Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     

Г.В. Зинькова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     В целях правильного определения налогооблагаемой базы и порядка формирования расходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой бюджетными организациями, просим дать разъяснения по следующим вопросам:
     
     1. Могут ли в состав расходов от предпринимательской деятельности включаться:
     
     расходы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности в доле недофинансирования из бюджета (отсутствие целевых отчислений);
     
     расходы, связанные с приобретением основных средств, оборудования длительного пользования для всех видов деятельности, в том числе уставной деятельности;
     
     расходы на выплату премий, материальной помощи и других выплат социального характера, не предусмотренные в составе себестоимости при формировании цены платной услуги?
     
     2. Распространяется ли на бюджетные организации действие Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, при формировании стоимости платных услуг и определении налогооблагаемой базы от предпринимательской деятельности?
     
     3. Следует ли при формировании в бюджетных организациях плановой сметы доходов и расходов от предпринимательской деятельности планировать превышение доходов над расходами, если в расчетах стоимости платных услуг предусмотрена рентабельность (то есть получение прибыли)?

     
     Бюджетные организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы, являются плательщиками налога на прибыль. При определении налогооблагаемой базы по бюджетным организациям следует руководствоваться нормами Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) и инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" (далее - Инструкция N 48).
     
     1. Согласно п. 12 Инструкции N 48 при налогообложении бюджетных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, при определении превышения доходов над расходами недофинансирование из бюджета не учитывается.
     
     При определении превышения доходов над расходами по бюджетным организациям, занимающимся несколькими видами деятельности, доходы от одних видов деятельности не должны перекрывать расходы от других видов деятельности.
     
     Таким образом, в случае недостаточного бюджетного финансирования основной уставной деятельности не могут перераспределяться источники покрытия затрат, предусмотренных в смете на бюджетную деятельность, за счет предпринимательской деятельности.
     
     Согласно п. 4 Инструкции N 48 учет расходов по предпринимательской деятельности ведется бюджетными организациями в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Классификация состоит из категорий текущих расходов и капитальных расходов.
     
     При определении бюджетной организацией суммы превышения доходов над расходами, полученной от предпринимательской деятельности, в составе расходов от предпринимательской деятельности учитываются расходы, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Расходы по приобретению основных средств к таким расходам не относятся, в связи с этим в составе расходов от предпринимательской деятельности не учитываются.
     
     Учитывая, что амортизационные отчисления по объектам основных средств бюджетными организациями не начисляются, по основным средствам, приобретенным бюджетными организациями после 1 января 2000 года за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и используемым в целях осуществления этой деятельности, для целей исчисления налоговой базы следует определять сумму износа в установленном порядке. Сумма указанного износа учитывается при формировании валовой прибыли для целей налогообложения.
     
     Ввиду того, что экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации выплаты социального характера не предусмотрены, расходы на выплату премий, материальной помощи и других выплат социального характера для целей налогообложения не принимаются.
     
     2. В соответствии с Инструкцией N 48 исполнение смет доходов и расходов бюджетными организациями как за счет средств бюджета, так и от предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. В связи с этим Положение о составе затрат на бюджетные организации не распространяется.
     
     3. Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
     
     Таким образом, при формировании сметы доходов и расходов от предпринимательской деятельности бюджетные организации должны предусматривать прибыль (превышение доходов над расходами), размер которой позволит организации обеспечить уплату законодательно установленных налогов и сборов, осуществлять развитие своей материально-технической базы, производить социальные выплаты.
     

     Районная администрация местного самоуправления заключила договор на заготовку и реализацию леса, выделенного ей в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия. Полученные средства направлялись на нужды бюджетных учреждений (ремонт, покупку машин для подвозки воды в эти учреждения и т.д.), на оплату труда работников бюджетной сферы. Можно ли считать средства, полученные от реализации леса, целевыми?

     
     Для исчисления налога на прибыль средства, полученные районной администрацией от реализации леса, должны признаваться доходом этой организации. При налогообложении указанных доходов (суммы превышения доходов над расходами) следует руководствоваться нормами Закона N 2116-1 и Инструкцией N 48.
     

Е.Ю. Лунина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Могут ли расходы организации по оплате сбора за участие в конкурсе на аккредитацию при Московском региональном отделении ФКЦБ России включаться в себестоимость продукции (работ, услуг) как расходы на рекламу либо учитываться в составе внереализационных расходов?

     
     Порядок аккредитации организаций и предпринимателей, выразивших заинтересованность в сотрудничестве с Московским региональным отделением ФКЦБ России и осуществляющих информационно-консультационную деятельность, определен Положением "О порядке аккредитации при Московском региональном отделении ФКЦБ России", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 06.07.1999 N 610.
     
     Согласно указанному Положению аккредитация проводится в целях создания организационной инфраструктуры в сфере информационно-консультационных услуг на рынке ценных бумаг, упорядочения деятельности организаций и предпринимателей, оказывающих такие услуги, и осуществления контроля со стороны Московского регионального отделения ФКЦБ России за соответствием уровня квалификации сотрудников и деятельности аккредитованных организаций договорным обязательствам, действующему законодательству и этическим нормам, принятым на рынке ценных бумаг, а также в целях создания и сохранения условий для добросовестной конкуренции в данной сфере.
     
     Аккредитованные организации имеют право заключать с Московским региональным отделением ФКЦБ России договоры (получать доверенности) на проведение работ по направлениям деятельности в соответствии с функциями, возложенными на Московское региональное отделение согласно Положению о Московском региональном отделении ФКЦБ России; указывать в своих реквизитах, рекламных, информационных и других документах факт аккредитации при Московском региональном отделении ФКЦБ России с указанием номера и даты оформления свидетельства; по согласованию с руководством Московского регионального отделения ФКЦБ России принимать участие в мероприятиях, проводимых Московским региональным отделением ФКЦБ России (семинары, совещания), и получать информацию по осуществляемым направлениям деятельности.
     
     Свидетельство об аккредитации выдается организациям на конкурсной основе. К участию в конкурсе не допускаются организации, не имеющие лицензии на право осуществления соответствующей деятельности и не уплатившие аккредитационный сбор.
     
     Таким образом, аккредитация при Московском региональном отделении ФКЦБ России не является обязательным условием, дающим организации право на занятие информационно-консультационной деятельностью.
     
     В соответствии с подпунктом "у" п. 2 Положения о составе затрат в состав затрат организации по сбыту продукции включены расходы на рекламу.
     
     Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н определено, что расходы на рекламу - это расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
     
     В частности, к расходам организации на рекламу относятся расходы на разработку, издание и распространение рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.); на разработку, изготовление и распространение эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение, изготовление и распространение рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции и т.д.; на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению); на световую и иную наружную рекламу; на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.; на хранение и экспедирование рекламных материалов; участие в выставках, ярмарках, экспозициях; на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний; на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с деятельностью организации.
     
     Учитывая изложенное, считаем, что затраты организации по оплате сбора за участие в конкурсе на аккредитацию при Московском региональном отделении ФКЦБ России не могут рассматриваться как расходы на рекламу и включаться в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
     
     Состав внереализационных расходов организации, учитываемых при налогообложении, определен п. 15 Положения о составе затрат и не предусматривает уменьшение налогооблагаемой базы на сумму платы за участие в конкурсе по аккредитации.
     

М.С. Горбачева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Должно ли акционерное общество распределять налог на прибыль при наличии в одном из районов недвижимого имущества без создания в данном районе обособленного структурного подразделения?

     
     Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики должны встать на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Следовательно, организация обязана встать на налоговый учет не только по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений, но и по месту нахождения недвижимого имущества.
     
     Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" (далее - Постановление N 660) утвержден Порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета.
     
     При этом следует учитывать, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”" (далее - Закон N 155-ФЗ) с 1 января 2000 года указанный Порядок применяется также организациями, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.
     
     С учетом определения понятия "обособленное подразделение организации", данного Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", под обособленными подразделениями организаций следует понимать в том числе "территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
     
     Таким образом, составная часть организации признается обособленным подразделением организации при наличии, в частности, оборудованных стационарных рабочих мест по месту нахождения такого подразделения.
     
     Учитывая изложенное, при наличии недвижимого имущества - нежилого помещения без оборудования рабочих мест, сдаваемого в аренду, в другом субъекте Российской Федерации у организации не возникает обязанности уплачивать налог на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации в порядке, утвержденном Постановлением N 660.
     

     Может ли воспользоваться предприятие льготой по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом ”б'' п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", перечислившее денежные средства ДЭЗ в порядке долевого участия в соответствии с утвержденными нормативами?

     
     Понятия и основания возникновения общей собственности определены ст. 244 ГК РФ, в соответствии с которой имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на имущество.
     
     В соответствии с подпунктом ”б'' п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений.
     
     При этом указанная норма Закона не предусматривает какие-либо отличия между нормой и нормативом и не предполагает обязательного нахождения в общей или долевой собственности объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, затраты на содержание которых предприятия осуществляют при долевом участии.
     
     Вместе с тем финансирование указанных объектов в порядке долевого участия может осуществляться как при условии наличия у организаций права общей (совместной, долевой) собственности на объект, так и при наличии договора о совместном использовании сторонами жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
     
     Договор о финансировании в порядке долевого участия, заключаемый собственниками указанных объектов либо лицами, ими уполномоченными, будет служить основанием для предоставления льготы согласно вышеуказанному подпункту Закона.
     
     Такой договор должен определять долю расходов по содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, финансируемую каждой из сторон.
     
     Исходя из изложенного основанием для предоставления вышеназванной льготы является договор о финансировании в порядке долевого участия, заключаемый между предприятием-собственником указанных объектов и предприятием, принимающим долевое участие в содержании указанных объектов. Организация, принимая долевое участие в содержании объектов жилищного фонда и социальной сферы, обязана учитывать долю на соответствующих балансовых счетах.
     
     Согласно письму МНС по г. Москве от 13.03.2001 N 03-12/11765 данная льгота по налогу на прибыль не может быть применена в отношении предприятий, перечисливших средства в ДЭЗ в качестве долевого участия в их содержании, в связи с тем, что ДЭЗ хотя и является балансодержателем, но не является собственником муниципального жилья.
     
     В связи с этим предприятиям, перечислившим денежные средства ДЭЗ в порядке финансирования содержания жилого фонда, расположенного на территории района г. Москвы, льгота по налогу на прибыль не предоставляется.
     

В.К. Мареева

     

     Организация осуществляет предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. При осуществлении других видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, до 1 января 2001 года она уплачивала налог на прибыль, полученную от этих видов предпринимательской деятельности, один раз в квартал (так как в соответствии с критериями, установленными ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" относилась к субъектам малого предпринимательства). С 1 января 2001 года организация не соответствует критериям (по численности), установленным данным Федеральным законом. Должна ли данная организация при осуществлении других видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, уплачивать налог на прибыль, полученную от этих видов предпринимательской деятельности, в общеустановленном порядке?

     
     Пунктом 5 ст. 1 Закона N 2116-1 и п. 1.2.4 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) предусмотрено, что не являются плательщиками налога на прибыль организации по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, признаются плательщиками налога на игорный бизнес. При осуществлении организациями других видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, указанные организации обязаны вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать налог на прибыль, полученную от этих видов предпринимательской деятельности, в общеустановленном порядке (в соответствии с Законом N 2116-1 и Инструкцией N 62).
     
     Статьей 8 Закона N 2116-1 и п. 5 Инструкции N 62 предусмотрено, что с 1 января 1997 года предприятиям предоставлено право выбора порядка уплаты налога на прибыль: либо авансовые платежи (уплата в течение квартала исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога - равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога на прибыль), либо ежемесячная уплата налога на прибыль, исчисленного исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется предприятием и действует без изменения до конца календарного года.
     
     При этом для отдельных плательщиков налога предусмотрен особый порядок уплаты налога на прибыль. В частности, малые предприятия уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предыдущий отчетный период.
     
     Из рассматриваемой ситуации следует, что средняя численность работников организации с 1 января 2001 года не соответствует критериям, установленным ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ). Таким образом, уплата налога на прибыль организацией должна производиться в общеустановленном порядке.
     

     Организация является победителем конкурса за право аренды. Правомерно ли устанавливать аренду на срок 1 год, при обязательном условии выкупа в течение 1 месяца?

     
     ГК РФ не определен ни максимальный, ни минимальный срок договора аренды. Будет аренда краткосрочной или долгосрочной, решают стороны.
     
     В частности, ст. 610 ГК РФ установлено, что договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества - за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
     
     Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности не предусмотрено отнесение расходов по оплате за право заключения договора аренды на затраты производства (расходы на продажу) и финансовые результаты организации. Для целей налогообложения данные расходы также не принимаются.
     
     Статьей 624 ГК РФ определено, что в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
     
     При этом выкупная стоимость (цена) имущества (активов) предварительно отражается на счете 08 "Капитальные вложения" (по новому плану счетов - "Вложения во внеоборотные активы"). После выкупа арендованное имущество будет принято к учету в качестве основных средств по счету 01 "Основные средства".
     

     Следует ли начислять амортизацию и учитывать для целей налогообложения по объектам внешнего благоустройства (в частности мост, дамба, береговые сооружения), приобретенным в собственность организации и используемым при осуществлении предпринимательской деятельности?

     
     Объектами амортизации являются основные средства, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, в аренде, доверительном управлении.
     
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, по объектам внешнего благоустройства амортизация не начисляется. Не подлежат амортизации объекты основных средств (земельные участки и объекты природопользования), потребительские свойства которых с течением времени не изменяются.
     
     В соответствии с Классификацией работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов, рабочих, курортных поселков и районных сельских центров РСФСР, утвержденной приказом Государственного комитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству от 24.05.1991 N 10, к сооружениям внешнего благоустройства городов, рабочих поселков и районных сельских центров, являющихся объектами муниципальной собственности, в частности, относятся: городские дороги, тротуары, пешеходные дорожки, водоотводные сооружения, дорожные ограждающие устройства, мосты, береговые сооружения и укрепления, набережные, защитные дамбы, уличное освещение.
     
     В то же время согласно Положению о составе затрат для целей налогообложения учитывается амортизация, начисленная по объектам, которые используются организацией при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом в целях налогообложения начисление амортизационных отчислений следует производить от первоначальной стоимости по единым нормам, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" (с учетом постановлений Правительства РФ от 31.12.1997 N 1672 "О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений" и от 24.06.1998 N 627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов").
     
     Таким образом, учитывая, что указанные объекты основных средств находятся в собственности организации и используются при осуществлении предпринимательской деятельности, по таким объектам должно производиться начисление амортизационных отчислений для целей налогообложения.
     

     Каков порядок отражения расходов, осуществляемых по договору поручения, у поверенного?

     
     В соответствии со ст. 971, 972 и 975 ГК РФ права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. При этом доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения (являющимся возмездным).
     
     Кроме того, доверитель обязан возмещать поверенному понесенные издержки (если иное не предусмотрено договором поручения).
     
     Указанные расходы поверенного учитываются при налогообложении в соответствии с требованиями, определенными Положением о составе затрат.
     
     Возмещаемые доверителем расходы учитываются поверенным как оплата услуг по договору поручения и включаются в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     

В.А. Полыхалов,
советник налоговой службы I ранга

     

     В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О средствах массовой информации" предусмотрено, что средство массовой информации осуществляет деятельность после его обязательной регистрации.
     
     Акционерное общество не имеет свидетельства о его регистрации как средстве массовой информации и, следовательно, им не является.
     
     Компания телерадиовещания и печати акционерного общества зарегистрирована как средство массовой информации, но она, не обладая статусом юридического лица, является обособленным подразделением акционерного общества.
     
     Аналогичная ситуация складывается и по радиостанции и газете, которые также не обладают статусом юридического лица, являясь лишь обособленным подразделением акционерного общества.
     
     Правомерно ли предоставление акционерному обществу (которое не является средством массовой информации) льготы, предусмотренной п. 65 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"?

     
     Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио, теле-, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации.
     
     Согласно п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет; полученная полиграфическими предприятиями и организациями от оказания услуг по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции средств массовой информации, в части, зачисляемой в федеральный бюджет; полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции от других видов деятельности и направленная ими на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности. Льготы, предусмотренные настоящим абзацем, не распространяются на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.
     
     Учитывая изложенное, предоставление данной льготы не зависит от наличия статуса юридического лица (по СМИ), поскольку льготируется прибыль, полученная от указанного вида деятельности.
     
     Таким образом, если акционерное общество имеет прибыль от производства и реализации средств массовой информации, то акционерное общество вправе заявить льготу по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
     

     В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не подлежит налогообложению прибыль, полученная организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
     
     Указанные льготы не распространяются на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.
     
     В этой связи возникает вопрос: правомерно ли предоставление вышеуказанной льготы по налогу на прибыль Информационному центру, распространяющему на основе дистрибьюторских соглашений свои бюллетени, как организации по распространению периодических печатных изданий?

     
     Согласно п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет. При этом указанная льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера.
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 2124-1 под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации; под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.
     
     Статьей 24 Закона N 2124-1 определено, что правила, установленные вышеуказанным Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.
     
     Кроме того, следует иметь в виду, что Законом N 2124-1 предусмотрено, что редакции средств массовой информации осуществляют свою деятельность после их регистрации. Что касается регистрации для распространителей средств массовой информации, то указанным Законом она не предусмотрена.
     
     Учитывая изложенное, Информационный центр, распространяющий на основе дистрибьюторских соглашений свои бюллетени, имеет право на вышеуказанную льготу по налогу на прибыль.
     

В.А. Угревицкая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Предприятие занимается оптовой торговлей медицинским оборудованием и платит налоги по упрощенной системе налогообложения. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" при расчете совокупного дохода из валовой выручки вычитается стоимость эксплуатационных расходов. Амортизация является составной частью эксплуатационных расходов. Однако приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18 такие затраты не отнесены к расходам, вычитаемым из совокупного дохода. Правомерно ли вычитать из валовой выручки амортизационные отчисления, а также:
     
     расходы на оплату услуг связи, банковских услуг, по приобретению необходимых в работе медицинских справочников, медицинской, экономической и бухгалтерской литературы, подписных изданий;
     
     стоимость проезда работника нашего предприятия в случае доставки им товара от поставщика при необходимости сопровождения медицинских приборов при доставке;
     
     стоимость использованной в отчетном периоде бумаги, бухгалтерских бланков, папок, тетрадей и других аналогичных товаров;
     
     стоимость услуг бюро технической инвентаризации и регистрационной палаты;
     
     стоимость услуг нотариуса?

     
     Пунктом 2 ст. 3 Закона N 222-ФЗ определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта обложения используется показатель совокупного дохода.
     
     Данный перечень видов расходов является исчерпывающим.
     
     Пунктом 3 приказа Минфина России от 15.03.1996 N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”" предусмотрено, что перечисленные в Законе N 222-ФЗ расходы принимаются при расчете базы налогообложения только в случае, если они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства (предпринимательской деятельности), включая, в частности, стоимость оказанных услуг.
     
     При этом затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), при исчислении совокупного дохода учитываются только в части оплаченных материальных ценностей, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат.
     
     В связи с этим затраты на оплату услуг банков, а также других услуг могут приниматься при налогообложении только в случае, если эти услуги непосредственно относятся к осуществлению процесса производства.
     
     В соответствии с п. 3 Порядка отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций, утвержденного приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18, к эксплуатационным расходам относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности. К затратам, не принимаемым для расчета налога, относятся, в частности, амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам.
     
     Таким образом, указанные в вопросе амортизационные отчисления, затраты на оплату стоимости проезда работника предприятия в качестве сопровождающего при доставке товаров от поставщика; расходов по приобретению медицинских справочников, подписных изданий и прочей литературы; стоимости использованных бумаги, бланков, папок, тетрадей и других канцелярских товаров - к расходам, принимаемым для расчета налога, не относятся.
     

     В договоре об оказании аудиторских услуг предусмотрена сдача выполненных работ по отдельным этапам. Сдача каждого этапа оформляется актом. Заказчик оплачивает каждый этап принятой работы. Учитывая, что предметом договора является подготовка заключения за год, должна ли организация обороты по кредиту счета 46 учитывать при определении налога на прибыль и зависит ли уплата налога от применяемых методов учета ("по оплате" или "по отгрузке")?

     
     В связи с тем, что в договоре на оказание аудиторских услуг предусмотрено выполнение отдельных этапов работ и их сдача на основании акта приемки выполненных работ, в целях налогообложения долж-ны учитываться результаты сданных по этапам работ и затраты на их выполнение, в зависимости от принятых в учетной политике методов определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).