Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

"Горячая линия" от 5 сентября 2001 года


"Горячая линия" от 5 сентября 2001 года

     

     1. Подлежат ли отнесению на расходы банков произведенные затраты по ремонту дорог на выделенном земельном участке?

     
     Состав расходов, включаемых в себестоимость оказываемых банками услуг, и иных расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, поименован в разделе II Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490 (далее - Положение N 490).
     
     Расходы, связанные с ремонтом дорог на выделенном земельном участке, в указанном перечне отсутствуют как не имеющие отношения к банковской деятельности.
     
     В п. 2.2 инструкции "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденной приказом МНС России от 15.06.2000 N 62, определено, что банки исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения общей суммы доходов на сумму расходов, определенных в соответствии с Положением N 490.
     
     Кроме того, с 1 января 2002 года особенности определения расходов банков установлены в ст. 254-269, 291 НК РФ, где указанные выше расходы также не предусмотрены.
     

     2. Как в настоящее время определяется порядок применения косвенных налогов при взаимных торговых отношениях с государствами-участниками СНГ?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, и по этой причине согласно ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) до 1 июля 2001 года реализация товаров (работ, услуг) в государства-участники СНГ приравнивалась к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Исходя из п. 1 ст. 164 НК РФ и ст. 13 Федерального закона N 118-ФЗ с 1 июля 2001 года при реализации товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа) должна применяться ставка НДС в размере 0 %, что также подтверждено в письме МНС России от 29.06.2001 N ВГ-6-03/502 (согласовано с Минфином России).
     
     Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" предусмотрено, что переход с 1 июля 2001 года на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения (за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа) не распространяется на Республику Беларусь.
     
     Более детально вопрос о применении НДС при реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ рассмотрен в статье А.Н. Пономарева, опубликованной в "Налоговом вестнике" N 10 за 2001 год.
     

     3. Федеральным законом от 12.02.2001 N 17-ФЗ определены взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев. Должны ли они уплачиваться, если организация начала с 1 января 2001 года уплачивать единый социальный налог?

     
     В ст. 11 Федерального закона N 118-ФЗ установлено, что начиная с 1 января 2001 года организациями осуществляются платежи по единому социальному налогу, зачисляемому в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Единый социальный налог, как это соответствует ст. 234 НК РФ, предназначен для мобилизации средств, предназначенных для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
     
     В состав единого социального налога взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включены и введены Федеральным законом от 12.02.2001 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчаст-ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год".
     
     Еще постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 996 "О внесении изменений и дополнений в Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска" все отрасли (подотрасли) экономики распределены на 22 класса профессионального риска, от которых зависит и размер страхового тарифа страхователя.
     

     4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет правовые положения некоммерческих организаций, не имеющих целью своей деятельности извлечение прибыли и ее распределение между участниками. В связи с этим являются ли некоммерческие организации плательщиками налога на имущество?

     
     Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 174-ФЗ и от 08.07.1999 N 140-ФЗ), в п. 1 ст. 2 которого установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
     
     Иначе говоря, указанный Федеральный закон устанавливает, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и других аналогичных целей, направленных на повышение общественных благ.
     
     Исходя из требований Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) и п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" некоммерческие организации освобождены от уплаты налога на имущество, что дополнительно подтверждено в п. 10 Методических рекомендаций для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий (приложение к письму МНС России от 11.03.2001 N ВГ-6-04/197).
     
     Начиная с 2002 года следует руководствоваться частью второй НК РФ.
     

     5. При возвращении из командировки водителей на автомобиле предъявляется отчет в бухгалтерию об израсходованных суммах. При этом к отчету прилагается счет и кассовый чек за проживание в гостинице и автостоянку. Подлежат ли вычетам суммы НДС по расходам автостоянки, если в счете выделен НДС?

     
     Федеральным законом N 118-ФЗ (в ред. от 29.12.2000 N 166-ФЗ) введена глава 21 НК РФ, определяющая порядок начисления и уплаты организациями налога на добавленную стоимость.
     
     В ст. 169 НК РФ четко определено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.
     
     Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 169 НК РФ.
     
     Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами, а также другим операциям, освобожденным от уплаты НДС в соответствии со ст. 149 Кодекса.
     
     Следовательно, если у организации отсутствует счет-фактура, оформленная согласно требованиям постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (с изменениями и дополнениями), то у организации нет основания предъявить к зачету НДС даже в случае его уплаты за приобретенные товары, работы, услуги.
     

     6. Закрытое акционерное общество заключило договор на долевое участие в строительстве, которое было сдано по акту приема-передачи от 02.10.2000. Возмещаются ли суммы НДС по этому объекту?

     
     До конца 2000 года исчисление и возмещение НДС по основным средствам, принимаемым заказчиками, осуществлялось согласно Закону РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) и инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), согласно которым по вводимым в эксплуатацию объектам, законченным капитальным строительством, независимо от источника финансирования возмещение сумм НДС, уплаченных заказчиком при приобретении их подрядчику, не производилось, о чем дополнительно сказано в Федеральном законе от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”". В этом случае суммы НДС включались в стоимость строительно-монтажных работ у застройщика.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ с 1 января 2001 года вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы НДС, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ, если организация-налогоплательщик является плательщиком НДС в установленном порядке.
     

     7. На основании какой статьи НК РФ разработан и доведен до налоговых органов приказ МНС России от 29.01.2001 N БГ-3-03/23?

     
     Приказ МНС России от 29.01.2001 N БГ-3-03/23 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разработан и доведен до налоговых органов согласно п. 3 ст. 145 НК РФ, в которой указано, что форма заявления налогоплательщика на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика утверждается МНС России.
     
     На основании п. 3.1 приложения N 1 к приказу МНС России от 29.01.2001 N БГ-3-03/23 при рассмотрении вопроса об освобождении (продлении освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, принимается во внимание Справка налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
     
     Как установлено в п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
     
     Следовательно, если налогоплательщик, признав право уплаты налогов, не уплачивает их, то, очевидно, к таким нарушителям налогового законодательства принимаются меры при рассмотрении вопроса о предоставлении льготы.
     

     8. Куда относятся расходы у организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, по аренде легкового автомобиля, арендованного у директора этой организации при заключении с ним договора безвозмездной аренды, на основании которого организация берет на себя все расходы по обслуживанию и эксплуатации автомобиля?

     
     Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
     
     Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     Как определено в п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона, совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и поименованными расходами, а валовая выручка - как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     Исходя из ст. 4 этого Федерального закона расчетный порядок по определению единого налога определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     В связи с указанным вопрос об уменьшении налогооблагаемого дохода за счет обслуживания и экс-плуатации легкового автомобиля может быть рассмотрен соответствующим органом, принимающим решение об определении суммы единого налога.
     

     9. Следует ли начислять единый социальный налог на дополнительный отпуск участнику ликвидации последствий на ЧАЭС 1986 года, сумма которого компенсируется из соответствующего источника?

     
     Объектом обложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, за исключением сумм, не подлежащих налогообложению (поименованных в ст. 238 НК РФ).
     
     Исходя из п. 7 Положения о составе затрат в элементе "Затраты на оплату труда" отражаются суммы по оплате очередных и дополнительных отпусков. При этом ежегодные дополнительные отпуска предоставляются согласно ст. 60 КЗоТ РФ.
     
     Из указанного следует, что независимо от источника получения средств на оплату дополнительных отпусков единый социальный налог начисляется в общеустановленном порядке.
     
     Если бы организация оплачивала дополнительные отпуска за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении, то есть после уплаты налога на прибыль, то в этом случае указанные выплаты в соответствии с п. 4 ст. 236 НК РФ не являлись бы базой для начисления единого социального налога.