Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об исчислении и уплате земельного налога

      

Об исчислении и уплате земельного налога*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2001. - № 10. - с. 101.

Р.Г. Габбасов,

советник налоговой службы I ранга

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга

          
     В письме МНС России от 27.04.2001 N ВГ-6-04/351 (далее - Письмо МНС России) рассматривается вопрос о праве на льготу по земельному налогу гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
     
     Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, освобождаются полностью от уплаты земельного налога согласно п. 17 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1  "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1). Категории граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяет Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". К тому же для определенных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, этим же Законом предусмотрены льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а конкретно ст. 19 было в свое время установлено льготное налогообложение по земельному налогу гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Однако Законом РФ от 24.11.1995 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”" из ст. 19 была исключена льгота по земельному налогу указанным гражданам. В связи с этим налоговые органы некоторых субъектов Российской Федерации, ссылаясь на действующее законодательство, начисляли и предъявляли к уплате земельный налог гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
     
     В связи с тем, что имеющийся прецедент ставит под сомнение законность обложения земельным налогом земельных участков, находящихся в собственности, владении или пользовании граждан, проживающих в населенных пунктах с льготным социально-экономическим статусом, вызвана необходимость включения решения данного вопроса в Письмо МНС России.
     

     Разъясняя данный вопрос, следует отметить, что ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространяет действие данного Закона на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в 1996 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км. При этом указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом представляет собой часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
     
     Как видно из приведенного перечня, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом относится к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Кроме того, ст. 13 данного Закона определяет категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, п. 8 которой четко установлено, что граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. В связи с этим следует отметить, что Закон N 1738-1 освобождает от уплаты земельного налога только тех граждан, которые непосредственно подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то есть в том числе и граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
     
     Поскольку норма по полному освобождению от уплаты земельного налога граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС [в том числе граждан, проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом], была установлена Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”", вступившим в действие с 13 августа 1994 года, то и льгота по уплате земельного налога должна была предоставляться указанным категориям граждан начиная с 13 августа 1994 года и далее по всем годам, включая и 2001 год.
     
     В Письме МНС России рассматривается вопрос о льготе по земельному налогу, предоставляемой членам семей военнослужащих (в том числе и проходившим военную службу во время Великой Отечественной войны), потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
     
     По этому вопросу следует прежде всего обратить внимание на норму п. 18 ст. 12 Закона N 1738-1, в соответствии с которой от уплаты земельного налога полностью освобождаются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей. Основное требование, которое Закон установил при предоставлении льготы по земельному налогу семьям военнослужащих, - потеря кормильца, связанная с исполнением служебных обязанностей военнослужащих.
     
     В соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц военнослужащих назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
     
     Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами имели источники дохода (в том числе получали какую-либо пенсию), может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
     
     Льгота по уплате земельного налога предоставляется членам семей погибших (умерших) военнослужащих только при исполнении ими служебных обязанностей (в том числе погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны при исполнении ими служебных обязанностей), которые состояли на их иждивении.
     
     В Письме МНС России отражен вопрос о порядке налогообложения организаций железнодорожного транспорта при передаче ими в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, находящихся в полосе отвода железной дороги.
     
     Дело в том, что организации железнодорожного транспорта могут предоставлять юридическим и физическим лицам в срочное (временное) пользование земельные участки полосы отвода с возмещением временными землепользователями расходов железной дороги, связанных с содержанием и улучшением земельных участков, предоставленных во временное пользование. Большинство земельных участков, предоставленных отделением дороги во временное пользование, составляют участки под прирельсовыми складами, погрузочно-разгрузочными площадками и другими аналогичными объектами предприятий, не входящих в систему МПС России, которые технологически связаны с погрузкой - выгрузкой грузов. Остальные земельные участки предоставляются во временное пользование, как правило, для установки различных торговых киосков, палаток, лотков. Предназначение земель полосы отвода не изменяется в связи с размещением на ней указанных объектов юридических и физических лиц, не входящих в систему МПС России.
     
     Бытует мнение, что за земельные участки, предоставленные во временное пользование, на которые отделение дороги заключило с временными пользователями договоры о предоставлении отделением земельных участков во временное пользование в полосе отвода, должен взиматься земельный налог по полным ставкам и что по полной ставке должен уплачиваться земельный налог даже за те земельные участки в полосе отвода железных дорог, на которых расположены объекты юридических и физических лиц, не входящих в систему МПС России, независимо от того, заключен или не заключен договор о предоставлении земельного участка в полосе отвода между отделением железной дороги и сторонним землепользователем.
     
     Правовые, организационные и экономические основы деятельности федерального железнодорожного транспорта регламентируются Федеральным законом от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Закон). Под железной дорогой Законом понимается основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав. Законом установлено, что полосой отвода являются земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами.
     
     Землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды. Размеры земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий и станций, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с приказом МПС России от 15.05.1999 N 26Ц "Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог" размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций. При этом установление границ полосы отвода производится территориальными органами Госкомзема России (Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" часть функций упраздненного Государственного комитета РФ по земельной политике передана Федеральной службе земельного кадастра России) совместно с железными дорогами.
     
     Свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
     
     Закон N 1738-1, устанавливая ставки налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, в размере до 25% от ставок земельного налога, определенных за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению 1 к Закону, не оговаривает, за какие категории земель полосы отвода установлена такая ставка. Тем более, Закон не устанавливает полную налоговую ставку за земельные участки в полосе отвода железных дорог, на которых расположены объекты юридических и физических лиц, не входящих в систему МПС России, независимо от того, заключен или не заключен договор о предоставлении земельного участка в полосе отвода между отделением железной дороги и сторонним землепользователем. Закон к тому же и не освобождает организации железнодорожного транспорта от уплаты налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог.
     
     Таким образом, организации железнодорожного транспорта за все земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог, в том числе и сдаваемые в аренду другим землепользователям, независимо от категорий объектов, размещенных в полосе отвода, должны уплачивать налог в размере до 25% от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению 1 к Закону N 1738-1.
     
     Один из вопросов Письма МНС России связан с налогообложением земельным налогом дачно-строительных, гаражно-строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ.
     
     Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества, регулируются в настоящее время Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В соответствии с этим Законом садоводческое и огородническое товарищество как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после установления его границ в натуре, выдачи документов, удостоверяющих право такого товарищества на земельный участок. Согласно п. 2 ст. 32 этого Закона члены товарищества вправе приступить к использованию садовых и огородных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого товарищества и утверждения общим собранием его членов распределения садовых и огородных земельных участков между членами товарищества.
     
     Понятие кооперативов определяется частью первой ГК РФ.
     
     Порядок уплаты земельного налога садоводческими и огородническими товариществами (далее - товарищества), равно как и дачно-строительных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (далее - кооперативы) регулируется Законом N 1738-1, в соответствии с которым основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
     
     Одновременно п. 26 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" уточняется, что до выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, пользования земельными участками всем членам кооперативов и товариществ налогоплательщиками земельного налога являются их правления, которые должны представлять налоговую декларацию по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных организаций. Ответственность за правильное исчисление и своевременную уплату налога за земельные участки, предоставленные товариществам и кооперативам, возлагается на их правления.
     
     В соответствии с нормами, установленными Земельным кодексом РСФСР, земельные участки для коллективного садоводства и огородничества предоставляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании этих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ. Земли для кооперативного дачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов. К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования. На земли общего пользования органами местного самоуправления соответствующим кооперативам и товариществам выдается документ, удостоверяющий право на землю. На участки, переданные в собственность каждому члену товариществ, органами местного самоуправления по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю.
     
     Начисление земельного налога должно производиться со всей площади земельного участка товарищества и кооператива, в том числе и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за гражданами, кому в соответствии с Законом N 1738-1 предоставлены льготы, и их доли в площадях земель общего пользования. Если члены товариществ и кооперативов получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами.
     
     Таким образом, если члены товарищества и кооператива имеют правоустанавливающие документы на земельные участки, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и в таком случае каждый член данного товарищества и кооператива будет уплачивать земельный налог самостоятельно, а не возмещать соответствующие расходы товарищества и кооператива через членские взносы.
     
     Форма расчета по налогообложению указанных выше товариществ и кооперативов приведена в  письме Минфина России, Роскомзема и Госналогслужбы России от 09.06.1992 N 9-02-13, 5-10/1605, ВГ-4-02/33 "О порядке уплаты земельного налога дачно-строительными, гаражно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами", которое сохраняет силу и в настоящее время, так как получение членами указанных товариществ и кооперативов документов, удостоверяющих их право собственности, владения или пользования земельными участками, не означает прекращения их членства в этих организациях и обязанностей соблюдения ими устава и порядка использования земельных участков, в том числе и обязанностей по возмещению затрат правлению этих организаций по уплате земельного налога за земли общего пользования.
     
     При рассмотрении вопроса, включенного в  Письмо МНС России, касающегося уплаты земельного налога районными (городскими) узлами почтовой связи и отделениями почтовой связи, следует исходить из норм, установленных Федеральными законами от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи" и от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", согласно которым под почтовой связью понимается единая технологическая сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения. К предприятиям, учреждениям и организациям связи отнесены юридические лица независимо от форм собственности, предоставляющие услуги электрической или почтовой связи физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности.
     
     Законодательно различаются государственные предприятия связи (предприятия связи, относящиеся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации) и государственные организации связи (почтовой связи общего пользования, специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи, и федеральной фельдъегерской связи), образующие сеть почтовой связи для взаимного обмена почтовыми отправлениями. К почтовой связи относятся также подразделения фельдъегерско-почтовой связи Минобороны России.
     
     При этом землями связи являются земельные участки, предоставляемые в установленном порядке в собственность либо передаваемые их собственниками в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду, физическим и юридическим лицам, занимающимся деятельностью по предоставлению услуг связи. Порядок предоставления земельных участков, установления охранных зон и создания просек, режимы пользования ими определяются законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе охранных зон и просек, определяются в соответствии с нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документацией, утвержденными в установленном порядке.
     
     Земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
     
     Что касается льготы по уплате земельного налога организациям связи, то следует учитывать нормы, определенные Законом N 1738-1, п. 12 ст. 12 которого установлено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
     
     Таким образом, Законом N 1738-1 предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога только тех организаций связи, которые обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляют деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
     
     Объекты же почтовой связи, к которым Федеральным законом "О почтовой связи" отнесены обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения), не предназначены для обеспечения распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания.
     
     Таким образом, освобождение районных (городских) узлов почтовой связи и отделений почтовой связи от уплаты земельного налога Законом N 1738-1 не предусмотрено.
     
     В дополнение следует отметить, что письмом Минфина России, Госналогслужбы России от 13.01.1993 N 2; ВГ-6-02/18 определен перечень государственных предприятий связи, обеспечивающих распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющих деятельность в интересах обороны Российской Федерации, освобождаемых полностью от уплаты налога на землю.
     
     В отношении льготы по земельному налогу для областных управлений почтовой связи следует применять норму, установленную п. 14 ст. 12 Закона N 1738-1 (от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления), в соответствии с которой они освобождаются от уплаты налога как государственные органы управления.
     
     Рассматривая вопрос о налогообложении земельным налогом организаций жилищно-коммунального хозяйства, также включенного в Письмо МНС России, отметим, что п. 9 ст. 12 Закона N 1738-1 предусматривает полное освобождение от уплаты земельного налога земель общего пользования населенных пунктов.
     
     В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РСФСР к землям общего пользования городов, поселков и сельских населенных пунктов относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигоны для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.
     
     Из перечисленных земель, отнесенных Кодексом к землям общего пользования, вопрос о налогообложении возникает, в первую очередь, по землям, используемым полигонами для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
     
     Под объектом размещения отходов Законом понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
     
     При этом захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Создание объектов размещения отходов допускается только на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Кроме того, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, который является составной частью Государственного кадастра отходов, порядок ведения которого определен Правительством РФ. Из приведенного определения следует, что свалки бытовых отходов, не являющиеся объектами размещения отходов, не могут быть признаны полигонами для хранения бытовых отходов, а соответственно, и землями общего пользования городов, поселков и сельских населенных пунктов.
     
     К землям общего пользования Земельный кодекс РСФСР относит и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. К другим землям относятся земли, занятые внутридомовыми тротуарами и второстепенными проездами к отдельно стоящим жилым зданиям, газонами, оранжереями благоустройства, междомовыми насаждениями, кладбищами, крематориями и бомбоубежищами, то есть земли, занятые объектами, предназначенными для удовлетворения общественных нужд населения. Соответственно, не могут быть отнесены к землям общего пользования земли, предоставленные в пользование организациям по эксплуатации водопроводных, тепловых и газовых распределительных сетей и распределению воды, тепла и газа, организациям по эксплуатации канализационных сетей и других подотраслей коммунального хозяйства. Земли, предоставленные для обеспечения деятельности указанных организаций (как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями, водонапорными узлами, станциями перекачки, котельными,  очистными сооружениями, тепломагистралями) не могут быть освобождены от уплаты земельного налога на основании п. 9 ст. 12 Закона N 1738-1.
     
     Законом N 1738-1 не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога организаций жилищно-коммунального хозяйства. При этом земли, выделенные конкретной организации, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, не могут рассматриваться как земли общего пользования в силу своей индивидуальной определенности.
     
     При решении вопроса, включенного в Письмо МНС России, о том, является ли Банк России и его учреждения на местах плательщиками земельного налога, следует исходить из общих норм, содержащихся в части первой НК РФ, которым установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     Поэтому в связи с Законом N 1738-1 установленная ранее ст. 9 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", а в настоящее время ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" норма об освобождении Банка России и его учреждений от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации (в том числе от уплаты земельного налога) фактически утратила значение и применена быть не может впредь до внесения в установленном порядке изменений в ст. 12 Закона N 1738-1, которая содержала ранее и содержит в настоящее время исчерпывающий перечень юридических лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, в числе которых нет Банка России и его учреждений.
     
     Поставленный Банком России вопрос об освобождении его и подведомственных ему учреждений от уплаты земельного налога не нашел положительного решения в Верховном Совете Российской Федерации еще в 1992 году, и в 1993 году в Совете Министров - Правительстве Российской Федерации, в 1995 году в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в связи с обращением Банка России к Президенту Российской Федерации письмом и соответствующим проектом закона об освобождении его и его структурных подразделений от уплаты земельного налога.
     
     Минюст России и ВАС РФ подтверждали, что Банк России и его учреждения являются налогоплательщиками земельного налога. Так, разъяснения, разработанные в свое время еще Госналогслужбой России и Минфином России по вопросам, связанным с применением законодательства о налогообложении банков от 01.10.1993 N ВГ-4-01/154н, и действовавшие на тот период времени, где, в частности, сообщалось налоговым и финансовым органам России, что Банк России и его учреждения на местах являются плательщиками земельного налога, было зарегистрировано Минюстом России 22.10.1993 N 372.
     
     Позиция ВАС РФ по вопросу обложения Банка России и его учреждений земельным налогом была изложена в письме заместителя Председателя суда В.В. Витрянского, адресованном Ивановскому областному арбитражному суду, в котором сообщалось, что ..."в статье 12 Закона РФ “О плате за землю” содержится исчерпывающий перечень предприятий, учреждений и организаций, освобожденных от уплаты земельного налога, Центральный банк России и его учреждения в этом перечне не указаны" (письмо от 21.02.1994 N ОЩ-7-ОП-111).
     
     Что касается письма Банка России, адресованного главным управлениям на местах, в котором сообщалось, что претензии налоговых органов по уплате земельного налога должны предъявляться и направляться в Банк России, так как его главные управления на местах не являются юридическими лицами, находятся на сметном финансировании и своих средств не имеют, то Госналогслужба в свое время в принципе не возражала против централизованной уплаты земельного налога Банком России за его главные управления и другие учреждения на местах. Однако считала установление такого порядка расчетов по земельному налогу нецелесообразным, так как это потребует от Банка России представления предусмотренных законодательством расчетов земельного налога в каждый районный (городской) налоговый орган России по каждому объекту налогообложения с обязательным указанием его площади и конкретных ставок налога, размер которых различен не только по каждому административному району, но и городу, и поселку городского типа, а внутри города или поселка дифференцируется органами местного самоуправления по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, что создаст значительные дополнительные трудности.
     
     Совместным письмом МНС России и Службы судебных приставов Минюста России от 10.08.2000 N БГ-6-05/602/6607-АМ "Об уплате налоговых платежей Центральным банком Российской Федерации", согласованным с Минфином России, было сообщено УМНС по субъектам Российской Федерации и Службам судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации о том, что в ст. 12 Закона N 1738-1, содержащей исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, Банк России не указан и, следовательно, является плательщиком земельного налога. Банк России является плательщиком федеральных, региональных и местных налогов и сборов и подлежит обложению налогами в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ и соответствующими законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов.
     
     Вопросы обложения земельным налогом организаций банковской системы не утрачивают своей актуальности, поскольку главные управления Банка России определяют себя как органы государственной власти, ссылаясь на Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О Центральном банке РСФСР (Банке России)”" (от 21.07.1995 N 551-1 СФ), в котором говорилось: "В соответствии с пунктом “ж” статьи 71 Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации находятся: ...финансовое, валютное ...регулирование, денежная эмиссия… Эти важнейшие полномочия государства отнесены законодательством Российской Федерации к компетенции Банка России. Однако государство, передавая Банку России свои важнейшие монопольные функции, обязано принимать на себя и ответственность за его действия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Таким образом, Конституция РФ относит Банк России к числу органов государственной власти".
     
     Однако ст. 10 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации разделяет на законодательную, исполнительную и судебную. При этом статьями 94 и 95 Конституции Российской Федерации определено, что законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, который состоит из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, в то время как исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство РФ, а государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
     
     Таким образом, Банк России не относится к органам государственной власти Российской Федерации, и подведомственные ему главные управления Банка России не имеют право на льготу по уплате земельного налога в соответствии с п. 14 ст. 12 Закона N 1738-1 как органы государственной власти.