Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О проверке правильности исчисления и своевременности перечисления банками (кредитными организациями) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте


О проверке правильности исчисления и своевременности перечисления банками (кредитными организациями) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

     
     М.А. Наумова
     
     Федеральным законом от 21.07.1997 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в ино-странной валюте" был введен в действие налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
     
     При проведении проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами:
     
     - Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ);
     
     - Федеральным законом от 21.07.1997 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" (в ред. от 16.07.1998 N 98-ФЗ);
     
     - инструкцией Госналогслужба России от 07.08.1997 N 45 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" (в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных приказом Госналогслужбы России от 27.07.1998 N БФ-3-05/154);
     
     - инструкцией Банка России от 27.02.1995 N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" (в ред. Указания от 28.09.1999 N 649-У);
     
     - письмом Госналогслужбы России от 06.08.1998 N ВГ-6-05/499;
     
     - письмом МНС России от 06.06.2000 N ВП-6-18/433@.
     
     Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте (далее - наличная иностранная валюта), установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 120-ФЗ (в ред. от 16.07.1998 N 98-ФЗ) и взимается с 30 июля 1998 года по ставке в размере 1 % от налогооблагаемой базы (до 30.07.1998 - по ставке 0,5 %).
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 16.07.1998 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте”" налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при совершении следующих операций:
     
     - покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли;
     
     - покупке платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли;
     
     - выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов;
     
     - покупке у физических лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефектов;
     
     - выдаче иностранной валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов.
     
     В налоговую базу включаются также суммы погашения депозитов, открытых в рублях, если их погашение производится в наличной иностранной валюте.
     
     Данным налогом не облагаются операции по покупке наличной иностранной валюты коммерческими банками и иными кредитными организациями у Банка России, а также у других кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на совершение операций по купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной форме.
     
     При проведении проверки следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 3 вышеупомянутого Федерального закона плательщиками налога на покупку наличной иностранной валюты являются физические лица, организации, а также филиалы и представительства, в том числе нерезиденты, совершающие операции по покупке наличной ино-странной валюты.
     
     Что касается коммерческих банков и иных кредитных организаций, то они являются плательщиками данного налога в случае, если они совершают операции по покупке наличной иностранной валюты.
     
     В соответствии с Федеральным законом N 98-ФЗ начиная с 30 июля 1998 года включительно коммерческие банки и иные кредитные организации должны удерживать налог в рублях в момент выплаты с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам в случае конвертации ими средств с рублевых счетов.
     
     Согласно Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Банка России от 18.06.1997 N 02-263, установлено, что расчеты по налогам составляются в соответствии с требованиями налогового законодательства. Поэтому для полноты исчисления налога необходимо в случае, если валютный счет пополняется его владельцем как наличной иностранной валютой, так и поступлением проконвертированных средств с рублевого счета, в целях правильности определения налоговой базы по налогу на покупку наличной иностранной валюты рекомендовать банку вести раздельный учет поступающих на валютный счет средств.
     
     Налог удерживается по курсу продажи коммерческого банка или кредитной организации, действующему на день фактической выплаты наличной ино-странной валюты.
     
     При этом не подлежат обложению налогом операции по выдаче с валютных счетов наличной ино-странной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов до 29 июля 1998 года включительно, а также внесенных на валютный счет в наличной форме или поступивших с иных валютных счетов.
     
     Следует иметь в виду, что в соответствии с послед-ним абзацем пункта 1 Изменений и дополнений N 1 инструкции Госналогслужбы России от 07.08.1998 N 45 выдача наличной иностранной валюты физическому лицу осуществляется, в первую очередь, в пределах средств, не облагаемых налогом.
     
     В случае установления фактов, свидетельствующих об осуществлении коммерческими банками и иными кредитными организациями, а также их клиентами банковских операций, позволяющих избежать уплату налога на покупку наличной иностранной валюты, как-то: внесение денежных средств в рублях на расчетный счет, их конвертация в иностранную валюту, зачисление иностранной валюты на валютный счет, с которого производится выплата наличной иностранной валюты физическим лицам, вопрос уплаты вышеупомянутого налога следует рассматривать в каждом конкретном случае, учитывая, что условием освобождения операций по выдаче с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам является поступление в банк или иную кредитную организацию денежных средств непосредственно в иностранной валюте.
     
     Инструкцией Банка России от 27.02.1995 N 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" установлено, что банк (или филиал, имеющий право на совершение валютно-обменных операций) открывает обменные пункты только по своему месту нахождения на всей территории, подведомственной соответствующему Главному территориальному управлению Банка России.
     
     Так как валютно-обменные пункты являются внутренними структурными подразделениями кредитных организаций (филиалов), не имеющими отдельного баланса и расчетного счета, то они не могут выступать в качестве самостоятельных плательщиков налога на покупку наличной иностранной валюты.
     
     Таким образом, перечислять удержанный у источника налог на покупку наличной иностранной валюты должен банк (филиал) по месту своего нахождения как юридическое лицо, создавшее валютно-обменный пункт.
     
     Причем, согласно указанной инструкции Банка России место нахождения банка (филиала) является и местом нахождения его валютно-обменных пунк-тов, то есть он находится в пределах одной территории с точки зрения уровня бюджета, в который надлежит перечислять налог на покупку наличной иностранной валюты.
     
     Учитывая изложенное, кредитная организация (филиал) должна перечислять указанный налог по месту своего нахождения.
     
     При проверке правильности исчисления и свое-временности перечисления налога на покупку ино-странных денежных знаков используются следующие документы банка (кредитной организации):
     
     - приказ банка (кредитной организации) об открытии обменного пункта;
     
     - свидетельство или нотариально заверенная копия свидетельства о регистрации обменного пунк-та в Главном территориальном управлении Банка России;
     
     - документы дня;
     
     - кассовые документы валютных операций;
     
     - выписки по лицевым счетам N 20203, 20206, 20208, 60301, 61306, 61406, 70209:
     
     счет 20203 "Платежные документы в иностранной валюте" - предназначен для учета принадлежащих кредитной организации дорожных чеков и других платежных документов в иностранной валюте;
     
     счет 20206 "Касса обменных пунктов" - предназначен для учета наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, иностранных валютах и платежных документов в иностранной валюте, находящихся в кассах обменных пунктов, принадлежащих данной кредитной организации;
     
     счет 20208 "Денежные средства в банкоматах" - предназначен для учета наличных денежных средств в национальной и иностранной валютах, находящихся (загруженных) в банкоматах, которые принадлежат кредитной организации;
     
     счет 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам";
     
     счет 61306 "Переоценка средств в иностранной валюте - положительные курсовые разницы";
     
     счет 61406 "Переоценка средств в иностранной валюте - отрицательные курсовые разницы";
     
     счет 70209 "Расходы";
     
     - ежемесячные отчеты формы 601 "Отчет о движении наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте";
     
     - ежедневные отчеты кассира о проведении операций обменного пункта;
     
     - приказ по банку либо отдельные распоряжения руководителя соответствующего подразделения банка (кредитной организации), которому приказом по банку предоставлено право устанавливать курсы покупки и продажи валют.
     
     - справки, выписываемые на бланках строгой отчетности "Справка ф. N 0406007", являющиеся основным документом валютного контроля Российской Федерации за валютно-обменными операциями физических лиц.
     
     Поскольку аналитический учет валютно-обменных операций ведется в разрезе каждого обменного пунк-та, то в начале проверки выясняется количество обменных пунктов, принадлежащих банку или иной кредитной организации.
     
     Операции по покупке-продаже наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли оформляются соответствующими реестрами, на основании которых указанные операции отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:
     
     I. Покупка валюты банком ( банк - налогоплательщик):
     
     1. Д-т 20206 "Касса обменных пунктов", л/счет "Иностранная валюта", л/счет "Платежные документы в иностранной валюте",
     
     К-т 20206 "Касса обменных пунктов", л/счет "Рубли",
     
     К-т/Д-т 61306 "Переоценка средств в иностранной валюте - положительные курсовые разницы", 61406 "Переоценка средств в иностранной валюте - отрицательные курсовые разницы".
     
     2. При курсе покупки банком наличной иностранной валюты выше официального курса Банка России у физического лица, продающего наличную иностранную валюту, возникает материальная выгода, на которую начисляется налог на доход с физических лиц:
     
     Д-т 20206 "Касса обменных пунктов", л/счет "Рубли",
     
     К-т 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам".
     
     3. Отражение налога на покупку наличной иностранной валюты:
     
     Д-т 70209 "Расходы", л/счет "Рубли",
     
     К-т 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам", л/счет "Рубли".
     
     Однако, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 20 раздела II Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490 , налог на покупку наличной иностранной валюты не уменьшает налоговую базу налога на прибыль, и, следовательно, на исчисленную сумму указанного налога должна быть откорректирована налогооблагаемая прибыль.
     
     4. Перечисление начисленной суммы налога на покупку наличной иностранной валюты в бюджет:
     
     Д-т 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам", л/счет "Рубли",
     
     К-т 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России", л/счет "Рубли".
     
     II. Продажа валюты банком (банк - налоговый агент):
     
     1. Д-т 20206 "Касса обменных пунктов", л/счет "Рубли",
     
     К-т 20206 "Касса обменных пунктов", л/счет "Иностранная валюта", л/счет "Платежные документы в иностранной валюте",
     
     К-т/Д-т 61306 "Переоценка средств в иностранной валюте - положительные курсовые разницы", 61406 "Переоценка средств в иностранной валюте - отрицательные курсовые разницы".
     
     2. При курсе продажи банком наличной иностранной валюты ниже официального курса Банка России у физического лица, покупающего наличную иностранную валюту, возникает материальная выгода, на которую начисляется налог на доход с физических лиц:
     
     Д-т 20206 "Касса обменных пунктов", л/счет "Рубли",
     
     К-т 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам", л/счет "Рубли".
     
     3. Отражение налога на покупку наличной иностранной валюты, исчисленного и взысканного с физического лица:
     
     Д-т 20206, 20202 "Касса обменных пунктов", "Касса кредитных организаций", л/счет "Рубли",
     
     К-т 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам", л/счет "Рубли".
     
     4. Перечисление налога на покупку наличной иностранной валюты в бюджет:
     
     Д-т 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам", л/счет "Рубли",
     
     К-т 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России", л/счет "Рубли".
     
     Суммы налога перечисляются кредитными организациями в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации не позднее операционного дня, следующего за операционным днем удержания налога. В случае если операционный день приходится на выходной или праздничный день, операционным днем следует считать рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
     
     Суммы налога перечисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых произведены операции по покупке наличной иностранной валюты, соответственно в соотношении 60 и 40 %.
     
     В случаях установления налоговых правонарушений, связанных с правилами учета объекта налогообложения или неполной уплатой (неуплатой) сумм налога при покупке банком (кредитной организацией) наличной иностранной валюты, банк несет ответственность в соответствии со ст. 120 или 122 НК РФ как налогоплательщик.
     
     Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет применение к нему мер ответственности, предусмотренных ст. 123 НК РФ.