Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и единого налога на вмененный доход


О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и единого налога на вмененный доход

     
     И.М. Андреев,
советник налоговой службы I ранга
     

     Индивидуальный предприниматель, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход, отказался платить исчисленную ему в соответствии с положениями регионального законодательства сумму единого налога, мотивируя свой отказ несогласием с установленной по осуществляемому им виду деятельности базовой доходностью.
     
     Исковое заявление налогового органа о взыскании недоимки арбитражным судом оставлено без удовлетворения.
     
     Обязан ли в этом случае налоговый орган перевести индивидуального предпринимателя на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных региональным законодательством о едином налоге на вмененный доход, в пределах перечня, установленного ст. 3 Закона N 148-ФЗ.
     
     Согласно ст. 10 Закона N 148-ФЗ все индивидуальные предприниматели и организации в месячный срок со дня официального опубликования регионального нормативного правового акта о едином налоге на вмененный доход обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде.
     
     Таким образом, с момента введения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единого налога на вмененный доход на его уплату в обязательном порядке переводятся все субъекты предпринимательской деятельности (вне зависимости от применяемых ими на дату введения налога систем налогообложения, учета и отчетности), состоящие на налоговом учете на территории данного региона и осуществляющие определенные виды деятельности.
     
     Налогоплательщики, перешедшие согласно региональному законодательству на уплату единого налога на вмененный доход, не подлежат обратному переводу на принятую ими ранее систему налогообложения, учета и отчетности.
     
     Такой перевод допускается только в случае внесения изменений в региональное законодательство о едином налоге на вмененный доход, отмены налога либо по решению суда.
     
     Исходя из этого отказ налогоплательщика от уплаты единого налога на вмененный доход не может служить основанием для его перевода на иную систему налогообложения, учета и отчетности.
     
     Сумма исчисленного, но не уплаченного налогоплательщиком в установленные сроки единого налога подлежит добровольной уплате с начислением пени за каждый день просрочки платежа либо принудительному взысканию в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     В случае вынесения арбитражным судом решения об отказе во взыскании недоимки по уплате данного налога по иску налогового органа к налогоплательщику налоговый орган вправе обжаловать данное решение суда в апелляционной и кассационной инстанциях в порядке, предусмотренном АПК РФ.
     
     Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов могут быть пересмотрены ВАС РФ в порядке надзора.
     

     Распространяется ли действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с извлечением доходов от заключаемых ими сделок купли-продажи ценных бумаг?

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ) действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности, при условии, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения данного налогового режима, совокупный размер валовой выручки указанных налогоплательщиков не превысил суммы 100 000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача такого заявления.
     
     Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета.
     
     Иных ограничений в применении субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, в том числе по видам осуществляемой ими деятельности, Законом N 222-ФЗ не установлено.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     Согласно Закону РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осу-ществляется соответствующим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     В качестве подтверждения государственной регистрации индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство установленного образца, в котором указываются те виды предпринимательской деятельности, которые он вправе осуществлять в целях получения дохода.
     
     К таким видам деятельности может быть отнесена любая не запрещенная действующим законодательством Российской Федерации и указанная в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, в том числе деятельность, осуществляемая на основе заключенных договоров купли-продажи имущества (ценных бумаг).
     
     Исходя из изложенного, а также учитывая установленные Законом N 222-ФЗ для субъектов малого предпринимательства ограничения в применении данного налогового режима, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе свидетельства о государственной регистрации деятельность, направленную на извлечение доходов от сделок купли-продажи (ценных бумаг), вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на общих основаниях при условии, что осуществляемая ими деятельность не является профессиональной на рынке ценных бумаг, а сами предприниматели не зарегистрированы в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг.
     

     Являются ли плательщиками единого социального налога (взноса) индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства?

     
     В соответствии с Законом N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Как следует из приведенной выше нормы Закона, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачивая годовую стоимость патента, освобождаются от уплаты только подоходного налога на доход, фактически полученный ими от осущест-вляемой на основе патента деятельности.
     
     Освобождения индивидуальных предпринимателей от уплаты иных действующих налогов и сборов данным Федеральным законом не предусмотрено.
     
     Учитывая данное обстоятельство, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты прочих федеральных, региональных и местных налогов и сборов, обязанность по уплате которых возлагается на них с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этих налогов или сборов.
     
     К таким налогам относится, в частности, и установленный главой 24 части второй НК РФ единый социальный налог (взнос).
     
     Согласно ст. 235 и 236 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, признаются плательщиками единого социального налога (взноса) как в отношении выплат, произведенных наемным работникам, так и в отношении их дохода, определяемого исходя из стоимости полученного ими патента.
     

     Индивидуальный предприниматель, перешедший на уплату единого налога на вмененный доход, имеет в соответствии с региональным законодательством право на налоговую льготу по уплате данного налога в региональный бюджет. Распространяется ли действие этой льготы на долю налога, подлежащую уплате в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Этим органам предоставлено право определять конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми подлежат налогообложению единым налогом с вмененного дохода, размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты единого налога.
     
     Согласно ст. 7 Закона N 148-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог на вмененный доход в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в размере 75 % от общей суммы налога и в государственные внебюджетные фонды - оставшиеся 25 % налога.
     
     В рамках предоставленных полномочий законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков единого налога на вмененный доход налоговые льготы по уплате данного налога и основания их использования, но только в части зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
     
     Право устанавливать налоговые льготы по доле единого налога, зачисляемой в государственные внебюджетные фонды, этим органам федеральным законодательством о едином налоге на вмененный доход не предоставлено.
     
     Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что Законом N 148-ФЗ не предусмотрено налоговых льгот по уплате единого налога в части, зачисляемой в государственные внебюджетные фонды Россий-ской Федерации, индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход и имеющие налоговые льготы по уплате данного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, производят зачисление данного налога в указанные фонды в общеустановленном порядке.
     

     Индивидуальный предприниматель - инвалид II группы является плательщиком единого налога на вмененный доход. Региональным законодательным актом о едином налоге на вмененный доход в отношении данной категории налогоплательщиков налоговые льготы не предусмотрены. Вправе ли индивидуальный предприниматель воспользоваться налоговой льготой, предусмотренной п. 2 ст. 218 главы 23 ("Налог на доходы физических лиц") НК РФ?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги и сборы (за исключением поименованных в данной статье Закона), предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1), в том числе и налог на доходы физических лиц, установленный главой 23 части второй НК РФ.
     
     Учитывая данное обстоятельство, индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются плательщиками налога на доходы физических лиц в части фактических результатов такой деятельности и, следовательно, не имеют права на получение налоговых вычетов (льгот), установленных ст. 218-221 главы 23 части второй НК РФ.
     
     Налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков единого налога на вмененный доход могут устанавливаться законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но только в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 56 НК РФ такие льготы не могут носить индивидуального характера, а устанавливаются только в отношении определенных категорий налогоплательщиков.
     

     Индивидуальный предприниматель в течение нескольких лет осуществлял строительство здания под магазин, которое введено в экс-плуатацию в истекшем году.
     
     Сумма исчисленных амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов включена в состав затрат предпринимателя при определении налоговой базы за прошлый год.
     
     С 1 января текущего года индивидуальный предприниматель переведен на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Каким образом может быть учтена сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов у этого индивидуального предпринимателя в текущем году?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги (за исключением поименованных в данной статье Закона), предусмотренные ст. 19-21 Закона N 2118-1, в том числе и установленный главой 23 НК РФ налог на доходы физических лиц, в части фактических результатов таких видов деятельности.
     
     Согласно ст. 4 Закона N 148-ФЗ объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц.
     
     Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых за-трат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций (ст. 2 указанного Закона).
     
     Таким образом, налоговой базой по единому налогу на вмененный доход является расчетная величина потенциально возможного к получению налогоплательщиками чистого дохода от занятия определенными видами деятельности.
     
     Учитывая данное обстоятельство, амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, ежемесячно производимые плательщиками единого налога на вмененный доход исходя из установленных единых норм амортизации и балансовой стоимости основных фондов, состоящих на их балансе, включаются в состав за-трат, учитываемых при определении себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, но не уменьшают расчетную величину налоговой базы по единому налогу на вмененный доход.
     

     Индивидуальный предприниматель, осущест-вляющий деятельность в сфере розничной торговли, применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. С введением в действие на территории региона единого налога на вмененный доход в выдаче патента на очередной календарный год ему было отказано на основании положений ст. 11 Закона N 148-ФЗ.
     
     Является ли в этом случае правомерным принудительный перевод индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности, на уплату единого налога на вмененный доход, если в результате такого перевода создаются менее благоприятные условия для развития его бизнеса?
     
     Почему по данному вопросу не принимается во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в его определении от 01.07.1999 N 111-О?

     
     Согласно ст. 1 Закона N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства применяется наряду с ранее принятой системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
     
     Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации при соблюдении ими установленных ст. 2 данного Закона ограничений, в том числе и по отдельным сферам предпринимательской деятельности.
     
     Иных ограничений в применении субъектами малого предпринимательства данного налогового режима Законом N 222-ФЗ не установлено.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что с введением в действие на территории соответствующих субъектов Российской Федерации единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, который обязателен к уплате на территории таких регионов, положения Закона N 222-ФЗ применяются в части, не противоречащей Закону N 148-ФЗ (ст. 11), то есть в отношении тех видов деятельности, которые не подпадают под действие единого налога на вмененный доход.
     
     Таким образом, с момента введения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, теряют право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по этим сферам деятельности.
     
     Что касается определения Конституционного суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О, предусматривающего, что положение Закона N 148-ФЗ (абзац 3 п. 1 ст. 11) не может иметь обратной силы и применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, то следует отметить, что Конституционный суд Российской Федерации в данном определении не делает каких-либо выводов о признании вышеуказанного положения Закона N 148-ФЗ не соответствующим Конституции Российской Федерации, а лишь указывает на право налогоплательщика, в случае если он полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, обратиться в арбитражный суд, к компетенции которого относится выбор подлежащих применению норм права.
     

     Являются ли индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность путем разъездов, плательщиками единого налога на вмененный доход по каждому месту их деятельности? Если является, то где и в каком порядке они обязаны производить уплату единого налога на вмененный доход?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных региональным законодательством в пределах перечня, установленного данной статьей Закона N 148-ФЗ.
     
     Согласно ст. 4 Закона N 148-ФЗ объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц, определяемый расчетным путем исходя из значения базовой доходности на единицу физического показателя, фактического числа физических показателей (численности работающих, площади помещения и т. д.), влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, показывающих степень влияния того или иного фактора (места деятельности, периода осуществляемой деятельности и т. д.) на результат предпринимательской деятельности.
     
     Согласно ст. 8 Закона N 148-ФЗ документом, подтверждающим уплату налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, является свидетельство об уплате данного налога, которое выдается налоговыми органами по месту постановки налогоплательщиков на налоговый учет отдельно на каждый вид предпринимательской деятельности, а также на каждое отдельно расположенное место осуществления такой деятельности.
     
     Законодатель, принимая Закон N 148-ФЗ, установил, что при занятии налогоплательщиками определенными видами предпринимательской деятельности, предполагающими возможность их осуществления в нескольких отдельно расположенных местах, налогообложению единым налогом с вмененного дохода подлежит вмененный доход, устанавливаемый отдельно по каждому месту осуществления такой деятельности.
     
     Учитывая данное обстоятельство, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие свою деятельность в нескольких отдельно расположенных местах, являются в установленном порядке плательщиками единого налога на вмененный доход по каждому месту такой деятельности независимо от их количества и места нахождения.
     
     Единый налог определяется в этом случае налогоплательщиками с учетом периода их работы в каждом месте осуществления деятельности и уплачивается в общей сумме по месту постановки на налоговый учет.