Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение организаций единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности (на примере ювелирной отрасли)


Обложение организаций единым налогом
на вмененный доход для определенных видов
деятельности (на примере ювелирной отрасли)


Д.П. Бурцев,
советник налоговой службы I ранга
     
     Для улучшения собираемости налогов и равномерного распределения налогового бремени на субъектов предпринимательской деятельности в различных секторах экономики в 1998 году был принят и введен в действие Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ).

     
     Закон N 148-ФЗ направлен на то, чтобы привлечь к уплате единого налога на вмененный доход организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, а именно: в сфере розничной торговли, общест-венного питания, бытового и транспортного обслуживания, то есть привлечь к налогообложению таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в наличной денежной форме.
     
     Налоговая политика, проводимая в рамках данного Закона, заключается в налогообложении определенных видов деятельности, а не определенных организаций.
     
     Введение в действие Закона N 148-ФЗ не отменяет Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", которые продолжают применяться в части, не противоречащей Закону N 148-ФЗ.
     
     Как правило, организации и индивидуальные предприниматели ювелирной отрасли приобретают статус субъектов малого предпринимательства.
     
     Закон N 148-ФЗ определяет порядок установления и введения в действие единого налога на доход.
     
     Согласно ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Указанные нормативные акты определяют конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться единым налогом.
     
     Таким образом, после принятия законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативного акта о введении на своей территории единого налога на вмененный доход организации, осущест-вляющие виды деятельности, определенные этим нормативным актом, должны в обязательном порядке перейти на уплату указанного налога независимо от того, носит такая деятельность постоянный или разовый характер.
     
     Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сферах, определенных вышеназванной статьей.
     
     Среди сфер предпринимательской деятельности можно выделить согласно п. 1 ст. 3 Закона N 148-ФЗ коммерческую деятельность:
     
     - по оказанию бытовых услуг физическим лицам, в частности изготовление, услуги по ремонту, переделке ювелирных изделий и иные бытовые услуги населению;
     
     - розничную торговлю, осуществляемую через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Таким образом, указанные виды деятельности можно отнести к основным видам деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели ювелирной отрасли обязаны перейти на уплату единого налога.
     
     Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОК 002-93) к услугам, оказываемым населению организациями ювелирной отрасли, относятся ремонт, чеканка и гравировка ювелирных изделий, изготовление ювелирных изделий методом литья по выплавляемым моделям, обработка поделочных ювелирных камней и их закрепление в ювелирных изделиях и другие работы.
     
     Правовое регулирование оказания бытовых услуг населению регламентируется нормами параграфа 2 "Бытовой подряд" главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В частности, ст. 730 ГК РФ определяет, что по договору бытового подряда подрядчик (организация или индивидуальный предприниматель), осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. Такой договор является публичным договором.
     
     При выборе физического показателя, используемого в расчетах единого налога по данному виду деятельности, может быть использован ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденный постановлением Госстандарта России 11.08.1999 N 242-ст.
     
     В настоящее время понятие "розничная торговля" определено ст. 492 ГК РФ (договор розничной купли-продажи), а также ГОСТ Р 51303, утвержденным Госстандартом России, в соответствии с которыми розничной признается торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     В правоприменительной практике возникают во-просы об отличии таких родственных видов деятельности: розничной и оптовой торговли.
     
     Исходя из содержания ст. 492 и 506 ГК РФ следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.
     
     Учитывая изложенное, а также разъяснения п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18, в случае приобретения товаров для целей обеспечения своей деятельности (не для целей их дальнейшей реализации) у продавца, осуществляющего продажу в розницу, данный вид предпринимательской деятельности следует рассматривать как розничную торговлю и, соответственно, как подпадающий под действие Закона N 148-ФЗ.
     
     При этом согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) к розничной торговле относится только перепродажа новых и бывших в употреблении товаров личного потребления и домашнего использования (то есть невидоизмененных товаров).
     
     Торговой площадью принято считать площадь торгового зала, зафиксированную в техническом паспорте здания или другом аналогичном документе, выдаваемом органами контроля за недвижимостью.
     
     В торговую площадь магазина не включается площадь складских и офисных помещений, площадь торгового зала или их часть (в случае если указанные площади или их часть не используются для осущест-вления торговли), коридоров, санитарных комнат и комнат отдыха, площадь, сданная в аренду (субаренду).
     
     За общую площадь, используемую в хозяйственной деятельности, может приниматься (в целях исчисления налога) торговая площадь и отраженные в техническом паспорте площади подсобных, бытовых и складских помещений, оконных витрин и т.д.
     
     При торговле по заказам населения под пло- щадью, используемой в хозяйственной деятельности, может пониматься площадь помещения приема заказов и площадь помещения для хранения товаров, предназначенных к реализации по заказам.
     
     Кроме того, необходимо принимать во внимание судебные разбирательства по вопросу правомерности отнесения деятельности организаций, осущест-вляющих реализацию продукции собственного производства через структурные подразделения (магазины), к торговой для целей налогообложения.
     
     В частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.09.1998 N 2256/98 было указано на то, что продажа собственной продукции через магазины, являющиеся структурными подразделениями организации, является для целей налогообложения не чем иным, как способом реализации продукции, а не торговой деятельностью. Это соответствует и действующему порядку ведения бухгалтерского учета такими организациями.
     
     Деятельность в сфере производства готовой продукции - самостоятельный вид предприниматель-ской деятельности. При этом реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.
     
     Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности, реализующие наряду с приобретенными товарами продукцию собственного производства, извлекают доходы от двух разных видов деятельности, результаты от занятия которыми в соответствии с действующим законодательством подлежат раздельному учету и налогообложению.
     
     Юридические лица будут плательщиками единого налога на вмененный доход только в части доходов от реализации приобретенных со стороны товаров. Доходы, извлекаемые юридическими лицами от реализации продукции собственного производства, не подпадают под действие Закона N 148-ФЗ и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Правомерно считается, что организации, осущест-вляющие реализацию не только продукции собственного производства, но и торговлю ранее приобретенными ею товарами, подлежат переводу на уплату единого налога (в части деятельности по розничной торговле приобретенными товарами) в общеустановленном порядке и должны в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 148-ФЗ обеспечить раздельный бухгалтерский учет по каждому виду деятельности.
     
     На уплату единого налога переводятся также организации-комиссионеры, осуществляющие продажу ювелирных изделий по договорам комиссии.
     
     В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом ответственность по сделкам по продаже товаров несет комиссионер, и права по ним переходят к комиссионеру.
     
     В связи с изложенным организации-комиссионеры, фактически осуществляющие продажу товаров в розницу, переводятся на уплату единого налога на вмененный доход в порядке, установленном для налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей.
     
     При этом объектом налогообложения является вознаграждение, полученное комиссионером по договору комиссии.
     
     Законом N 148-ФЗ предусмотрено, что введение указанного налога на территории конкретного субъекта Российской Федерации - это исключительное право законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Кроме того, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение:
     
     1) об установлении конкретного перечня сфер деятельности, переводимых на единый налог на территории этих субъектов Российской Федерации;
     
     2) о размере вмененного дохода и иных составляющих формулы расчета сумм единого налога;
     
     3) о перечне налоговых льгот;
     
     4) о порядке и сроке уплаты единого налога;
     
     5) об определении иных особенностей взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Объектом обложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Вмененным доходом признается потенциально возможный валовой доход налогоплательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода. Данные о потенциально возможном валовом доходе от того или иного вида деятельности могут быть получены путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также в результате оценки независимыми организациями.
     
     Ставка единого налога устанавливается в размере 20% вмененного дохода.
     
     Расчет суммы единого налога для организаций ювелирной отрасли производится с учетом ставки, значения базовой доходности и числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от:
     
     - типа населенного пункта, в котором осущест-вляется указанная предпринимательская деятельность;
     
     - места осуществления деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и др.);
     
     - характера местности (тип автомагистрали и др.), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;
     
     - удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок;
     
     - удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажир-ского транспорта;
     
     - характера и качества оказываемых услуг (производимых работ);
     
     - суточности работы;
     
     - качества занимаемого помещения;
     
     - производительности используемого оборудования;
     
     - возможности использования дополнительной инфраструктуры;
     
     - инфляции;
     
     - количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.
     
     Таким образом, налогоплательщик рассчитывает конкретный размер единого налога в зависимости от установленного вмененного дохода и значения иных составляющих формулы расчета единого налога.
     
     Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.
     
     Уплата единого налога должна производиться ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц, в котором организация (индивидуальный предприниматель) будет осуществлять свою деятельность в сроки, определенные нормативными правовыми актами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если налогоплательщик произведет авансовые перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9, 12 месяцев предстоящей предпринимательской деятельности, то подлежащая уплате сумма единого налога может быть уменьшена соответственно на 2, 5, 8, 11%.
     
     При переходе на уплату единого налога организации (индивидуальные предприниматели) обязаны не позднее одного месяца со дня официального опубликования регионального нормативного правового акта об установлении единого налога организации представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом.
     
     При наличии у налогоплательщиков нескольких мест осуществления деятельности расчет сумм единого налога должен быть представлен по каждому из таких мест.
     
     Органы МНС России по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет после проверки представленных расчетов в течение месяца после получения указанных расчетов официально уведомляют налогоплательщика о его переводе на уплату единого налога с указанием в уведомлении конкретных сумм вмененного дохода, установленного налогоплательщику на очередной налоговый период, по налогоплательщику в целом и по каждому месту осуществления деятельности.
     
     После получения уведомления налогоплательщик обязан в срок, установленный региональным законодательным актом, уплатить сумму единого налога за месяц или за весь налоговый период (квартал). Только после уплаты единого налога (в течение 3-х дней со дня уплаты) ему выдается свидетельство об уплате единого налога по форме, утвержденной Правительством РФ, являющееся единственным документом, дающим право беспрепятственного осу-ществления предпринимательской деятельности.
     
     Свидетельство выдается на каждый вид деятельности, налогообложение которого производится по вмененному доходу. Если у налогоплательщика несколько мест осуществления деятельности (мастерских, мест осуществления торговли и т.п.), то свидетельство выдается на каждое место осуществления такой деятельности.
     
     При утрате свидетельства оно возобновлению не подлежит, а взамен его плательщику выдается новое свидетельство с отметкой "взамен ранее утерянного", за которое устанавливается плата в размере до 20% от стоимости свидетельства на оставшееся время налогового периода.
     
     При повторной утрате свидетельства оно возобновляется с уплатой 100% от стоимости свидетельства на оставшееся время налогового периода.
     
     Если помимо видов деятельности, с доходов от занятия которыми уплачивается единый налог, организации занимаются и другими видами деятельности (например изготавливают ювелирные изделия не только по заказам физических лиц, но и организаций; сдают имущество в аренду и т.п.), то они обязаны по этим видам деятельности уплачивать налоги в общеустановленном порядке.
     
     Налогоплательщики (вне зависимости от места регистрации), осуществляющие наряду с деятель-ностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности. Деятельность, осуществляемая на основе свидетельства, подлежит налогообложению исключительно в соответствии с Законом N 148-ФЗ.
     
     Переход налогоплательщиков на уплату единого налога не является основанием для неисполнения налоговых обязанностей, возникших ранее, то есть налогоплательщики обязаны уплачивать установленные налоги и представлять в налоговые инспекции декларации по тем налогам и сборам, которые они были обязаны уплачивать до перехода на уплату единого налога, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
     
     Статьей 4 Закона N 148-ФЗ определено, что налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.
     
     Таким образом, получение свидетельства не освобождает налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими нормативными актами Российской Федерации, по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Формы отчетности по единому налогу определяются нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Следует отметить, что работники организации продолжают уплачивать все предусмотренные законодательством Российской Федерации налоги и сборы (например налог на доходы физических лиц), а организация продолжает исполнять обязанности налогового агента по этому платежу.
     
     Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также некоторые налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     
     Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие несколько видов предпринимательской деятельности, один из которых подпадает под налогообложение единым налогом, будут являться плательщиками:
     
     - единого налога от этого вида деятельности;
     
     - государственной пошлины;
     
     - таможенной пошлины и иных таможенных платежей;
     
     - лицензионных и регистрационных сборов;
     
     - налога с владельцев транспортных средств;
     
     - земельного налога;
     
     - налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
     
     - подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предприниматель-ской деятельности в сферах, указанных в ст. 3 Закона N 148-ФЗ;
     
     - осуществлять удержание сумм подоходного налога, а также НДС и налога на доходы от источника в Российской Федерации в случае, если законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
     
     От иных видов предпринимательской деятельности такая организация сохранит основной порядок уплаты налогов и сборов, предусмотренный законодательством о налогах и сборах.
     
     Следовательно, в данном случае организация  должна уплатить единый налог и получить свидетельство об уплате единого налога на каждый вид деятельности, подпадающий под уплату этого налога, а в случае если имеются два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности (мастерские, торговые точки, ларьки, палатки и т.д.), то она должна получить свидетельство на каждое такое место.
     
     При наличии других видов хозяйственной деятельности организация обязана уплачивать действующие налоги и сборы и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые она обязана уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     
     Так, если имущество организации используется в сферах деятельности, переведенных и не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то стоимость имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации.
     
     Аналогичный порядок применяется при исчислении налога на прибыль, единого социального налога.
     
     Общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы аппарата управления, расходы на оплату труда этих работников и т.д.) распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки.
     
     В ходе применения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности возникает много вопросов. На сегодняшний день идет процесс накапливания опыта работы как налоговых органов, так и налогоплательщиков с данной системой налогообложения.
     
     В готовящейся редакции главы 51 "Система налогообложения вмененного дохода для определенных видов деятельности" НК РФ, посвященной данному налогу, предполагается оставить в числе плательщиков единого налога организации, работающие в ювелирной отрасли.