Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей


     

Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей


М.С. Жукова
          

     В конце 80-х - начале 90-х годов Россия приступила к реформированию экономики, внед-ряя рыночный механизм хозяйствования. Учитывая, что экономика развитых стран основана на устойчивой деятельности малого и среднего бизнеса, в Российской Федерации создано и развивается в послед-ние годы правовое поле по его поддержке.
     
     Прежде всего ст. 34 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на занятие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
     
     Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на сис-тематическое извлечение прибыли от использования имущества, продажи товаров, оказания услуг и выполнения работ гражданами без образования юридического лица, зарегистрированными в этом качестве в порядке, установленном законом (ст. 2 и 23 ГК РФ).
     
     Порядок государственной регистрации физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в администрациях городов, районов, поселков и сел определен ст. 3 Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предприниматель-ской деятельностью, и порядке их регистрации".
     
     Из Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях исчезли нормы ответственности за спекуляцию, извлечение нетрудовых доходов, например за посредничество, и т.п.
     
     Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установил, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими, то указанные субъекты подлежат налогообложению в течение первых четырех лет своей деятельности в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Появилось Агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его региональные структуры, которым государство выделяет средства для осуществления этой поддержки.
     
     Либерализация законодательства и поддержка государством занятия гражданами индивидуальной предпринимательской деятельностью эффективно воздействуют на рост числа таких граждан, их доходов и, как следствие, на рост поступлений налогов от них в бюджет.
     

     Пример.
     
     На 1 января 1990 года в Советском Союзе было немногим более 90 тыс. человек, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, а на 1 января 2001 года только в Российской Федерации - более 3 млн человек. Из указанного числа индивидуальных предпринимателей более 2 млн уплачивали в 2000 году подоходный налог и единый налог с совокупного дохода и 1,4 млн - единый налог на вмененный доход. Если говорить о доходах, то следует сравнить суммы платежей, поступивших от этих лиц в бюджет.
     
     Поступления подоходного налога (налога на доходы), единого налога на совокупный доход и единого налога на вмененный доход в бюджет от физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составили:
     
     - в 1999 году - 8,7 млрд руб., в 2000 году - 14,3 млрд руб., а за 7 месяцев 2000 и 2001 годов соответственно - 7,8 млрд руб. и 12 млрд руб. Основой такого роста является увеличение доходов этих лиц и увеличение их численности.
     
     Безусловно, в связи с либерализацией законодательства о предпринимательской деятельности необходимо усиливать контроль за ней, а также следить за соблюдением лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, налогового законодательства.
     
     Обязательность и право налоговых органов контролировать соблюдение физическими лицами законодательства о предпринимательской деятельности и налогового законодательства установлено ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", а также главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны в течение 10 дней после их государственной регистрации встать на налоговый учет в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства.
     
     Пунктом 2 ст. 11 НК РФ и п. 4 ст. 23 ГК РФ установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований вышеуказанных нормативных документов, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями, и обязаны в соответствии с требованиями главы 23 НК РФ уплачивать налог с доходов от такой деятельности.
     
     Физические лица - индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в этом качестве в установленном порядке, облагаются налогом на доходы, полученные от занятия указанной деятельностью без образования юридического лица, в соответствии со ст. 227 НК РФ согласно ставкам, установленным п. 1 ст. 224 НК РФ в размере 13%. Налоговая база в отношении этих доходов определяется согласно п. 3 ст. 210 НК РФ как денежное выражение упомянутых доходов, уменьшенное на налоговые стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты в порядке, установленном ст. 218-221 НК РФ.
     

     Эти нормы будут впервые применены индивидуальными предпринимателями при подаче декларации о доходах, полученных в 2001 году, не позднее 30 апреля 2002 года в порядке, установленном ст. 229 НК РФ, к которой должны быть приложены заявление о предоставлении им соответствующих вычетов и документы, подтверждающие наличие права на эти вычеты.
     
     Главой 15 НК РФ установлены понятия "налоговые правонарушения" и "ответственность за совершение налоговых правонарушений", в главе 16 НК РФ определены виды налоговых правонарушений и ответственности за них.
     
     Кроме того, административная ответственность за нарушения законодательства о предприниматель-ской деятельности и о налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей установлена п. 12 ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", а уголовная - ст. 198 УК РФ. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Россий-ской Федерации от 04.07.1997 N 8 налогообложению подлежат доходы, полученные физическим лицом в связи с осуществлением им любых видов предпринимательской деятельности. Исходя из этого действия виновного лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 198 УК РФ.
     
     Органы МНС России, ФСНП России и МВД России совместно организуют работу по выявлению физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, уклоняющихся от уплаты налога, укрывающих истинные размеры своих доходов. В 2000 году было выявлено более 600 тыс. таких лиц, которые должны были уплатить более 450 млн руб. налогов и около 40 млн руб. штрафов, возбуждено более 800 уголовных дел.
     
     Большая работа проводится налоговыми органами по разъяснению населению (в том числе индивидуальным предпринимателям) налогового законодательства и порядка декларирования доходов. Так, в ходе декларационной кампании 2001 года (январь-апрель) в налоговых инспекциях работало более 10 тыс. консультационных пунктов, специалисты налоговых органов более 45 тыс. раз выступали в средствах массовой информации. В результате этой деятельности, а также работы по контролю за своевременной сдачей деклараций о доходах на 1 июля 2001 года было получено от индивидуальных предпринимателей более 2 млн деклараций о доходах за 2000 год.
     
     Эти данные свидетельствуют о том, что разъяснительная и контрольная работа налоговых органов по обеспечению своевременного декларирования индивидуальными предпринимателями своих доходов дает положительные результаты, так как число лиц, представляющих декларации несвоевременно, снижается из года в год.
     

     Мы рассмотрели общие вопросы, касающиеся занятия физическими лицами предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) и общих принципов налогообложения доходов, полученных от этой деятельности.
     
     Не менее важно рассмотреть и порядок определения налоговой базы по доходам от предпринимательской деятельности.
     
     Итак, как уже отмечено, валовая сумма дохода от занятия предпринимательской деятельностью уменьшается на вычеты, определенные ст. 218-221 НК РФ.
     
     Стандартные налоговые вычеты установлены ст. 218 НК РФ в фиксированных суммах и предоставляются ежемесячно:
     
     1) по 3000 руб.
     
     Этот вычет предоставляется по доходам, полученным лицами, пострадавшими от аварии на Чернобыльской АЭС и при ее ликвидации, участвовавшими в ликвидации последствий этой аварии, находившимися в зоне отчуждения во время аварии, отдавшими костный мозг для спасения людей, а также лицами, по- страдавшими при авариях или принимавшими участие в ликвидации последствий аварий на ПО "Маяк", реке Теча, участвовавшими в испытаниях ядерного оружия, а также инвалидами Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами при защите Родины или исполнении своих обязанностей во время военной службы, и ряд других категорий подобных лиц;
     
     2) по 500 руб.
     
     Этот вычет предоставляется Героям Советского Союза, Российской Федерации, лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, блокадникам Ленин-града, бывшим узникам концлагерей, гетто и других мест, созданных нацистами во время Второй мировой войны, инвалидам с детства, I и II групп инвалидности, пострадавшим от аварий на атомных объектах, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, участникам Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан;
     
     3) по 400 руб.
     
     Этот вычет предоставляется всем остальным, не перечисленным выше налогоплательщикам до того месяца, в котором их доход с начала календарного года превысит 20 тыс. руб., после чего этот вычет не предоставляется;
     
     4) по 300 руб.
     

     Этот вычет предоставляется каждому налогоплательщику, на обеспечении которого находятся дети, на каждого ребенка до 18 лет и на каждого учащегося дневной формы обучения до 24 лет до месяца, в котором сумма дохода налогоплательщика превысит 20 тыс. руб., после чего вычет не предоставляется;
     
     5) по 600 руб.
     
     Этот вычет предоставляется вдовам, вдовцам, одиноким родителям, опекунам и попечителям на каждого ребенка. Вдовам, вдовцам, одиноким родителям предоставление этого вычета прекращается с месяца, следующего за месяцем их вступления в брак.
     
     Одиноким родителем признается родитель, не состоящий в зарегистрированном браке.
     
     Для правильного исчисления размеров вычетов, предоставляемых согласно п. 3 и 4 вышеприведенного перечня, определяется среднемесячный доход индивидуального предпринимателя, то есть валовой годовой доход делится на количество месяцев, в которые осуществлялась предпринимательская деятельность.
     
     Пример 1.
     
     Предприниматель без образования юридического лица имеет троих детей до 18 лет. Доход от занятия предпринимательской деятельностью за 2001 год составил 7,5 млн руб., то есть в среднем в месяц - 625 тыс. руб. (7,5 : 12). Стандартные вычеты в суммах по 400 руб. и 300 руб. в месяц не положены, так как уже в январе доход превысил 20 тыс. руб.
     
     Пример 2.
     
     Этот же предприниматель имел доход в 2001 году 75 тыс. руб., то есть в среднем в месяц - 6,25 тыс. руб., а за январь-март - 18,75 тыс. руб. (6,25 х 3). Таким образом, вследствие того, что в апреле сумма дохода с начала года превысила 20 тыс. руб., предпринимателю положены стандартные вычеты за 3 месяца в сумме 3900 руб. (400 х 3 + 300 х 3 х 3).
     
     К социальным вычетам, установленным ст. 219 НК РФ, относятся:
     
     1) благотворительная помощь в виде денежных средств (но не более 25% суммы дохода), перечисленных налогоплательщиком:
     
     - организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, полностью или частично финансируемым из бюджета.
     
     Из этой нормы следует, что право на этот вычет возникает в случае, если благотворительная помощь оказана денежными средствами, а не имуществом (например школе безвозмездно передана библиотека), а также такой из вышеперечисленных организаций, которая из бюджета получила в виде финансирования хотя бы и незначительные средства;
     

     - физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на физическое воспитание и содержание спортивных команд.
     
     Эта норма дает право на вычет из налоговой базы при исчислении налога, если денежные средства, внесенные указанным организациям и учреждениям (не имеет значения, какой они организационно-правовой формы и на какой форме собственности основаны), были направлены на вышеперечисленные цели;
     
     2) суммы (но не более 25 тыс. руб. в год), уплаченные за обучение самого налогоплательщика, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения (но не более 25 тыс. руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей). При этом образовательное учреждение должно иметь статус учебного заведения.
     
     Пример.
     
     Индивидуальный предприниматель в 2001 году учится на втором курсе вечернего отделения вуза, за что уплатил 20 тыс. руб., его сын учится на первом курсе в гимназии, и за его обучение уплачено 20 тыс. руб., 19-летняя дочь - студентка дневной формы обучения, за ее обучение уплачено 30 тыс. рублей. Все учебные заведения имеют соответствующий статус.
     
     Доход индивидуального предпринимателя за 2001 год составил 7,5 млн руб., и предприниматель обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении стандартных и социальных вычетов из налоговой базы, подав соответствующие документы и декларацию о доходах за 2001 год.
     
     По декларации был сделан расчет налоговой базы:
     
     а) вычеты составили:
     
     - стандартные - не положены;
     
     - социальные:
     
     на обучение самого индивидуального предпринимателя - 20 000 руб.;
     
     на обучение сына - 10 000 руб. (20 000 : 2);
     
     на обучение дочери - 12 500 руб. (25000 : 2).
     
     Всего: 42 500 руб. (20 000 + 10 000 + 12 500);
     
     б) налоговая база равна 7 457 500 руб. (7 500 000 -  - 42 500);
     
     3) суммы (но не более 25 тыс. руб. в год), уплаченные за услуги по лечению самого налогоплательщика, супруга (супруги), его родителей и детей (до 18 лет) и за медикаменты, назначенные лечащим врачом. Вычет предоставляется на сумму оплаты за услуги по лечению и приобретению медикаментов, в том числе дорогостоящим видам лечения, оказанные медицинскими учреждениями Российской Федерации, имеющими статус такого учреждения, и лекарствам по перечню медицинских услуг и лекарственных средств, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 200. Следует иметь в виду, что вычет по дорогостоящим видам лечения производится в размере фактических документально подтвержденных расходов независимо от их размера.
     
     Социальные вычеты предоставляются по заявлению предпринимателя вместе с декларацией и документами, подтверждающими расходы.
     

     Пример.
     
     Кроме расходов на обучение, предприниматель нес расходы на оплату услуг по лечению и на медикаменты.
     
     Так, было израсходовано на лечение членов семьи и на медикаменты 30 000 руб. Эта сумма подтверждена документами, оформленными на его имя.
     
     Исходя из предыдущего примера налоговая база уменьшится еще на 25 000 руб. и составит 7 432 500 руб.
     
     Имущественные налоговые вычеты связаны прежде всего с продажей имущества или приобретением (строительством) жилых домов и квартир. В соответствии со ст. 220 НК РФ к налоговым имущественным вычетам относятся:
     
     1) суммы, полученные от продажи жилья (домов, квартир, дач, садовых домиков) и земельных участков, если эти объекты находились в собственности менее 5 лет, но в размере не более 1 млн руб.;
     
     2) суммы, полученные от продажи иного имущества, если оно находилось в собственности менее 3 лет, но в размере не более 125 тыс. руб.
     
     В случае продажи вышеуказанного имущества, находящегося в собственности более 5 и 3 лет, вычет предоставляется в суммах, фактически вырученных от продажи этого имущества.
     
     Вычеты в суммах соответственно 1 млн руб. и 125 тыс. руб. продавец имущества может заменить фактически произведенными и документально подтвержденными расходами, связанными с получением доходов от продажи данного имущества.
     
     Необходимо иметь в виду, что доходы от реализации товаров, работ, услуг и иного имущества, созданного или полученного в результате предпринимательской деятельности, не относятся к доходам, к которым применяются указанные вычеты (подпункт 2 п. 1 ст. 220 НК РФ);
     
     3) суммы, израсходованные на новое строительство либо на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, но не более 600 тыс. руб., а также на погашение процентов по ипотечному банковскому кредиту, полученному и израсходованному на указанные цели (размер этих расходов должен быть подтвержден документально).
     
     В эту сумму в размере 600 тыс. руб. не входят денежные средства, направленные на погашение процентов по ипотечному банковскому кредиту, израсходованному на строительство или приобретение жилья.
     
     Вычет предоставляется в течение стольких лет, сколько понадобится для его полного использования, но лишь один раз в жизни.
     

     Имущественные налоговые вычеты предоставляются по заявлению налогоплательщика, которое прикладывается к декларации, и документам, подтверж-дающим вышеперечисленные расходы.
     
     Следует иметь в виду, что одним из документов, дающих право на такой вычет, является документ о регистрации права собственности на жилье.
     
     Наиболее существенными для индивидуальных предпринимателей являются профессиональные налоговые вычеты, установленные ст. 221 НК РФ, так как они непосредственно связаны с налогообложением доходов от деятельности этих налогоплательщиков.
     
     Прежде всего эти вычеты из указанных доходов при определении налоговой базы производятся в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от предприниматель-ской деятельности.
     
     Согласно п. 1 ст. 221 НК РФ эти расходы принимаются к вычету из налоговой базы в составе затрат, определяемых в соответствии со статьями главы "Налог на доходы организаций" части второй НК РФ. В этой связи необходимо уточнить, что ст. 28 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до введения в действие указанной главы*1 ссылка в п. 1 ст. 221 НК РФ приравнивается к ссылкам на Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в котором определено, что состав затрат, относимых на себе-стоимость продукции, определяется в соответствии с Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 522.
     _____
     *1 Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ в часть вторую НК РФ введена глава «Налог на прибыль организаций», которая вступает в действие с 1 января 2002 года.    
     
     В то же время в соответствии с п. 2 ст. 54 НК РФ с 1 июля 2001 года вступил в силу совместный приказ Минфина России и МНС России от 21.03.2001 N 24н/БГ-3-08/419, зарегистрированный Минюстом России 04.05.2001 N 2692, который утвердил Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок). Этот Порядок применяется только теми предпринимателями, которые уплачивают налог с доходов, полученных от индивидуальной предпринимательской деятельности, то есть он не применяется к доходам лиц, перешедших на упрощенный порядок учета и налогообложения или уплачивающих единый налог с вмененного дохода.
     
     Порядок определяет правила ведения индивидуальными предпринимателями для целей налогообложения учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Этот учет должен обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность данных о всех полученных доходах, произведенных расходах и хозяйственных операциях при осуществлении предпринимательской деятельности.
     

     Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствующих разделах Книги учета, примерная форма которой приведена в приложении к Порядку. В этой Книге отражаются имущественное положение индивидуального предпринимателя, а также результаты предпринимательской деятельности, то есть совершенные сделки за налоговый период в момент их совершения, на основе первичных документов позиционным способом и в хронологическом порядке.
     
     При необходимости с учетом конкретной специфики тех или иных видов деятельности, а также в случае, если индивидуальные предприниматели освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, предприниматель по согласованию с налоговым органом вправе разработать иную форму Книги учета, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности.
     
     Учет полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций ведется раздельно по каждому виду предпринимательской деятельности.
     
     Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в образовательной, культурной, спортивной сферах и в сфере здравоохранения, обязаны также указывать в Книге учета фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, паспортные данные, идентификационные номера налогоплательщиков (при их наличии), которым они оказывают соответствующие услуги.
     
     Индивидуальные предприниматели самостоятельно приобретают Книгу учета (или журналы, блокноты для ее ведения). На последней странице пронумерованной и прошнурованной индивидуальным предпринимателем Книги учета указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью. В аналогичном порядке должна быть оформлена и Книга учета, которая ведется в электронном виде и выводится по окончании налогового периода на бумажные носители.
     
     При хранении Книги учета индивидуальным предпринимателем должна обеспечиваться ее защита от несанкционированных исправлений.
     
     Исправление ошибок в Книге учета должно быть обосновано и подтверждено подписью индивидуального предпринимателя с указанием даты исправления.
     

     Первичные учетные документы принимаются, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах:
     
     1) наименование документа (формы);
     
     2) дату составления документа;
     
     3) наименование организации, от имени которой составлен документ, ИНН - при оформлении документа от имени юридических лиц;
     
     фамилию, имя, отчество, номер и дату выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН - при оформлении документа от имени индивидуального предпринимателя;
     
     фамилию, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется, - при оформлении документа от имени физических лиц;
     
     4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
     
     5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и за правильность ее оформления (для юридических лиц);
     
     6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
     
     При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, а именно: товарному чеку, счету-фактуре, договору, торгово-закупочному акту - должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, будь то: кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру, платежное поручение с отметкой банка об исполнении или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.
     
     Первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
     
     Первичные учетные документы (за исключением кассового чека) должны быть подписаны индивидуальным предпринимателем.
     

     К первичным документам относятся также специфические документы, утвержденные некоторыми министерствами и ведомствами для индивидуальных предпринимателей, занимающихся особыми видами деятельности.
     
     Пример.
     
     Минтранс России приказом от 30.06.2000 N 68, зарегистрированным Минюстом России 03.07.2000 N 2298, утвердил формы путевых листов и журнала их регистрации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автотранспорте.
     
     В Книге учета отражаются все доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности без уменьшения их на предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоговые вычеты.
     
     В доход включаются все поступления от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.
     
     Стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) отражается с учетом фактических затрат на их приобретение (выполнение, оказание) и реализацию.
     
     Суммы, полученные в результате реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, включаются в доход того налогового периода, в котором этот доход фактически получен.
     
     Доходы от реализации основных средств и нематериальных активов определяются как разница между ценой реализации и их остаточной стоимостью.
     
     Индивидуальные предприниматели ведут учет расходов, принимая во внимание следующие особенности.
     
     Стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в отчетном налоговом периоде, а также не использованных полностью в этом периоде, учитываются при получении доходов от реализации в последующих налоговых периодах.
     
     В целях упорядочения учета и в соответствии с их экономическим содержанием расходы, в частности, включают:
     

     1) материальные расходы;
     
     2) расходы на оплату труда;
     
     3) амортизационные отчисления;
     
     4) налоги;
     
     5) прочие расходы.
     
     К материальным затратам относятся расходы на приобретение сырья, материалов, запасных частей, комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива, электроэнергии, тары, а также на ремонт и техническое обслуживание основных средств.
     
     К затратам на оплату труда относятся заработная плата, стимулирующие и компенсационные вы-платы, стоимость натуральной оплаты труда, возна-граждения по договорам гражданско-правового характера, прочие выплаты, связанные с выполнением трудовых и договорных обязательств.
     
     К амортизационным отчислениям относятся отчисления по основным средствам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам.
     
     К налогам относятся налоги и сборы, уплаченные в соответствии с действующим законодательством в связи с занятием предпринимательской деятель- ностью (например НДС, налог с продаж, единый социальный налог, налог с имущества), кроме налога на доходы от указанной деятельности.
     
     К прочим расходам относятся другие обязательные платежи и отчисления, непосредственно связанные с деятельностью по извлечению дохода (например проценты по кредитам, не связанным с приобретением основных средств, нематериальных активов, сбор за обязательную сертификацию продукции, арендная плата).
     
     Все эти расходы, так же как и доходы, отражаются в Книге учета, которая состоит из 6 разделов:
     
     I - учет доходов и расходов;
     
     II - расчет амортизационных отчислений, в том числе по методу ускоренной амортизации;
     
     III - расчет амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
     
     IV - расчет амортизационных отчислений нематериальных активов;
     
     V - расчет начисленных и выплаченных доходов с сумм в виде оплаты труда физических лиц;
     
     VI - определение налоговой базы.
     
     Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного индивидуальным предпринимателем, принимаются к вычету из налоговой базы в случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со ст. главы "Налог на имущество физических лиц" части второй НК РФ (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно ст. 28 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ до введения в действие этой главы НК РФ эта ссылка приравнивается к Закону, действующему в настоящее время.
     
     Согласно Закону РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" объектами налогообложения признаются следующие виды имущества, находящиеся в собственности физических лиц: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, магазины, кафе и иные строения, помещения и сооружения.
     

     Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы мест-ного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и иных критериев. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах.
          

Стоимость имущества

Ставка налога

до 300 тыс. руб.

до 0,1%

от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

от 0,1 до 0,3%

свыше 500 тыс. руб.

от 0,3 до 2,0%

     
     Пример.
     
     Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, уплачивающий налог с доходов, имеет в поселке Н. в собственности дом, гараж и нежилое помещение, в котором занимается розничной торговлей (магазин). Совокупная инвентаризационная стоимость всех строений и помещений составляет 1 млн руб., в том числе помещения, занятого под магазин, - 500 тыс. руб. Представительный орган поселка установил ставки исходя из указанных сумм инвентаризационной стоимости всех строений и помещений на основании суммарной стоимости строений и помещений (свыше 500 тыс. руб.) в размере 1%, и налоговый орган исчислил налог в сумме 10 тыс. руб. с 1 млн руб. этой стоимости.
     
     Учитывая ст. 221 НК РФ, сумму налога на имущество с помещения в виде магазина следует отнести на расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Эта сумма составит 50% от налога, исчисленного по суммарной стоимости, так как стоимость магазина (500 тыс. руб.) составляет 50% от всей стоимости (1 млн руб.). Таким образом, на расходы предпринимателя будет отнесен налог на имущество в сумме 5 тыс. руб. (10 тыс. руб. х 50%).
     
     Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 % общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в этом качестве в установленном порядке.
     
     При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива (20%).
     

     Профессиональные вычеты предоставляются индивидуальным предпринимателям на основании их письменного заявления при подаче ими налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.
     
     Основным документом для исчисления налога на доходы индивидуальных предпринимателей является его декларация, срок подачи которой по доходам за 2001 год истечет 30 апреля 2002 года (ст. 229 НК РФ).
     
     Физические лица указывают в налоговых декларациях*1все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
     _____
     * Приказом МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/378 утверждена Инструкция по заполнению декларации по налогу на доходы физических лиц за 2001 год.

     
     В случае прекращения предпринимательской деятельности до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
     
     Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
     
     Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     В случае появления в течение года у индивидуального предпринимателя доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, он обязан представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
     
     Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от занятия в предыдущем налоговом периоде с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 221 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
     

     - за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
     
     - за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
     
     - за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой суммы авансовых платежей.
     
     В случае значительного (более чем на 50 %) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты в пятидневный срок с момента получения новой декларации.
     
     При обнаружении индивидуальным предпринимателем в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести в налоговую декларацию необходимые дополнения и изменения.
     
     В соответствии со ст. 81 НК РФ, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока ее подачи, налоговая декларация считается поданной в день подачи заявления о дополнениях и изменениях.
     
     Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом ошибок в декларации либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (ст. 81 НК РФ).
     
     Мы рассмотрели классический порядок налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей, определяемый главой 23 НК РФ. Однако в настоящее время действуют еще два метода налогообложения указанных доходов.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности при условии, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором им подано заявление о применении данной системы, совокупный размер валовой выручки не превысил сумму стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Согласно этому Закону официальным документом, удостоверяющим право применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки на налоговый учет.
     
     Годовая стоимость патента для индивидуальных предпринимателей устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 15.03.1996 N 27 (зарегистрирован в Минюсте России 16.04.1996 N 1069). Оплата годовой стоимости патента производится индивидуальными предпринимателями отдельно по каждому осуществляемому ими виду деятельности.
     
     Учитывая данное обстоятельство, индивидуальные предприниматели, осуществляющие одновременно несколько видов деятельности, вправе применять по ним упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности только при условии соблюдения отдельно по каждому виду такой деятельности предусмотренных ограничений. В связи с этим они обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому осуществляемому на основе патента виду деятельности.
     
     Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31.03.1999 N 63-ФЗ) определен порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход, его плательщики, в том числе индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием услуг, общественным питанием и розничной торговлей в сферах деятельности и на условиях, перечисленных в данном законе, объект налогообложения и налоговый период, ставка налога - 20 % вмененного дохода, основные факторы, влияющие на расчет суммы единого налога, порядок зачисления уплачиваемых индивидуальными предпринимателями сумм единого налога в бюджет. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими нормативными правовыми актами устанавливать размер вмененного дохода с учетом разрабатываемых Правительством РФ рекомендуемых формул расчета суммы единого налога и перечня рекомендуемых составляющих формул расчета и дополнять их иными составляющими, порядок исчисления единого налога, сроки уплаты авансовых платежей, распределение сумм единого налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Россий-ской Федерации и местные бюджеты, а также определять сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного законом, налоговые льготы и иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации. После установления и введения в действие единого налога на вмененный доход нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации все индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, перечисленных в законе, переводятся в установленном порядке на уплату единого налога.
     
     По своей правовой природе единый налог на вмененный доход представляет собой специальный налоговый режим в сфере малого и среднего предпринимательства, при котором уплата большинства федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных ст. 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и связанных с хозяйственной деятельностью индивидуальных предпринимателей, - НДС (если он не входит в состав таможенных платежей и если на налогоплательщика не возложена обязанность по удержанию этого налога у источника выплат), налогов на доходы и имущество, на отдельные виды транспортных средств, с продаж и т.п., со дня введения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации единого налога на вмененный доход заменяется единым платежом.
     
     Пример.
     
     Предприниматель без образования юридического лица занимается розничной торговлей в магазине стоимостью 5 млн руб. и площадью 1000 кв.м, из которых 500 кв.м сдает в аренду. Он уплачивает единый налог на вмененный доход, в связи с чем освобожден от уплаты налога на имущество по части магазина, которая используется под розничную торговлю. Следует определить, какую сумму налога на имущество он не должен платить.
     
     Площадь магазина, которую использует физическое лицо под розничную торговлю, составляет 50 % от общей площади магазина, поэтому 50 % суммы налога, исчисленного за магазин, он платить не должен, а 50 % суммы налога (по площади магазина, сданной в аренду) должен платить.
     
     Применение систем налогообложения доходов физических лиц в настоящее время в трех режимах также свидетельствует о том, что государство стремится создать благоприятный режим для развития малого и среднего бизнеса.
     
     Частью первой ст. 2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует власт-ные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В связи с этим часть первая НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с отношениями, перечисленными выше.
     
     Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
     
     Пункт 2 ст. 108 НК РФ закрепил однократность привлечения к ответственности за совершенное конкретное правонарушение налогового законодательства.
     
     Следовательно, при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц (п. 7 ст. 101 НК РФ) следует исходить из того, что одно и то же правонарушение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное правонарушение, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности.
     
     Поэтому если выявленные налоговым органом налоговые правоотношения совершены налогоплательщиком - физическим лицом в рамках НК РФ, вопрос о квалификации этого правонарушения должен решаться только в соответствии с положениями НК РФ.
     
     При применении п. 3 ст. 108 НК РФ необходимо исходить из того, что налогоплательщик - физическое лицо, освобожденный от уголовной ответственности за деяние, содержащее признаки состава преступления, по нереабилитирующим основаниям, не освобождается от налоговой ответственности, предусмотренной НК РФ, если оно одновременно содержит признаки налогового правонарушения.