Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

      

Ответы на вопросы


Л.А. Панина,

советник налоговой службы II ранга

          

     Не освобожденные от основной работы члены профсоюзных комитетов (председатели профкомов, бухгалтеры профкомов, члены профкомов), выполняя общественную работу в свободное от основной работы время, получают в течение года доплаты. Возникает ли обязанность по уплате налога на доходы с таких выплат, осуществляемых за счет членских взносов?

     
     В соответствии с п. 31 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.
     
     В соответствии с п. 1, 4 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ) профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом. Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.
     
     Таким образом, если выплаты не освобожденным от основной работы членам профсоюзных комитетов предусмотрены уставами профсоюзов или положениями о первичных профсоюзных организациях и выплачиваются из средств профсоюзов, собранных за счет профсоюзных взносов, то они не облагаются налогом на доходы физических лиц. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что ст. 25 Закона N 10-ФЗ не предусмотрены такие гарантии, как выплаты за счет профсоюзных взносов работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы.
     

     Правомерно ли относить материальную помощь и другие выплаты за счет членских взносов в адрес штатных работников (освобожденных членов профсоюза) профсоюзного комитета, как не подлежащие налогообложению согласно п. 31 ст. 217 НК РФ?

     
     В соответствии с п. 1, 4 ст. 24 Закона N 10-ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом. Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.
     

     Статьей 26 Закона N 10-ФЗ установлены гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, в том числе гарантия, согласно которой освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.
     
     В соответствии с п. 31 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь), членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей, а также выплаты, производимые молодежными и детскими организациями, своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий.
     
     Таким образом:
     
     - заработная плата и связанные с ней выплаты освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, облагаются в общеустановленном порядке налогом на доходы физических лиц;
     
     - выплаты, не связанные с исполнением трудовых обязанностей указанным лицам и которые предусмотрены уставами профсоюзов или положениями о первичных профсоюзных организациях и выплачиваются из средств профсоюзов, собранных за счет профсоюзных взносов, не облагаются налогом на доходы физических лиц.
     

     Относятся ли к понятию "выплата" только денежные суммы или также абонементы, подарки, путевки, услуги и т.п., оплаченные за счет членских взносов, штатным работникам профсоюзного комитета?

     
     Для целей применения п. 31 ст. 217 НК РФ под выплатами понимаются только денежные средства.
     
     Полученные штатными работниками профсоюзного комитета абонементы, подарки, путевки, услуги и т.п., которые оплачены за счет членских взносов, рассматриваются как доходы, полученные в натуральной форме.
     
     При этом получение подарков рассматривается как доход, к которому применяется п. 28 ст. 217 НК РФ, которым установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 2000 руб., полученные в том числе по такому основанию, как стоимость подарков. Иными словами, из стоимости подарка исключаются 2000 руб., остальная сумма его стоимости облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     Абонементы, путевки, услуги и т.п., оплаченные за счет членских взносов, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13 % в соответствии со ст. 212 НК РФ.

     
     Правомерно ли проводить налоговые проверки и соответственно требовать налоговую отчетность по расходованию средств профсоюзного бюджета, сформированного за счет членских взносов?

     
     Согласно п. 2, 7 ст. 24 Закона N 10-ФЗ финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.
     
     Финансовый контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств осуществляется Минфином России и его территориальными контрольно-ревизионными органами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 888 "О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации". Основная задача контрольно-ревизионного управления Минфина России заключается в осуществлении в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или региона Российской Федерации.
     
     Соответственно, финансовый контроль за средствами профсоюзов не проводится, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.
     
     Налоговый контроль осуществляется с целью проверки соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также соблюдения законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
     
     Таким образом, действующим законодательством на налоговые органы возложена обязанность производить налоговый контроль, который осуществляется как за полученными денежными и иными средствами, так и за расходами денежных и иных средств профсоюзов с целью соблюдения профсоюзами налогового законодательства.
     

     По какой ставке физическому лицу, одновременно являющемуся и работником общества с ограниченной ответственностью, и его учредителем, исчисляется в 2001 году налог на доходы физических лиц, если это физическое лицо получает доходы от участия в уставном капитале предприятия, которое им же было учреждено?

     
     Согласно п. 1 ст. 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный участником от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим участнику долям пропорционально долям участников в уставном (складочном) капитале этой организации.
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 208 НК РФ установлено, что к доходам от источников в Российской Федерации относятся в том числе дивиденды и проценты, полученные от российской организации.
     
     Статья 214 НК РФ установила особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации, в соответствии с которыми сумма налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, определяется с учетом следующего положения:
     
     - если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация или действующее в Российской Федерации постоянное представительство иностранной организации, указанные организация или постоянное представительство определяют сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке, предусмотренной п. 3 ст. 224 НК РФ, в соответствии с которым налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении такого дохода, как дивиденды. При этом на российскую организацию или действующее в Российской Федерации постоянное представительство иностранной организации возлагается обязанность удержать из доходов налогоплательщика в виде дивидендов при каждой выплате таких доходов сумму налога и уплатить ее в соответствующий бюджет.
     
     Таким образом, дивиденды, полученные физическим лицом, облагаются по ставке 30 %. При этом не имеет значения, является физическое лицо работником либо (и) учредителем распределяющей доход организации.
     

     Облагается ли налогом на доходы физических лиц сумма, уплаченная организацией за обучение своих работников: начальника цеха и рабочего - водителя автопогрузчика?

     
     Подпунктом 1 п. 2 ст. 211 НК РФ установлено, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями обучения в интересах налогоплательщика.
     
     Пунктом 3 ст. 217 НК РФ определено, что к доходам, не подлежащим налогообложению (освобождаемых от налогообложения), относятся все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников.
     
     Таким образом, если организация оплачивает обучение работника не в целях повышения его профессионального уровня, а в интересах работника, то суммы, уплаченные организациями за обучение в интересах работника, являются доходом такого работника и облагаются налогом на доходы физических лиц.
     
     Статьей 112 КЗоТ РФ установлено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
     
     В соответствии со ст. 28 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 ""Об образовании" в компетенцию Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием входит и установление федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников.
     
     Согласно ст. 29 Закона РФ "Об образовании" в компетенцию субъектов Российской Федерации входит в том числе и установление региональных нормативов финансирования образования.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 40 Закона РФ "Об образовании" работодатели несут ответственность за повышение профессиональной квалификации работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Минимальные нормативы финансовых затрат на эти цели для предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок использования финансовых средств устанавливаются Правительством РФ.
     
     Исходя из изложенного уплата организацией за работников сумм, связанных с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников, не является объектом обложения налогом на доходы физических лиц в пределах нормативов, установленных Правительством РФ либо субъектом Российской Федерации. Превышение установленных нормативов является доходом физического лица и облагается налогом на доходы физического лица.
     

     У физического лица - гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего на российской территории за пределами Москвы и Московской области, предприятием, имеющим лицензию ФКЦБ России, выкуплены паи ПИФ. Этот ПИФ включен Московским региональным отделением ФКЦБ России в перечень фондов, инвестирующих денежные средства в эмиссионные ценные бумаги, процедура эмиссии, условия размещения и обращения которых регулируется Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Правомерно ли применение льготы при исчислении подоходного налога при выкупе вышеуказанного пая у данного физического лица в виде невключения в его совокупный доход, полученный за 2000 год, всей суммы выкупа на основании Закона г. Москвы от 02.07.1997 N 26?

     
     В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" исключение из совокупного дохода физических лиц отдельных видов доходов, освобождение от обложения подоходным налогом отдельных категорий физических лиц, а также предоставление других льгот производятся только в соответствии с положениями названного Закона и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
     
     Пунктом 3 ст. 1 Закона г. Москвы от 02.07.1997 N 26 "О льготах по подоходному налогу с физических лиц" в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются суммы дохода, полученные от продажи паев ПИФ, перечень которых утверждается Московским региональным отделением ФКЦБ России, инвестирующих денежные средства в эмиссионные ценные бумаги, процедура эмиссии, условия размещения и обращения которых регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и допущенные к обращению через организаторов торговли, имеющих лицензию ФКЦБ России.
     
     Таким образом, для физических лиц, не проживающих постоянно в г. Москве, вышеназванная льгота может быть предоставлена только в случае, если пай ПИФ, принадлежащий данному физическому лицу на праве собственности, был им продан на территории г. Москвы и в том инвестиционном фонде, который вошел в перечень ПИФ, утвержденных Московским региональным отделением ФКЦБ России.
     

     По инициативе работодателя работник направляется на обучение и повышение квалификации в образовательное учреждение, при этом учеба была проведена в интересах работодателя. Облагается ли в этом случае сумма, уплаченная работодателем за работника, налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом?
     

     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с расходами на повышение профессионального уровня работников.
     
     Таким образом, при направлении работника на обучение по инициативе работодателя освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц только расходы, связанные с повышением квалификации работника.
     
     Работодатель издает приказ о направлении на обучение работников с целью повышения их квалификации. Учебное заведение, с которым работодатель заключает договор на обучение своих работников с целью повышения их квалификации, должно иметь лицензию и государственную аккредитацию.
     
     Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.
     
     Повышение квалификации включает следующие виды обучения:
     
     - краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
     
     - тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
     
     - длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
     
     Слушателями образовательного учреждения повышения квалификации являются лица, зачисленные на обучение приказом руководителя образовательного учреждения.
     
     При определении сумм, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, необходимо руководствоваться нормами расходов, связанными с повышением профессионального уровня работников, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, которое включает Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Если между направленными на обучение средствами и нормами, установленными законодательством в области образования, получается положительная разница, то эта сумма является объектом налогообложения, если отрицательная разница либо равная, то объекта налогообложения нет.
     
     При этом действующим законодательством Российской Федерации, либо законодательными актами субъектов Российской Федерации, либо решениями представительных органов местного самоуправления указанные расходы на повышение квалификации той или иной категории работников должны относиться к компенсационным выплатам.
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ установлено, что не подлежат обложению единым социальным налогом (взносом) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников.
     
     Для применения работодателем вышеназванной нормы по освобождению от уплаты единого социального налога необходимы те же документы и основания, которые следует представить для освобождения по тем же основаниям от уплаты налога на доходы физических лиц.