Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об исчислении и уплате земельного налога


Об исчислении и уплате земельного налога

     
     Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга
     
     В письме МНС России от 27.04.2001 N ВТ-6-04/351 (далее - Письмо МНС России) разъясняются отдельные вопросы, связанные с исчислением и уплатой земельного налога. Необходимость в этих разъяснениях была вызвана устранением некоторых противоречивых толкований норм действующего в настоящее время Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1). Закон N 1738-1 содержит ряд положений (в частности в отношении льгот по земельному налогу), которые в какой-то мере противоречат нормам, установленным частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Тем более действующая в настоящее время инструкция МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" (далее - Инструкция N 56) по некоторым позициям, касающимся налогообложения земельным налогом, не полностью раскрывает суть вопросов, которые задают как налогоплательщики, так и налоговые органы.
     
     Наиболее часто в последнее время возникает во-прос по льготе, предоставляемой по уплате земельного налога организациям, имеющим земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве.
     
     Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ). Согласно Закону N 31-ФЗ Правительство РФ организует разработку мобилизационных планов, определяет порядок заключения договоров о выполнении организациями мобилизационных заданий и обеспечения указанных заданий материально-техническими ресурсами, устанавливает порядок и источники финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания.
     
     Законом N 31-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку, заключают договоры с организациями, деятельность которых связана с деятельностью соответствующих органов или которые находятся в сфере их ведения.
     
     При этом согласно ст. 9 Закона N 31-ФЗ организации не вправе отказываться от заключения договоров о выполнении мобилизационных заданий в целях обеспечения страны и безопасности государства, если их возможности позволяют выполнить мобилизационные задания. Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
     
     В свое время ст. 15 Закона N 31-ФЗ было установлено, что земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимаются.
     
     Однако из этого не следовало, что льготы по уплате земельного налога, ранее установленные Законом N 31-ФЗ и не включенные в действующий Закон N 1738-1, могли применяться. Вопрос о предоставлении льготы по уплате земельного налога организациям, имеющим земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, а также испытательные полигоны, решался на протяжении нескольких лет и вызывал многочисленные споры.
     
     На протяжении нескольких лет в Закон N 1738-1 вносились изменения и дополнения, касающиеся в основном предоставления дополнительных налоговых льгот. Так, в результате одиннадцати изменений и дополнений, внесенных в данный Закон, право на льготу получили также предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации (п. 13 ст. 12 Закона N 1738-1 в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю“").
     
     Кроме того, согласно ст. 14 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" от платы за землю были освобождены предприятия и организации за земельные участки, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов), снаряжательные базы, аэродромы и другие объекты особого назначения, в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Однако данное освобождение от платы за землю было предоставлено только в 1997 году. Федеральными законами о федеральном бюджете на 1998-2001 годы указанная льгота по плате за землю названным выше организациям не была предусмотрена.
     
     Вместе с тем принимались меры по решению во-проса об освобождении от уплаты земельного налога организаций, имеющих земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве. В связи с этим были подготовлены изменения, касающиеся предоставления указанных льгот, для их внесения в действующий Закон N 1738-1.
     
     Однако в свое время подготовленный заинтересованными министерствами и внесенный Правительством РФ проект Федерального закона "О внесении дополнения в статью 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю”" в части освобождения от уплаты земельного налога организаций за земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, принятый Государственной Думой 13 октября 2000 года и одобренный Советом Федерации 25 октября 2000 года, был отклонен Президентом Российской Федерации 3 ноября 2000 года. При этом Президент Российской Федерации отметил, что в соответствии со ст. 129 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" законодательные и иные нормативные правовые акты, сокращающие доходную часть федерального бюджета, реализуются и применяются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в федеральный бюджет и при сокращении расходов по конкретным статьям федерального бюджета на 2000 год, а также после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год". Статьей 2 Федерального закона "О внесении дополнения в статью 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю”" было предусмотрено его вступление в силу в 2000 году несмотря на то, что не были выполнены требования ст. 129 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год". Кроме того, Президент Российской Федерации указал на то, что не учтены положения п. 3 ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
     
     В связи с этим налоговые органы продолжали предъявлять требование на уплату земельного налога к организациям, имеющим земельные участки, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мотивируя нормами, определенными частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс), а именно: ст. 56 Кодекса, которой установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Кроме того, налоговые органы, предъявляя требование на уплату земельного налога организациям, имеющим земельные участки, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, исходили из положения, что льготы могут быть предоставлены в случае, если они предусмотрены в законодательном акте о каждом конкретном налоге, и что освобождение от уплаты земельного налога за пользование землей на условиях, предусмотренных ранее ст. 15 Закона N 31-ФЗ, могло осуществляться только в том случае, если положения этого Закона были бы отражены в Законе N 1738-1.
     
     Вместе с тем следует отметить, что ст. 15 Закона N 31-ФЗ утратила силу в 2001 году согласно Федеральному закону от 24.03.2001 N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”". В связи с этим освобождение от уплаты земельного налога за пользование землей на условиях, ранее предусмотренных ст. 15 Закона N 31-ФЗ, может быть осуществлено только в части, закрепленной в п. 13 ст. 12 Закона N 1738-1, а именно: в части освобождения от уплаты земельного налога предприятий, научных организаций и научно-исследовательских учреждений только за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
     
     К вышеизложенному следует добавить, что в проекте Федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (глава "Земельный налог") под объектами налогообложения понимаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования, на которую распространяется действие нормативного правового акта о налоге, принятого представительным органом местного самоуправления, находящиеся в собственности, владении или пользовании организаций и физических лиц. При этом кроме перечисленных в законопроекте земель, не являющихся объектами налогообложения, предполагается включить земли, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, законсервированные и используемые в текущем производстве мобилизационными мощностями, все виды мобилизационных запасов (резервов) и другого имущества мобилизационного назначения, относящегося к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам, испытательные полигоны, снаряжательные базы, аэродромы и иные объекты особого назначения. Однако не будут признаваться объектами налогообложения эти земли при условии их целевого назначения и использования в рамках осуществления соответствующими органами или организациями функций, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
     
     В Письме МНС России рассматривается вопрос о распространении льгот по земельному налогу на организации по производству и ремонту судов.
     
     Согласно п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия водных путей и гидросооружений Минтранса России, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений.
     
     В связи с этим, зачастую ставя вопрос о льготах по земельному налогу предприятиям, государственным учреждениям и организациям морского и речного транспорта, налогоплательщик ссылается на Положение о землях транспорта, в котором приводится перечень таких земель.
     
     Так, согласно Положению о землях транспорта, утвержденному постановлением Совмина СССР от 08.01.1981 N 24, землями транспорта признаются земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
     
     При этом пункт 16 указанного выше Положения к землям морского транспорта относит земли, занятые морскими портами с набережными, площадями, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями и устройствами, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота; гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами и предприятиями, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными сооружениями, имеющими специальное назначение, по обслуживанию морского транспорта.
     
     В соответствии с п. 18 Положения к землям внутреннего водного транспорта относятся земли, занятые портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и затонами со всеми техническими сооружениями и устройствами, обеспечивающими нужды внутреннего водного транспорта; пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами; судоходными каналами, судоходными и энергетическими сооружениями и служебно-техническими зданиями; берегоукрепительными сооружениями и насаждениями; узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями; зданиями, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями, отстойно-ремонтными пунктами, складами, базами материально-технического снабжения, инженерными сетями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми помещениями и иными объектами, имеющими специальное назначение, по обслуживанию внутреннего водного транспорта.
     
     Однако следует отметить, что вышеуказанное Положение о землях транспорта не регулирует порядок налогообложения земельным налогом земель морского и внутреннего водного транспорта.
     
     Одновременно налогоплательщик, заявляя льготу по земельному налогу, обращает внимание на Положение о Минтрансе России, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1038 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации", в соответствии с которым Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса. При этом транспортный комплекс включает гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический, промышленный (кроме отнесенного к ведению МПС России) транспорт и дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют наряду с перечисленной в вышеуказанном Положении деятельностью в том числе и обследование, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования, водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений, морских (за исключением рыбных) и речных портов.
     
     Как видно из приведенного выше Положения о Минтрансе России, к функциям Министерства в области морского и внутреннего водного транспорта не относятся работы по производству и ремонту судов.
     
     Согласно Положению о проведении работ по развитию единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.11.1999 N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации", создание и развитие системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10.06.1993 N 5154 "О стандартизации" и Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики. Подпунктом "в" п. 2 вышеуказанного Положения установлено, что одной из основных задач системы кодирования является информационное обеспечение налогообложения.
     
     В связи с этим следует отметить, что Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденный 1 января 1976 года, призван в основном обеспечивать группировку предприятий и организаций по отраслям народного хозяйства и в связи с этим относит к морскому транспорту пароходства, территориальные и специализированные управления флота, управления морских путей, экспедиционные отряды аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ, морские порты, портопункты [включая морские порты рыбных и других хозяйств, радиологические станции, гидрографические предприятия, службы обслуживания транспортных судов ("Трансфлот"), агентство "Инфлот" инспекции морского регистра и портового надзора, паромные переправы железнодорожных составов (код ОКОНХ - 51210)].
     
     К внутреннему водному транспорту (код по ОКОНХ - 51220) относятся пароходства, бассейновые управления пути, управления судоходных каналов, районные управления пароходства, эксплуатационные участки пароходств, пассажирские участки пути, цехи технической эксплуатации судов, ремонтно-эксплуатационные базы судов (по эксплуатационной деятельности), узлы связи и радионавигации, пристани, речные и озерные порты, отряды "Подводречстроя".
     
     Вместе с тем согласно ОКОНХ организации по строительству судов относятся к судостроительной промышленности, а специализированные предприятия по ремонту морских, озерных и речных судов, судового оборудования, механизмов и приборов, предприятия по ремонту специальных судов и кораблей - к отрасли "Промышленность".
     
     Принимая во внимание, что организации по ремонту и строительству судов относятся к отрасли "Промышленность", а не к организациям морского и речного транспорта, данные организации не могут иметь льготу по земельному налогу, установленную п. 12 ст. 12 Закона N 1738-1.
     
     Один из вопросов, затронутых в Письме МНС России, связан с налогообложением организаций, полностью освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии с Законом N 1738-1, за земли, занятые их жилищным фондом.
     
     Четкое толкование понятия "жилищный фонд" дают Жилищный кодекс РСФСР и Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". Так, в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР жилищный фонд включает жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. При этом жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.
     
     Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" под жилищным фондом понимает совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
     
     В Законе N 1738-1 установлены ставки налога за земли, занятые жилищным фондом. Так, в соответствии со ст. 8 этого Закона налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным) в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 14,4 коп. за один квадратный метр в 2001 году.
     
     Поскольку Законом для земель, занятых жилым фондом, установлены отдельные ставки налога, то постоянно возникает вопрос о налогообложении таких земель тех учреждений и организаций, которые освобождены от его уплаты, а именно: учреждений искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания (финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов), учреждений культуры, физической культуры и спорта (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений независимо от источника финансирования), высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственных научных центров, а также высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством РФ), санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, учреждений отдыха (находящихся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности), учреждений уголовно-исполнительной системы, государственных предприятий связи, акционерных обществ связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающих распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания и других, указанных в Законе N 1738-1 в числе полностью освобожденных от уплаты земельного налога. Перечисленные организации могут иметь на балансе жилые дома.
     
     В отношении, например, образовательных учреждений действующим Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" за высшим учебным заведением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного значения. За государственными, муниципальными высшими учебными заведениями закрепляются на правах оперативного управления либо передаются в собственность или находятся в самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, а также жилые помещения, расположенные в сельской местности, общежития, клинические базы образовательных учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении.
     
     Таким образом, исходя из норм вышеуказанного Закона образовательное учреждение представляет собой целостный имущественный комплекс, включающий объекты социального, культурного и иного назначения, в том числе жилые помещения.
     
     Поэтому при трактовке нормы Закона N 1738-1 об освобождении от уплаты налога образовательных учреждений, так же как и перечисленных выше организаций, полностью освобожденных от уплаты налога в соответствии с этим Законом, необходимо рассматривать такие организации в комплексе с их жилым фондом и предоставлять им льготу по земельному налогу, в том числе и за земли, занятые их жилищным фондом.
     

(Продолжение следует.)