Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

Т.Н. Соколова
     

     В соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" сотрудники каждого охранного предприятия проходят периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия. Можно ли в этом случае списать на затраты охранных предприятий расходы на учебно-тренировочные занятия и аренду спортзалов для этих занятий?

     
     В п. 1 Положения о составе затрат определено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты по стоимостной оценке используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
     
     Оказание услуг по охранной деятельности разрешается, как это установлено в ст. 11 Закона РФ N 2487-1 от 11.03.1992 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую органом внутренних дел в порядке, установленном Законом для лицензирования объединений частных детективов.
     
     Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ.
     
     В ст. 16 Закона РФ N 2487-1 установлено, что частные охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом МВД России.
     
     Следовательно, затраты охранных предприятий, связанные с прохождением периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, могут быть отнесены как затраты по подготовке и переподготовке кадров на себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     В то же время, производимые расходы указанных организаций на учебно-тренировочные занятия, а также по аренде спортивных залов и сооружений для работников не могут быть списаны, так как не связаны непосредственно с осуществлением деятельности охранных предприятий.
     

     Пункт 13 Положения о составе затрат определяет, что для целей налогообложения (кроме акцизов) выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Применимо ли это положение при исчислении внереализационных доходов или расходов?

     
     В п. 13 Положения о составе затрат, действие которого осуществляется до принятия главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), о чем свидетельствует Федеральный закон от 31.12.1995 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”", определено, что конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
     
     Указанное выше соответствует ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1).
     
     В п. 13 Положения о составе затрат установлено также, что для целей налогообложения (кроме акцизов) выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров.
     
     Иначе говоря, налогоплательщику предоставили право устанавливать для целей налогообложения только метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), который зависит от условий хозяйствования и заключаемых договоров, что дополнительно подтверждено в сноске второй Приложения N 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
     
     Внереализационные доходы (расходы) для целей налогообложения, поименованные в п. 14 и 15 Положения о составе затрат, принимаются в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по правилам бухгалтерского учета, что также указано в сноске второй к Приложению N 4.
     

     Минэкономики России в письме от 17.01.2000 N МВ-32/6-51 довело до сведения федеральных органов, что персональные компьютеры относятся к активной части основных средств и по ним можно применять механизм ускоренной амортизации. Учитывается ли это для целей налогообложения?

     
     Еще в п. 27 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/7-24/4-73, было предусмотрено, что в целях создания финансовых условий для ускорения внедрения в производство научно-технических достижений и повышения заинтересованности предприятий в ускорении обновления и техническом развитии активной части основных производственных фондов (машин, оборудования, транспортных средств) предприятия имеют право применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов, введенных в действие после 1 января 1991 года.
     
     Указанное было основано на постановлении Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", в котором установлено, что ускоренная амортизация может производиться предприятиями, объединениями и организациями в отношении основных фондов, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, расширения экспорта продукции, а также в других случаях, определяемых Госпланом СССР. При этом применение ускоренной амортизации не может служить основанием для повышения цен и тарифов на выпускаемую продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги.
     
     Однако постановлением Правительства РФ от 19.08.1994 N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" установлено, что ускоренная амортизация применяется по активной части основных производственных фондов, перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти.
     
     В письме Минэкономики России как органа федеральной исполнительной власти от 17.01.2000 N МВ-32/6-51 "О применении механизма ускоренной амортизации на персональные компьютеры" до сведения федеральных органов исполнительной власти доведено следующее.
     
     Минэкономики России считает возможным отнести персональные компьютеры к активной части основных средств, на которые распространяется механизм ускоренной амортизации.
     
     При введении ускоренной амортизации применяется равномерный (линейный) метод ее начисления, при котором утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 2.
     
     В связи с тем, что письмо Минэкономики России от 17.01.2000 N МВ-32/6-51 доведено до налоговых органов указаниями МНС России от 17.03.2000 N ВГ-6-02/201, организации имеют основания начислять ускоренную амортизацию по персональным компьютерам (шифры 48005, 48008 по единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР) с 1 января 2000 года, в том числе и по персональным компьютерам, учитываемым на балансе на эту дату.
     

     При проведении инвентаризации расчетов с поставщиками выявлена необоснованность по кредиторской задолженности. Учитывается ли списанная задолженность для целей налогообложения?

     
     На основании п. 26-27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
     
     Инвентаризация расчетов с поставщиками, дебиторами и кредиторами, как это определено в п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
     
     Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчеты с поставщиками по неотфактурованным поставкам.
     
     Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
     
     В связи с указанным, если в бухгалтерском учете числится не подтвержденная документально кредиторская задолженность, то она подлежит списанию на финансовые результаты.
     
     Так как для целей налогообложения организациями обеспечивается выполнение по формированию финансовых результатов п. 14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), то в состав внереализационных доходов включаются списанные суммы кредитор-ской и депонентской задолженности. При этом подтвержденные в установленном порядке суммы кредиторской задолженности могут быть списаны по истечении срока исковой давности, а не подтвержденные - по результатам инвентаризации в годовой отчетности.
     

     Постановлениями Правительства РФ от 20.11.1995 N 1133 и от 12.07.1999 N 794 внесены поправки в подпункт "ч" п. 2 Положения о составе затрат в части отнесения на себестоимость лизинговых платежей. Принимаются ли для целей налогообложения эти платежи по мере их начисления?

     
     Постановлениями Правительства РФ от 20.11.1995 N 1133 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" и от 12.07.1999 N 794 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом “О лизинге”" внесены поправки в подпункт "ч" п. 2 Положения о составе затрат в части списания на себестоимость продукции (работ, услуг) лизинговых платежей лизингодателем.
     
     Несмотря на то, что в указанном подпункте п. 2 говорится о списании лизинговых платежей, на основании п. 12 Положения о составе затрат лизинговые платежи списываются на затраты производства того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей.
     

     Организацией приобретена дебиторская задолженность и осуществлена сделка с другой организацией на ее продажу. Что в этом случае является базой для исчисления налога на прибыль?

     
     Операция по приобретению дебиторской задолженности по ГК РФ является не чем иным, как предметом уступки, под которую предоставляется финансирование.
     
     Если договором финансирования под уступку денежного требования не предусмотрено иное, клиент несет перед финансовым агентом ответственность за действительность денежного требования, являющегося предметом уступки.
     
     В соответствии с действующим законодательством инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях извлечения прибыли.
     
     Согласно п. 44 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Россий-ской Федерации финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора, то есть при приобретении уступки права требования на счете "Финансовые вложения" отражаются фактически произведенные затраты на приобретение дебиторской задолженности, формируемые покупателем исходя из конкретных условий сделки уступки права требования.
     
     Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда инвестору перешли права на объект.
     
     В случае дальнейшей продажи указанных финансовых вложений в виде приобретенной дебиторской задолженности возникает налогооблагаемая прибыль, которой является возникающая разница между ценой продажи дебиторской задолженности и ценой ее приобретения (ценой погашенных обязательств).
     
     В п. 2 ст. 155 НК РФ установлено, что налоговая база по НДС при реализации новым кредитором, получившим требование, финансовых услуг, связанных с уступкой требования, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования. Это дополнительно подтверждает изложенное выше.
     
     В бухгалтерском учете отражение операций по продаже долга осуществляется следующим образом:
     
     а) Д-т 91 "Прочие доходы и расходы" К-т 58 "Финансовые вложения" - отражается стоимость приобретенной и проданной дебиторской задолженности;
     
     б) Д-т 51 "Расчетные счета" (52 "Валютные счета", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.) К-т 91 - поступление денежных средств или возникновение задолженности по продаже дебиторской задолженности;
     
     в) Д-т (К-т) 91 К-т (Д-т) 99 "Прибыли и убытки" - списывается финансовый результат от продажи дебиторской задолженности.
     

     Вводимый главой 24 НК РФ единый социальный налог в ст. 236 Кодекса признает объектом налогообложения для работодателей, производящих выплаты наемным работникам, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников. Как в этом случае учитывается единый социальный налог для целей налогообложения?

     
     Как определено в п. 1 ст. 236 НК РФ, объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором - пятом подпункта 1 п. 1 ст. 235 (работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели и др.), признаются:
     
     - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе: вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
     
     - выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
     
     Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц.
     
     При этом в соответствии с п. 4 ст. 236 НК РФ вышеуказанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
     
     Из ответов Департамента налоговой политики Минфина России от 09.04.2001 N 04-04-07/46, 18.04.2001 N 04-04-07/61, 19.04.2001 N 04-03-07/63, 23.04.2001 N 04-04-07/65, 26.04.2001 N 04-04-06/222, 26.04.2001 N 04-04-07/68, 17.05.2001 N 04-04-07/73, 21.05.2001 N 04-04-07/77, 21.05.2001 N 04-04-06/260, 21.05.2001 N 04-04-07/76, 23.05.2001 N 04-01-06/266 следует:
     
     - суммы благотворительной или безвозмездной помощи лицам, не выполняющим работы для общественных организаций, не включаются в объект налогообложения для исчисления единого социального налога (взноса);
     
     - выплаты организации своим работникам или иным физическим лицам не признаются объектом обложения ЕСН, если они производятся за счет средств, остающихся в ее распоряжении после уплаты налога на доходы (налога на прибыль). В данном случае речь идет о реальной (фактической) уплате такого налога. Если организация по каким-либо основаниям освобождена от уплаты налога на прибыль, любые ее расходы на оплату труда, а также по выплате материальной помощи работникам являются объектом обложения ЕСН;
     
     - в соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы, вы-плачиваемые за счет членских взносов садоводческими, садово-огородными, гаражно-строительными и жилищно-строительными кооперативами (товариществами) лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) для данных организаций. Приведенный перечень организаций является закрытым и не допускает расширенного толкования;
     
     - выплаты в виде материальной помощи, например на питание, начисляемые непосредственно работникам из прибыли, остающейся в распоряжении организаций, не включаются в объект для исчисления ЕСН;
     
     - дивиденды не включаются в объект налогообложения по ЕСН как на основании ст. 236, так и на основании ст. 235 НК РФ в связи с отсутствием отношений работника и работодателя;
     
     - если организация не определяет прибыль для целей налогообложения, то любые ее расходы на оплату услуг привлеченного персонала являются объектом обложения ЕСН.
     
     Единый социальный налог относится на затраты производства в соответствии с Положением о составе затрат только в части начисления на оплату труда работников, начисления ЕСН от других видов выплат относятся на собственные средства организаций.
     

     В соответствии с п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости с зачислением на финансовые результаты у коммерческой организации. Уменьшают ли они отрицательный результат от выбывших не полностью амортизированных основных средств?

     
     Пункт 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации установил новый по сравнению с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (с изменениями и дополнениями), порядок, согласно которому материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации. Финансовый результат по счету 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" списывается также на счет 80 "Прибыли и убытки".
     
     Так как и п. 3 ст. 2 Закона N 2116-1, и п. 13 Положения о составе затрат определяют, что конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям, то отрицательный результат от списания основных средств в результате морального или физического их износа может быть уменьшен на сумму доходов от оприходованных материальных ценностей.
     
     Новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, определяют списание на счет 91 "Прочие доходы и расходы" остаточной (недоамортизированной) стоимости основных средств и поступлений от них материальных ценностей, что также позволяет уменьшать отрицательный результат от списания основных средств.
     

     Особенности по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, определяют порядок списания всех расходов по водопроводно-канализационному хозяйству в дебет счета реализованных услуг. Есть ли основания у указанных организаций принимать в полном объеме эти расходы в случае учета выручки от реализации услуг по "методу оплаты"?

     
     В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" указаниями Роскоммунхоза от 02.04.1993 N 01-04-44 утверждены Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства (с изменениями и дополнениями от 04.09.1995), согласованные в установленном порядке с Минфином России и Минэкономики России.
     
     Согласно указанным Особенностям состава затрат предприятия водопроводно-канализационного хозяйства все имеющиеся расходы в отчетном периоде по оказанным ими услугам списывают на себестоимость реализованной продукции, что также было подтверждено Госналогслужбой России в письмах от 14.02.1996 N НП-4-02/9н и от 06.07.1998 N 18-1-05/519.
     
     При этом в бухгалтерском учете указанные организации по кредиту счета реализации продукции (46 "Реализация продукции (работ, услуг)" или 90 "Продажи") отражают по отпускным (продажным) ценам стоимость переданных услуг, а в дебет счета реализации - фактические затраты по этим услугам.
     
     Если выручка от реализации услуг для целей налогообложения предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства выбрана по "методу отгрузки", то финансовый результат от деятельности этих предприятий исчисляется как разница между стоимостью оказанных услуг и их фактическими затратами.
     
     Но если расчет предприятиями производится для целей налогообложения исходя из "метода оплаты", то в этом случае необходимо произвести расчет по себестоимости, приходящейся на оплаченные услуги, что соответствует п. 3 ст. 2 Закона N 2116-1 и п. 13 Положения о составе затрат, действующих до введения в действие главы 25 НК РФ.
     

     Согласно п. 14 и 15 Положения о составе за-трат по производству и реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения организациями учитываются присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.10.1999 N 14-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации принятые подзаконные акты. Как в настоящее время для целей налогообложения учитываются штрафы, пени и неустойки: по мере их начисления и признания или по мере получения?

     
     Минфин России (по согласованию с Минэкономразвития России, МНС России, Банком России и Мин-юстом России) согласно поручению Правительства РФ от 26.08.2000 N КА-П13-24010 рассмотрел во-прос о принятии для целей налогообложения сумм штрафов, пеней и неустоек за невыполнение договорных отношений организациями и довел до сведения Правительства РФ в письме от 20.12.2000 N 01-02-01/04-4893 следующее.
     
     В соответствии с частью второй ст. 87 Федерального Конституционного Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" неконституционной является основанием для отмены в установленном порядке других норм, которые, исходя из их места в системе действующих правовых актов, имеют тот же неконституционный смысл. Такие нормы не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
     
     Требование Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.1999 N 14-П распространяется на норму в части отнесения к расходам и потерям банков-должников присужденных или признанных ими сумм штрафов, пеней и других санкций (п. 58 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490).
     
     Действующий порядок по организациям, за исключением кредитных организаций, предусматривает в состав внереализационных доходов и расходов включать присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков на дату их признания, тем более что указанное постановление Конституционного Суда Российской Федерации не содержит прямого указания федеральным органам исполнительной власти о принятии правовых актов.