Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О соответствии законодательству Российской Федерации нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации


О соответствии законодательству Российской Федерации нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации*1

          

     _____

     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2001. - № 11. - С. 17.
     

Д.О. Александров
               

Калужская область

     
     Законом Калужской области от 16.12.1998 N 31-03 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Калужской области» устанавливаются льготы по налогообложению субъектов инвестиционной деятельности банков, инвестиционных институтов, страховых компаний и других кредитных учреждений, а также юридических лиц, обеспечивающих инвестиционную деятельность, в части доходов, зачисляемых в областной бюджет.
     
     Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Кроме того, отдельные элементы налогообложения по региональным и местным налогам, а также размеры, которые субъекты Российской Федерации вправе определять, например, налоговых ставок, устанавливаются федеральными законами.
     
     Принятие законодательными органами субъектов Российской Федерации нормативного правового акта о налогах и сборах, изменяющего элементы налогообложения, установленные федеральным законом, свидетельствует о нарушении установленной законодательством Российской Федерации компетенции в решении вопросов о налогах и несоответствии принятого ими нормативного правового акта законодательству о налогах и сборах.
     
     Кроме того, положения Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
     
     В соответствии с постановлениями Губернатора Калужской области от 24.02.2000 N 104, от 14.04.2000 N 208 и от 30.06.2000 N 357 о налоговых зачетах по платежам в областной бюджет на I, II и III кварталы 2000 года предусмотрено:
     
     проводить зачеты в областной бюджет по налогам и неналоговым доходам, за исключением федеральных регулирующих налогов и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
     
     по зачетам, проводимым в 2000 году, распределение доходов между бюджетами разных уровней производить по установленным нормативам отчислений в целом по сумме поступившего дохода (коду бюджетной классификации), за исключением платежей, поступивших от плательщиков, которым предоставлены льготы.
     
     Положениями НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога (сбора) и других обязательных платежей считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. В связи с этим другие формы расчетов по обязательствам организаций по уплате налогов не допускаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
     

Кемеровская область

     
     Департамент координации природоохранной деятельности и недропользования Администрации Кемеровской области и Комитет природных ресурсов по Кемеровской области предоставили в 1999-2000 годах ряду угледобывающих предприятий льготу по плате за добычу угля путем значительного (в 1,5-2,0 раза) уменьшения установленных ранее в лицензиях ставок платы на право пользования недрами. Изменения в лицензии на право пользования недрами, которыми введены в действие уменьшенные ставки платы, были внесены с нарушением ст. 5 и 16 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 03.03.1995 N 27-ФЗ), поскольку снижение размеров платежей не было согласовано с органами местного самоуправления и с органами управления экономикой. Выявлены факты неправомерного предоставления указанной льготы следующим предприятиям: АО «Черниговец» (дополнение N 2 к лицензии  КЕМ0019ТЭ), ОАО «Разрез Кедровский» (дополнение N 3 к лицензии КЕМ00168ТЭ).
     
     Комитет природных ресурсов Кемеровской области в своих ежегодных предложениях по распределению по бюджетам сумм отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (п. 5 Порядка на воспроизводство минерально-сырьевой базы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.05.1996 N 597) необоснованно завышал суммы отчислений, оставляемых в распоряжении добывающих предприятий, за счет уменьшения сумм поступлений этого налога в областной бюджет. Указанные неправомерные действия вели к бесконтрольному распоряжению значительными денежными средствами, предназначенными для поступления в областной бюджет.
     
     В 1999 году из оставленных в распоряжении добывающих предприятий 313 454 тыс. руб. от сумм отчислений только 117 921 тыс. руб. (37%) были израсходованы в соответствии с п. 6 Порядка использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (расходование на своем горном отводе для собственных геологических работ). Остальные 195 533 тыс. руб. отчислений, предназначенных для внесения добывающими предприятиями в бюджет области, были напрямую переданы согласно указаниям Комитета природных ресурсов Кемеровской области другим предприятиям и организациям для финансирования геолого-разведочных работ, покупки техники, оргтехники, служебных помещений, жилья.
     
     Выявлены нормативные правовые акты органов местного самоуправления Кемеровской области, не соответствующие федеральному законодательству о налогах и сборах и бюджетному законодательству Российской Федерации, в том числе:
     
     1) распоряжение Мариинской районной администрации от 11.01.2000 N 4-р (устанавливает возможность погашения в течение 2000 года до 50% задолженности по налоговым платежам в местный бюджет в форме зачетов, в том числе и по федеральным налогам);
     
     2) распоряжение администрации г. Гурьевска от 17.03.2000 N 201-р (устанавливает возможность погашения в течение 2000 года задолженности по налоговым платежам в городской бюджет в форме зачетов);
     
     3) распоряжение администрации г. Мариинска от 16.05.2000 N 348 (устанавливает возможность погашения в течение 2000 года задолженности по налогу на прибыль и по местным налогам и сборам в город-ской бюджет в форме зачетов в полном объеме) и др.
     

Курганская область

     
     Законом Курганской области от 30.12.1999 N 281 «О налогах и налоговых льготах на территории Курганской области в 2000 году» устанавливаются льготы для отдельных категорий налогоплательщиков на 2000 год, в том числе и по федеральным налогам, в частности по налогу на прибыль предприятий и организаций, что противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.
     
     Так, Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”« внесены изменения в п. 9 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой НК РФ.
     
     Частью первой НК РФ не предусмотрена норма, за-крепляющая право, а также порядок и условия предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным категориям налогоплательщиков льгот по федеральным налогам в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Так, положения Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой НК РФ.
     
     Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
     

Новосибирская область

     
     За период 1999-2000 годы Новосибирский областной Совет депутатов и Новосибирский город-ской Совет приняли ряд нормативных правовых актов, не соответствующих требованиям налогового законодательства и установивших в них дополнительные льготы по различным федеральным налогам в части средств, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, а именно:
     
     1) Закон Новосибирской области от 01.03.2000 N 86-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2000 год»;
     
     2) Закон Новосибирской области от 03.03.2000 N 80-ОЗ «О мерах государственной поддержки и особенностях налогообложения товаропроизводителей в Новосибирской области»;
     
     3) Закон Новосибирской области от 11.05.2000 N 99-ОЗ «О налоговых льготах инвесторам, реализующим проекты, прошедшие конкурсный отбор»;
     
     4) Закон Новосибирской области от 30.04.1999 N 54-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 1999 год».
     
     После доведения данной информации до прокуратуры Новосибирской области вышеуказанные противоречия были устранены.
     
     По данным УМНС России по Новосибирской области, на территории Новосибирской области действуют два нормативно-правовых акта органов местного самоуправления, которые по состоянию на 26 июля 2001 года не приведены в соответствие с действующим законодательством.
     

Омская область

     
     Закон Омской области от 23.12.1997 N 128-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области» (ст. 13) предусмотрел льготу для держателей инвестиционных проектов по всем видам налогов, зачисляемых в областной и местный бюджеты, а также в территориальный дорожный фонд, за исключением подоходного налога. При этом на период фактической окупаемости проектов предоставляется полное освобождение, а в течение двух лет после окончания окупаемого периода - освобождение в размере 50% всех видов налогов и платежей. Поскольку в соответствии с бюджетным законодательством территориальные бюджеты формируются в том числе и за счет федеральных налогов, то названный Закон коснулся НДС, акцизов на отдельные виды товаров, налога на прибыль, а также налогов, служащих источником образования дорожных фондов, являющихся в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Россий-ской Федерации» федеральными.
     
     Кроме того, согласно подпунктам «ж» и «з» п. 5 ст. 6 Закона Омской области от 23.07.1996 N 68-ОЗ «О территориальном дорожном фонде» от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд полностью освобождены организации Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги, Омский региональный филиал Западно-Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров и держатели инвестиционных проектов, заключившие соглашение на инвестиционную деятельность с Администрацией области на период окупаемости проекта. В соответствии же со ст. 71 (п. «з») Конституции Российской Федерации установление федеральных налогов и сборов находится в исключительной компетенции Российской Федерации. Согласно ст. 17 НК РФ под установлением налога следует понимать определение всех су-щественных элементов налогообложения и в том числе налоговых льгот. Следовательно, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не обладают правом предоставлять льготы по федеральным налогам, если иное не установлено федеральным законом. В отношении налога на пользователей автомобильных дорог такого права нет. Законодательные органы субъектов могут только повышать либо понижать ставку налога, но не более чем на 50% от ставки налога, поступающего в территориальный дорожный фонд.
     
     В результате пользования льготами в областной бюджет за весь период с 1998 по 2000 год недопо-ступило 256 582,4 тыс. руб.
     

     Администрация и Законодательное Собрание Ом-ской области приняли необходимые меры по приведению областного законодательства в соответствие с федеральным, и данные недостатки были устранены.
     

Оренбургская область

     
     В результате анализа законодательства Оренбург-ской области о налогах и сборах выявлены следующие несоответствия его федеральному законодательству о налогах и сборах.
     
     Статьей 1 Закона Оренбургской области от 31.03.2000 N 477/101-ОЗ предусмотрено освобождение областных средств массовой информации общественно-политического характера, редакций газет, администраций городов и районов области, типо- графий, книгоиздателей и книгораспространителей от налога на прибыль в части, зачисляемой в област-ной бюджет на 2000 год.
     
     В п. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 14.12.1998 N 163/30-ОЗ «О налоге с продаж» (в ред. Законов Оренбургской области от 22.02.1999 N 201/34-ОЗ и от 30.06.1999 N 297/63-ОЗ) установлена индивидуальная льгота по налогу с продаж для печатных изданий, учредителями которых являются Законодательное Собрание области, Администрация области и администрации городов и районов и общественные организации Всероссийского общества инвалидов, Оренбургская региональная организация «Братство», ее отделения и предприятия. Период действия данной льготы не установлен.
     
     Сохранение в Законе указанной льготы не соответствует ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которой установлено, что индивидуальные налоговые льготы, предоставленные представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до дня вступления в силу Закона N 154-ФЗ, действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, то указанные индивидуальные налоговые льготы прекращают свое действие с 1 января 2000 года.
     

Рязанская область

     
     Закон Рязанской области от 24.09.1997 N 53 «О территориальном дорожном фонде» (в ред. от 20.06.2000) вступил в противоречие с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в части предоставления льгот по налогам, служащим источниками образования дорожных фондов.
     
     Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, являются федеральными налогами, элементы обложения данными налогами, в том числе налоговые льготы в соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Россий-ской Федерации», должны устанавливаться законодательными актами Российской Федерации.
     
     На основании распоряжений главы Администрации Касимовского района произведен незаконный отпуск древесины ТОО «Память Ильича» и КРОО «Ветераны локальных войн и вооруженных конфликтов». Указанные организации не входят в перечень льготников, определенный ст. 107 Лесного кодекса Российской Федерации, кроме того, предоставленные им льготы в нарушение ст. 56 НК РФ носят индивидуальный характер.
     

Тюменская область

     
     Законом Тюменской области от 06.04.1999 N 105 «О предоставлении налоговых льгот на 1999 год отдельным категориям налогоплательщиков» освобождаются от уплаты фактических сумм налога на прибыль в части платежей, поступающих в областной бюджет:
     
     а) созданные гражданами потребительские кооперативы, производящие сельскохозяйственную продукцию, если объем реализации сельскохозяйственной продукции и услуг, произведенных членами кооператива, составляет не менее 70%;
     
     б) иностранные фирмы, занятые строительством объектов здравоохранения и фармации на территории Тюменской области по заключенным ранее контрактам, в части объема выполненных за отчетный период работ в ходе строительства этих объектов;
     
     в) муниципальные транспортные предприятия, обслуживающие бюджетные учреждения здраво-охранения.
     
     Данное положение противоречит Федеральному закону от 31.03.1999 N 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”«, части первой НК РФ, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 апреля 1999 года не вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
     

Челябинская область

     
     На территории Челябинской области действуют закрытые административно-территориальные образования - ЗАТО: города Озерск, Трехгорный, Снежинск и пос. Локомотивный. Местная администрация заключила с предприятиями, зарегистрированными в этих ЗАТО, ряд налоговых соглашений, предоставляющих этим предприятиям налоговые льготы, в том числе и на период 2000 года и последующих годов.
     
     Статьей 5 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» установлено, что в доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и другие поступления с его территории. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в ранее действовавшей редакции вплоть до 1 января 1999 года) органы государственной власти административно-территориальных образований имели право предоставлять дополнительные льготы по налогам в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты. Вместе с тем постановление Правительства РФ от 15.06.1998 N 595, утвердившее Правила предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах за-крытых административно-территориальных образований, уточнило, что органами местного самоуправления ЗАТО могли предоставляться дополнительные налоговые льготы по налогам и сборам, кроме НДС, акцизов, а также налогов и сборов, зачисляемых в целевые бюджетные фонды, юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков на территории ЗАТО, по согласованию с Минфином России.
     
     Таким образом, льготы могли быть предоставлены по федеральным и региональным налогам и сборам с учетом положений постановления Правительства РФ от 15.06.1998 N 595.
     

     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с 1 января 1999 года утратил силу, за исключением ст. 19-21 и п. 2 ст. 18.
     
     Статьей 58 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» установлено, что полномочия по предоставлению льгот по налогам и сборам местных органов самоуправления на территории закрытых административно-территориальных образований с 1 января 2000 года не будут действовать, кроме тех ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры.
     
     Несмотря на положения вышеуказанных Законов и постановления Правительства, администрации ЗАТО, расположенных на территории Челябинской области, предоставляли и продолжают предоставлять дополнительные льготы по налогам и сборам. Так, несмотря на постановление Правительства РФ N 595, органы местного самоуправления ЗАТО предоставляли льготы по таким федеральным налогам, как НДС и акцизы, без согласования с Минфином России. Кроме того, различные льготы продолжают предоставляться и по настоящее время в нарушение Закона N 227-ФЗ, которым разрешено предоставлять дополнительные льготы по налогам и сборам только в отношении местных налогов, кроме тех ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры.
     
     Согласно Закону Челябинской области «Об об-ластном бюджете на 2000 год» порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в областной бюджет устанавливается губернатором Челябинской области, что противоречит подпункту 6 ст. 9 и ст. 63 НК РФ, согласно которым порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей находится в компетенции соответствующих финансовых органов. Так, ст. 63 НК РФ гласит, что органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора по федеральным налогам и сборам, является Минфин России, а по региональным и мест-ным налогам и сборам - соответственно финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
     
     Статьей 18 Закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2000 год» установлен порядок освобождения с 1 января 2000 года от уплаты начисляемой пени по суммам недоимки налогов и других обязательных платежей тех предприятий, которые имеют дебиторскую задолженность перед государством. Статья 59 НК РФ определяет, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
     
     - по федеральным налогам и сборам - Правительством РФ;
     
     - по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
     
     Установлено также, что правила, предусмотренные п. 1 ст. 59 НК РФ, применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
     
     Таким образом, в НК РФ не говорится о том, что пени по налогам и сборам могут быть списаны или не уплачены теми предприятиями, которые имеют дебиторскую задолженность перед государством.
     
     Распоряжением губернатора Челябинской области от 17.08.1998 N 802-р «О неприменении штрафных санкций» определено, что ГНИ и УФСНП должны применять штрафные санкции за неуплату налогов и арестовывать имущество подрядных организаций, у которых имеется задолженность перед областным бюджетом, по согласованию с администрацией области. К распоряжению прилагается соответствующий список предприятий. Согласно федеральному законодательству налоговые органы, а также органы налоговой полиции не обязаны согласовывать применение штрафных санкций или наложение ареста на имущество в случае неуплаты или несвоевременной уплаты предприятиями сумм налогов и сборов.
     
     Статьей 22 Закона Челябинской области N 74-ЗО «Об областном бюджете Челябинской области на 1999 год» предусмотрена отдельная строка налоговых доходов - доходы от спецналога. Установление спецналога в качестве налогового дохода противоречит ст. 2 Федерального закона от 23.02.1995 N 25-ФЗ «О специальном налоге с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей», согласно которой этот налог был отменен с 1 января 1996 года.
     

Читинская область

     
     Законами Читинской области от 24.02.1999 N 156-ЗЧО «Об освобождении ОАО “Завод горного оборудования” от налога на имущество в части, зачисляемой в областной бюджет» и от 15.09.1999 N 214 «Об организации туристической деятельности в Читинской области» нарушено требование ст. 56 НК РФ (нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера). Данные положения ст. 56 НК РФ также нарушены следующими нормативными правовыми актами Читинской области:
     
     1) постановлением Главы Администрации Калганского района от 21.07.2000 N 242 «Об освобождении ПК артели старателей “Даурия” от налога на содержание объектов соцкультбыта»;
     
     2) постановлением Главы муниципального образования Читинского района от 18.10.1999 N 925 «О снижении ставки налога на прибыль АО санаторий “Кука”».
     
     Кроме того, отдельные положения Закона Читинской области «Об организации туристической деятельности в Читинской области» не соответствуют федеральному законодательству. Законодательные органы субъекта Российской Федерации были не вправе устанавливать льготы по НДС, так как согласно ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» НДС отнесен к федеральным налогам. В соответствии с этой же статьей федеральные налоги, в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
     
     Необходимо отметить, что ст. 32 Закона Читин-ской области от 22.12.1999 N 195-ЗЧО «Об областном бюджете на 2000 год», предоставляющая право Администрации области осуществлять взаимозачеты задолженности предприятий-налогоплательщиков и бюджетов муниципальных образований области по налогам и другим платежам в областной бюджет, противоречит ст. 45 НК РФ, в соответствии с которой обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, то есть должна носить исключительно денежный характер.
     

Агинский Бурятский автономный округ

     
     Статьей 4 Закона Агинского Бурятского автономного округа от 01.02.2000 «О налоговых льготах предприятиям, производящим алкогольную продукцию в Агинском Бурятском автономном округе» определено, что Администрация автономного округа может устанавливать конкретным предприятиям льготы по всем налогам, сборам и акцизам, что противоречит ст. 56 НК РФ, в которой закреплено следующее: нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. В ходе проверки обнаружено, что данные нарушения устранены, Закон отменен.
     
     Кроме того, обнаружены такие нарушения федерального законодательства о налогах и сборах, как установление льгот по налогам и сборам органами исполнительной власти путем принятия акта, который не относится к законодательству о налогах и сборах. Нормативные правовые акты, содержащие соответствующие положения, приняты в нарушение требований ст. 17, 56 НК РФ. Это относится к Законам Агинского Бурятского автономного округа от 26.12.2000 «О стимулировании инновационной и инвестиционной деятельности в Агинском Бурятском автономном округе» (ст. 4), «О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в экономику Агинского Бурятского автономного округа» (ст. 8, 9). Кроме того, данный Закон противоречит закрепленному в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» разделению налогов по уровням: на федеральные, региональные и местные. Вместо понятия «местные налоги» предлагается руководствоваться понятием «окружные налоги», что делает незаконным направление соответствующих средств налогоплательщиков на счета «окружного бюджета».
     
     Законом Агинского Бурятского автономного округа от 25.12.1996 «О предоставлении налоговых льгот в автономном округе» установлены льготы по акцизам и НДС. Данные положения вступили в противоречие с Федеральным законом «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», установившим, что с 1 января 1999 года субъектами Российской Федерации не могут быть установлены льготы по налогам и сборам, направляемым в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Положения Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой НК РФ (Закон отменен 9 августа 2000 года).
      

Ненецкий автономный округ

     
     В Ненецком автономном округе обнаружено нарушение установленной законодательством о налогах и сборах компетенции в части установления органом власти элементов налогообложения, а также налоговых льгот по налогам и сборам, направляемым в бюджеты разного уровня.
     
     Положения Закона РФ «Об основах налоговой сис-темы в Российской Федерации», разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой НК РФ. Однако Законом Ненецкого автономного округа от 11.01.2000 N 216-ОЗ «О предоставлении налоговых льгот организациям потребкооперации округа на 2000 год» устанавливаются льготы по уплате земельного налога (местный налог), что недопустимо.
     

Ханты-Мансийский автономный округ

     
     В Ханты-Мансийском автономном округе выявлено нарушение федерального законодательства, выразившееся в изменении Законом субъекта Российской Федерации оснований возникновения и исполнения обязанностей, установленных федеральным законом.
     
     Так, Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 09.04.1999 N 23-ОЗ «О стимулировании ускоренного ввода в разработку нефтегазовых месторождений в пределах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа» предусмотрел стимулирующее налогообложение, при котором источником инвестиций выступают средства бюджета округа, учитываемые в доходной и расходной частях.
     
     Инвестиционные средства недропользователей образуются в течение соответствующего отчетного периода за счет части налогов, причитающихся к уплате в бюджет автономного округа, объектом обложения которых является выручка от реализации «новой нефти», стоимость недвижимого имущества, находящегося в пределах вводимого в разработку лицензионного участка, стоимость «новой нефти» в отчетном периоде. Сумма остающихся в распоряжении недропользователя средств определяется как доля начисленного налога в бюджет округа и территориальный дорожный фонд в следующих размерах:
     
     - 100% НДС;
     
     - 50% налога на пользователей автомобильных дорог;
     
     - 100% налога на прибыль;
     
     - 100% налога на имущество, исчисленного по объектам недвижимого имущества согласно перечню;
     
     - 100% платы за добычу нефти и газа.
     
     Средства направляются на финансирование работ на вводимом или введенном в разработку лицензионном участке.
     
     Обнаружено также нарушение установленной законодательством о налогах и сборах компетенции в части установления органом власти элементов налогообложения, а также налоговых льгот по налогам (сборам), взимаемым и направляемым в бюджеты разного уровня.
     
     Положения Закона РФ «Об основах налоговой сис-темы в Российской Федерации», разрешающие органам государственной власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, утратили силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой НК РФ.
     
     Однако Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 27.12.1999 N 84-ФЗ «О налоговых льготах на 2000 год» устанавливаются льготы по уплате налога на нужды образовательных учреждений  (местный налог), налогу с владельцев транспортных средств (федеральный налог).
      

     Сотрудники Министерства и Управлений МНС по субъектам Российской Федерации продолжают анализ законодательства в отношении других областей, районов и городов, однако уже проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что нарушения и несоответствия в законодательных актах федеральному законодательству есть во многих областях, районах, городах и других административно-территориальных единицах Российской Федерации.