебиторская задолженность организации числилась на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".
     
     При поступлении денежных средств по погашению дебиторской задолженности, списанной как неистребованная и числившейся на забалансовом счете 007, в отчетном периоде в Справке "О порядке определения данных, отражавшихся по строке 1 “Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли”" (приложение N 4 к Инструкции N 62, до 06.10.2000 - Приложение N 11 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37) по свободной строке 5 организация производила корректировку налогооблагаемой прибыли на сумму списанной ранее и полученной организацией дебиторской задолженности, отраженной в бухгалтерском учете организации в составе внереализационных доходов. Таким образом, двойного налогообложения не происходило.
     
     В соответствии с п. 15 Положения о составе затрат в состав внереализационных расходов организации, уменьшавших налогооблагаемую прибыль, включались убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания.
     
     При этом следует иметь в виду, что ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
     
     С учетом изложенного, дебиторская задолженность, срок исковой давности по которой истек, могла быть списана на финансовые результаты, учитывавшиеся для целей налогообложения.
     

     На балансе организации находятся детский сад, профилакторий, общежитие, дом отдыха и другие объекты соцкультбыта. В соответствии с подпунктом "б" п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1 предприятие имело право на уменьшение налогооблагаемой прибыли на фактически произведенные затраты на содержание этих объектов в пределах нормативов.
     
     Что включалось в 2001 году в затраты организации на содержание объектов соцкультбыта? Налоговая инспекция дала разъяснение, что это затраты на содержание основных фондов. Так ли это?

     
     В соответствии с подпунктом "б" п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных за-тратах и расходах за счет прибыли, остававшейся в распоряжении предприятия, уменьшалась на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находившихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принималась в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находились указанные объекты и учреждения.
     
     В затратах и расходах организации по содержанию названных объектов и учреждений учитывались затраты и расходы по их текущему содержанию, поименованные в Экономической классификации расходов бюджетов в Российской Федерации Бюджетной классификации в соответствии с приказом Минфина России от 25.05.1999 N 38н "Об утверждении указаний о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации", за исключением затрат организации на содержание общежития, относящегося к жилищному фонду организации, в части коммунальных услуг (п. 11 приложения к письму МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 ), а также в Положении о составе затрат.
     
А.А. Альферович,
советник налоговой службы III ранга
     

     В поставках товарно-материальных ценностей для государственных нужд (в том числе для РАО "ЕЭС России", предприятий жилищно-коммунального хозяйства и т.д.) участвует значительное количество посредников, которые поставляют эти ценности по завышенным ценам. Искусственно завышая себестоимость, посредники скрывают реальный размер прибыли.
     
     Может ли МНС России обязать все государственные предприятия публиковать информацию о ценах на фактически приобретенные ценности?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
     
     Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
     
     При этом п. 3 указанной статьи НК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
     
     Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4-11 ст. 40 НК РФ.
     
     Пунктом 10 этой статьи установлено, что при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены по- следующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
     
     В соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
     
     Таким образом, в целях практического применения налоговыми органами этой статьи необходима официальная информация о рыночных ценах, которой в настоящее время недостаточно.
     
     В связи с этим в случае, если информация о ценах на товарно-материальные ценности будет официально опубликовываться соответствующим органом, она будет заслуживать внимания.
     
     Одновременно сообщаем, что действующим законодательством не предусмотрено право МНС России обязывать организации публиковать информацию об указанных ценах