Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Наука — основа всех перспективных разработок ГНИВЦ МНС России


Наука — основа всех перспективных разработок ГНИВЦ МНС России


Ю.П. Калинин,
директор гнивц мнс россии, д.т.н., профессор
     

В.В. Деев

начальник научно-исследовательской лаборатории, д.т.н., профессор
     
Н.Н. Тютюнников,
старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории,
к.т.н.
     

1. Общие положения

     
     Наука в широком смысле является сферой человеческой деятельности, осуществляющей выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, и формой общественного сознания, базирующейся на исторически развивающейся системе достоверных, логически непротиворечивых знаний о законах природы, общества и мышления.
     
     В науке, так же как и в любой сложной социальной системе, люди не только реализуют свои цели, но и создают продукты или предметы, которые становятся необходимыми составными частями данной сферы человеческой деятельности. Научная деятельность всегда должна иметь практическую направленность, что подчеркивается в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ) при определении научной (научно-исследовательской) деятельности, под которой понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
     
     В соответствии с Законом N 127-ФЗ целью научной деятельности является получение научных и/или научно-технических результатов, служащих выпуску научной и/или научно-технической продукции. Научная деятельность должна осуществляться прежде всего для научно-технической деятельности, под которой понимается деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
     
     Именно в научно-технической деятельности осуществляется взаимосвязь науки и практики.
     
     Наука в СССР занимала весьма привилегированное положение и достаточно хорошо финансировалась, исследования велись по всем направлениям фундаментальных и прикладных наук и дали немало выдающихся открытий. Однако отсутствие эффективного механизма внедрения научных достижений в гражданских областях промышленности привело к тому, что СССР в последнее десятилетие своего существования утратил передовые позиции по ряду важных для страны направлений развития технологий.
     
     В России реформирование научной сферы пришлось на исключительно сложный период перехода к рыночной экономике. Ассигнования на науку из федерального бюджета в течение 1991-1996 годов сократились в 6 раз, среднемесячная заработная плата - почти в 3 раза, численность, занятых в науке, уменьшилась за этот период в 2 раза.
     

     Понимая всю сложность создавшегося положения в области российской науки, Президент Российской Федерации и Правительство РФ приняли ряд документов, основными целями которых являются:
     
     - преодоление кризисного состояния в научно-технической сфере;
     
     - обеспечение государственной поддержки развития российской науки и техники;
     
     - осуществление скоординированных действий, направленных на сохранение и развитие научного потенциала страны;
     
     - повышение эффективности использования научно-технического потенциала страны.
     
     Одним из основных условий достижения поставленных государством целей является хорошее финансирование науки. В соответствии со ст. 15 Закона N 127-ФЗ средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должны выделяться из федерального бюджета в размере не менее 4% расходной части федерального бюджета.
     
     Выполнение этого условия можно проследить за последние 5 лет на основе данных из федеральных законов о федеральном бюджете на 1997-2001 годы.
     
     Анализируя объемы расходов на науку в России в целом, а также в МНС России в частности, можно сделать следующие выводы:
     
     - динамика изменения расходов на науку в МНС России практически полностью повторяет тенденции, наблюдаемые в государстве (см. табл. 1);
          

Таблица 1

Объемы расходов на науку в федеральном бюджете Российской Федерации

     

  
 

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.*1

2001 г.*1

Расходы в бюджете (тыс. руб.)

529 765 200,0

499 945 200,0

575 046 600,0

1 014 196 300

1 193 482 900

Расходы

Всего (тыс. руб.)

15 257 501,2

11 157 881,0

11 634 490,4

15 926 668,6

22 093 972,1

государства на науку

% от расходов государства

2,88

2,23

2,02

1,57

1,85


 

Всего (тыс. руб.)

6 120 045,4

5 367 105,9

4 150 720,0

15 720 342,4

20 433 595,6

Расходы МНС

% от расходов государства

1,16

1,07

0,72

1,55

1,71

России
на науку


В т.ч.

Всего (тыс.руб.)


 


 

9,859,0

12,225,2

18 225,2


 

на НИОКР

% от расходов


 

  

  
 

 0,23

0,08

0,09


     _____
     *1 без учета дополнительных доходов.

     

     - по мере стабилизации экономики и увеличении расходной части федерального бюджета в абсолютном отношении расходы на науку практически не увеличиваются (см. рис. 1);     
     


Рис. 1. Динамика роста расходов государства, в том числе на науку

          
     - с увеличением расходов из федерального бюджета на МНС России расходы на науку в Министерстве увеличиваются очень незначительно (см. рис. 2);
               


Рис. 2. Динамика роста расходов на МНС России, в том числе на науку

     
     - на сегодняшний день доля расходов на науку в России не только не достигает величин, заложенных в законодательных актах, но и продолжает уменьшаться (за исключением последнего года), а в МНС России доля этих расходов в процентном отношении по сравнению с 1999 годом уменьшилась более чем в 2,5 раза (см. рис. 3).     
     


Рис. 3. Процентное соотношение расходов из бюджета

     Рассмотрим, как выглядит МНС России на фоне других министерств Российской Федерации, федеральных служб, государственных комитетов и других учреждений и организаций, выделенных отдельной строкой в несекретной ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2001 год, утвержденного Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ.
     
     Из 84 объектов, представленных в этом приложении к бюджету, только 50 имеют финансирование по статье 06 "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". Однако это не значит, что в остальных ведомствах нет финансирования на научные исследования. Они могут быть скрыты в других статьях расхода, как, например, в Минюсте России. Более того, кроме специального финансирования на науку, дополнительные расходы на нее могут выделяться также из других статей расхода, как это происходит в Российском авиационно-космическом агентстве.
     
     Проведя анализ процентного выделения расходов на научные исследования по министерствам Российской Федерации, представленный в табл. 2, можно сделать следующие выводы:
     

Таблица 2     

Проценты расходов министерств Российской Федерации
на научные исследования

N

Наименование министерства

Код

%

1

Минпромнауки России

139

78,92

2

Минсвязи России

78

6,71

3

Минэкономразвития России

140

6,40

4

Минобразования России

75

4,07

5

Минздрав России

54

1,48

6

МЧС России

177

0,95

7

МПР России

50

0,86

8

Минсельхоз России

82

0,74

9

Минкультуры России

56

0,46

10

МИД России

310

0,46

11

МПТР России

134

0,30

12

Минэнерго России

20

0,27

13

Минтруд России

148

0,27

14

Минтранс России

104

0,23

15

МНС России

181

0,09

16

Минфедерации России

153

0,08

17

Минфин России  

092

0,007

     
     - только 4 министерства из представленных 17 удовлетворяют требованию Закона N 127-ФЗ о 4% расходной части федерального бюджета в части себя касающейся;
     
     - МНС России возглавляет тройку министерств, в которых на финансирование научных исследований выделяется менее 0,1% от всех расходов на министерство;
     
     - показателен также тот факт, что замыкает этот список Минфин России, у которого расходы на науку составляют всего 0,007%.
     
     Однако руководство МНС России делает все возможное по развитию науки, понимая, что только на основе внедрения новых научных достижений и перспективных технологий в повседневную деятельность Министерства на всех уровнях управления можно добиться повышения собираемости налогов в бюджеты государства и местного самоуправления.
     
     Согласно Положению о МНС России, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 783, МНС России имеет право организовывать проведение научно-исследовательских работ в области налогообложения, взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями с целью выработки предложений о проведении налоговой политики.
     
     Для реализации этого права в целях обеспечения единого комплексного отраслевого подхода к проведению научных исследований, повышения уровня разработок проектов перспективных программ, законодательных и нормативных правовых актов в налоговой сфере, а также реализации квалифицированной экспертизы проектов наиболее важных документов, программ и других разработок, предложений и рекомендаций, относящихся к области функциональной деятельности МНС России, в Министерстве создан научно-методологический совет, занимающийся экспертной, консультативной, координационной и методологической деятельностью по проблемам научного обеспечения развития налоговой системы в Российской Федерациии для защиты экономических интересов государства, стимулирующей роли налоговой политики.
     
     Естественно, что эффективную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, поэтому в области научных исследований МНС России сотрудничает со многими министерствами и службами Российской Федерации, такими как Минфин России, Минпромнауки России, ФСНП России и др., оказывающими серьезное влияние на совершенствование экономической системы Российской Федерации. Для проведения научно-исследовательских работ с целью разработки стратегии развития государственной налоговой политики привлекаются различные ведущие научные организации, в частности Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Институт экономики РАН, ЦЭМИ РАН и НИИРаНС.
     
     Особую роль при проведении научных исследований в интересах МНС России играет Главный научно-исследовательский вычислительный центр МНС России (ГНИВЦ МНС России), который в соответствии с приказом МНС России от 04.10.1999 N АП-3-14/314 (Д) является генеральным подрядчиком на выполнение работ по информатизации Министерства, что оказывает влияние на всю его научно-техническую деятельность, в том числе и на научные исследования.
     

2. Направления научных исследований ГНИВЦ МНС России

     

2.1. Общие положения

     
     Основным направлением научно-технической деятельности ГНИВЦ МНС России является информатизация МНС России, под которой в соответствии с Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ  "Об информации, информатизации и защите информации" понимается организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объ-единений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
     
     Исходя из этого нормативного документа целью всех научных исследований, проводимых в ГНИВЦ МНС России, является разработка научных теоретических и практических вопросов информатизации МНС России, направленной на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного экономического, политического и налогового знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.
     
     Изучением всех этих теоретических и практических вопросов информатизации МНС России и других участников налоговых отношений занимается специализированное направление науки информатики - налоговая информатика, основы и различные проблемы которой разрабатываются в ГНИВЦ МНС России.
     
     Особенностью налоговой информатики является то, что на сегодняшний день практически не описаны особенности формирования налоговой информации, ее хранения и использования в интересах личности, общества и государства. Однако существует прекрасная методологическая база для дальнейшего развития налоговой информатики в изучении общих закономерностей и природы налоговой информации, содержащаяся в научных трудах о налогах, налогообложении, налоговом праве и др., классической из которых стала книга "Налоги" под редакцией доктора экономических наук, профессора Д.Г. Черника, выдержавшая четыре издания*1.
     _____
     *1 Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 544 с.

     
     Однако основное внимание в ГНИВЦ МНС России уделяется не фундаментальным, а прикладным исследованиям. Все базовые направления научных исследований и разрабатываемые в их рамках проблемные вопросы, как представлено на рис. 4, тесно связаны между собой, что объясняется актуальностью этих работ для информатизации МНС России.
     

2.2. Развитие компонентов налоговой системы для обеспечения
полноты информатизации налоговых органов
и других участников налоговых отношений

     
     Основной методологической проблемой, которая стала на повестку дня после принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), является отсутствие определения налоговой системы Российской Федерации. Обсуждение этой проблемы уже давно идет на страницах монографий и книг ведущих экономистов страны*1, которые понимают под налоговой системой систему налогов и сборов; совокупность налогов и сборов, законодательства о налогах и сборах, налоговых органов; все органы государственного управления и лица, уплачивающие налоги, связанные налоговыми отношениями; взаимосвязанную совокупность действующих условий налогообложения и т.п. Поэтому при проведении исследований первым требующим решения вопросом является дальнейшая разработка методологического аппарата науки о налогах.
     _____
     *1 Гуреев В.И. Российское налоговое право. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997. — 383 с.; Евстигнеев Е.И. Основы налогообложения и налогового права. — М.: ИНФРА—М, 2000. — 120 с.; Налоги. Словарь-справочник / Под ред. Д.Г. Черника. — М.: ИНТРА—М, 2000. — 240 с.
          


     
     Каким же может быть путь развития? Из системного анализа известно, что любая система должна функционировать. Налоговая система функционирует с целью наполнения бюджета, формирования финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранения и пр.). В Российской Федерации с 1992 года функционирует трехуровневая налоговая система, которая реализуется путем ее организации и управления на федеральном, региональном и местном уровнях. Управление налоговой системой неразрывно связано с налоговой системой и без нее не существует.
     
     Целью функционирования налоговой системы является претворение в жизнь налоговой политики как составной части финансовой политики государства, направленной на:
     
     - обеспечение полноценного формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функ-ций и полномочий;
     
     - содействие устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
     
     - обеспечение социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.
     
     В процессе функционирования налоговая система выполняет в экономике страны следующие основные функции:
     

     1) фискальная, то есть наполнение государственного бюджета, бюджетов регионов и местных бюджетов;
     
     2) регулирующая, поскольку налоговая система является мощным инструментом влияния на развитие экономики;
     
     3) перераспределительная (социальная), перераспределяющая доходы между различными категориями населения;
     
     4) контрольная, позволяющая государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы, бюджетной и налоговой политики.
     
     Выполнение контрольной функции налоговой сис-темы возложено на МНС Росси, которое, в частности, участвует в выработке налоговой политики и осу-ществляет ее с целью обеспечения в полном объеме своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей.
     
     Для реализации этих функций служит управление, которое является информационным процессом и в общем виде включает: анализ командной информации, поступившей от внешней среды, и уяснение цели управления; сбор и анализ информации о состоянии управляемой системы и условий ее функционирования; переработку информации и выработку вариантов управления для достижения цели управления; принятие решений, планирование; доведение информации о принятых решениях до управляемой системы; контроль и исполнение в управляемой сис-теме принятых решений.
     
     Для повышения эффективности и качества управления необходимо сделать его продуктивным, то есть направленным на достижение конкретных результатов, реализуемых в виде федеральных законов, нормативных актов и других информационных продуктов, в соответствии с целями налоговой политики государства.
     

2.3. Совершенствование методологии работы налоговых органов для
продуктивного управления налоговой системой Российской Федерации

     
     Основой продуктивного управления налоговых органов является налоговая информация, которая поступает от всех участников налоговых отношений и из системы государственного управления, а также создается самими налоговыми органами.
     
     Природа налоговой информации имеет много особенностей, однако в современной литературе практически не рассмотрены ее различные аспекты, такие как:
     
     - способы представления, обработки и оценивания налоговой информации;
     
     - структура (синтаксис), семантика (содержание) и особенно прагматика (смысл, значение) налоговой информации как для отдельной личности, так и государства и общества в целом;
     
     - приемы, навыки и опыт описания, обработки и использования налоговой информации политологами, экономистами, финансистами, налоговыми органами и налоговой полицией.
     
     Вся совокупность налоговой информации образует единое информационное пространство налоговой системы Российской Федерации, общие закономерности формирования, построения и использования которого в интересах личности, общества и государства еще предстоит долгое время детально изучать.
     
     Однако для осуществления продуктивного управления следует иметь не только всю необходимую информацию. Доступ к огромным объемам информации в то же время затрудняет принятие решений. Это объясняется парадоксом "информационного взрыва", суть которого состоит в том, что "нужной информации мало потому, что ее... слишком много"*1.
     _____
     *1 Семенюк Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. — М.: Наука, 1988. — С. 30.

     
     Поэтому основной проблемой работы с налоговой информацией является не только поиск и выборка необходимых сведений из налогового информационного пространства, но и его свертывание для получения числовых интегральных показателей и документальных информационных единиц, необходимых для принятия решения, с одной стороны, и до-статочных для возможности их обозрения лицом принимающим решения, с другой.
     
     Для решения данной проблемы должны быть созданы специализированные информационно-поисковые и информационно-расчетные интеллектуальные автоматизированные системы, базирующиеся на совокупности методик работы подразделений налоговых органов и комплексе микро- и макромоделей различных аспектов налоговой системы, реализуемых через типовые налоговые информационные технологии.
     

(Продолжение следует.)