Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Потребительская кооперация в рыночной экономике


Потребительская кооперация
в рыночной экономике

О.Б. Буздалина,
советник налоговой службы I ранга
     

     Особое значение в условиях современной России приобретает развитие потребительской кооперации, основными задачами которой являются создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; производство и реализация товаров через сеть розничной торговли продовольственных и непродовольственных товаров; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг. Деятельность потребительской кооперации регламентируется Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон N 3085-1), который регулирует отношения между гражданами, юридическими лицами, создающими потребительские общества, и государством. В соответствии с Федеральным законом от 28.04.2000 N 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”" потребительская кооперация представляет собой систему потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов, соответственно, потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; районный, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ (далее - союз) - это добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания правовых, информационных и иных услуг. Потребительское общество, созданное в организационно-правовой форме кооператива, является юридическим лицом. Таким образом, налогоплательщиком потребительской кооперации является юридическое лицо, образованное в форме потребительского кооператива.
     
     Порядок жизнедеятельности потребительских обществ и их союзов определен Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и другими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время Закон N 3085-1, в ред. от 28.04.2000, содержит четкие определения таких понятий, как районный союз потребительских обществ, областной (краевой, республиканский) союз потребительских обществ, центральный союз. Кроме того, за потребительской кооперацией закреплена еще одна задача: пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, в том числе через средства массовой информации. Изложен также порядок образования, реорганизации и ликвидации потребительского общества. Вышеуказанные положения рассмотрены отдельно и для союза потребительских обществ.
     

     В настоящее время потребительская кооперация имеет довольно неустойчивое экономическое положение. Слабое распространение кооперативной идеологии привело к потере позиции кооперативов в городах. Однако их возможно вернуть. Несмотря на жесткие методы конкуренции, потребительская кооперация может ее выдержать, например участвуя в роли конкурента на сформировавшихся в последнее время рынках по продаже продовольственных товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции; организуя магазины в городах и рабочих поселках.
     
     Несмотря на все сложности, связанные с переходным периодом, потребительская кооперация адаптируется к новым условиям, что влечет, в свою очередь, применение тех методов хозяйствования, которые свойственны рыночной экономике.
     
     Так, например, свободное ценообразование на предприятии является составной частью экономического механизма, а также важным способом обеспечения эффективного хозяйствования. Это означает, что организации и предприятия потребительской кооперации самостоятельно устанавливают цены на производимую продукцию, торговые надбавки и наценки, что в современных условиях определяет успех любого предприятия, который во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования.
     
     Одной из основополагающих проблем, связанных с реформированием деятельности потребительских кооперативов Российской Федерации, является объединение потребительских обществ в союзы.
     
     На 119 общем Собрании представителей потребительских кооперативов России была принята Программа "О стабилизации и развитии потребительской кооперации Российской Федерации". В Программе идет речь об организационной структуре потребкооперации, четком определении отношений между членами союза по вертикали, разграничении функции управления. В условиях перехода к рыночным отношениям предприятиям потребкооперации предстоит преодоление конкуренции частных предприятий. Необходимо создать благоприятный климат для нормального функционирования предприятий потребительской кооперации. Для этого следует использовать методы неценовой конкуренции, что позволит расширить сферы деятельности кооперативных предприятий и организаций.
     
     Со стороны Правительства РФ принимаются меры, направленные на повышение роли потребительской кооперации. Так, постановлением Правительства РФ от 07.01.1999 N 24 "О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием" намечены основные направления улучшения эффективности их деятельности, в том числе:
     
     - оказание организациям потребительской кооперации поддержки в их деятельности по увеличению объемов закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, переработки этой продукции, продажи населению и поставок для государственных нужд за счет максимального восстановления сети приемо-заготовительных пунктов, складов, овощехранилищ;
     
     - выделение организациям потребительской кооперации площадей на муниципальных и других рынках для осуществления торгово-закупочной деятельности; направление средств региональных лизинговых фондов для обеспечения организаций потребительской кооперации оборудованием для пищевых и перерабатывающих предприятий, складским и торговым оборудованием, автотранспортом;
     
     - содействие в реализации принятых потребительскими обществами и их союзами программ стабилизации и развития потребительской кооперации, предусматривающих практические меры по расширению заготовительной, производственной и торговой деятельности; предоставить предприятиям потребительской кооперации отсрочку погашения задолженности организаций потребительской кооперации по платежам в федеральный бюджет;
     
     - погашение задолженности организаций и предприятий потребительской кооперации за работы, финансируемые за счет средств федерального бюджета;
     
     - предоставление отсрочки по таможенным платежам при ввозе технологического оборудования на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Вышеуказанное постановление Правительства РФ предлагает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления реализовывать меры государственной поддержки предприятиям посредством заключения соответствующего соглашения.
     
     Согласно Закону N 3085-1 на региональном уровне возможно предоставление льгот в случае реализации определенных государственных программ.
     
     Так, в Новгородской области заключено соглашение между администрацией одного из районов и районными потребительскими обществами, в соответствии с которым Администрация района оказывает содействие согласно действующему законодательству предприятиям потребительской кооперации в получении инвестиций на строительство новых и расширение действующих производств заготовительно-перерабатывающего комплекса. Кроме того, предприятия потребительской кооперации района освобождаются от уплаты налогов в части, перечисляемой в районный бюджет, а именно: на имущество, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, - а также предоставляется льготная ставка аренды магазинов.
     
     В соответствии с законодательством Российской Федерации предприятиям предоставляются льготы и на федеральном уровне.
     
     Согласно ст. 297 НК РФ организации системы потребительской кооперации, входящие в состав Союза потребительских обществ Российской Федерации, вправе в расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) включать дополнительно (кроме расходов, указанных в ст. 254-265, 268, 269 НК РФ) следующие расходы:
     
     - отчисления на содержание потребительских обществ и их союзов;
     
     - проценты, выплачиваемые за привлекаемые у пайщиков и других граждан заемные средства;
     
     - отчисления в фонд развития потребительской кооперации, начисляемые организациями потребительской кооперации в размере до 6% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный (налоговый) период.
     
     Эти и другие принимаемые Правительством РФ меры позволят повысить роль потребительской кооперации в экономике страны.