Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

    
О налоге на прибыль

     

С.Г. Сергиенко,
зам. начальника отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Организация занимается изданием газеты. Для увеличения популярности в рекламных целях в июле 2000 года проводился праздник газеты. Во время праздника были проведены различные конкурсы, соревнования, состязания. Победителям вручаются призы с логотипом газеты.
     
     Кроме того, осуществлены и другие затраты, в частности: реклама праздника, аренда места проведения праздника, экипировка распорядителей, проведение фейерверков, различные виды наружной рекламы газеты (стенды, растяжки и т.п.). Можно ли списывать перечисленные затраты на себестоимость газеты для целей налогообложения как рекламные расходы?

     
     Расходы на рекламу - это расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
     
     Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" утвержден перечень расходов на рекламу, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль, а также предельные размеры указанных расходов. Положения данного приказа вступили в силу с 1 апреля 2000 года.
     
     Согласно указанному документу из перечисленных в вопросе расходов к расходам на рекламу, включаемым в себестоимость продукции (работ, услуг) при определении налоговой базы, могут быть отнесены расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению), на изготовление и распространение рекламных сувениров, изготовление наружной рекламы (стендов, рекламных щитов и т.п.).
     

Г.В. Зинькова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Может ли организация начислять амортизацию по введенному в эксплуатацию недвижимому имуществу, построенному хозспособом и силами подрядных организаций в 1998-2001 годах, но не прошедшему еще государственную регистрацию?

     
     Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
     
     Объект недвижимого имущества не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств без государственной регистрации. Начисление амортизации по объектам основных средств производится начиная со следующего месяца, который следует за принятием объекта к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств.
     
     Однако для объектов недвижимости, связанных с добычей нефти, газа и других полезных ископаемых, которые фактически находятся в эксплуатации с момента открытия месторождения, но по которым задерживается государственная регистрации по не зависящим от организации причинам, могут быть сделаны исключения.
     
     В этом случае следует учитывать действующее в настоящее время Положение о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденное Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/ 4-73 (ВГ-9-Д), согласно которому в состав объектов для начисления амортизации входят не оконченные строительством или не оформленные актами приемки объекты строительства, находящиеся в эксплуатации у тех предприятий, которым эти объекты будут переданы в состав основных фондов.
     
     Учитывая изложенное, по объектам основных средств, связанным с добычей нефти, газа и других полезных ископаемых, которые фактически находятся в эксплуатации с момента открытия месторождения, но еще не прошедшим государственную регистрацию, считаем возможным для целей налогообложения начислять амортизацию в установленном порядке. В дальнейшем при оформлении ввода в действие этих объектов актами о приемке и зачислении в состав основных средств производится уточнение ранее начисленной амортизации.
     

     Можно ли включить в себестоимость продукции (работ, услуг) в составе затрат на управленческие расходы предприятия приобретение полиграфических изданий (настенные и карманные календари, записные книжки и т.д.)?

     
     Согласно Положению о составе затрат себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
     
     В связи с этим в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются только те затраты по управлению производством, которые непосредственно связаны с осуществлением работниками аппарата управления своих должностных обязанностей.
     
     Учитывая изложенное, расходы, связанные с приобретением настенных и карманных календарей, записных книжек, плакатов-календарей, могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг) как канцелярские расходы.
     

     Некоммерческая организация выполняет НИОКР по государственным контрактам на возмездной основе с передачей результатов работ заказчику. Финансирование работ производится из федерального бюджета (целевой бюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы). Является ли объектом обложения по налогу на прибыль экономия бюджетных средств? Каким образом изменится налоговый статус организации в части бюджетного финансирования, если организация перерегистрируется в ООО и пройдет государственную аккредитацию?

     
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, организация должна формировать доходы в части обычных видов деятельности с их отражением по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (счет 90 "Продажи" по новому Плану счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов в разрезе плательщиков.
     
     При наличии договоров на выполнение НИОКР за счет целевого финансирования (средств целевого бюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы) данные работы являются для организации обычным видом деятельности и в бухгалтерском учете отражаются в соответствии с вышеупомянутым порядком (при этом счета учета расчетов за выполненные работы закрываются с применением счета 96 "Целевые финансирование и поступления").
     
     Исчисление и уплата в бюджет налога на прибыль организациями производится в порядке, установленном Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) и изданной в соответствии с ним инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62).
     
     Указанные документы применяются предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и осуществляющими предпринимательскую деятельность.
     

     В структуре общества с ограниченной ответственностью имеется отдел по связям с общественностью. Отдел занимается сбором, анализом и обработкой технической и деловой информации, подготовкой проектов технических и деловых документов, материалов, справочной информации для генерального директора, заказами на разработку и изготовление сувенирной, рекламной и представительской продукции с символикой предприятия, формированием с помощью СМИ и общественности объективного представления о предприятии, распространением в СМИ материалов об основных направлениях развития и достижениях предприятия.
     
     Можно ли деятельность отдела по связям с общественностью считать деятельностью, связанной с производством, и, следовательно, затраты данного отдела (заработная плата, канцелярские расходы и т.д.) включать в себестоимость продукции (работ, услуг)?

     
     Себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения формируется согласно Положению о составе затрат.
     
     При этом необходимо иметь в виду, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других за-трат на ее производство и реализацию.
     
     Как видно из вопроса, расходы отдела по связям с общественностью ООО имеют несколько направлений - это расходы, связанные с управлением производством (сбор, анализ, обработка технической и деловой информации, подготовка проектов технических и деловых документов, материалов, справочной информации для генерального директора), и расходы на рекламу (формирование с помощью средств массовой информации и общественности объективного представления о предприятии, распространение в СМИ материалов об основных направлениях развития и достижениях предприятия и некоторые другие).
     
     Вышеназванные расходы в целях бухгалтерского учета формируют себестоимость продукции (работ, услуг). Для целей налогообложения произведенные организацией расходы корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. Так, при определении расходов на рекламу следует руководствоваться нормами и нормативами расходов на рекламу, утвержденными приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения" (зарегист-рирован в Минюсте России 11.04.2000 N 2192).
     

В.К. Мареева

     

     Подлежит ли налогообложению у субъекта малого предпринимательства, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, стоимость подарка, полученного от физического лица?

     
     Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
     
     При применении упрощенной системы налогообложения следует также руководствоваться приказом Минфина России от 15.03.1996 N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”" и Книгой учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденную приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18.
     
     Закон N 222-ФЗ предоставил возможность малым предприятиям, численность которых не превышает 15 человек, перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой юридические лица вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов уплачивают один налог (единый) с валовой выручки (в федеральный бюджет в размере 3,33 % и в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в размере не более 6,67 % от суммы валовой выручки) или совокупного дохода (в размере 10 % в федеральный бюджет и не более 20 % в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет), исчисляемой(ого) по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. При этом валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     Пунктом 2 приложения 2 к приказу Минфина России от 22.02.1996 N 18 (Порядка отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности) предусмотрено, что в графе 4 "Доходы" раздела 1 " Доходы и расходы" отражаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества субъекта малого предпринимательства, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. В состав доходов включаются денежные средства и иное имущество, полученные безвозмездно и в виде финансовой помощи.
     
     Следовательно, стоимость подарка, полученного от физического лица, включается в состав валовой выручки (внереализационные доходы) субъекта малого предпринимательства и подлежит налогообложению единым налогом в общеустановленном порядке.
     

     Включаются ли затраты на проведение добровольной сертификации продукции в области пожарной безопасности в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения?

     
     Статьей 33 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, в частности, что перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется Государственной противопожарной службой. Порядок организации и проведения сертификации определяется Государственной противопожарной службой по согласованию с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
     
     Отношения в области сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации регулируются Законом РФ от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (далее - Закон N 5151-1). Статьей 1 Закона N 5151-1 установлено, что сертификация может быть обязательной и добровольной. При этом обязательная сертификация осуществляется в случаях, преду-смотренных законодательными актами Российской Федерации (п. 1 ст. 7 Закона N 5151-1).
     
     Пунктом 2 ст. 16 Закона N 5151-1 установлено, что оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов, и сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.
     
     Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителей в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем, и проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
     
     Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции (ст. 17 Закона N 5151-1).
     

     Учитывая изложенное, в соответствии с Положением о составе затрат для целей налогообложения включаются только затраты по обязательной (законодательно предусмотренной) сертификации продукции (работ, услуг).
     

     Организация, работающая в обычных условиях и осуществляющая деятельность, связанную с выполнением договора комиссии, предполагает перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Что отражается при этом в сумме предельного совокупного размера валовой выручки?

     
     Согласно ст. 990 Гражданского кодекса Россий-ской Федерации (ГК РФ) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
     
     Поэтому при выполнении договора комиссии у комиссионера в целях налогообложения выручкой может быть только комиссионное вознаграждение.
     
     В соответствии со ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего.
     
     На основании этого поступление денежных средств на расчетный счет или в кассу комиссионера от покупателей в оплату проданного товара, не являющегося его собственностью, не может учитываться комиссионером в составе выручки для целей налогообложения.
     
     Статьей 1101 ГК РФ установлена обязанность комитента возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы.
     
     Руководствуясь названными статьями ГК РФ, МНС России издало письмо от 05.07.1999 N ВГ-6-02/531 "О налогообложении единым налогом организаций - комиссионеров, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", согласно которому при определении объекта обложения единым налогом у организаций - комиссионеров сумма комиссионного вознаграждения, полученного ими от комитентов, учитывается как выручка от реализации услуг по исполнению договоров комиссии.
     
     Пунктом 3 ст. 2 Закона N 222-ФЗ установлено, что субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления. Поэтому при выполнении договора комиссии у комиссионера в целях налогообложения выручкой может быть только комиссионное вознаграждение.
     
     Таким образом, при переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства организацией, осуществляющей деятельность, связанную с выполнением договора комиссии, в сумме предельного совокупного размера валовой выручки по указанному виду деятельности следует учитывать комиссионное вознаграждение, включающее также и сумму возмещения произведенных комиссионером затрат по исполнению договора комиссии.
     

Е.Ю. Лунина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Как правильно отразить для целей бухгалтерского учета и налогообложения средства, направленные организацией в благотворительные фонды? Существует ли норматив средств, направленных на благотворительность?

     
     Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (в ред. приказа Минфина России от 03.03.2001 N 27н) предусмотрено включение в состав внереализационных расходов организации средств, направленных на благотворительную деятельность. Для целей бухгалтерского учета данные расходы принимаются без ограничений.
     
     Факт осуществления указанных расходов должен быть подтвержден наличием первичных учетных документов, составленных в порядке, установленном Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     
     Для целей налогообложения Положением о составе затрат не предусмотрено отражение указанных расходов в составе внереализационных расходов организации либо в составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг).
     
     Учитывая изложенное, организация, отразившая в бухгалтерском учете средства, направленные на благотворительную деятельность, в составе внереализационных расходов должна откорректировать (увеличить) прибыль для целей налогообложения в Справке "О порядке определения данных, отражаемых по строке 1 “Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли”" (Приложение N 4 к Инструкции N 62) по строке 4.
     
     Одновременно сообщаем, что подпунктом "в" п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1 предусмотрена льгота для организаций в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 % облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более 5 % облагаемой налогом прибыли.
     
     При этом сумма вышеуказанных взносов не может превышать 5 % облагаемой налогом прибыли.
     

     Какой порядок применяется для исчисления и уплаты налога на прибыль в местные бюджеты предприятиями и организациями, в состав которых входят обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета и расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации с головной организацией?

     
     С 1 января 2001 года вступил в силу Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ), который обязателен к применению на всей территории Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 8 Закона N 118-ФЗ предприятия (организации), кроме зачисления налога на прибыль в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, зачисляют налог на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не свыше 5 %.
     
     Поскольку Законом N 118-ФЗ не вводится новый налог, а предусматривается зачисление налога на прибыль в местные бюджеты по ставкам, установленным представительными органами местного самоуправления, то порядок определения налоговой базы при уплате налога на прибыль в местные бюджеты должен соответствовать порядку, установленному Законом N 2116-1.
     
     В целях правильного применения ст. 8 Закона N 118-ФЗ МНС России и Минфин России подготовили совместное письмо от 19.03.2001 N ВГ-6-02/214, N 04-02-01/1/01 "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не свыше 5 процентов", в котором сообщены особенности исчисления и уплаты в местные бюджеты налога на прибыль предприятиями (организациями), в состав которых входят обособленные подразделения.
     
     Согласно указанному письму на предприятия, в состав которых входят обособленные подразделения, при зачислении налога на прибыль в местные бюджеты распространяются положения Методиче-ских указаний Госналогслужбы России по применению постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", доведенных до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46Н, а также письма МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158 "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года" применительно к муниципальным образованиям и с учетом отдельных особенностей, изложенных в данном письме.
     
     В частности, предприятия (организации), в состав которых входят обособленные подразделения, определяют долю прибыли, являющуюся налоговой базой для расчета налога на прибыль, подлежащего зачислению в местные бюджеты, в следующем порядке:
     
     по предприятию (организации) без находящихся на территориях других муниципальных образований чем само предприятие филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, непосредственно подчиненных предприятию (организации) или входящих в состав филиалов и представительств;
     
     по филиалам и представительствам без входящих в них обособленных подразделений, если эти подразделения расположены на территории другого муниципального образования, чем филиал и представительство;
     
     по обособленным подразделениям, подчиненным предприятию (организации) или входящим в состав филиалов и представительств, если эти подразделения расположены на территории другого муниципального образования, чем предприятие (организация) или филиал и представительство.
     
     Учитывая, что статьей 8 Закона N 118-ФЗ предо-ставлено право представительным органам местного самоуправления устанавливать ставку для зачисления налога на прибыль в местные бюджеты в размере не свыше 5 %, зачисление налога должно производиться в местные бюджеты по месту нахождения организаций и входящих в них обособленных подразделений.
     
     Если на территории одного муниципального образования расположены филиалы и представительства (без входящих в них обособленных подразделений, расположенных на территории другого муниципального образования) и обособленные подразделения (подчиненные предприятию или входящие в состав филиалов и представительств), то налоговая база может быть определена исходя из совокупности их данных.
     
В случае если исчисление налога на прибыль в местные бюджеты производилось в ином порядке, чем изложено в указанном совместном письме, и тем самым не достигнута цель поступления налога в местные бюджеты территорий, на которых установлены ставки представительными органами местного самоуправления в размере не свыше 5 %, расчеты по налогу на прибыль подлежат уточнению.
     

В.А. Угревицкая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Каков порядок учета и использования денежных средств, полученных от реализации военного имущества? Подлежат ли обложению налогом на прибыль средства, полученные войсковыми частями от продажи в установленном порядке военной техники?

     
     Статьей 27 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что поступающие в доходы федерального бюджета средства от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники в полном объеме направляются на дополнительное финансирование расходов на утилизацию и ликвидацию вооружения и военной техники.
     
     В соответствии с этой статьей Правительство РФ постановлением от 30.09.2000 N 738 утвердило Положение об использовании средств, поступающих в доход федерального бюджета от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники, регулирующее порядок использования названных средств, поступающих в доход федерального бюджета, а также общие вопросы организации работ по утилизации вооружения и военной техники.
     
     Согласно данному постановлению под утилизацией вооружения и военной техники понимается совокупность необходимых организационно-технических и других мероприятий, обеспечивающих демилитаризацию, диверсификацию образцов вооружения и военной техники, в том числе сокращаемых в соответствии с международными договорами, и получение продуктов утилизации для их использования в народном хозяйстве. Утилизации подлежат вооружение и военная техника, высвобождаемые вследствие физического износа, морально устаревшие, а также подлежащие ликвидации в соответствии с международными договорами, в пределах заданий, установленных государственным оборонным заказом на соответствующий год.
     
     В государственных контрактах на выполнение работ по утилизации вооружения и военной техники, в частности, указывается размер денежных средств, подлежащих перечислению в доход федерального бюджета.
     
     В доход федерального бюджета перечисляются средства, составляющие разницу между фактической стоимостью реализованных продуктов утилизации и контрактной ценой работ по утилизации вооружения и военной техники.
     
     Средства, поступившие в доход федерального бюджета, направляются на дополнительное финансирование расходов на утилизацию вооружения и военной техники, а также на решение социальных проблем военнослужащих.
     

     Из вышеизложенного следует, что средства от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники должны полностью зачисляться в доход федерального бюджета (за вычетом контракт-ной цены работ по утилизации вооружения и военной техники).
     
     Указом Президента Российской Федерации от 23.07.1997 N 775 "Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли" (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 28.03.1998 N 297, от 27.03.1999 N 385) федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, разрешена реализация, в том числе на внешнем рынке, высвобождаемого движимого военного имущества, перечень которого утверждает Правительство РФ, через организации, отобранные на конкурсной основе указанными федеральными органами исполнительной власти. Установлено, что порядок реализации высвобождаемого движимого военного имущества утверждает Правительство РФ.
     
     Постановлением Правительства РФ от 15.10.1999 N 1165 "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества" утверждены Правила вы-свобождения и реализации движимого военного имущества.
     
     Указанные Правила определяют порядок высвобождения и реализации движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), закрепленного в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также перечень вы-свобождаемого движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), реализуемого федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
     
     Согласно п. 2 названных Правил решения о высвобождении и реализации движимого военного имущества принимают федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
     
     Денежные средства, полученные от реализации высвобождаемого движимого военного имущества, за вычетом затрат на его предпродажную подготовку и реализацию, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета (п. 10 Правил).
     
     Согласно вышеизложенному средства от реализации высвобождаемого движимого военного имущества, закрепленного в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований органов, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета (за вычетом затрат, произведенных на его предпродажную подготовку и реализацию).
     

     Статьей 78 Федерального закона от 27.02.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что средства, поступающие от реализации вооружения, военной и специальной техники и иного движимого имущества направляются на материально-техническое обеспечение и решение социальных проблем военнослужащих и приравненных к ним лиц, если иной порядок их расходования не установлен законодательством Россий-ской Федерации.
     
     Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (ст. 103, 104) определено, что средства от реализации вооружения, военной техники и имущества в рамках военно-технического сотрудничества после уплаты налогов и иных обязательных платежей и возмещения затрат, связанных с этим видом деятельности, зачисляются в полном объеме на счета Минобороны России по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
     
     Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" данная норма установлена в ст. 79, согласно которой доходы, получаемые организациями, находящимися в ведении Минобороны России, финансируемыми на основании сметы доходов и расходов, за реализацию вооружения, военной техники и военного имущества из наличия Минобороны России при осуществлении военно-технического сотрудничества после уплаты налогов и иных обязательных платежей и возмещения затрат, связанных с этим видом деятельности, зачисляются в полном объеме на счета Минобороны России по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
     
     Таким образом, средства от реализации вооружения, военной техники и имущества в рамках военно-технического сотрудничества, получаемые организациями, находящимися в ведении Минобороны России, финансируемыми на основании сметы доходов и расходов, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Согласно ст. 131 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" в соответствии с правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения Правительство РФ при принятии решений о заключении контрактов по продаже вооружений и военной техники в рамках военно-технического сотрудничества должно предусматривать отчисление в федеральный бюджет не менее 3,5 % денежных средств от их стоимости.
     
     В связи с изложенным для решения вопроса об учете средств от реализации военного имущества следует установить, по каким основаниям осуществляется такая реализация.