Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

     

Ответы на вопросы

    
Об ответственности налогоплательщиков

     
     Л.А. Короткова,
советник налоговой службы II ранга

     

     В результате проведенной проверки предприятия налоговым органом была выявлена недоимка по подоходному налогу, в связи с чем налоговым органом предприятию были начислены пени и штраф. Недоимку по подоходному налогу предприятие погасило через полгода. Предусмотрено ли действующим законодательством списание пеней и штрафов?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по федеральным налогам и сборам - Правительством РФ; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
     
     Правила, предусмотренные п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням (п. 2 ст. 59 НК РФ).
     
     Подпунктом 5 ст. 13 НК РФ установлено, что подоходный налог с физических лиц относится к федеральным налогам и сборам.
     
     Таким образом, задолженность налогового агента по пеням, начисленным в связи с несвоевременной уплатой подоходного налога в бюджет, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Списание штрафных санкций действующим законодательством не предусмотрено.
     

     На основании какой нормы НК РФ подлежит привлечению к ответственности физическое лицо в случае непредставления им специальной декларации?

     
     Согласно п. 1 и 2 ст. 86.3 НК РФ специальная де-кларация представляется физическими лицами при получении письменного требования налогового органа о даче пояснений об источниках и размерах средств, использованных физическим лицом на приобретение имущества, которое направляется налоговым органом в случае, если произведенные физическим лицом расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период.
     
     Из положений ст. 86.1-86.3 НК РФ следует, что специальная декларация представляется в рамках осуществления налогового контроля за расходами физических лиц, целью которого является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам, а не налогообложение доходов физического лица.
     
     Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае физические лица выступают не как налогоплательщики.
     
     Следовательно, в случае непредставления физическим лицом специальной декларации к нему должна применяться ответственность, установленная ст. 129.1 НК РФ, за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с данным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
     
     Общественная организация инвалидов обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения отделения ПФР.
     

     Суд первой инстанции удовлетворил исковое требование истца, указав, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 05.02.1997 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" общественные организации инвалидов и пенсионеров освобождались от уплаты страховых взносов в ПФР, в том числе общественная организация инвалидов не обязана удерживать и перечислять страховые взносы с работающих у него граждан. Правомерно ли данное решение суда первой инстанции?

     
     Согласно положениям Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР граждане являются самостоятельными плательщиками взносов. В силу пункта "д" ст. 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, а также получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, установлен тариф в размере 1 % выплат, начисленных в их пользу по всем основаниям независимо от источников финансирования.
     
     Пунктом 4 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР установлены порядок и сроки уплаты работодателями страховых взносов в ПФР. При этом в данном пункте указано, что в таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы работников, включая работающих пенсионеров.
     
     Таким образом, работодатели обязаны не только уплачивать страховые взносы (как плательщики взносов), но и удерживать обязательные страховые взносы с работников в размере 1 % от начисленных выплат и перечислять их в ПФР.
     
     В связи с этим решение отделения ПФР о взыскании с общественной организации инвалидов неудержанных взносов с граждан, работающих по трудовым договорам, и пеней является законным.