Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль

     

О налоге на прибыль

     

Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

          

     ООО приобрело основные средства (сельскохозяйственные комбайны) и осуществило ими взнос в уставный (складочный) капитал другого общества с ограниченной ответственностью в оценке, превышающей остаточную стоимость, подтвержденную актом независимого оценщика. Амортизация по основным средствам начислена. Оплата за приобретенные основные средства была осуществлена за счет полученных средств от компании-нерезидента (учредителя) по договору беспроцентного займа на пополнение оборотных средств. На основании каких документов производится постановка на учет и списание основных средств?

     
     Основным нормативным актом, регулирующим порядок учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н и введенное в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 года.
     
     Принципы оценки имущества установлены Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которому оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку.
     
     Фактическая (первоначальная) стоимость основных средств - это строго зафиксированная в учете величина, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету при их приобретении, сооружении и изготовлении, внесении учредителями в счет вкладов в уставный (складочный) капитал. ПБУ 6/01 установлен порядок формирования первоначальной стоимости основных средств при совершении различных операций.
     
     Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     
     Организации отражают произведенные хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета в соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (новый План счетов) или согласно старому Плану счетов, утвержденному приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56.
     
     Учитывая, что стоимость основных средств, вносимых в качестве вклада в уставный капитал общества, оценивается независимым оценщиком и сумма оценки превышает балансовую стоимость основных средств, указанная сумма превышения отражается по счету 99 "Прибыли и убытки" как внереализационный доход. При этом сумма указанного внереализационного дохода учитывается при определении налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль.
     

     Общество с ограниченной ответственностью осуществляет деятельность на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционной компании. Распространяется ли действие письма Госкомимущества России N ДВ-2/3498 и Минфина России N 62 на ООО, которое не является инвестиционным фондом?

     
     Статьей 2 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что на территории Российской Федерации с 1 января 1995 года не применяется Закон РСФСР от 25.12.1990 "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
     
     В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 30.08.1996 N ВГ-6-13/616 (в ред. письма МНС России от 11.04.2000 N ВГ-6-02/271) "По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения" инвестиционные институты [инвестиционные брокеры (финансовые посредники), инвестиционные консультанты, инвестиционные компании и инвестиционные фонды], кроме общих нормативных документов по бухгалтерскому учету, дополнительно руководствуются письмами Госкомимущества и Минфина России от 25.05.1993 N ДВ-2/3498/62 "О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах", Минфина России от 10.12.1993 N 145 "Об отдельных вопросах бухгалтерского учета и отчетности в инвестиционных фондах в 1993 году". Финансовый результат от реализации активов инвестиционного фонда определяется как разница между выручкой от продажи ценных бумаг и их учетной стоимости, а также расходов в виде комиссионных вознаграждений, процентов (доходов) по проданным облигациям, начисленных с момента их последней выплаты.
     
     Если уставная деятельность организации отличается от деятельности, именуемой в соответствии с законодательством Российской Федерации как деятельность инвестиционных институтов, то следует изменить наименование организации и перерегистрировать учредительные документы.
     

     Общество с ограниченной ответственностью для проверки законности совершенных в 1997-1998 годах сделок заключило договор с предпринимателем на оказание юридических услуг: проведение юридического аудита. Штатным расписанием ООО не предусмотрена должность юриста. Возможно ли стоимость работ по проведению юридического аудита включать в себестоимость продукции (работ, услуг), принимаемой для целей налогообложения? Должен ли предприниматель иметь лицензию на проведение юридического аудита? Возможно ли затраты по проверке 1997-1998 годов включать в себестоимость 1999 года, если фактически работа осуществлялась в 1999 году?

     
     Законодательством Российской Федерации не предусмотрено проведение юридического аудита, и в законодательных актах отсутствует само понятие "юридический аудит". В соответствии с действующим законодательством об аудиторской деятельности в Российской Федерации существуют следующие виды аудита: банковский аудит, аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков), аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и общий аудит финансово-хозяйственной деятельности организаций.
     
     Организация при отсутствии в штате юриста может заключать гражданско-правовые договоры с юридическими фирмами на проведение юридической экспертизы оформления заключаемых договоров (сделок).
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 N 1355 (в ред. постановления Правительства РФ от 25.04.1995 N 408) "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества независимо от числа участников (акционеров) и размера уставного капитала.
     
     По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты (инвестиционные и чековые фонды, холдинговые компании), внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами; благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц; другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ.
     
     При этом согласно указанному постановлению Правительства РФ учитываются также такие критерии (система показателей), как источники формирования уставного капитала и финансовые показатели деятельности экономического субъекта.
     
     Таким образом, стоимость оплаченных ООО выполненных юристом-предпринимателем работ по юридической экспертизе сделок, заключенных в 1997-1999 годах, не может быть включена в себестоимость продукции (работ, услуг) и не должна учитываться для целей налогообложения прибыли (уменьшать налогооблагаемую прибыль).
     
     Согласно Федеральному закону от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность юристов не подлежит лицензированию.
     
     В то же время согласно постановлению Правительства РФ от 27.04.1999 N 472 "О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации" аудиторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также аудиторские организации, в том числе созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
     

     В Положении о филиале акционерного общества предусмотрено, что филиал не имеет самостоятельного баланса, при этом данное Положение утверждено советом директоров акционерного общества. Может ли организация в учетной политике изменить это Положение, то есть вписать, что данный филиал имеет отдельный баланс с законченным результатом, может ли такое изменение являться элементом учетной политики?

     
     По разъяснению Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности, вопросы наличия у филиала отдельного (самостоятельного) баланса регулируются учредительными документами акционерного общества, в том числе его уставом и Положением о филиале. Изменения в Положение о филиале вносятся в порядке, установленном ст. 5 и 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и другими законодательными актами, и не могут осуществляться посредством внесения изменений в учетную политику акционерного общества.
     

     Облагаются ли налогом на прибыль безвозмездные взносы учредителей ООО - физических лиц, например для покрытия убытков ООО?

     
     Из вопроса неясно, принято ли решение о направлении средств на покрытие убытков общества общим собранием учредителей или это добровольное решение учредителя - физического лица.
     
     В случае если физическое лицо добровольно направляет свои средства на покрытие убытков общества с ограниченной ответственностью, то, по нашему мнению, в соответствии с п. 11 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" средства от добровольных пожертвований и взносов граждан не включаются в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.     
  

     1. Закрытое акционерное общество применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Может ли ЗАО, применяющее упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, при выплате дивидендов физическим лицам по итогам работы за год засчитывать сумму уплаченного организацией единого налога на совокупный доход, относящегося к части прибыли, распределяемой в виде дивидендов в пользу налогоплательщиков, в счет исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком - получателем дивидендов в соответствии с п. 2 ст. 214 НК РФ?
     
     2. Может ли ЗАО, применяющее упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, при выплате дивидендов физическим лицам не признавать такие выплаты объектом налогообложения по единому социальному налогу в соответствии с п. 4 ст. 236 НК РФ?

     
     Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
     
     Указанным Законом субъектам малого предпринимательства предоставлено право выбора на добровольной основе системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 222-ФЗ действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности и при условии, что совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, не превышает 100 000-кратного минимального размера оплаты труда.
     
     Предельная численность работающих для организации включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
     
     Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 222-ФЗ объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период.
     
     Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 1 Закона г. Москвы от 16.10.1996 N 29 "О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" объектом обложения единым налогом субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в отчетном периоде (квартале) устанавливается валовая выручка за отчетный период или совокупный доход, полученный за отчетный период, в зависимости от доли совокупного дохода в валовой выручке.
     
     Статьей 2 вышеназванного Закона г. Москвы устанавливаются ставки единого налога, подлежащего зачислению в бюджет г. Москвы:
     
     - от валовой выручки:
     
     3,67% - для юридических лиц, осуществляющих виды деятельности, определенные названным Законом в качестве приоритетных для г. Москвы, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40%;
     
     6,67% - для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40% (кроме юридических лиц, для которых ставка единого налога установлена в размере 3,67% от валовой выручки);
     
     - на совокупный доход:
     
     16% - для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 40 до 45% включительно;
     
     18% - для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 45 до 50% включительно;
     
     20% - для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет более 50%.
     
     Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплачивающие единый налог, не являются плательщиками налога на прибыль, но для них сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные фонды.
     
     Учитывая это, а также в соответствии с п. 2 ст. 236 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, по нашему мнению, должны являться плательщиками единого социального налога.
     
     При этом следует иметь в виду, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, выплачивают доходы в виде дивидендов физическим лицам - акционерам и в общеустановленном порядке удерживают у источника налог, соответственно, по ставке 30 % и перечисляют его в доход федерального бюджета.
     
     Статьей 214 НК РФ предусмотрены особенности уплаты налога на доходы от долевого участия в деятельности организаций. В частности, при выплате российской организацией дивидендов физическому лицу - налоговому резиденту Российской Федерации засчитывается налог на прибыль, уплаченный организацией с распределяемой в виде дивидендов прибыли.
     
     Указанный порядок зачета налога не распространяется на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
     

     Коммерческая торговая организация переведена на единый налог с совокупного дохода и реализовала канцтовары, выписав товарный чек и кассовый чек или накладную. Считается ли это оптовой торговлей?

     
     При регистрации организации в соответствующих органах в учредительных документах должны содержаться сведения, какими конкретно видами деятельности будет заниматься организация: розничной торговлей или оптовой.
     
     Исходя из содержания вопроса неясно, о каком налоге идет речь: о едином налоге с совокупного дохода, установленном для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, или о едином налоге на вмененный доход, установленном для отдельных видов деятельности.
     
     Если данная организация является малым предприятием и добровольно перешла на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то в соответствии с нормами Закона N 222-ФЗ органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается объект налогообложения: совокупный доход или валовая выручка.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 222-ФЗ для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплачивающих единый налог с совокупного дохода, критерием для перехода на упрощенную систему является не вид деятельности, а численность работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера), которая должна составлять до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности.
     
     Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 222-ФЗ официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организации на налоговый учет.
     
     В соответствии с нормами Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в установленных сферах деятельности, в том числе в розничной торговле, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.