Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложнии субъектов малого предпринимательства


О налогообложнии субъектов малого предпринимательства

     

А.А. Дмитриева,
инспектор налоговой службы I ранга     
     

     Может ли организация, являющаяся ломбардом, применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, учитывая п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ, согласно которому под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают кредитные организации?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ) под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают, в  частности, кредитные организации.
     
     Статьей 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Федеральным законом.
     
     Что касается лицензирования деятельности ломбардов, то такая деятельность согласно постановлению Правительства РФ от 09.10.1995 N 984 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности ломбардов" осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Кроме того, принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов регулируется ст. 358 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). При этом данные отношения (договор о залоге) оформляются выдачей ломбардом залогового билета, в то время как отношения, возникающие по кредитному договору, регулируются ст. 819 ГК РФ, в соответствии с которой банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
     
     Таким образом, ломбарды не относятся к кредитным организациям и в соответствии с Законом N 222-ФЗ вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
     

     Каким законом Российской Федерации, устанавливающим критерии отнесения организации к субъекту малого предпринимательства, следует руководствоваться организациям при переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности: только Законом N 222-ФЗ или принимать также во внимание Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ?

     

     Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) определяет общие положения в области поддержки и развития малого предпринимательства и действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
     
     Статьей 3 Закона N 88-ФЗ установлены определенные критерии, в соответствии с которыми коммерческие организации признаются субъектами малого предпринимательства. Согласно этой же статье к субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
     
     В соответствии с положениями Закона N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого предпринимательства.
     
     Согласно ст. 2 Закона N 222-ФЗ субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности являются индивидуальные предприниматели и организации (субъекты малого предпринимательства) с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
     
     Таким образом, нормы Закона N 222-ФЗ ограничили круг субъектов малого предпринимательства, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
     
     Поскольку действующим законодательством о налогах и сборах не раскрывается понятие "субъект малого предпринимательства", при переводе организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности следует руководствоваться ст. 3 Закона N 88-ФЗ и Законом N 222-ФЗ.
     

     Должна ли организация представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, за приобретение у них товаров для конечного использования в своей предпринимательской деятельности?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в том числе налог на доходы физических лиц), за исключением некоторых налогов и сборов, перечисленных в данной статье Закона N 148-ФЗ.
     
     Исходя из этого индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных ст. 3 Закона N 148-ФЗ, и уплачивающие единый налог на вмененный доход, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, полученных от таких видов деятельности.
     
     В связи с этим положения главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) на указанные доходы индивидуальных предпринимателей не распространяются.
     
     Согласно положениям ст. 230 НК РФ налоговые агенты не представляют в налоговый орган сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
     
     Таким образом, организация - налоговый агент не предъявляет в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных индивидуальному предпринимателю за приобретенные товары, продукцию, выполненные работы (услуги), только в случае, если индивидуальный предприниматель предъявил такой организации документы, подтверждающие его государственную регистрацию и постановку на учет в налоговом органе.
     
     В остальных случаях налоговые агенты представляют налоговым органам сведения о выплаченных физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном ст. 230 НК РФ.
     

     Правомерно ли установление в региональном законодательстве об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности двух объектов налогообложения: совокупного дохода и валовой выручки?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 222-ФЗ объектом налогообложения единым налогом для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     Таким образом, Закон N 222-ФЗ допускает установление в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации только одного объекта налогообложения: совокупного дохода или валовой выручки за отчетный период по выбору органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
     
     Однако следует учитывать, что до принятия соответствующих изменений в нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, устанавливающий объекты налогообложения для организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, или до отмены отдельных его положений как не соответствующих федеральному законодательству о налогах и сборах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, нормы данного регионального закона подлежат применению на территории этого субъекта.
     

     Возможен ли перевод на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства индивидуальных предпринимателей, осуществляющих покупку, продажу и иные операции с векселями? Является ли индивидуальный предприниматель в этом случае профессиональным участником рынка ценных бумаг?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 222-ФЗ под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают субъекты малого предпринимательства, являющиеся, в частности, профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
     
     Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) установлено, что к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 Закона N 39-ФЗ. При этом данные виды деятельности связаны с эмиссией и обращением эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента и особенностей осуществляемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг деятельности.
     
     Согласно ст. 2 Закона N 39-ФЗ под эмиссионной ценной бумагой понимается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая одновременно характеризуется определенными данной статьей признаками, а именно:
     
     - закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Законом N 39-ФЗ формы и порядка;
     
     - размещается выпусками;
     
     - имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
     
     Согласно ст. 815 ГК РФ векселем является ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы; отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и простом векселе.
     
     Учитывая изложенное, вексель не относится к эмиссионным ценным бумагам.
     
     Таким образом, индивидуальный предприниматель, осуществляющий куплю, продажу и иные операции с векселями, не обязан быть профессиональным участником рынка ценных бумаг, в связи с чем при осуществлении указанных видов деятельности он имеет право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в порядке, предусмотренном Законом N 222-ФЗ.
     

     В соответствии с Законом N 148-ФЗ к сферам, подлежащим переводу на уплату единого налога, относится, в частности, розничная торговля. Правомерно ли привлечение организаций, осуществляющих деятельность по продаже физическим лицам недвижимого имущества (квартир, домов, дач), в качестве плательщиков единого налога на вмененный доход?

     
     Статьей 3 Закона N 148-ФЗ определены виды предпринимательской деятельности, подлежащие переводу на уплату единого налога на вмененный доход. Данный перечень сфер предпринимательской деятельности является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
     
     Статьей 17 Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, к которому, в частности, относится и риэлтерская деятельность.
     
     В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании риэлтерской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 N 1407, под риэлтерской деятельностью понимается осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основе соглашения с заинтересованным лицом (либо по доверенности) деятельность по совершению от его имени и за его счет либо от своего имени, но за счет и в интересах заинтересованного лица гражданско-правовых сделок с земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями и правами на них.
     
     Таким образом, риэлтерская деятельность является самостоятельным видом деятельности, который не относится к сферам предпринимательской деятельности, переводимым на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ.