Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог с продаж


Налог с продаж


М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     Принятие Федерального закона от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" (далее - Закон), согласно которому часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) (раздел IX. Региональные налоги и сборы) дополнена главой - "Глава 27. Налог с продаж", обусловлено тем обстоятельством, что в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N П-2 отдельные нормы Федерального закона от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" (далее - Закон N 150-Ф3), который регулирует порядок применения налога с продаж в настоящее время (то есть до 31 декабря 2001 года), признаны неконституционными. В связи с этим согласно решению Конституционного Суда Российской Федерации Закон N 150-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2001 года. Соответственно, утрачивают силу все законы по налогу с продаж, которые действуют в субъектах Россий-ской Федерации.
     
     Нормы Закона, регулирующие порядок применения налога с продаж, вступившего в действие с 1 января 2002 года, соответствуют решениям Конституционного Суда Российской Федерации.

     Вместе с тем сама концепция, то есть принцип взимания налога с продаж, осталась неизменной.

     При рассмотрении положений Закона следует обратить внимание на определенные отличия от действующего законодательства по налогу с продаж.

     Согласно положениям главы 27 НК РФ плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, где установлен налог с продаж.

     В отличие от действовавшего до недавнего времени законодательства по налогу с продаж в главе 27 НК РФ к плательщикам налога с продаж не отнесены филиалы, представительства и другие обособленные подразделения. При этом ст. 355 главы 27 НК РФ предусмотрены особенности исчисления и уплаты налога с продаж по месту нахождения обособленных подразделений организации. Так, если обособленные подразделения осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом с продаж не по месту нахождения своей головной организации, то она уплачивает налог с продаж на территории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется реализация товаров (работ, услуг) обособленными подразделениями.

     Согласно главе 27 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Таким образом, в отличие от действовавшего до недавнего времени порядка, налог с продаж не должен начисляться в случае оплаты товаров (работ, услуг) физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) путем перечисления средств с банковских счетов, денежных переводов и при расчетах векселями. Кроме того, налог с продаж не должен начисляться при реализации товаров (работ, услуг) юридическим лицам.

     В главе 27 НК РФ предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат обложению налогом с продаж. В целом, перечень этих товаров (работ, услуг), приведенный в главе 27 НК РФ, незначительно отличается от действовавшего до 1 января 2002 года перечня товаров (работ, услуг). Так, группа продовольственных товаров дополнена такими товарами первой необходимости, как мука и яйца птицы. Дополнительно освобождаются от обложения налогом с продаж операции по реализации физическим лицам учебной и научной книжной продукции, а также периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного и эротического характера.

     Существенным отличием главы 27 НК РФ от действовавшего до 1 января 2002 года законодательства по налогу продаж является тот факт, что у субъектов Российской Федерации больше нет права дополнять по своему усмотрению установленный перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом с продаж. Таким образом, установленный главой 27 НК РФ перечень товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж, будет единым для всех субъектов Российской Федерации.

     Следует обратить внимание, на то что в главе 27 НК РФ по налогу с продаж установлен налоговый период - календарный месяц. До 1 января 2002 года право определения налогового периода по налогу с продаж было предоставлено субъектам Российской Федерации.

     Максимальный размер ставки налога с продаж сохранен на прежнем уровне, то есть не выше 5%. При этом, в отличие от действующего порядка, не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении отдельных видов реализуемых товаров, выполненных работ и оказанных услуг на территории какого-либо субъекта Россий-ской Федерации.

     В главе 27 НК РФ предусмотрен порядок исчисления налога с продаж, согласно которому сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

     Вместе с тем исходя из действовавшей до 1 января 2002 года практики применения налога с продаж в главе 27 НК РФ предусмотрена норма, согласно которой сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю. Кроме того, предусмотрен порядок исчисления налога с продаж при реализации товаров по договорам комиссии (поручения, агент-ским договорам). Так, в зависимости от условий за-ключенного договора комиссии (поручения, агент-ского договора) обязанность по уплате налога с продаж возлагается либо на комиссионера (поверенного, агента), либо на комитента (доверителя, принципа). Таким образом, согласно данной норме исключается возможность двойного обложения налогом с продаж товаров, реализуемых в рамках договоров комиссии (поручения, агентских договоров).

     В целях обложения налогом с продаж дано определение даты осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг).

     В заключение следует отметить, что главным отличием Закона от действовавшего до 1 января 2002 года законодательства по налогу с продаж является ограниченный срок его действия. Так, основные положения Закона вводятся в действие с 1 января 2002 года и утрачивают силу с 1 января 2004 года.

     Таким образом, наличие двух косвенных налогов (налога с продаж и налога на добавленную стоимость) в налоговой системе Российской Федерации является вынужденной и временной мерой, необходимой на данном этапе развития нашей экономики.