Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы (О налоге на прибыль)


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

М.М. Щербинина,
советник налоговой службы II ранга
     

     Решением художественного совета по народным художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству республики было установлено отнести фабрику, являющуюся основным производителем и поставщиком чистошерстяной пряжи для предприятий народных художественных промыслов республики и процесс прядения пряжи к предприятиям народных художественных промыслов. Распространяется ли в данном случае на указанное предприятие льгота по налогу на прибыль, предусмотренная для предприятий народных художественных промыслов?

     
     В соответствии с Законом N 2116-1 не подлежит налогообложению прибыль от производства продукции традиционных народных, а также народных художественных промыслов.
     
     Федеральным законом от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" установлено, что народный художественный промысел - это одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
     
     К изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий.
     
     Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, определен письмом Минэкономики России и Госкомстат России от 27.07.1993 N МЮ-634/14-150;10-6-1/247 и приказом Минэкономики России от 28.12.1999 N 555.
     
     Перечисленными документами не предусмотрено, что производство пряжи относится к изделиям народных художественных промыслов, в связи с чем вышеназванная льгота по налогу на прибыль фабрике, занимающейся производством пряжи, представляться не должна.
     

     Акционерное общество (АО) имеет на своем балансе имущество, находящееся в другом субъекте Российской Федерации (чем само АО), которое оно сдает в аренду. Должно ли АО распределять налог на прибыль при наличии в другом субъекте недвижимого имущества (сдаваемого в аренду) без создания структурного подразделения?

     

     Согласно ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     
     Организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", направленными налоговым органам письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
     
     Таким образом, составная часть организации признается обособленным подразделением организации при наличии, в частности, оборудованных стационарных рабочих мест по месту нахождения такого подразделения.
     
     Учитывая изложенное, в случае если организация сдает в аренду нежилое помещение (без оборудования рабочих мест), находящееся в другом субъекте Российской Федерации, у этой организации не возникает обязанности в части уплаты налога на прибыль в бюджет указанного субъекта Российской Федерации в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660.
     

     Имеет ли право субъект малого предпринимательства на льготу по налогу на прибыль, предусмотренную п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 при осуществлении производства строительных материалов из давальческого сырья?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
     
     В третий и четвертый год работы эти малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
     
     Исходя из нормы вышеназванного Закона эта льгота предоставляется только тем организациям, которые непосредственно осуществляют указанные виды деятельности. При этом следует исходить из того, что вышеуказанная статья Закона не ставит в зависимость предоставление льготы по налогу на прибыль малому предприятию от того, из какого сырья (давальческого или собственного) и на каком оборудовании (арендованном или собственном) производится указанная продукция.
     
     При передаче приобретенного со стороны сырья для дальнейшей переработки сторонней организации на давальческих началах производителем будет считаться та организация, которая производит из давальческого сырья названную продукцию.
     
     Учитывая изложенное, вышеназванная льгота по налогу на прибыль может быть предоставлена только производителям указанной выше продукции.
     

Г.В. Зинькова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Общество с ограниченной ответствен- ностью является аптечным предприятием, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения на территории г. Москвы. Согласно п. 4.1 распоряжения заместителя Премьера Правительства Москвы от 30.08.1996 N 1124-РЗП аптечные предприятия обязаны подключиться к Единой сети фармацевтической информации Комитета фармации. Кроме того, при подаче пакета документов на лицензирование фармацевтической деятельности указанный договор должен быть обязательно представлен. Просим дать разъяснение, можно ли расходы по абонентской плате информационных услуг ЕСФИ отнести на себестоимость и являются ли данные расходы рекламными?

     
     В целях формирования государственной политики в области лекарственного обеспечения, защиты прав потребителя и дальнейшего развития рыночных механизмов регулирования цен на лекарственные препараты в аптечных предприятиях, осуществляющих оптовую и розничную реализацию лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в соответствии с распоряжением заместителя Премьера Правительства Москвы от 10.08.1996 N 1124-РЗП создана Единая сеть фармацевтической информации Комитета фармации (ЕСФИ), призванная сформировать общегородское информационное пространство в сфере лекарственного обеспечения населения на территории Москвы. Для аптечных предприятий, осуществляющих оптовую и розничную реализацию лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, подключение к ЕСФИ является обязательным.
     
     Положением о составе затрат предусмотрено включение в себестоимость продукции (работ, услуг) за-трат, связанных с ее производством и реализацией.
     
     Абонентская плата за пользование ЕСФИ как расходы, связанные с управлением производством, может быть включена в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Статьей 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе» определено, что под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предна-значена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
     
     Согласно приказу Минфина России от 15.03.2000 N 26н «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения» (далее - Приказ N 26н) расходы на рекламу - это расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта. Указанным документом определен перечень расходов, относимых к расходам на рекламу.
     
     В соответствии с названными документами абонентская плата за пользование ЕСФИ не может быть отнесена к расходам на рекламу.
     

М.С. Горбачева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Каким образом начиная с 2000 года определять величину расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции для целей налогообложения, предприятию, имеющему в своем составе филиал на отдельном балансе?

     
     В соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”» признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов в отношении филиалов и представительств, не имеющих отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     Порядок расчетов с бюджетом предприятий и организаций, в состав которых входят структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, определен ст. 1 Закона N 2116-1.
     
     Вышеуказанным Законом установлено, что предприятия, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, зачисляют в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов.
     
     Порядок определения налогооблагаемой прибыли и суммы налога на прибыль по структурным подразделениям установлен Постановлением N 660. Положения Закона N 2116-1 и данного Постановления детализированы Методическими указаниями по применению Постановления N 660.
     
     В вышеуказанном порядке с 1 января 2000 года производятся также расчеты по организациям, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, с учетом особенностей, предусмотренных письмом МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158 «О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 1 января 2000 года».
     
     Если в целом по организации получена прибыль, то независимо от того, получена она всеми структурными подразделениями или только некоторыми из них, налог на прибыль исчисляется и уплачивается в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений и определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом. Это объясняется тем, что объектом налогообложения является валовая прибыль организации, а не прибыль по отдельным операциям, результаты которых учтены на отдельном балансе. Операции, учтенные на отдельном балансе, составляют лишь часть операций одного налогоплательщика, поэтому для определения валовой прибыли как объекта налогообложения необходимо обобщить результаты деятельности в целом по организации-налогоплательщику.
     
     В соответствии с вышесказанным головное предприятие определяет величину расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, налогом на прибыль по установленным нормативам исходя из объема выручки в целом по организации-налогоплательщику.