Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Акцизы

      

Акцизы


И.А. Давыдова,

советник налоговой службы II ранга

          

     Если организация занимается только изготовлением и реализацией золотых часовых корпусов без часового механизма, является ли это основанием причислять такую продукцию к полуфабрикатам, а не к готовым подакцизным товарам, и на этом основании не облагать акцизами? Должны ли включаться в общие затраты на производство ювелирных изделий (стоимость переработки) расходы, осуществляемые на их клеймение?

     
     Производство ювелирных изделий регламентируется зарегистрированным Комитетом РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням отраслевым стандартом ОСТ 117-3-002-95 "Изделия ювелирные из драгоценных металлов" (Общие технические условия), устанавливающим определенные требования, правила и нормы процесса производства этих изделий, в том числе и требование, предусматривающее обязательное клеймение каждого ювелирного изделия в соответствии с Правилами клеймения изделий из драгоценных металлов, утвержденными Минфином России.
     
     Таким образом, клеймение ювелирных изделий представлено в указанном ОСТе как часть общего процесса производства, утверждено специальными правилами и является одним из технических требований производства ювелирных изделий, соответствие которому определяет эти изделия как самостоятельный готовый товар.
     
     Исходя из изложенного расходы, осуществляемые на клеймение ювелирных изделий, должны включаться в общие затраты на производство этих изделий (стоимость переработки).
     
     Руководящим документом РД 117-3-002-95 "Изделия ювелирные, ритуально-обрядовые, ювелирная и металлическая галантерея. (Основные термины и определения)" установлено, что к полуфабрикатам относятся изделия из сплавов драгоценных металлов, не прошедшие клеймение в инспекции пробирной палаты.
     
     Кроме того, согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации.
     
     Именно по этой причине изготавливаемые организацией золотые часовые корпуса, прошедшие клеймение в инспекции пробирной палаты, являются готовыми (в отношении данной организации) подакцизными ювелирными изделиями, а организации, осуществившие их производство и реализацию, - производителями подакцизной продукции и, следовательно, плательщиками акцизов в общеустановленном для производителей подакцизных товаров порядке.
     
     Вместе с тем следует обратить внимание на то, что если до вступления в силу с 1 января 2001 года НК РФ согласно понятию "подакцизные ювелирные изделия", данному в Федеральном законе от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах", к ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, относились изделия, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, то в соответствии с п. 1 ст. 181 НК РФ ювелирными изделиями признаны изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
     

     Таким образом, если до 1 января 2001 года акцизом облагались ювелирные изделия, представляющие собой самостоятельный, готовый к применению (то есть прошедший клеймение государственным пробирным клеймом) товар, то в главе 22 "Акцизы" НК РФ оснований для освобождения от налогообложения акцизами ювелирных изделий, не прошедших клеймения, не предусмотрено.
     
     Следовательно, в целях главы 22 "Акцизы" НК РФ ювелирными изделиями признаются любые изделия, изготовленные с использованием драгоценных металлов и их сплавов, в том числе и полуфабрикаты, не прошедшие клеймение в инспекции пробирной палаты.
     
     Учитывая изложенное, в соответствии со ст. 182 и 179 НК РФ организации (или иные лица), осуществившие реализацию произведенных ими с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга изделий, являются плательщиками акцизов в общеустановленном для производителей подакцизных товаров порядке.
     

     Какие документы требуется представить в налоговый орган для возврата уплаченных сумм акциза по экспортированным подакцизным товарам, принадлежащим организации - производителю этих товаров или собственнику давальческого сырья (и, следовательно, произведенного из него подакцизного товара) в случае, если поставка на экспорт осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору?
     

     Если поставка на экспорт подакцизных товаров, принадлежащих налогоплательщику (то есть производителю подакцизных товаров), осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов и налоговых вычетов (то есть проведения зачета или возврата суммы акциза, уплаченной в бюджет по подакцизным товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации) налогоплательщик согласно п. 6 ст. 198 НК РФ в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров должен представить в налоговый орган по месту своей регистрации следующие документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров:
     
     а) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров), заключенный между налогоплательщиком (производителем подакцизного товара) и лицом, осуществляющим поставку подакцизных товаров на экспорт по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору;
     
     б) контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика - производителя подакцизных товаров (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором с контрагентом);
     
     в) платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
     
     Если незачисление валютной выручки от реализации подакцизных товаров на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территорию Российской Федерации;
     
     г) грузовую таможенную декларацию или ее копию с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товары были вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничного таможенного органа).
     
     При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации трубопроводным транспортом представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов.
     
     При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в третьи страны представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов;
     
     д) копии транспортных или товаросопроводительных документов либо иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации.
     
     При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик представляет в налоговый орган:
     
     - копию поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" с пограничной таможни Российской Федерации;
     
     - копию коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
     
     Копии транспортных товаросопроводительных документов и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в случае вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом.
     
     При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения их вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик представляет в налоговые органы копии транспортных товаросопроводительных документов и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, с отметками российского пограничного таможенного органа.
     
     В случае если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет иное лицо по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору с собственником давальческого сырья (и, следовательно, произведенного из него подакцизного товара), налогоплательщик - производитель этих товаров, помимо вышеперечисленных документов, представляет в налоговый орган еще и договор, заключенный между собственником подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, и налогоплательщиком, о производстве подакцизных товаров.
     
     Кроме того, следует иметь в виду, что при поступлении выручки от реализации иностранному лицу товаров, произведенных из давальческого сырья, на счет налогоплательщика или собственника этих подакцизных товаров не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, в налоговые органы, кроме платежных документов и выписки банка, представляются договоры поручения по уплате за экспортированные подакцизные товары между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж.
     
     Обращаем внимание читателей на различия договора поручения, договора комиссии и агентского договора.
     
     Так, если в соответствии со ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить определенные юридические действия от имени и за счет другой стороны (доверителя), то согласно ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
     
     Таким образом, по сделке о поставке на экспорт подакцизных товаров, совершенной поверенным в соответствии с договором поручения, права и обязанности возникают непосредственно у доверителя, тогда как при поставке на экспорт подакцизных товаров, осуществленной комиссионером по договору комиссии, приобретает права и становится обязанным сам комиссионер.
     
     Согласно агентскому договору (в соответствии со ст. 1005 ГК РФ) одна сторона (агент) обязуется по поручению другой стороны (принципала) за вознаграждение совершать юридические и иные действия как от имени и за счет принципала, так и от своего имени, но за счет принципала. При этом по сделке о поставке на экспорт подакцизных товаров, совершенной агентом, в первом случае права и обязанности возникают непосредственно у принципала, а во втором приобретает права и становится обязанным агент.
     

     Как должны отражаться в налоговой декларации операции по реализации на экспорт собственником подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, в том числе и в случае представления документов, подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акцизов одновременно с налоговой декларацией? В какие сроки осуществляется возврат сумм акциза, уплаченных по вывезенным на экспорт товарам?

     
     Налогоплательщик, то есть производитель подакцизных товаров при вывозе этих товаров на экспорт определяет в налоговой декларации налоговую базу в следующей последовательности.
     
     Сначала указывается общий объем реализации подакцизных товаров на экспорт, в том числе раздельно: произведенных из сырья, принадлежащего налогоплательщику, и произведенных из давальческого сырья.
     
     В строках II.5.А; II.5.Б налоговой декларации отражается объем подакцизных товаров, реализованных на экспорт, по которым в отчетном периоде представлены поручительства уполномоченных банков. По этим объемам в отчетном периоде начисление акцизов производиться не будет.
     
     Затем определяется объем подакцизных товаров, реализованных на экспорт, по которым поручительства уполномоченных банков не представлены, а также подакцизных товаров, по которым такие поручительства представлялись в предыдущих периодах, но факт экспорта этих товаров в установленный срок документально не подтвержден. По этим объемам в отчетном периоде акциз должен начисляться.
     
     При представлении налогоплательщиком - производителем подакцизных товаров (в том числе переработчиком, выработавшим подакцизные товары из давальческого сырья) в налоговый орган в установленные НК РФ сроки документов, подтверждающих факт экспорта этих товаров, сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком по подакцизным товарам, отгруженным на экспорт, и подлежащая зачету или возмещению из бюджета, отражается в графе 12 (налоговые вычеты) таблицы 2 формы N 1 налоговой декларации.
     
     В случае если налогоплательщик, осуществивший вывоз подакцизных товаров на экспорт, представляет в налоговый орган налоговую декларацию одновременно с документами, подтверждающими обоснованность освобождения от уплаты акцизов и налоговых вычетов, он должен произвести начисление акцизов по данным объемам реализации и одновременно в соответствии с п. 2.6.4.3. Инструкции по заполнению налоговой декларации по акцизам отразить эту сумму в графе 12 формы N 1 таблицы 2 налоговой декларации.
     
     Сумма уплаченного по реализуемым на экспорт товарам акциза после представления в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, будет возвращена (засчитана) налогоплательщику в порядке, предусмотренном в п. 4 ст. 203 НК РФ, то есть не позднее 3 месяцев со дня представления указанных документов.
     

     Может ли налогоплательщик, осуществивший вывоз на экспорт подакцизных товаров, представить в налоговый орган для возврата уплаченных сумм акциза по этим товарам те же документы, что и для подтверждения обоснованности применения при реализации на экспорт данных товаров ставки налога на добавленную стоимость в размере 0%?

     
     Следует иметь в виду, что определенный в главе 22 "Акцизы" НК РФ перечень документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров, представляемых для обоснования освобождения от уплаты акцизов и налоговых вычетов (за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации), в значительной степени отличается от перечня документов, представляемых для обоснования применения ставки НДС в размере 0% и налоговых вычетов, утвержденного главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.
     
     Так, в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация только с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товара.
     
     В то же время согласно подпункту 3 п. 6 ст. 198 главы 22 "Акцизы" НК РФ такой порядок оформления грузовой таможенной декларации предусмотрен только в случае вывоза в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации подакцизных нефтепродуктов.
     
     При вывозе других подакцизных товаров в режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для целей применения ст. 198 НК РФ грузовая таможенная декларация или ее копия в обязательном порядке должна содержать как отметку российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, так и отметку российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который подакцизный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничный таможенный орган).
     
     Таким образом, грузовая таможенная декларация, не содержащая предусмотренных в указанной статье главы 22 "Акцизы" НК РФ соответствующих отметок, не может служить документом, подтверждающим факт вывоза подакцизных товаров (за исключением вывоза нефтепродуктов) за пределы территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 165 главы 21 НК РФ при вывозе экспортируемых товаров судами через морские порты для подтверждения факта их экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации вместо копий транспортных или товаросопроводительных документов либо иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств представляются копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации и копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
     
     Кроме того, согласно указанной статье главы 21 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом копии транспортных или товаросопроводительных документов либо иных документов, подтверждающих вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, могут не представляться.
     
     В то же время согласно подпункту 4 ст. 198 главы 22 "Акцизы" НК РФ аналогичный порядок установлен только для случаев вывоза на экспорт подакцизных нефтепродуктов. При вывозе других подакцизных товаров в режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации представление копий транспортных или товаросопроводительных документов либо иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации (в том числе и в случае их вывоза судами через морские порты, воздушным или трубопроводным транспортом), является обязательным.
     
     При этом в соответствии с п. 7 ст. 198 НК РФ при непредставлении или при представлении в неполном объеме документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, которые должны быть представлены в налоговые органы по месту регистрации налогоплательщика, налог уплачивается по указанным подакцизным товарам в порядке, установленном налоговым законодательством в отношении операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
     

     Фармацевтическая фабрика изготавливает из пищевого спирта, полученного от ликероводочного завода на давальческих началах, экстракт элеутерококка и настойку аралии, которые являются спиртосодержащими лекарственными средствами, внесенными в "Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения". Эти средства отгружаются в бочках емкостью 160 кг ликероводочному заводу и используются им при изготовлении алкогольной продукции (настоек, бальзамов). Является ли в данном случае фармацевтическая фабрика плательщиком акцизов как организация, осуществляющая переработку давальческого сырья?

     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 181 вступившей в действие с 1 января 2001 года части второй НК РФ спиртосодержащие лекарственные средства с объемной долей этилового спирта более 9 % даже при условии их государственной регистрации не рассматриваются как подакцизные товары только в случае, если они разлиты в емкости не более 100 мл.
     
     Таким образом, с 1 января 2001 года передача изготавливаемых фармацевтической фабрикой спиртосодержащих лекарственных средств в бочках емкостью 160 кг, так же как и в любых других емкостях более 100 мл, следует рассматривать как подлежащие налогообложению акцизом операции по реализации подакцизной продукции.
     

     Должны ли согласно п. 4 ст. 198 НК РФ предприятия розничной торговли, реализующие подакцизные товары, закупаемые у производителей, включать в розничную цену, кроме НДС и налога с продаж, еще и акцизы? Следует ли облагать акцизами подакцизные товары, реализуемые через комиссионную торговлю?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ организации и иные лица признаются налогоплательщиками акцизов в случае совершения ими операций, признаваемых объектами налогообложения акцизами. При этом согласно п. 1 ст. 182 НК РФ объектами налогообложения признаны операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
     
     Таким образом, в условиях действия части второй НК РФ, так же как и до 1 января 2001 года, плательщиками акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, являются организации - производители этих товаров, а объектом налогообложения - объемы реализации (передачи) произведенных подакцизных товаров.
     
     При этом (как до, так и после 1 января 2001 года) оптово-отпускные цены на произведенный подакцизный товар формируются налогоплательщиком-производителем с учетом соответствующей суммы акциза, которая предъявляется к оплате покупателю этих товаров при их реализации (отгрузке, передаче).
     
     Исходя из изложенного предприятия розничной или комиссионной торговли не являются производителями, а следовательно, и плательщиками акцизов по подакцизным товарам, которые реализуются через их сеть. При этом розничная цена на эти товары формируется с учетом суммы акциза, уплаченной покупателем при их приобретении у налогоплательщика-производителя по отпускным ценам, включающим акциз.
     

     Следует ли распространять действие п. 3 ст. 182 НК РФ в части определения розлива подакцизных товаров как производства на отпуск автомобильного бензина на АЗС в канистры и бензобаки покупателя, розлив алкогольных напитков и пива в организациях общественного питания, а также спирта фармакопейного из большей тары в меньшую аптечными учреждениями?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ организации и иные лица признаются налогоплательщиками акцизов в случае совершения ими операций, признаваемых объектами налогообложения акцизами. Согласно п. 1 ст. 182 НК РФ операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признаны объектами налогообложения. При этом п. 3 указанной  статьи НК РФ установлено, что в целях главы 22 "Акцизы" НК РФ к производству приравнивается розлив подакцизных товаров.
     
     Таким образом, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розлив подакцизных товаров, возникает объект налогообложения, и в соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ они признаются налогоплательщиками акцизов.
     
     Вместе с тем в целях налогообложения акцизами к производству следует приравнивать только розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, регламентирующими процесс производства данных товаров, утвержденными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
     
     Исходя из того, что реализация в розлив алкогольной продукции и пива организациями общественного питания однозначно не может быть квалифицирована как часть процесса производства этих подакцизных товаров, данный вид деятельности не признается объектом налогообложения, и, следовательно, организации общественного питания, осуществляющие реализацию в розлив алкогольной продукции и пива, не признаются налогоплательщиками акциза.
     
     Вместе с тем если в действующих государственных стандартах (ГОСТах) и (или) в другой нормативно-технической документации, регламентирующих производство того или иного подакцизного товара, термин "производство" содержит технические требования по упаковке (розливу, расфасовке) этой продукции, представляющей часть общего процесса ее производства, после которого эта продукция определяется как самостоятельный готовый товар, деятельность по розливу этого подакцизного товара следует квалифицировать как производство и, следовательно, определять как объект налогообложения акцизами.
     
     Так, поскольку действующие государственные стандарты (ГОСТы), регламентирующие производство моторных масел, содержат требования по упаковке (розливу, расфасовке) моторных масел в потребительскую тару, эта операция квалифицируется как часть процесса их производства. Следовательно, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розлив (расфасовку) этой подакцизной продукции, возникает объект налогообложения, и в соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ они признаются налогоплательщиками акцизов.
     
     В то же время поскольку в технических условиях ГОСТов, регламентирующих процесс производства бензина автомобильного и дизельного топлива, не предусмотрено требований по упаковке (розливу) этой продукции в потребительскую тару, эта операция не может быть квалифицирована как отдельный вид деятельности. Соответственно, розлив автомобильного бензина и дизельного топлива в потребительскую тару (канистры, бидоны, банки, тубы) не представляет собой часть производства этих товаров и, следовательно, не признается объектом налогообложения, а организации, осуществляющие эти операции, не являются налогоплательщиками акциза.
     
     Поскольку ГОСТы, регламентирующие производство алкогольной продукции, определяют технические требования по ее розливу, упаковке и маркировке как часть общего процесса производства, после которого алкогольная продукция становится самостоятельным товаром с большей степенью обработки, деятельность по розливу алкогольной продукции рассматривается как осуществление ее производства и, следовательно, как объект налогообложения.
     
     В то же время ГОСТы, регламентирующие процесс производства спирта этилового, не предусматривают требования по упаковке (розливу) этой продукции, и, следовательно, розлив спирта этилового не является частью его производства и не признается объектом налогообложения.
     
     Согласно п. 3 ст. 199 и п. 1-3 ст. 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза, начисленную по разлитому (готовому) подакцизному товару, на суммы налоговых вычетов, которым подлежат суммы акциза, уплаченные на территории Российской Федерации налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем разлитых в тару, либо собственником этих товаров при их приобретении или при передаче на переработку (в данном случае для розлива или расфасовки в тару).
     
     Указанные налоговые вычеты в соответствии с п. 3 ст. 201 НК РФ производятся в части стоимости этих подакцизных товаров, фактически включенной в расходы на производство (в данном случае на розлив или расфасовку) реализованной (переданной) продукции.
     
     В то же время следует иметь в виду, что обязанность выделять в соответствии с п. 2 ст. 198 НК РФ в счетах-фактурах (на основании которых производятся указанные налоговые вычеты) суммы акцизов отдельной строкой возложена только на налогоплательщика, реализующего произведенные им подакцизные товары.
     
     Таким образом, организации, реализующие подакцизные товары, но не являющиеся налогоплательщиками акцизов, не обязаны выделять суммы акцизов в расчетных документах и счетах-фактурах. В то же время, если в указанных документах акциз не будет выделен, у налогоплательщика акцизов, использующего в процессе производства подакцизные товары, приобретенные у организаций, не являющихся их непосредственными производителями, соответственно не будет оснований для осуществления налоговых вычетов, предусмотренных п. 1-4 ст. 200 НК РФ.