Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Уплата налога на прибыль финансово-кредитными организациями


Уплата налога на прибыль финансово-кредитными организациями

В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы I ранга
     

     Как учитывается переоценка по старым ценным бумагам, ранее включаемая в налоговую базу по налогу на прибыль?

     
     С 1 января 1999 года с вступлением в силу части первой НК РФ ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, входящие в категорию «процентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления» (далее - государственные процентные ценные бумаги), включают облигации, эмитированные с 1 января 1999 года и размещенные с дисконтом, что нашло отражение в п. 2.4 инструкции МНС России от 05.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (далее - Инструкция N 62).
     
     В результате переоценки стоимости государственных процентных ценных бумаг в соответствии с изменением рыночной цены результат для целей налогообложения в виде суммы положительного или отрицательного сальдо от переоценки определяется в целом по данной категории ценных бумаг. При этом сумма положительного сальдо от переоценки находящихся на балансе государственных процентных ценных бумаг подлежит обложению налогом на прибыль по общеустановленной ставке, а сумма отрицательного сальдо не уменьшает налогооблагаемую базу (п. 2.10 Приложения N 5 к Инструкции N 62).
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.05.2001 N 50-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации ”О налоге на прибыль предприятий и организаций”» (далее - Закон N 50-ФЗ) в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации» предприятия, в том числе первичные владельцы государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, осуществляющие в установленном порядке переоценку стоимости ценных бумаг в соответствии с изменением рыночной цены и учитывающие результаты указанной переоценки при исчислении величины налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, вправе уменьшить сумму прибыли, определяемую в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и ценой приобретения ценной бумаги с учетом затрат, связанных с ее приобретением и реализацией, на сумму положительного сальдо от переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги. При реализации ценных бумаг с убытком, исчисляемым в вышеуказанном порядке, предприятие имеет право уменьшить величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму положительного сальдо от переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее - Закон N 2116-1) предприятия - первичные владельцы государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, в частности ГКО, ОФЗ, вправе произвести корректировку полученной прибыли (убытка), определяемой при их реализации, (выбытии) в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью указанных ценных бумаг с учетом затрат, связанных с указанной реализацией (выбытием) в следующем порядке:
     

     предприятия, которые переоценивали стоимость обмениваемых при новации ГКО и ОФЗ в соответствии с изменением рыночной цены и включали сумму положительного сальдо от переоценки в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, при реализации (выбытии) государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ГКО и ОФЗ, вправе прибыль (убыток), определяемую в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с их реализацией, уменьшить (увеличить) на сумму положительного сальдо от переоценки обмениваемых при новации ГКО и ОФЗ в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида, полученные при новации, пропорционально стоимости указанных ценных бумаг в общей совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации.
     
     До вступления в силу Федерального закона N 50-ФЗ корректировка налоговой базы по операциям с переоцениваемыми государственными бумагами проводилась в порядке, который был приведен в приложении N 12 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 и в приложении N 5 к Инструкции N 62.
     

     Как учитывается при налогообложении процентный доход, полученный первичными владельцами по новым государственным ценным бумагам?

     
     До вступления в силу Федерального закона N 50-ФЗ в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона N 2116-1 первичные участники рынка ценных бумаг, имевшие убыток при реализации государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), были вправе направлять на погашение этого убытка доходы от реализации ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. При этом действовали ограничения, установленные в п. 7 ст. 6 Закона N 2116-1, в соответствии с которыми данная льгота в совокупности с другими льготами, перечисленными в этом пункте, не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50%.
     
     После вступления в силу Закона N 50-ФЗ эти ограничения были сняты, и первичные владельцы государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, вправе направлять на погашение убытков от их реализации (выбытия) доходы от реализации (выбытия) всех ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
     
     При этом следует иметь в виду, что ст. 2 Закона N 50-ФЗ установлено, что по правоотношениям, возникшим при новации долговых обязательств Российской Федерации, этот Закон вступает в силу с даты осуществления новации.
     

     Как применяется льгота по новационным ценным бумагам, реализованным с убытком?

     
     Порядок налогообложения доходов (процентов) в виде части накопленного купонного дохода по государственным ценным бумагам, рассчитываемой как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (либо погашении купона), и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении, изложен в совместном письме от 04.02.1997 Банка России N 408, Минфина России N 10 и Госналогслужбы России N ВЕ-6-05/103.
     
     В связи с тем, что ОФЗ - ФД получены первичными владельцами в результате новации от эмитента (Минфина России), а не в результате их приобретения на вторичном рынке и при этом первичный владелец не понес затрат по уплате накопленного купонного дохода, налогообложению по ставке 15% подлежит вся сумма накопленного купонного дохода, исчисленная с даты выпуска облигаций (с даты начисления дохода по очередному купону) до даты реализации облигаций или погашения купона.
     
     Указанный порядок предусмотрен подпунктом «а» п. 1 ст. 9 Закона N 2116-1 и п. 1.2.2.а) приложения N 11 к Инструкции N 62.
     

     Каков порядок учета в целях налогообложения убытков по операциям с векселями? Применяются ли положения п. 23 совместного письма Госналогслужбы России от 23.09.1994 N НП-6-01/362 и Минфина России от 21.09.1994 N 130 в настоящее время? К какому разделу Положения N 490 относится положительная переоценка по ОФЗ: к первому или третьему - для целей исчисления налога на пользователей автомобильных дорог?

     
     1. Согласно приложению N 5 к Инструкции N 62 по строке 2.11. приложения отражается сумма превышения убытков, полученных от реализации ценных бумаг, не имеющих рыночной котировки или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над доходами от их реализации по соответствующим категориям:
     
     - акции и облигации предприятий, организаций и прочих эмитентов;
     
     - процентные государственные облигации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления;
     
     - беспроцентные государственные облигации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления;
     
     - векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги.
     

     Указанный порядок применяется в части, не противоречащей ст. 43 НК РФ и Закону N 50-ФЗ.
     
     По операциям банка с учтенными векселями следует иметь в виду, что в случае реализации векселя предприятия ниже цены приобретения на покрытие полученного убытка можно направить доходы от реализации (выбытия) всех векселей (в том числе векселей других эмитентов) и других неэмиссионных ценных бумаг, полученных в течение отчетного года.
     
     2. Согласно п. 23 совместного письма Госналог-службы России от 23.09.1994 N НП-6-01/362 и Минфина России от 21.09.1994 N 130 «О порядке применения отдельных пунктов положения “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями”, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490» и п. 58 Положения N 490 отрицательная разница между ценой реализации (в пределах рыночной цены) и покупной (балансовой) стоимостью по государственным ценным бумагам относится на результаты финансовой деятельности. В качестве официальной рыночной цены государственных ценных бумаг для целей налогообложения принимается курс покупки, сложившийся на день совершения операции на региональной фондовой бирже.
     
     Указанный порядок определения для целей налогообложения финансового результата по операциям с государственными ценными бумагами применяется в части, не противоречащей действующему законодательству по налогу на прибыль, а именно: п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1, п. 2.4 Инструкции N 62 и приложению N 5 к указанной Инструкции.
     
     3. В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона N 2116-1 в состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”» до принятия федерального закона, предусмотренного п. 3 ст. 1 данного Федерального закона, при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
     
     Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль кредитной организации определен Положением N 490.
     
     Согласно п. 57 Положения N 490 положительное сальдо от переоценки ОФЗ является внереализационным доходом и подлежит обложению налогом на прибыль по общеустановленной ставке.
     
     Доходы от купли-продажи ОФЗ (без учета НКД) включаются в состав доходов банков, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 13 Положения N 490.
     
     Что касается налога на пользователей автомобильных дорог, то при рассмотрении вопроса о включении переоценки по ОФЗ (без учета НКД) необходимо иметь в виду следующее.
     
     Согласно п. 25 инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» объектом обложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг).
     
     В соответствии с п. 33.1 вышеуказанной инструкции под суммой реализуемых услуг банков и других кредитных организаций понимается сумма доходов, предусмотренных в разделе 1 Положения N 490, за исключением доходов, предусмотренных п. 13 (в части государственных краткосрочных бескупонных облигаций), 17, 18 и 19 (в части доходов, не относящихся к банковским операциям и сделкам) указанного Положения, а также сумм восстановленных резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг с учетом ограничений, установленных данным подпунктом.
     
     Таким образом, доходы в виде положительной переоценки ОФЗ не включаются в облагаемую налогом на пользователей автомобильных дорог налоговую базу.
     
     Доход от реализации ОФЗ (без учета НКД) включается в налоговую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог и облагается в общеустановленном порядке.
     

     Правомерно ли банк относит на себестоимость проценты по кредиту, полученному в драгоценных металлах? Относятся ли на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль проценты, выплачиваемые по кредитам иностранных банков?

     
     1. Пунктом 25 Положения N 490 предусмотрено включение в состав расходов, учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли, начисленных и уплаченных процентов по межбанковским кредитам.
     
     Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, преду-смотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
     
     Что касается операций кредитных организаций с драгоценными металлами, то в соответствии с п. 7.3 Положения Банка России от 01.11.1996 N 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами», утвержденного приказом Банка России от 01.11.1996 N 02-400, банки имеют право размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах.
     
     Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено предоставление межбанковских кредитов в драгоценных металлах.
     
     Учитывая изложенное, расходы по оплате процентов по полученному кредиту в драгоценных металлах не учитываются в составе расходов при расчете налоговой базы для уплаты налога на прибыль.
     
     Согласно п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
     
     В случае если в соответствии с Положением N 50 заем предоставлен в драгоценных металлах, то затраты по оплате процентов по таким заемным договорам не принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль, так как согласно п. 25 Положения N 490 в состав затрат включаются только проценты по межбанковским кредитам.
     
     Одновременно сообщаем, что на себестоимость банковских услуг относятся начисленные и уплаченные проценты по вкладам до востребования (расчетным, текущим, корреспондентским и иным счетам) и срочным вкладам (депозитам) согласно п. 23 Положения N 490. Данный пункт распространяется и на начисленные и уплаченные проценты при размещения драгоценных металлов от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках.
     
     2. Из определений, установленных ст. 1 Закона РФ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», следует, что наряду с банком как кредитной организацией, которая для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности [на основании специального разрешения (лицензии) Банка России] имеет исключительное право осуществлять в совокупности определенные банковские операции, российским законодательством определяется и признается понятие «иностранный банк» - как банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
     
     Таким образом, если иностранное юридическое лицо, предоставившее российскому банку кредит, является иностранным банком, то проценты, начисленные и уплаченные за пользование заемными средствами, полученными от банка-нерезидента, неправомерно не учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль российского банка только на основании отсутствия у банка-нерезидента лицензии Банка России на осуществление кредитно-денежных операций на территории Россий-ской Федерации.
     
     При этом речь идет о кредитах иностранных банков, порядок получения которых соответствует порядку, установленному письмом Банка России от 06.10.1997 N 527 «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней» (действовало до 01.03.2001), а также Положением Банка России от 21.12.2000 N 129-П «О выдаче территориальными учреждениями Центрального банка Россий-ской Федерации разрешений юридическим лицам-резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала».
     

     Каковы условия, при которых осуществляется возврат из бюджета излишне уплаченных по месту нахождения филиалов банка авансовых взносов налога на прибыль?

     
     Пример расчета подлежащих возврату из бюджета дополнительных платежей, исчисленных исходя из сумм уменьшения налога на прибыль по сравнению с авансовыми взносами налога, приведен в п. 5.2 Инструкции N 62.
     
     В соответствии с разъяснениями, данными в п. 4 письма Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н «Методические указания по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 “О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета”«, определение разницы между суммой налога на прибыль, подлежащей внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврату из бюджетов) исходя из фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал, корректируемой на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, производится организацией отдельно по организации (без структурных подразделений) и отдельно по каждому структурному подразделению.
     
     Согласно п. 8 вышеназванного письма контроль за правильностью исчисления налогов и своевремен-ностью их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется налоговыми органами по месту нахождения организации, в состав которой входят структурные подразделения. Что касается оперативно-бухгалтерского учета поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации налога на прибыль, дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета на корреспондентский счет головного банка), рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного Банком России, и их отражения в формах налоговой отчетности, то этот учет осуществляется налоговыми органами по месту нахождения структурных подразделений, входящих в состав организации.
     
     Учитывая изложенное, возврат на корреспондентский счет головного банка из бюджета субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения банка разницы между суммой налога на прибыль, исчисленной исходя из фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами за истекший квартал, корректируемой на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, производится налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения при подтверждении налоговым органом, в котором состоит на учете головной банк, наличия превышения авансового взноса над суммой налога на прибыль, рассчитанной исходя из фактически полученной прибыли, приходящейся на указанный филиал, а также при уточнении расчетов с бюджетами по месту нахождения других обособленных подразделений.
     

     Как осуществляется налогообложение финансовых результатов по операциям с иностранными государственными облигациями, как облагается купонный доход, как принимаются убытки, можно ли на покрытие убытков направить процентный доход, полученный от эмитента?

     
     Согласно п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1 прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.
     
     Купонные выплаты по иностранным государственным облигациям, осуществляемые ежеквартально, относятся к доходам от операций, непосредственно не связанных с банковской деятельностью, которые учитываются по п. 57 Положения N 490.
     
     В соответствии с Правилами ведения бухгалтер-ского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденными приказом Банка России от 18.06.1997 N 02-263, долговые обязательства иностранных государств учитываются на балансовом счете N 505 «Долговые обязательства иностранных государств».
     
     Уплаченный авансом накопленный процентный (купонный) доход (далее - НКД) при приобретении процентных (купонных) долговых обязательств учитывается на балансовом счете N 61405 «Расходы будущих периодов». В момент получения НКД от эмитента или при продаже ценных бумаг он отражается на балансовом счете N 61305 «Доходы будущих периодов».
     
     Положительная разница между полученным и уплаченным НКД относится на балансовый счет N 701 «Доходы» при погашении купона или досрочной перепродаже долгового обязательства, выраженного в иностранной валюте.
     
     В случае если между датой реализации ценных бумаг и датой ее приобретения в соответствии с условиями выпуска эмитентом были осуществлены купонные выплаты, корректировка балансовой прибыли для целей налогообложения проводится на сумму уплаченного купонного дохода при приобретении ценных бумаг. Указанная корректировка осуществляется по свободной строке 2.23. приложения N 5 к Инструкции N 62.
     
     В связи с тем что для целей налогообложения НКД по ценным бумагам иностранного государства при обращении у резидентов Российской Федерации не выделяется, сумма НКД, уплаченная при приобретении ценных бумаг, учитывается в цене приобретения этих бумаг, а сумма НКД, полученная при их продаже, включается в цену реализации ценных бумаг.
     
     В соответствии с изложенным если иностранные казначейские облигации были реализованы владельцем до осуществления эмитентом выплат сумм очередного купона, то финансовый результат от реализации облигаций, учитываемый в налоговой базе по налогу на прибыль, определяется расчетным путем как разница между ценой реализации и ценой приобретения облигаций, включающей суммы полученного и уплаченного НКД, а также с учетом расходов, связанных с их реализацией и приобретением.
     
     В случае продажи указанных ценных бумаг после осуществления эмитентом очередных купонных вы-плат в том же отчетном году, что и выплата купона, балансовая прибыль при указанной продаже не корректируется. При реализации ценных бумаг в следующем за годом выплаты купона отчетном году, необходимо сделать корректировку прибыли для целей налогообложения по свободной строке 3.10. приложения N 5 к Инструкции N 62, предусматривающей уменьшение показателя балансовой прибыли. По этой строке следует отразить сумму уплаченного НКД при приобретении указанных ценных бумаг, которая при погашении эмитентом очередного купона учитывалась при налогообложении и отражалась по свободной строке 2.23. приложения N 5 к Инструкции N 62.
     
     Если иностранные государственные облигации не имеют рыночной котировки или не обращаются на организованном рынке ценных бумаг, то в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1 убытки по операциям с этими облигациями могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг.
     
     Следует иметь в виду, что доход от погашения купона, полученный владельцем иностранных государственных облигаций, является внереализационным доходом, поэтому он не может быть направлен на погашение убытка от реализации этих облигаций.
     

     Каков порядок уплаты налога на доход по доходам по государственным ценным бумагам, переданным в доверительное управление?

     
     Статьей 1012 ГК РФ предусмотрено, что по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
     
     В соответствии с п. 4.5 инструкции Банка России от 02.07.1997 N 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации» операции по доверительному управлению в кредитных организациях - доверительных управляющих учитываются на отдельном балансе, составляемом по каждому индивидуальному договору доверительного управления и по каждому общему фонду банковского управления.
     
     Порядок налогообложения доходов, полученных по договору доверительного управления имуществом, разъяснялся Госналогслужбой России в Методических рекомендациях по отдельным вопросам налогообложения прибыли от 27.10.1998 N ШС-6-02/768.
     
     Согласно этому порядку по имуществу, переданному в доверительное управление в виде ценных бумаг, управляющий ведет отдельный учет по видам полученных доходов (дивиденды и проценты по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления). Управляющий исчисляет доход, полученный в виде процентов (дисконта, приравненного в целях налогообложения к процентному доходу) по государственным ценным бумагам, за минусом расходов по выплате ему вознаграждений и компенсаций в доле, относящейся к этому доходу, и уплачивает налог на доход в федеральный бюджет.
     
     Однако следует учитывать, что ст. 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
     
     Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.
     
     Статьей 9 Закона N 2116-1 предусмотрен порядок налогообложения отдельных видов доходов предприятий, в том числе в виде процентного дохода, полученного владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.
     
     Если предметом договора учредительного управления являются государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, при обращении которых предусмотрено признание у продавца получения процентного дохода, то в договоре доверительного управления следует предусмотреть обязанность доверительного управляющего определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода доход учредителя (выгодоприобретателя) доверительного управления, полученный за отчетный (налоговый) период от имущества, переданного в доверительное управление, и ежеквартально сообщать учредителю (выгодоприобретателю) о суммах, подлежащих выплате в качестве дохода учредителя (выгодоприобретателя).
     
     Пунктом 2.18. приложения N 5 Инструкции N 62 определено, что балансовая прибыль банка - учредителя доверительного управления увеличивается на сумму доходов доверителя (учредителя доверительного управления) отчетного периода (квартала) в целях налогообложения, начисляемых поверенным (управляющим) ежеквартально по договорам поручения (управления), независимо от предусмотренных договором сроков расчета.
     
     Таким образом, расчеты по налогу на доход в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам представляются учредителем (выгодоприобретателем) в налоговый орган по месту своего нахождения по всем договорам доверительного управления согласно порядку, установленному указанной выше статьей Закона N 2116-1, а также п. 6.2 Инструкции N 62 и приложением N 11 к указанной Инструкции.
     

     Банк просит разъяснить порядок учета в налоговой базе по налогу на прибыль отчислений в резервы, производимых согласно Положению Банка России от 12.04.2001 N 137-П.

     
     Согласно п. 9 ст. 2 Закона N 2116-1 при исчислении налогооблагаемой базы банков валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений на формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам в порядке, установленном Банком России по согласованию с Минфином России.
     
     Порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам установлен инструкцией Банка России от 30.06.1997 N 62а «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» (далее - Инструкция N 62а).
     
     Порядок учета в налоговой базе по налогу на прибыль отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированных согласно вышеуказанной Инструкции, определен Указаниями Банка России от 29.06.2000 N 810-У «Об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам, формируемого кредитными организациями в соответствии с требованиями инструкции Банка России от 30.06.1997 N 62а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам”«.
     
     Согласно п. 1.2 Положения Банка России от 12.04.2001 N 137-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (далее - Положение N 137-П) требования настоящего Положения не распространяются на ссуды и задолженность клиентов, приравненную к ссудной, определенные Инструкцией N 62а.
     
     Учитывая изложенное, отчисления в резерв на возможные потери, формируемый кредитными организациями согласно Положению N 137-П, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль кредитных организаций, так как это не предусмотрено налоговым законодательством и подлежит корректировке по свободной строке приложения N 5 к Инструкции N 62, предусматривающей увеличение показателя балансовой прибыли.
     
     Что касается сумм восстановленных резервов на возможные потери, отраженных на балансовых счетах доходов согласно Положению N 137-П, то они также не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль и отражаются по свободной строке приложения N 5 к Инструкции N 62, предусматривающей уменьшение показателя балансовой прибыли.
     

     Что понимается под фактическими затратами инвестора на приобретение ГКО и ОФЗ, подлежащих замене (погашению) по результатам новации, - балансовая стоимость (с учетом переоценок) или стоимость по платежным документам? Как будет учитываться сумма переоценок по ГКО, ОФЗ, подлежащим замене, ранее (в 1998 году ) участвовавшая в формировании налоговой базы по налогу на прибыль?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом N 50-ФЗ) предприятия - первичные владельцы полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации определяют прибыль (убыток) при их реализации как разницу между ценой реализации и оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с указанной реализацией.
     
     Оплаченная стоимость государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, определяется исходя из суммы фактических за-трат на приобретение (по платежным документам) всех обмениваемых при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации, уменьшенной на сумму выплачиваемых в соответствии с условиями новации денежных средств, учитываемых в качестве частичного возмещения государством предприятию его затрат на приобретение попадающих под новацию ГКО и ОФЗ. Оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги Российской Федерации соответствующего вида определяется как оплаченная совокупная стоимость полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации этого вида, исчисленная пропорционально их стоимости в общей совокупной стоимости государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, деленная на их количество по видам.
     
     При погашении государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ГКО и ОФЗ, в том числе при направлении средств, поступивших от досрочного погашения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), на уплату просроченной задолженности по налогам, штрафам и пеням в федеральный бюджет первичные владельцы указанных ценных бумаг вправе дополнительно из цены их погашения в пределах полученной прибыли, определяемой в виде разницы между ценой погашения и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с их погашением, исключать часть процентного дохода, подлежавшего выплате по ОФЗ, и разницу между ценой погашения и ценой приобретения по ГКО, которые включены в стоимость государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, в доле, приходящейся на одну ценную бумагу соответствующего вида.
     
     При этом следует иметь в виду, что разница между ценой погашения и ценой приобретения по заменяемым ГКО представляет собой разницу между расчетной стоимостью новых обязательств, определенную путем дисконтирования на 19 августа 1998 года номинальной стоимости заменяемых ГКО, и фактическими затратами на их приобретение.
     

     В целях избежания двойного налогообложения при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, с прибыли (дохода), полученной от реализации государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые переоценивались в соответствии с изменением рыночной цены, следует учитывать сумму налога, ранее уплаченную в бюджет, с переоценки таких ценных бумаг.
     
     Порядок данной корректировки установлен в абзацах 12 и 13 п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1.