Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы и ответы (О налоге на добавленную стоимость)


Вопросы и ответы

О налоге на добавленную стоимость

     
     Л.М. Никулина,
советник налоговой службы I ранга
     

     Организация является налоговым агентом. В каком порядке должен быть исчислен НДС с суммы дохода, перечисляемого иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков?

     
     Статьей 161 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
     
     При реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту налоговая база, определяемая налоговым агентом в соответствии с вышеназванной  статьей НК РФ, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг), то есть на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату товаров (работ, услуг) иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. При этом налоговый агент осущест-вляет пересчет налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу Банка России на дату фактического осущест-вления расходов (в том числе если эти расходы являются авансовыми или иными платежами), вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения.
     

     Должна ли организация, приобретающая на территории России товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не являющихся налогоплательщиками, представлять в налоговые органы отдельную декларацию по НДС?

     
     В соответствии с Инструкцией по заполнению де-кларации по налогу на добавленную стоимость, ут- вержденной приказом МНС России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407, зарегистрированной Минюстом России 18.12.2000 N 2499, декларация по налогу на добавленную стоимость включает титульный лист и листы по формам N 1 и 2 с приложениями. При этом де-кларация представляется в налоговые органы всеми налогоплательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями по месту своего учета в качестве налогоплательщиков в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели, исполняющие обязанности налогового агента и не являющиеся налогоплательщиками (перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» или на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», далее - Закон N 148-ФЗ), представляют титульный лист и форму N 2 декларации за налоговый период, установленный п. 2 ст. 163 НК РФ.
     
М.Н. Хромова,  
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Правомерно ли предоставление льготы по НДС организациям (библиотекам, научным центрам и др.) при ввозе на территорию Россий-ской Федерации научной литературы для научных библиотек, принимая во внимание, что Российская Федерация является участником Флорентийского соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22.11.1950?

     
     Согласно ст. 146 НК РФ ввоз товаров (включая печатные издания) на таможенную территорию Российской Федерации является объектом налогообложения НДС. При этом ст. 150 НК РФ установлено, что не подлежит обложению НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену. Иных льгот в отношении научной литературы, ввозимой на территорию Российской Федерации, налоговым законодательством не предусмотрено.
     
     Согласно ст. 3 части первой НК РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Кроме того, согласно законодательству по налогам и сборам вопросы, связанные с предоставлением налоговых льгот, могут быть решены только на уровне законодательных органов власти путем внесения изменений и дополнений в конкретный законодательный акт.
     
     Следует отметить, что Флорентийское соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 года предусматривает невзимание таможенных пошлин или других сборов при импорте материалов просветительного, научного и культурного характера в случае, если аналогичные товары освобождены от налогообложения при реализации в государстве-участнике данного Соглашения.
     
     Однако согласно ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договора, исполнение которых требует изменения действующих федеральных законов, а также устанавливающих иные правила, чем предусмотрено законодательством, подлежат ратификации в форме федеральных законов.
     
     Указанное Соглашение не ратифицировано Российской Федерацией в установленном порядке. В связи с этим применять его положения в части предоставления налоговых льгот при ввозе на территорию Российской Федерации научной литературы для каких-либо организаций (в том числе для россий-ских библиотек и информационных центров) правовых оснований не имеется.