Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности

      

О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности

     
     Л.В. Емельянова,

советник налоговой службы I ранга

     

     Организация осуществляет несколько видов деятельности, в том числе и в сфере общественного питания и розничной торговли. В целях применения законодательства о едином налоге на вмененный доход как следует исчислять численность работающих: в целом по юридическому лицу или по каждому виду деятельности?

     
     Частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) установлено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. Организацией является юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) плательщиками единого налога являются юридические лица и предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, определенных данной статьей этого Закона.
     
     Таким образом, при переводе на уплату единого налога на вмененный доход организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере общественного питания и розничной торговли, численность работающих следует определять в целом по организации, включая численность филиалов и обособленных подразделений.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае если общая численность многопрофильных организаций, осуществляющих свою деятельность в том числе и в сфере общественного питания и розничной торговли, превышает установленную Законом N 148-ФЗ, то по данным видам деятельности указанные предприятия не подпадают под действие вышеназванного Федерального закона.
     

     Имеет ли право организация не переходить на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которым предоставлено право определять сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного ст. 3 этого Закона, размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога, иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Пунктом 3 ст. 3 Закона N 148-ФЗ установлен перечень налогоплательщиков, имеющих право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
     

     Таким образом, право добровольного перехода на уплату единого налога на вмененный доход или сохранения существующего порядка уплаты налогов при введении в действие на территории субъекта Российской Федерации законодательного акта о едином налоге на вмененный доход сохраняется только за налогоплательщиками, указанными в п. 3 ст. 3 Закона N 148-ФЗ.
     

     Может ли организация одновременно по разным видам деятельности применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и систему налогообложения по принципу единого налога на вмененный доход?

     
     Порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход и порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства относятся к совершенно разным налоговым режимам, которые регулируются соответственно Законом N 148-ФЗ и Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
     
     При этом согласно Закону N 148-ФЗ на уплату единого налога на вмененный доход переводятся, по сути, виды предпринимательской деятельности независимо от статуса налогоплательщика. На упрощенную же систему налогообложения, учета и отчетности переводятся только субъекты малого предпринимательства независимо от видов деятельности.
     
     Согласно ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе субъектами малого предпринимательства, осуществляющими виды деятельности, определенные данными нормативными правовыми актами.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 148-ФЗ налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
     
     Статьей 1 Закона N 222-ФЗ установлено, что право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности имеют только субъекты малого предпринимательства (организации и индивидуальные предприниматели) при соблюдении ими условий, установленных данным Законом. При этом переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъекты малого предпринимательства осуществляют в добровольном порядке.
     
     Вместе с тем исходя из содержания п. 1 ст. 11 Закона N 148-ФЗ, по сути, допускается субъектами малого предпринимательства наряду с уплатой единого налога на вмененный доход применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, но только в части, не противоречащей Закону N 148-ФЗ.
     
     Таким образом, организации (субъекты малого предпринимательства), уплачивающие единый налог на вмененный доход по определенным законодательством о едином налоге на вмененный доход видам деятельности и осуществляющие одновременно с этим иные виды деятельности, не переведенные на уплату данного налога, вправе по этим видам деятельности перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в порядке, предусмотренном Законом N 222-ФЗ. При этом такие организации обязаны ввести раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.
     
     Учитывая, что действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности, а также если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки налогоплательщика не превысил стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления (ст. 2 Закона N 222-ФЗ), для целей применения данной системы налогообложения, учета и отчетности организациями (субъектами малого предпринимательства), осуществляющими виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, численность работающих (до 15 человек) и объем выручки следует принимать в целом по организации.
     

     Организация в результате основной деятельности (поставка газа) списывает устаревшее оборудование и реализует его как металлолом. Является ли организация плательщиком единого налога на вмененный доход по реализации данного металлолома?

     
     Законом N 148-ФЗ на уплату единого налога переводится деятельность организаций по сбору металлолома.
     
     Согласно Положению о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 368, и Положению о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 367, деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов может выполняться только получившим соответствующую лицензию на этот вид деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
     
     Учитывая, что реализация лома цветных и черных металлов не является основной целью предпринимательской деятельности организации, а лом цветных и черных металлов образуется только при осуществлении основного вида деятельности в результате списания пришедших в негодность основных средств, инвентаря и т.д., организация не является плательщиком единого налога в сфере деятельности по сбору металлолома, а доходы, полученные от реализации такого металлолома, должны облагаться налогами в общеустановленном порядке.
     

     Предприятие общественного питания производит кулинарную продукцию и реализует ее путем заключения договоров поставки со сторонними лицами. Относится ли данный вид деятельности к деятельности в сфере общественного питания, рассматриваемой в целях налогообложения единым налогом на вмененный доход?

     
     В соответствии с ГОСТ Р N 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования", утвержденным постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 N 200, услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, а также услуги по реализации кулинарной продукции включаются в состав услуг общественного питания. Одновременно под услугами общественного питания понимается результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей потребителя в питании. При этом в соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, в качестве потребителя услуг общественного питания выступает гражданин, пользующийся данной услугой.
     
     Таким образом, к услугам общественного питания помимо других услуг относятся услуги по реализации кулинарной продукции, если такая реализация непосредственно связана с удовлетворением потребностей потребителя-гражданина в питании.
     
     Исходя из содержания договора поставки (ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ) сторонами данных правоотношений (продавец, покупатель) являются организации и/или индивидуальные предприниматели.
     
     Кроме того, товары, реализуемые покупателю по указанному договору, предназначаются для их использования в предпринимательской деятельности или иной деятельности, не связанной с их личным использованием (потреблением).
     
     Учитывая изложенное, деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по реализации кулинарной продукции по договору поставки не относится к сфере деятельности "общественное питание", подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
     

     Являются ли плательщики единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

     
     В соответствии с Законом N 148-ФЗ плательщики единого налога на вмененный доход не производят взносы в государственные социальные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке, а производят согласно норме отчислений от этого налога.
     
     Указанное положение данного Закона распространяется только на те страховые взносы, размер (тарифы) которых устанавливается федеральными законами о тарифах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Так, на 2000 год был принят Федеральный закон от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых вносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год".
     
     Размер же страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется отдельными федеральными законами. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, которые в соответствии с названным Федеральным законом уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование.
     
     С 1 января 2001 года введена в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, содержащая единый социальный налог [глава 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)"], который заменяет взносы в социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования.
     
     В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
     
     Учитывая изложенное, как плательщики единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, так и плательщики единого социального налога являются плательщиками взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральными законами от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год" и от 12.02.2001 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год".
     

     В целях применения законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности следует ли относить к бытовым услугам гарантийный ремонт техники и оборудования, оказываемый физическим лицам?

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 3 Закона N 148-ФЗ на уплату единого налога на вмененный доход переводится деятельность в сфере оказания бытовых услуг (ремонт бытовой техники, оборудования и т.п.) физическим лицам.
     
     Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, если договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 475 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
     
     Пунктом 1 ст. 475 ГК РФ предусмотрено, что если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе, в частности, потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. При этом обнаруженные в товаре недостатки устраняются изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании заключенного договора с ним (ст. 20 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
     
     Поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества, обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (гарантийный ремонт) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую функции изготовителя (продавца) такого товара, независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услугу или выполнять работу по гарантийному ремонту данного товара. Договор на выполнение работ или оказание услуг по гарантийному ремонту потребителем (покупателем) в данном случае не заключается (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 N 7).
     
     Таким образом, участниками правоотношений, возникающих в процессе осуществления гарантийного ремонта, являются изготовитель (продавец) или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца), и покупатель.
     
     Учитывая изложенное, по мнению автора, оснований для перевода на уплату единого налога на вмененный доход предпринимательской деятельности, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, связанной с оказанием услуг или выполнением работ по гарантийному ремонту товаров, не имеется.
     

     Относительно какого показателя необходимо распределять общепроизводственные и общехозяйственные расходы? Можно ли в этих целях применять показатель товарооборота?

     
     По вопросу распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов в случае, если организация осуществляет несколько видов деятельности, обложение налогом на прибыль которых производится по разным ставкам, или, кроме того, осуществляет вид деятельности, по которому установлен иной порядок обложения дохода (единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности), следует руководствоваться разъяснениями МНС России, доведенными до УМНС России по субъектам Российской Федерации письмом от 12.02.2001 N ВГ-6-02/128 "О применении инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”".