Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

 

Ответы на вопросы

О налоге на добавленную стоимость

     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Следует ли учитывать сумму НДС в составе норматива представительских расходов и расходов на рекламу, которая согласно действующему порядку рассчитывается по установленной ставке от величины выручки с учетом НДС?

     
     Согласно Положению о составе затрат для целей налогообложения производится корректировка представительских расходов, расходов на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями.
     
     Данные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. К таким лимитам, нормам и нормативам, в частности, относятся нормы расходов на рекламу и представительские расходы; нормы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями.
     
     Указанные нормы и нормативы и порядок их применения были утверждены приказом Минфина России N 26н, который вступил в силу с 1 апреля 2000 года. В бухгалтерском учете данные затраты отражаются без ограничений.
     
     Минфином России внесены изменения и дополнения приказом от 01.03.2001 N 18н (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2001, регистрационный номер 2631) в Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения, утвержденные приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н. Данные изменения и дополнения введены в действие с 1 апреля 2001 года.
     
     В соответствии с действующим законодательством по НДС суммы этого налога по представительским расходам и расходам на рекламу, относимым на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах установленных норм, подлежат возмещению из бюджета только в этих пределах, а сверх норм - налог возмещению не подлежит. Сумма налога, оплаченная по таким расходам в пределах норм, определяется по расчетной ставке 16,67 %. В связи с этим суммы представительских расходов и расходов на рекламу включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываются при определении налогооблагаемой прибыли за минусом НДС, исчисленного в указанном порядке.
     

     Правомерны ли требования налоговых органов, согласно которым при реализации продовольственных товаров мелкими оптовыми партиями в 1999 году организациям, финансируемым из бюджета (детские сады, больницы, санатории и др.), НДС следовало исчислять в порядке, действовавшем в то время для организаций, занимающихся продажей и перепродажей товаров?

     
     Согласно Закону РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 1992-1), действовавшему до 1 января 2001 года, у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением предприятий розничной торговли и общественного питания), облагаемый оборот определялся на основе стоимости реализуемых товаров, исходя из применяемых цен без включения НДС. У предприятий розничной торговли и общественного питания оборот, облагаемый НДС при реализации товаров, определялся в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым производились расчеты с поставщиками, с учетом сумм НДС, независимо от источника финансирования покупателей.
     
     Следует отметить, что действовавшим в 1999 году законодательством по НДС определение оптовой и розничной торговли не предусматривалось.
     
     Согласно письму Госкомстата России от 09.11.1995 N 17-1-17/1947 в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) к оптовой торговле относится деятельность по продаже товаров розничным продавцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим либо профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. К розничной торговле относится деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования. При этом в данном письме понятие "мелкий опт" не предусмотрено.
     
     Учитывая изложенное, согласно Закону N 1992-1 при реализации товаров оптовыми партиями юридическим лицам (в том числе детским садам, санаториям, больницам и другим учреждениям) НДС должен был применяться в порядке, предусмотренном налоговым законодательством для заготовительных, оптовых, снабженческо-сбытовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров. При этом НДС, уплаченный поставщикам товаров, принимался к зачету (возмещению).
     
     Применять НДС в порядке, предусмотренном для предприятий (организаций) розничной торговли (п. 41 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"), следовало при реализации товаров физическим лицам за наличный расчет с оплатой через кассу. При этом предприятие исчисляло НДС по средней расчетной ставке с суммы дохода за отчетный период и не имело права на зачет (возмещение) сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров, приобретаемых для перепродажи.
     
     Таким образом, при реализации предприятием в 1999 году продовольственных товаров мелкими оптовыми партиями юридическим лицам, в том числе таким учреждениям, как детские сады, санатории, больницы, НДС следовало применять в порядке, предусмотренном налоговым законодательством для заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров.
     

А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Российская строительная организация по договору субподряда выполняет работы по реконструкции объекта недвижимости, находящегося за пределами территории Российской Федерации. Общий объем выполняемых данной организацией работ определяется по количеству трудозатрат (чел.-мес.), из которых примерно 30% выполняется за пределами территории Российской Федерации. При завершении работ в акте сдачи-приемки указываются трудозатраты в целом, в том числе в Российской Федерации и на территории иностранного государства, а также общая стоимость работ, в том числе работ, выполненных в Российской Федерации, с учетом НДС, и стоимость работ, выполненных на территории иностранного государства, без учета НДС. Имеет ли право данная строительная организация не облагать НДС выручку от реализации работ на территории иностранного государства?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 148 НК РФ установлено, что местом реализации работ (услуг), связанных непосредственно с недвижимым имуществом, считается территория Российской Федерации, в случае если такое недвижимое имущество находится на территории Российской Федерации. Поэтому местом реализации работ, связанных с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не является, и такие работы на территории Российской Федерации НДС не облагаются.
     
     Вместе с тем необходимо иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 148 НК РФ одним из документов, подтверждающих место выполнения работ за пределами территории Российской Федерации, является контракт на выполнение таких работ, заключенный с иностранными или российскими лицами. В случае если российское предприятие выполняет работы как на территории иностранного государства, так и на территории Российской Федерации, то в контракте на выполнение этих работ должна содержаться для целей налогообложения информация, не вызывающая сомнений у налоговых органов, о составе и стоимости работ, выполняемых за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии такой информации определять стоимость работ, выполненных на территории иностранного государства, расчетным путем оснований не имеется. Поэтому в случае отсутствия в контракте указанной информации работы, выполняемые как на территории иностранного государства, так и на территории Российской Федерации, облагаются НДС в Российской Федерации.
     

     Российская компания импортирует молочные продукты с территории государств-участников СНГ. До 1 июля 2001 года при пересечении границы Российской Федерации с данных товаров НДС не взимался. В связи с изменением с 1 июля 2001 года порядка взимания НДС при расчетах с государствами-участниками СНГ просим дать разъяснение, взимается ли НДС при ввозе молочных продуктов на таможенную территорию Российской Федерации после 1 июля 2001 года и какая ставка НДС применяется при ввозе указанных товаров?

     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) положения вышеуказанной статьи НК РФ распространяются на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации с территории государств-участников СНГ после 1 июля 2001 года.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются те же ставки НДС, что и при реализации товаров на территории Российской Федерации, то есть в размере 10 и 20 %.
     
     В отношении продовольственных товаров применяется ставка НДС в размере 10 % по перечню, устанавливаемому НК РФ. Коды указанных товаров определяются Правительством РФ в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем, до настоящего времени соответствующее постановление Правительства РФ не принято. В связи с этим таможенные органы при определении размера ставок НДС по товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, руководствуются письмом ГТК России от 27.12.2000 N 01-06/38023 "О применении таможенными органами положений части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
     
     Однако следует иметь в виду, что 22 мая 2001 года в Российской Федерации принят Федеральный закон N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве", в соответствии с которым переход с 1 июля 2001 года на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не распространяется на Республику Беларусь. В связи с этим после 1 июля 2001 года во взаимной торговле с Республикой Беларусь сохраняется порядок применения НДС, действовавший до 1 июля 2001 года.
     
     Таким образом, при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, в том числе молочных продуктов, происходящих с территории Республики Беларусь, НДС таможенными органами Российской Федерации не взимается.
     

     В связи с введением с 1 июля 2001 года нового законодательства по налогу на добавленную стоимость между Россией и Украиной просим разъяснить следующую ситуацию: российская организация заключила договор с резидентом Украины, на основании которого украинское предприятие оказывает услуги российской организации по ремонту оборудования на Украине. С 1 июля 2001 года согласно п. 2 ст. 161 НК РФ все предприятия, состоящие на учете в российских налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, являются налоговыми агентами и обязаны удержать у иностранного лица НДС и уплатить в бюджет Российской Федерации исчисленную сумму налога. В связи с этим просим разъяснить: является ли российская организация при выполнении вышеуказанных ремонтных работ налоговым агентом, и, следовательно, должна ли уплачивать НДС на территории Российской Федерации за счет средств украинского предприятия? Существуют ли какие-либо межправительственные соглашения с государствами-участниками СНГ, в том числе с Украиной, уточняющие и разъясняющие положения об исчислении НДС при оказании услуг (выполнении работ) на территории государств-участников СНГ?

     
     Согласно п. 1 ст. 146 части второй НК РФ объектом налогообложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг), связанных с движимым имуществом, признается территория Российской Федерации, в случае, если деятельность организации, выполняющей такие работы (услуги), осуществляется на территории Российской Федерации.
     
     Работы по ремонту оборудования оказываются российской организации предприятием - резидентом Украины не на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая изложенное, вышеуказанные работы на территории Российской Федерации НДС не облагаются.
     
     Таким образом, российская организация в этом случае не является налоговым агентом и, следовательно, не обязана исчислять и удерживать НДС из сумм, уплачиваемых иностранному лицу за оказание услуг по ремонту оборудования.
     
     Что касается межправительственных соглашений по вопросам косвенного налогообложения, то в настоящее время соглашение, регулирующее такие вопросы в торговых отношениях между Российской Федерацией и Украиной, отсутствует. Вместе с тем Российской Федерацией заключены соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле с Республикой Армения, Кыргызской Республикой, Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан. Порядок применения НДС при выполнении работ (оказании услуг) определяется ст. 5 данных соглашений.
     
     Согласно указанной статье соглашений порядок применения НДС при выполнении работ (оказании услуг) предполагается оформить отдельным протоколом. До введения в действие таких протоколов работы (услуги) облагаются НДС в соответствии с законодательством государств, заключивших соглашение.
     
     Исключением из данной нормы являются услуги, непосредственно связанные с реализацией товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, такие как услуги по транспортировке и обслуживанию, экспедированию, погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, вывозимых с таможенной территории государств, заключивших соглашение; услуги по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров; услуги по перевозке пассажиров и багажа в прямом и обратном направлении. Налогообложение перечисленных услуг производится по ставке НДС в размере 0 % в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги.
     

     Российская компания приобретает на территории иностранного государства товары для последующей их перепродажи в третьи страны без завоза на таможенную территорию Российской Федерации. Имеет ли право данная компания включить объем реализованных иностранных товаров в расчет, используемый для распределения доли НДС, уплаченного поставщикам в составе общехозяйственных расходов, с последующим возмещением НДС из бюджета в соответствующем налоговом периоде?

     
     Согласно п. 1 ст. 146 части второй НК РФ объектом налогообложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим продукция, реализуемая российскими организациями иностранным юридическим лицам за пределами территории Российской Федерации, объектом обложения НДС на территории Российской Федерации не является и, соответственно, этим налогом не облагается. Поэтому согласно действующему порядку применения НДС суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации и используемым при реализации такой продукции, принимать к вычету оснований не имеется.
     
     Таким образом, товары, приобретаемые российской компанией на территории иностранного государства и реализуемые в третьи страны без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, НДС на территории Российской Федерации не облагаются, а суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для совершения операций по приобретению и реализации таких товаров, в том числе относящиеся к общехозяйственным расходам, к вычету при исчислении платежей в бюджет не принимаются.