Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог на имущество: сложные вопросы исчисления и уплаты


Налог на имущество: сложные вопросы исчисления и уплаты

     
     Г.Ю. Касьянова,
ведущий эксперт Информцентра ХХI века

     
     Предлагаем вниманию читателей наиболее сложные вопросы исчисления и уплаты налога на имущество предприятий.
     

1. Льготы по налогу

     
     Законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации (п. 6 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий», далее - Инструкция N 33).
     
     В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет облагаемого и не облагаемого налогом имущества (п. 6 Инструкции N 33).
     

1.1. Порядок отнесения имущества предприятия к мобилизационным резервам и мощностям

     
     Согласно подпункту «и» п. 6 Инструкции N 33 при исчислении налога на имущество стоимость имущества предприятия, включаемого в налогооблагаемую базу, уменьшается на балансовую стоимость мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва (за вычетом износа по соответствующим объектам).
     
     Создание на предприятии мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов производится на основании договора о выполнении им мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий материально-техническими ресурсами, заключаемого с федеральным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в сфере ведения которого находится конкретная организация (подпункт 6 п. 1 ст. 6, подпункт 7 п. 1 ст. 7 и подпункт 7 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне»).
     

1.2. Предоставление льгот по налогу на законсервированное имущество

     
     Согласно подпункту «ж» ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (далее - Закон N 2030-1) налогом на имущество не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (подпункт «ж» в ред. Федерального закона от 25.04.1995 N 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий”«).
     
     При этом в соответствии с подпунктом «ж» п. 5 Инструкции N 33 к таким запасам относятся материальные ценности предприятий, законсервированные в соответствии с указанным порядком.
     
     В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей на то, что имущество, законсервированное приказом директора предприятия, не подпадает под действие данной льготы, так как приказ директора предприятия не является основанием для ее предоставления. Данный вывод подтверждается также письмом Минфина России от 31.05.1996 N 04-05-06/28.
     

1.3. Расчет налогооблагаемой базы
при осуществлении различных видов деятельности

     
     Достаточно типичной является ситуация, когда одно и то же здание используется для осуществления различных видов деятельности. При этом по имуществу, используемому для определенных видов деятельности, могут быть предоставлены льготы по уплате налога.
     

     Пример.

     
     Часть здания дома культуры сдана в аренду коммерческой организации, которая открыла там ресторан. Согласно подпункту «г» п. 5 Инструкции N 33 от налога на имущество, в частности, освобождается имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры. Таким образом, балансовая стоимость части здания, в которой размещен ресторан, при расчете налога на имущество льготироваться не должна (поскольку она не используется непосредственно для нужд образования и культуры).
     
     Подлежащая включению в налогооблагаемую базу балансовая стоимость помещений, занимаемых такими подразделениями самой организации (или арендуемых сторонними организациями), определяется пропорционально доле занимаемой ими площади в общей площади здания. Предлагаем следующую формулу расчета:
     

Сн = Со х Sн : Sо,

     
     где: Сн - балансовая стоимость налогооблагаемой пло-  щади здания, за вычетом начисленного изно-  са (то есть площади, используемой для разме-  щения объектов, по которым не предоставля-  ется льгота по уплате налога, например в при-  веденной нами ситуации - площадь ресторана);
     
     Со - балансовая стоимость всего здания за выче-  том начисленного износа;
     
     Sн - налогооблагаемая площадь здания (то есть   площадь, используемая для размещения объек-  тов, по которым не предоставляется льгота по   уплате налога);
     
     Sо - общая площадь здания.
     
     Таким образом, поскольку плательщиком налога на имущество является его балансодержатель, при установлении размера арендной платы организации-арендодателю целесообразно учесть в ее сумме размер расходов на уплату налога на предоставляемое в аренду имущество. В этой связи необходимо заметить, что в соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон. Поэтому несмотря на то, что возмещение арендатором суммы налога на имущество действующим законодательством не предусмотрено, арендодатель может установить такой размер арендной платы, который позволит покрыть расходы по уплате данного налога и получить от сдачи имущества в аренду прибыль.
     

1.4. Определение права на получение льготы по налогу на имущество организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50%

     
     В соответствии с подпунктом «и» п. 5 Инструкции N 33 имущество организаций, в среднесписочной численности которых инвалиды составляют не менее 50%, не должно облагаться налогом на имущество.
     
     При определении права на получение указанной льготы по налогу на имущество в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники предприятия, учреждения, организации, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате и выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера (подпункт «и» п. 5 Инструкции N 33).
     
     При расчете среднесписочной численности лиц, не состоящих в штате (выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера), каждое лицо учитывается как целая единица за каждый день фактического выполнения работ. Таким образом, для достоверного определения среднесписочной численности работников и подтверждения права на льготу по налогу на имущество организация должна иметь следующие документы:
        

     по штатным работникам:

      - табель учета использования рабочего времени или табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы. Организация вправе вести учет рабочего времени в любой из этих форм по своему выбору.

          
     При этом в среднесписочной численности не учитываются внутренние совместители (то есть работники, которые в этой же организации помимо основной работы выполняют еще и какую-либо дополнительную работу на условиях совместительства). Такие работники учитываются в среднесписочной численности только один раз - по фактически отработанному времени по основному месту работы;
          

     по лицам, не состоящим в штате (выполняющим работы по договорам гражданско-правового характера):

     - договор на выполнение работ (оказание услуг) с указанием предполагаемых сроков начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);

     - акт (или иной аналогичный по назначению документ) о приемке выполненных работ (оказанных услуг) с указанием точных дат фактического начала и окончания выполнения работ (оказания услуг). Кроме того, в акте могут содержаться сведения о периодах времени, когда выполнение работ (оказание услуг) по каким-либо причинам приостанавливалось. Эти периоды не должны учитываться при подсчете среднесписочной численности.

          
     Если выполнение работ (оказание услуг) продолжается в течение нескольких месяцев, то, на взгляд автора, целесообразно на конец каждого отчетного периода составлять акты, свидетельствующие о фактическом времени продолжения работ (для подтверждения права на льготу по налогу на имущество по окончании I квартала, 1-го полугодия, 9 месяцев и года). Это исключит возможные споры с работниками налоговых органов в случае проведения ими документальных проверок в тот период, когда работы еще не завершены и акт об их полном выполнении не подписан.
     

     При этом может возникнуть ситуация, когда в отдельных кварталах доля инвалидов в среднесписочной численности составит менее 50 %. Действующими нормативными документами порядок использования льгот в этом случае четко не регламентирован.
     
     По нашему мнению, поскольку согласно п. 9 Инструкции N 33 налог на имущество исчисляется нарастающим итогом с начала года, то и определение среднесписочной численности для применения льготы также должно производиться нарастающим итогом с начала года.
     
     Таким образом, возможна ситуация, когда в связи с изменением доли инвалидов в среднесписочной численности работников организация в одних отчетных периодах*1 будет пользоваться льготой по налогу на имущество, а в других - нет. Например, за I квартал льгота используется, по итогам 1-го полугодия право на льготу было утрачено, а за 9 месяцев организация сможет вновь воспользоваться льготой.
     _____
     *1 Напоминаем, что поскольку налог на имущество исчисляется нарастающим итогом с начала года, то отчетным периодом при его расчете являются I квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев и год.
     

1.5. Применение льготы по налогу на имущество предприятиями по переработке
и хранению сельскохозяйственной продукции

     
     Льготу по налогу на имущество имеют предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, перечисленные в п. »б» ст. 4 Закона N 2030-1, при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный год.
     
     Если по результатам работы за год выручка от льготируемых видов деятельности составит менее 70%, то льгота предоставляется только в части имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции (п. «в» ст. 5 Закона N 2030-1).
     
     При использовании указанных льгот следует иметь в виду, что к сельскохозяйственной продукции относится продукция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, принятый постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (подпункт «в» п. 6 Инструкции N 33).
     
     Согласно ст. 1 Закона N 2030-1 плательщиками налога на имущество наряду с предприятиями, организациями, учреждениями являются их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, поэтому если имущество, о котором идет речь в п. «в» ст. 5 Закона N 2030-1, находится на балансе такого подразделения, то льгота должна применяться при расчете налога на имущество именно подразделения.
     

1.6. Применение льготы по налогу на имущество организациями,
выполняющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

     
     В соответствии с подпунктом «к» п. 5 Инструкции N 33 от налога на имущество освобождено имущество научно-исследовательских учреждений, предприятий, государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых за отчетный год научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70%.
     
     При этом может возникнуть ситуация, когда в отдельных кварталах доля научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ составит менее 70 %. Вместе с тем в целом по году доля указанных работ превышает указанный предел. Действующими нормативными документами порядок использования льгот в этом случае четко не регламентирован.
     
     По нашему мнению, поскольку согласно п. 9 Инструкции N 33 налог на имущество исчисляется нарастающим итогом с начала года, то и определение общего объема работ для применения льготы также должно производиться нарастающим итогом с начала года.
     

2. Порядок учета и уплаты налога в бюджет

     
     Налог на имущество подлежит отнесению на финансовые результаты деятельности организации [ст. 22 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об осно вах налоговой системы в Российской Федерации» (далее - Закон N 2118-1), ст. 8 Закона N 2030-1], и его начисление отражается в учете по дебету счета 80 {91}*1 в корреспонденции с кредитом счета 68.
     _____
     *1  Здесь и далее в фигурных скобках приводятся номера счетов согласно новому Плану счетов.
     

     Учет расчетов предприятий с бюджетом по налогу на имущество согласно приказу МНС России от 20.08.2001 N БГ-3-21/292 N 2938 «О внесении изменений и дополнений в инструкцию Госналогслужбы России от 8 июня 1995 года N 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”» ведется на балансовом счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на отдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество». Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается следующим образом:
     
     Д-т 80 «Прибыли и убытки» {91 «Прочие доходы и расходы»} К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество», - начислена сумма налога на имущество;
     
     Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество», К-т 51 «Расчетный счет» - отражена сумма налога на имущество, перечисленная в бюджет.
     
     Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учетом уменьшения стоимости имущества в соответствии с вышеприведенным перечнем объектов, балансовая стоимость которых (за вычетом суммы износа) уменьшает облагаемую базу по налогу на имущество, и ставки налога.
     
     Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период. Поясним это положение на условном примере.
          

Пример.
     

      Расчет суммы налога на имущество, подлежащей уплате в бюджет
     
     Предположим, необходимо рассчитать суммы налога на имущество предприятия, подлежащие уплате в бюджет за I квартал, за 1-е полугодие, за 9 месяцев 2001 года и за весь 2001 год с учетом ранее начисленных платежей.
     
     Предположим, стоимость имущества предприятия:
     

     на 01.01.2001 - 120 000 руб.;
     
     на 01.04.2001 - 110 000 руб.;
     
     на 01.07.2001 - 124 000 руб.;
     
     на 01.10.2001 - 132 000 руб.;
     
     на 01.01.2002 - 140 000 руб.
     
     Ставка налога на имущество - 2%.
     
     Среднегодовая стоимость имущества предприятия за I квартал 2001 года:
     
     (1/2 стоимости имущества на 01.01.2001 + 1/2 стоимости имущества на 01.04.2001) : 4,
     
     (1/2 х 120 000 руб. + 1/2 х 110 000 руб.) : 4 = 28 750 руб.
     
     Среднегодовая стоимость имущества предприятия за 1-е полугодие 2001 года:
     
     (1/2 стоимости имущества на 01.01.2001 + стоимость имущества на 01.04.2001+ 1/2 стоимости имущества на 01.07.2001) : 4,
     
     (1/2 х 120 000 руб. + 110 000 руб. + 1/2 х 124 000 руб.) : : 4 = 58 000 руб.
     
     Среднегодовая стоимость имущества предприятия за 9 месяцев 2001 года:
     
     (1/2 стоимости имущества на 01.01.2001 + стоимость имущества на 01.04.2001 + стоимость имущества на 01.07.2001 + 1/2 стоимости имущества на 01.10.2001) : 4,
     
     (1/2 х 120 000 руб. + 110 000 руб. + 124 000 руб. + 1/2 х х 132 000 руб.) : 4 = 90 000 руб.
     
     Среднегодовая стоимость имущества предприятия за 2001 год:
     
     (1/2 стоимости имущества на 01.01.2001 + стоимость имущества на 01.04.2001 + стоимость имущества на 01.07.2001 + стоимость имущества на 01.10.2001 + + 1/2 стоимости имущества на 01.01.2002) : 4,
     
     (1/2 х 120 000 руб. + 110 000 руб. + 124 000 руб. + + 132 000 руб. + 1/2 х 140 000 руб.) : 4 = 124 000 руб.
     
     Если предприятие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого, среднегодовая стоимость имущества рассчитывается по следующей формуле:
     
     среднегодовая стоимость имущества = (1/2 стоимости имущества на первое число квартала создания (или следующего за ним) + 1/2 стоимости имущества на первое число следующего за отчетным периодом месяца + + сумма стоимости имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода) : 4.
     
     Среднегодовая стоимость имущества предприятия за I квартал 2001 года - 28 750 руб.
     
     Таким образом, сумма налога на имущество, подлежащая уплате за I квартал 2001 года: 28 750 руб. х 2% : : 100% = 575 руб.
     
     В марте 2001 года на счетах бухгалтерского учета делается запись:
     
     Д-т 80 «Прибыли и убытки» {91 «Прочие доходы и расходы»} К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество», - 575 руб. - начислена сумма налога на имущество.
     
     Среднегодовая стоимость имущества предприятия за 1-е полугодие 2001 года - 58 000 руб.
     
     Сумма налога на имущество за 1-е полугодие 2001 года:
     
     58 000 руб. х 2% : 100% = 1160 руб.
     
     Сумма налога на имущество, подлежащая уплате за 1-е полугодие 2001 года, с учетом ранее начисленных платежей за I квартал: 1160 руб. - 575 руб. = 585 руб.
     
     В июне 2001 года на счетах бухгалтерского учета делается запись:
     
     Д-т 80 «Прибыли и убытки» {91 «Прочие доходы и расходы»} К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество», - 585 руб. - начислена сумма налога на имущество.
     
     Среднегодовая стоимость имущества предприятия за 9 месяцев 2001 года - 90 000 руб.
     
     Сумма налога на имущество за 9 месяцев 2001 года:
     
     90 000 руб. х 2% : 100% = 1800 руб.
     
     Сумма налога на имущество, подлежащая уплате за 9 месяцев 2001 года, с учетом ранее начисленных платежей за первое полугодие:
     
     1800 руб. - 1160 руб. = 640 руб.
     
     В сентябре 2001 года на счетах бухгалтерского учета делается запись:
     
     Д-т 80 «Прибыли и убытки» {91 «Прочие доходы и расходы»} К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество», - 640 руб. - начислена сумма налога на имущество.
     
     Среднегодовая стоимость имущества предприятия за 2001 год - 124 000 руб.
     
     Сумма налога на имущество за 2001 год:
     
     124 000 руб. х 2% : 100% = 2480 руб.
     
     Сумма налога на имущество, подлежащая уплате за 2001 год, с учетом ранее начисленных платежей за 9 месяцев 2001 года:
     
     2480 руб. - 1800 руб. = 680 руб.
     
     В декабре 2001 года на счетах бухгалтерского учета делается запись:
     
     Д-т 80 «Прибыли и убытки» {91 «Прочие доходы и расходы»} К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество», - 680 руб. - начислена сумма налога на имущество.
     
     Расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период представляются предприятиями в налоговые органы по месту нахождения вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для подачи квартальной и годовой бухгалтер-ской отчетности.
     
     Предприятие, осуществляющее ведение бухгалтерского учета ценностей и операций, связанных с осуществлением совместной деятельности, сообщает участникам договора о совместной деятельности сведения о стоимости имущества, созданного (приобретенного) в результате ее осуществления и являющегося объектом налогообложения, до срока, установленного для представления налоговых расчетов.
     
     Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.
     

3. Налог на имущество организаций, имеющих обособленные структурные подразделения

     
     В соответствии со ст. 20 Закона N 2118-1 налог на имущество предприятий относится к налогам республик в составе Российской Федерации, налогам краев, областей, автономных областей, автономных округов, то есть к региональным налогам, однако порядок его исчисления и уплаты регулируется Законом N 2030-1, то есть федеральным законом.
     
     Согласно ст. 5 и 6 Закона N 2030-1 законодательные органы субъектов Российской Федерации могут предоставлять дополнительные льготы по налогу отдельным категориям налогоплательщиков, а также устанавливать более низкие ставки налога, чем это предусмотрено данным Законом.
     
     Плательщиками налога на имущество в соответствии со ст. 1 Закона N 2030-1 являются юридические лица, а также их филиалы, выделенные на отдельный баланс и имеющие расчетный счет.
     
     Статьей 7 указанного Закона предусмотрено, что организации, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, перечисляют налог на имущество в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений. При этом сумма перечисляемого налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей в регионе, где расположены эти подразделения, на остаточную стоимость основных средств (счет 01 - счет 02), материалов (счет 10), малоценных и быстроизнашивающихся предметов (счет 12 - счет 13) и товаров (счет 41) этих подразделений. Уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений.
     
     Обращаем внимание на то, что в среднегодовую стоимость имущества структурных подразделений не включается остаточная стоимость нематериальных активов (счет 04 - счет 05), стоимость капитальных вложений, учитываемых для целей налогообложения в порядке, предусмотренном п. 3 Инструкции N 33 (счет 08), стоимость незавершенного производства и полуфабрикатов (счета 20, 21, 23, 29, 30, 36), расходы будущих периодов (счет 31 {97}), стоимость готовой продукции (счет 40 {43}) и товаров отгруженных (счет 45).
     
     Стоимость этих запасов включается в стоимость имущества, облагаемого налогом по месту нахождения головной организации.
     
     Таким образом, филиалы выполняют обязанности по перечислению налога на имущество, начисляемого головной организацией по данным консолидированной (сводной) отчетности.
     
     Филиалу сообщается (передается на баланс) сумма налога, которую он должен перечислить в дохо ы областного и местного бюджетов по месту своего нахождения.
     
     Рассмотрим на условном примере, как производится начисление налога на имущество и его перечисление в доходы бюджетов.
     
     Пример. Организация имеет в своем составе два обособленных структурных подразделения, одно из которых имеет отдельный баланс и расчетный счет
     
     В составе организации, расположенной в г. Москве, имеются два территориально обособленных структурных подразделения - в г. Рязани (филиал 1) и в г. Химки Московской области (филиал 2). Рязанский филиал (филиал 1) выделен на отдельный баланс и имеет расчетный счет в банке.
     
     Данные для расчета налога на имущество за 1-е полугодие 2001 года представлены в табл. 1.
                                                                                                                                                                                                           

  
 

  Таблица 1
(руб.)

Счета бухгалтерского учета

Остаток средств на счете на:

Наименование

Номер счета

1.01.2001

1.04.2001

01.07.2001

Основные средства,
всего
в том числе:
по филиалу 1
по филиалу 2

01

118 700


62 300
29 400

118 700


62 300
29 400

118 700


62 300
29 400

Износ основных средств, всего
в том числе:
по филиалу 1
по филиалу 2

02

30 100


16 200
3900

34 500


18 600
4600

38 900


21 000
5300

Материалы, всего
в том числе:
по филиалу 1
по филиалу 2

10

18 200

18 200
-

15 300

15 300
-

23 000

23 000
-

МБП, всего
в том числе:
по филиалу 1
по филиалу 2

12 {01}

36 100

12 300
3700

36 800

16 900
4200

37 900

7900
8800

Износ МБП, всего
в том числе:
по филиалу 1
по филиалу 2

13 {02}

36 100

12 300
3700

38 800

16 900
4200

37 900

7900
8800

Готовая продукция,
всего
в том числе:
по филиалу 1
по филиалу 2

40 {43}

40 800


40 800
-

24 200


24 200
-

29 700


29 700
-

Товары, всего
в том числе:
по филиалу 1
по филиалу 2

41

12 700

-
12 700

28 900

-
28 900

34 200

-
34 200


     Для определения суммы налога, подлежащего внесению филиалом 1 в областной и городской бюджет по г. Рязани, головной организацией - в московский областной бюджет, в бюджет г. Химки и в московский городской бюджет, необходимо определить стоимость облагаемого налогом имущества по каждому из филиалов и по головной организации без учета имущества филиалов.
     
     При внесении изменений в Закон N 2030-1, согласно которым с 1 января 1998 года налог на имущество стал уплачиваться и по месту нахождения структурных подразделений (Федеральный закон от 08.01.1998 N 1-ФЗ), форма расчета среднегодовой стоимости имущества предприятия (приложение N 2 к Инструкции N 33) изменена не была.
     
     При представлении расчетов по налогу на имущество по месту нахождения головной организации и ее подразделений необходимо указать стоимость налогооблагаемого имущества по организации в целом и по ее подразделениям.
     
     В этой связи целесообразно несколько изменить форму расчета стоимости имущества (предварительно согласовав это с территориальными налоговыми инспекциями) (см. табл. 2).
     

Таблица 2

Расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия за 1-е полугодие 2001 года

(руб.)


 

  
 

Отчетные данные на:

Счета бухгалтерского учета

Код стр.

01.01.2001

01.04.2001

01.07.2001

01.10.2001

01.01.2002

  
 

1

2

3

4

5

6

Основные средства по остаточной стоимости (01 + 03 - 02), всего
по филиалу 1
по филиалу 2
без учета филиалов

00100


88 600
46 100
25 500
17 000


84 200
43 700
24 800
15 700


79 800
41 300
24 100
14 400


-
-
-
-


-
-
-
-

01 «Основные средства», всего
по филиалу 1
по филиалу 2
без учета филиалов

00101

118 700
62 300
29 400
27 000

118 700
62 300
29 400
27 000

118 700
62 300
29 400
27 000

-
-
-
-

-
-
-
-

Счета «Износ», всего
по филиалу 1
по филиалу 2
без учета филиалов

00102

30 100
16 200
3900
10 000

34 500
18 600
4600
11 300

38 900
21 000
5300
12 600

-
-
-
-

-
-
-
-

10 «Материалы»
по филиалу 1
по филиалу 2
без учета филиалов

00310

18 200
-
18 200
-

15 300
-
15 300
-

23 000
-
23 000
-

-
-
-
-

-
-
-
-

«Малоценные и быстроизнаши-
вающиеся предметы»  (12 - 13)
по филиалу 1
по филиалу 2
без учета филиалов

00500


-
-
-
-


-
-
-
-


-
-
-
-


-
-
-
-


-
-
-
-

12 «Малоценные и быстроизнаши-
вающиеся предметы»
по филиалу 1
по филиалу 2
без учета филиалов

00512


36 100
12 300
3700
20 100


36 800
16 900
4200
15 700


37 900
7900
8800
21 200


-
-
-
-


-
-
-
-

13 «Износ»
по филиалу 1
по филиалу 2
без учета филиалов

00513

36 100
12 300
3700
20 100

36 800
16 900
4200
15 700

37 900
7900
8800
21 200

-
-
-
-

-
-
-
-

40 {43} «Готовая продукция»
по филиалу 1*1
по филиалу 2
без учета филиалов*1

01340

40 800
-
-
40 800

24 200
-
-
24 200

29 700
-
-
29 700

-
-
-
-

-
-
-
-

41 «Товары» (покупная цена)
по филиалу 1
по филиалу 2
без учета филиалов

01441

12 700
-
12 700
-

28 900
-
28 900
-

34 200
-
34 200
-

-
-
-
-

-
-
-
-

Всего (сумма строк 00100, 00200, 00310, 00411, 00500, 00615 ... 01800)
по филиалу 1
по филиалу 2
без учета филиалов

01900



160 300
46 100
56 400
57 800



152 600
43 700
69 000
39 900



166 700
41 300
81 300
44 100

-
-
-
-

-
-
-
-

Среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества за отчетный период, всего
по филиалу 1
по филиалу 2
без учета филиалов

02300


 


 


 


 



79 025
21 850
34 463
22 712

     _____
     *1  Несмотря на то, что стоимость готовой продукции числится на балансе филиала 1, в величину среднегодовой стоимости имущества структурного подразделения согласно ст. 7 Закона № 2030-1 включаются остатки готовой продукции по данным бухгалтерского учета. Указанная величина подлежит обложению налогом по стоимости имущества организации без учета структурных подразделений.
     

     Из таблицы видно, что стоимость облагаемого налогом имущества за 1-е полугодие 2001 года составила 79 025 руб., из них по филиалу 1 - 21 850 руб., по филиалу 2 - 34 463 руб., по головному офису без учета структурных подразделений - 22 712 руб.
     
     Таким образом, сумма налога, подлежащего перечислению в доходы бюджета рязанским филиалом, составила 437 руб. (21 850 руб. х 2%).
     
     Сумма налога, подлежащего перечислению головной организацией в доходы бюджета по месту регистрации химкинского филиала, составила 689 руб. (34 463 руб. х х 2%) и в доходы бюджета по месту регистрации головного офиса - 454 руб. (22 712 руб. х 2%).
     
     Всего сумма налога, начисленная организацией за год, составляет 1580 руб. (437