Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль

     

О налоге на прибыль


А.А. Альферович,

советник налоговой службы III ранга

          

     ООО и его филиал находятся на территориях различных субъектов Российской Федерации. Филиал, находящийся в г. Москве, имеет более 20 структурных подразделений - узлов связи, расположенных на территории пяти субъектов Российской Федерации, в том числе в г. Москве. Сам филиал имеет расчетный счет, неполный баланс. По месту нахождения филиала находится административно-управленческий персонал.
     
     Обособленные структурные подразделения (узлы связи) не имеют расчетных и текущих счетов, не составляют балансов, не обладают правом найма и увольнения работников.
     
     Согласно полученным от УМНС России по месту нахождения филиала разъяснениям о порядке уплаты налога на прибыль в территориальный и местный бюджеты указанные обязательные платежи в бюджет должны перечисляться филиалом организации по месту нахождения филиала.
     
     Обоснована ли уплата названного налога за все структурные подразделения филиала организации, в том числе находящиеся на территории различных субъектов Российской Федерации, по месту нахождения указанного филиала? Как исчисляется налог от фактической прибыли по обособленным подразделениям, подлежащий зачислению в местные бюджеты?

     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей названного Кодекса используются следующие понятия:
     
     место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;
     
     обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, направляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
     
     Статьей 9 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что филиалы и представительства российских юридических лиц, являвшиеся до 1 января 1999 года налогоплательщиками по отдельным налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах, самостоятельно представляют необходимую отчетность в налоговые органы и уплачивают налоги, сборы, пени и штрафы, подлежащие уплате на 1 января 1999 года.
     

     Если по состоянию на 1 января 1999 года у филиалов и представительств российских юридических лиц имеются неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то эти обязанности с 1 января 1999 года переходят к юридическим лицам, создавшим эти филиалы и представительства.
     
     Если иное не предусмотрено указанной статьей, до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     Пунктом 1.4 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) определено, что организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660.
     
     При этом указанные организации могут применять вышеупомянутый порядок с учетом следующих особенностей.
     
     Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, и о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов) сообщаются организацией филиалам, представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов применительно к п. 2 названных Методических указаний.
     
     Филиалы и представительства исполняют обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов, налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов Российской Федерации в общеустановленные сроки.
     
     В вышеуказанном порядке производятся расчеты по организациям, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет и расположенные на территории того же субъекта Российской Федерации, что и организация.
     
     В соответствии с п. 3 Разъяснений по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц, доведенных до сведения УМНС России по субъектам Российской Федерации письмом МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139, сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, и о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов) сообщаются в произвольной форме и подписываются руководителем и главным бухгалтером головной организации.
     
     Представление иной дополнительной информации не предусмотрено.
     
     Письмом МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года" установлено, что указанные организации должны применять названный порядок начиная с 1 января 2000 года.
     
     Организация несет ответственность за полноту и своевременность уплаты в бюджеты субъектов Российской Федерации налогов филиалами и представительствами, исполняющими обязанности организации по уплате налогов.
     
     Согласно п. 4 Разъяснений из вышеуказанных документов, регламентирующих порядок уплаты налога на прибыль, следует, что если в состав филиалов, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, входят иные обособленные подразделения, находящиеся в том же субъекте Российской Федерации, что и филиалы (представительства), то налог на прибыль, определенный организацией по филиалам и подлежащий уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту их нахождения, не должен распределяться по обособленным подразделениям, входящим в состав этих филиалов (представительств).
     
     Если эти обособленные подразделения находятся в иных субъектах Российской Федерации, чем головная организация или филиалы, открывшие эти подразделения, то налог на прибыль, подлежащий уплате организацией в бюджеты субъекта Российской Федерации и местные бюджеты, перечисляется в указанные бюджеты по месту нахождения обособленного структурного подразделения. При этом доля прибыли, приходящаяся на эти подразделения, определяется в соответствии с п. 1 вышеназванных Методических указаний.
     
     Таким образом, если в состав филиала, имеющего отдельный баланс (в том числе неполный) и расчетный счет, входят обособленные подразделения, находящиеся в иных субъектах Российской Федерации, чем филиал, то налог на прибыль, определенный организацией по филиалу и подлежащий уплате филиалом в бюджеты субъекта Российской Федерации и местные бюджеты, перечисляется в указанные бюджеты по месту нахождения обособленного структурного подразделения.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона N 2116-1 в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не выше 19%, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, - по ставкам в размере не выше 27%.
     
     В местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, определяемым представительными органами местного самоуправления, в размере не выше 5%.
     
     В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге решения об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в местные бюджеты, принимаются законодательными органами указанных субъектов Российской Федерации.
     
     Пунктом 1 письма МНС России N ВГ-6-02/214 и Минфина России N 04-02-01/1/01 от 19.03.2001 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не свыше 5 процентов", направленного УМНС России по субъектам Российской Федерации, определено, что в случае установления представительными органами местного самоуправления (в том числе ЗАТО) по месту нахождения предприятия (организации) или входящих в его состав филиалов и представительств, а также иных обособленных структурных подразделений ставки налога на прибыль в местные бюджеты в размере не выше 5 % предприятие (организация) определяет долю прибыли, являющуюся налоговой базой для расчета налога на прибыль (далее - налоговая база), подлежащего зачислению в местные бюджеты, в следующем порядке:
     
     - по предприятию (организации) без находящихся на территориях других муниципальных образований, чем само предприятие (организация) филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, непосредственно подчиненных предприятию (организации) или входящих в состав филиалов и представительств;
     
     - по филиалам и представительствам без входящих в них обособленных подразделений, если эти подразделения расположены на территории другого муниципального образования, чем филиал и представительство;
     
     - по обособленным подразделениям, подчиненным предприятию (организации) или входящим в состав филиалов и представительств, если эти подразделения расположены на территории другого муниципального образования, чем предприятие (организация) или филиал и представительство.
     
     Если на территории одного муниципального образования расположены филиалы и представительства (без входящих в них обособленных подразделений, расположенных на территории другого муниципального образования) и обособленные подразделения (подчиненные предприятию или входящие в состав филиалов и представительств), то налоговая база может быть определена исходя из совокупности их данных.
     
     Учитывая, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге решения об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в местные бюджеты, принимаются законодательными органами указанных субъектов Российской Федерации, на предприятия (организации), их филиалы и представительства и иные обособленные подразделения, находящиеся в этих городах, указанный выше порядок определения налоговой базы для исчисления налога на прибыль в местные бюджеты не распространяется, так как этот налог зачисляется предприятиями (организациями) в бюджеты указанных городов.
     
     Исчисление налога на прибыль, подлежащего направлению в местные бюджеты, производится исходя из налоговой базы, определенной предприятием (организацией) в указанном выше порядке, по установленным представительными органами местного самоуправления ставкам по месту нахождения соответственно предприятий (организаций), филиалов и представительств и иных обособленных подразделений.
     
     Пример расчета налога от фактической прибыли за отчетный период по организациям, в состав которых входят обособленные подразделения, приведен в приложении к письму МНС России и Минфина России от 19.03.2001 N ВГ-6-02/214 и N 04-02-01/1/01.
     

     Обязательство нашей организации, относящейся к сфере торговли, по кредиту, полученному в банке для закупки товара, обеспечено ипотекой. При этом залогодателем является лицо, не участвующее в этом обязательстве (третье лицо). Такой вариант договора ипотеки предусмотрен п. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Согласно п. 2 ст. 339 ГК РФ договор об ипотеке подлежит нотариальному удостоверению. В связи с этим наша организация уплатила нотариусу государственной нотариальной конторы государственную пошлину за нотариальное удостоверение вышеуказанного договора. Вправе ли наша организация включить в себестоимость продукции (работ, услуг) вышеуказанные затраты по уплате государственной пошлины?

     
     В соответствии со ст. 4 Закона N 2116-1 перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.
     
     Согласно п. 2.3 Инструкции N 62 до принятия указанного федерального закона при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат.
     
     Пунктом 1 Положения о составе затрат определено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
     
     При этом подпунктом "а" п. 2 указанного Положения установлено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции, сопровождению и гарантийному надзору продукции и  устранению недостатков, выявленных в процессе ее эксплуатации.
     
     Таким образом, если затраты по уплате государственной пошлины обусловлены технологией и организацией производства, то указанные затраты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
     

     ООО занимается розничной торговлей предметами антиквариата. Кроме этого, организация от своего имени и за счет других лиц совершает отдельные сделки по осуществлению продажи и покупки антикварных вещей по агентским соглашениям.
     
     По мнению территориального управления МНС России, указанная деятельность в рамках агентских договоров является посреднической, а ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы согласно п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", устанавливается для организаций по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, в размере 32%.
     
     При этом организация, осуществляющая два вида деятельности (торговую и посредническую), должна вести раздельный учет по розничной торговле и по сделкам в рамках агентских соглашений, а исчисление налога производить по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим (различным) ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию согласно п. 2.10 Инструкции N 62.
     
     Управление при этом ссылается на п. 2.9 указанной Инструкции, согласно которому к посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли агента в агентском договоре.
     
     Мы же считаем, что для целей налогообложения ни одна из наших сделок по купле-продаже товаров не является посреднической. Наша точка зрения находит подтверждение в том же п. 2.9 Инструкции N 62, содержащем следующее положение: для целей налогообложения прибыли не относится к посреднической торговая деятельность (кроме комиссионной). Наше хозяйственное общество комиссионной торговлей не занимается.
     
     В связи с указанными разногласиями организации с УМНС просим подтвердить правильность нашей позиции.

     
     В соответствии со ст. 5 Закона N 2116-1 ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 11%.
     
     В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не выше 19%, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, - по ставкам в размере не выше 27%.
     
     В местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не выше 5%.
     
     В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге решения об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в местные бюджеты, принимаются законодательными органами указанных субъектов Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы, устанавливается:
     
     1) для бирж, брокерских контор, страховщиков, банков и других кредитных организаций, а также иных предприятий и организаций по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, - в размере 32%;
     
     2) для остальных предприятий (в том числе иностранных юридических лиц) - в размере 24%.
     
     Пунктом 2.9 Инструкции N 62 определено, что в целях налогообложения валовая прибыль, уменьшенная согласно п. 2.4, 2.5 и 2.6 названной Инструкции, уменьшается, в частности, на суммы прибыли от посреднических операций и сделок, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
     
     К посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера, поверенного или агента в договоре комиссии, поручения, агентском договоре. По договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение; по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента за вознаграждение; по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
     
     Для целей налогообложения прибыли заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность (кроме комиссионной) не относятся к посреднической деятельности.
     
     Таким образом, сделки организации, занимающейся розничной торговлей, в рамках агентского договора, предусматривающего, в частности, осуществление указанной организацией (агентом) продажи или покупки товара по поручению клиента (принципала), относятся к посредническим операциям и сделкам.
     
     Следовательно, указанная организация осуществляет два вида деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам.
     
     Пунктом 2.10 Инструкции N 62 установлено, что в целях правильного исчисления налога на прибыль плательщики обязаны обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности, указанным в п. 2.9 названной Инструкции.
     
     Если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, то исчисление налога производится по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.
     
     Таким образом, ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в размере 11%, а ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы по прибыли, полученной от деятельности организации, находящейся в г. Москве и выступающей в роли агента в агентском договоре, - в размере 32%.
     
     При этом в рассматриваемом случае плательщик обязан обеспечить раздельное ведение учета по розничной торговле и по продаже или покупке товаров в рамках агентского соглашения, а также производить исчисление налога по прибыли от каждого вида деятельности (торговой и посреднической) по вышеуказанным ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.