Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении индивидуальных предпринимателей


О налогообложении индивидуальных предпринимателей

     
     Т.Ю. Левадная,
советник налоговой службы I ранга
     

     В связи с разногласиями, возникшими у меня с налоговой инспекцией, обращаюсь с просьбой дать разъяснение того, правомерны ли мои действия в следующей ситуации.
     
     Я зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица, и в моем распоряжении на основании генеральной доверенности находится легковой автомобиль, являющийся собственностью другого гражданина, который я в соответствии с заключенным договором сдаю в аренду организации-юридическому лицу. Поскольку я как доверительный управляющий данного имущества имею право на возмещение необходимых расходов, то я указал в налоговой декларации сумму предполагаемого дохода с учетом сумм амортизации сданного мною в аренду автомобиля, поскольку это соответствует, по моему мнению, ст. 634 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а также приказу Минфина России от 24.12.1998 N 68н "Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, и Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества", зарегистрированного в Минюсте России 14.01.1999 N 1682. В налоговой инспекции мне сказали, что на вычет суммы амортизации я не имею права, с чем я не согласен.

     
     В вопросе, к сожалению, не указан вид деятельности, на осуществление которого читатель журнала имеет право в соответствии со свидетельством о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица, поэтому ему следует учитывать, что он вправе заключать договор аренды с юридическим лицом от лица предпринимателя только в том случае, если такой вид деятельности указан в имеющемся у него свидетельстве.
     
     С точки зрения налогового законодательства для физических лиц, участвующих в арендных отношениях, не требуется получения статуса предпринимателя без образования юридического лица, поскольку доходы, получаемые физическими лицами от сдачи в аренду или внаем движимого или недвижимого имущества, рассматриваются как один из видов доходов, полученных за выполнение работ и оказание услуг по договорам гражданско-правового характера.
     
     Кроме того, доходы от пользования имуществом, принадлежащим физическому лицу на праве личной собственности (либо находящимся в его распоряжении на основании доверенности, как в случае, указанном в вопросе), могут быть получены лишь тогда, когда такое лицо само осуществляет предпринимательскую деятельность, используя данное имущество, в то время как у арендодателя по существу отсутствует предпринимательская деятельность как таковая, поскольку именно арендатор осуществляет деятельность на арендованном имуществе.
     
     Отношения арендодателя и арендатора регламентируются договором аренды, то есть договором гражданско-правового характера, заключаемым в соответствии с положениями главы 34 ГК РФ, которой предусмотрены два вида аренды транспортных средств: с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации и без предоставления таких услуг.
     
     В соответствии с положениями ст. 642, 644, 646 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. При этом арендатор обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, нести расходы на содержание этого средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.
     
     Следовательно, арендодатель получает обусловленную договором арендную плату, которая подлежит учету при определении его налоговой базы, и никаких расходов, связанных с содержанием и ремонтом автомобиля, он нести не должен.
     
     Что же касается правомерности начисления амортизации, то в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации при условии, что эти основные средства приобретены и используются организациями, являющимися юридическими лицами, для осущест-вления своей деятельности.
     
     Для индивидуальных предпринимателей ведение бухгалтерского учета и отчетности не предусмотрено. Однако предприниматели без образования юридического лица как субъекты малого предпринимательства вправе начислять амортизацию отдельных видов принадлежащего им на праве собственности имущества, которое условно отнесено к основным средствам и непосредственно используется ими в период осуществления деятельности в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев.
     
     В частности, это относится к предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление грузовых и пассажирских перевозок с использованием принадлежащих им на праве собственности автотранспортных средств. Предприниматели, не занимающиеся указанными видами деятельности, а также физические лица, сдающие в аренду принадлежащие им на праве собственности автомобили (равно как и уполномоченные собственником сдавать имущество в аренду на основании доверенности), производить начисление амортизации на принадлежащие им автотранспортные средства не вправе, поскольку автомобиль у них не является средством труда, непо-средственно используемым ими в период осущест-вления предпринимательской деятельности.
     
     Налогообложение доходов, полученных физическими лицами от сдачи в аренду имущества по правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 года, производится в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     При этом доходы, полученные от предоставления в аренду имущества, находящегося на территории Российской Федерации, наряду с доходами, полученными от занятия предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица, а также частной практикой, от выполнения трудовых и иных приравненных к ним обязанностей, относятся к группе доходов, по которым налоговая ставка установлена в размере 13 % независимо от размера дохода.
     
     При получении предпринимателем-физическим лицом доходов от юридического лица за оказание услуг, не относящихся непосредственно к сфере указанных в его свидетельстве видов предпринимательской деятельности, удержание налога с таких доходов, источником выплаты которых является юридическое лицо, должно производиться налоговым агентом (в данном случае организацией-арендатором транспортного средства) в порядке, установленном ст. 226 НК РФ.
     
     Пунктом 3 ст. 227 НК РФ предусмотрено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется индивидуальным предпринимателем с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
     
     Индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Необходимо обратить внимание на то, что получение от собственника имущества права на распоряжение этим имуществом на основании выданной им доверенности не является юридической аналогией договора доверительного управления имуществом, за-ключаемого сторонами в лице учредителя управления и доверительного управляющего, который обязан осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя, в соответствии с положениями главы 53 ГК РФ.
     
     Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в соответствии с договором в отношении этого имущества юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. В случае, о котором идет речь в вопросе, цель использования переданного по доверенности в распоряжение читателя имущества совершенно иная, поскольку он использует его в собственных интересах, а не в интересах собственника этого имущества, то есть владельца автомобиля, выдавшего ему генеральную доверенность.
     
     Таким образом, в данном случае ссылка на положения приказа Минфина России от 24.12.1998 N 68н неправомерна, а требование налогового органа соответствует нормам действующего налогового законодательства.
     

     Я являюсь предпринимателем без образования юридического лица и занимаюсь оказанием консультационных и маркетинговых услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. С 1 октября 2000 года в соответствии с поданным заявлением я переведен на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В третьем квартале 2000 года мною на основании заключенного договора гражданско-правового характера были оказаны консультационные услуги одной организации. Вознаграждение за оказанные мною услуги было выплачено данной организацией только в ноябре 2000 года. При подаче декларации о доходах 2000 года налоговый инспектор предложил мне включить сумму вышеуказанного вознаграждения в мой налогооблагаемый доход и уплатить до 15 июля 2001 года соответствующую сумму подоходного налога. Правомерно ли требование налогового органа?

     
     Статьей 2 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" определено, что объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.
     
     При этом датой получения дохода в календарном году является дата выплаты дохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу, либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме.
     
     В данном случае читатель журнала как предприниматель без образования юридического лица, имеющий свидетельство о государственной регистрации с правом оказания консультационных и маркетинговых услуг, заключил договор гражданско-правового характера на оказание консультационных услуг и получил вознаграждение по данному договору в ноябре 2000 года, то есть в период, когда он уже был переведен на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплачивал по указанному виду деятельности стоимость патента.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Следовательно, налогообложению подоходным налогом подлежат только те суммы доходов, которые были получены им как предпринимателем в 2000 году до перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и указаны им в декларации, представленной в налоговый орган по месту учета при подаче соответствующего заявления о переходе на упрощенную систему, а также доходы, полученные им в IV квартале 2000 года (если таковые были) за оказание услуг другого вида или выполнение других работ, не относящихся к осуществляемой им предпринимательской деятельности, либо доходы, вообще не связанные с его предпринимательской деятельностью.
     
     Таким образом, сумма вознаграждения, полученная читателем журнала по вышеупомянутому договору, налогообложению подоходным налогом не подлежит. При этом не подлежат учету в составе расходов и суммы затрат, произведенных им при оказании услуг, предусмотренных этим договором. Следовательно, в данном случае требование налогового органа неправомерно.
     

     Будучи предпринимателем без образования юридического лица, я получил в апреле 2001 года свидетельство о регистрации редакции средств массовой информации в соответствующем территориальном управлении Министерства печати и информации Российской Федерации. Имею ли я право на налоговые льготы, предусмотренные ст. 19 Закона РФ "О средствах массовой информации", то есть на освобождение от налоговых платежей в течение двух лет со дня первого выхода в свет средства массовой информации?

     
     Статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" определено, что под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.
     
     Статьей 19 данного Закона предусмотрено, что редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. При этом редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме.
     
     Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
     
     В течение двух лет со дня первого выхода в свет (в эфир) продукции средства массовой информации редакция освобождается от налоговых платежей. Перерегистрация средства массовой информации не влияет на исчисление данного срока. Если учредитель прекратил деятельность средства массовой информации до истечения указанного срока, платежи взыскиваются в полном объеме за весь срок.
     
     В данном случае под налоговыми платежами имеются в виду платежи по НДС и налогу на прибыль предприятий и организаций в части, уплачиваемой в федеральный бюджет.
     
     Так, в соответствии с подпунктом 6.2 п. 6 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, при применении ст. 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" НК РФ необходимо учитывать, что по ряду операций, не подлежащих налогообложению, порядок освобождения от налога с 1 января 2001 года не изменился.
     
     Это касается, в частности, реализации нерекламной и неэротической продукции средств массовой информации, книжной продукции, редакционной, издательской, полиграфической деятельности по производству этой продукции, услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке этой продукции, освобождаемых от налога на основании подпунктов 17 и 21 п. 3 ст. 149 НК РФ и ст. 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
     
     Согласно этому порядку в 2001 году действует подпункт "э" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Поэтому при освобождении от налога в 2001 году нерекламной и неэротической продукции средств массовой информации, книжной продукции, редакционной, издательской, полиграфической деятельности по производству этой продукции, услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке этой продукции следует руководствоваться нормативными письмами Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" (зарегистрированного в Мин-юсте России 08.04.1996 N 1060) и от 07.07.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" (зарегистрированного в Минюсте России 14.07.1996 N 1106).
     
     Данный порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности.
     
     Учитывая, что индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на прибыль, налоговые льготы по продукции средств массовой информации и книжной продукции к ним могут быть применены только в части освобождения от обложения НДС.
     
     Что же касается предоставления индивидуальным предпринимателям, осуществляющим выпуск средств массовой информации, льгот по налогу на доходы физических лиц в связи с осуществлением ими такого рода деятельности, то ст. 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, в которой определены виды доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению, освобождение от налогообложения такого вида доходов физических лиц не предусматривает.
     

     Я как предприниматель без образования юридического лица осуществляю торгово-закупочную деятельность с привлечением наемных работников как по месту жительства, так и на территории других административных районов и регионов России. Поскольку я являюсь налоговым агентом, налоговые органы некоторых регионов требуют от меня перечислять удержанные с доходов наемных работников налоги в местные бюджеты, то есть аналогично порядку, предусмотренному п. 7 ст. 226 главы 23 НК РФ для обособленных подразделений организаций. Правомерны ли в данном случае такие требования налоговых органов?

     
     В целях осуществления налогового контроля статьей 83 части первой НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица.
     
     Пунктом 1 ст. 226 НК РФ установлено, что россий-ские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в соответствующий бюджет сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Такие российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов и их учреждения в Российской Федерации именуются в главе 23 НК РФ налоговыми агентами.
     
     Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
     
     Как предусмотрено пунктом 7 ст. 226 НК РФ, налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Однако эта обязанность не может распространяться на налоговых агентов-индивидуальных предпринимателей, поскольку физические лица, работающие у таких предпринимателей, не могут даже условно приравниваться к обособленным подразделениям организаций-юридических лиц.
     
     Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
     
     Следовательно, по правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 года, индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми агентами, обязаны перечислять суммы налога, удержанного с доходов работников, проживающих на территории других регионов, в соответствующий бюджет по месту своего учета, то есть по месту жительства, так же как и суммы налога, которые они должны уплачивать со своих доходов как самостоятельные налогоплательщики.
     

     Мы с партнером, зарегистрировавшись в качестве предпринимателей без образования юридического лица по виду деятельности "Сдача имущества в аренду", купили на праве совмест-ной собственности два нежилых помещения с целью их сдачи в аренду. После этого мы за-ключили между собой договор о совместной деятельности, в котором определили, что вкладами товарищей являются указанные нежилые помещения. Эти помещения были сданы в аренду другим индивидуальным предпринимателям на основании договоров аренды, заключенных от имени простого товарищества. Сейчас у одного из товарищей возникла необходимость продать свои доли в совместном имуществе своему партнеру - второму товарищу. Применяется ли в данном случае подпункт 6 ст. 39 НК РФ, а если не применяется, то какие налоговые обязательства возникают при продаже имущества у его продавца?

     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в случае выдела доли его имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.
     
     В данном случае речь идет не о передаче товарищу имущества, являющегося вкладом этого индивидуального предпринимателя в совместную деятельность, в связи с прекращением договора простого товарищества и не о выделе его доли по требованию его кредитора, предусмотренного ст. 1049 ГК РФ, а о продаже этого имущества, в связи с чем применение вышеприведенных положений ст. 39 НК РФ неправомерно.
     
     Поскольку Вы с партнером осуществляете сдачу принадлежащего вам имущества в аренду в качестве индивидуальных предпринимателей, а не просто собственников этого имущества, как это предусмотрено ст. 608 ГК РФ, то и продажа такого имущества рассматривается как продажа имущества в связи с осущест-влением вами предпринимательской деятельности.
     
     Доход, получаемый индивидуальным предпринимателем от продажи имущества в связи с осущест-влением им предпринимательской деятельности, является в соответствии со ст. 208 и 209 главы 23 НК РФ объектом обложения по налогу на доходы физических лиц, а также в соответствии со ст. 146 главы 21 Кодекса объектом обложения по НДС.
     
     При этом в подпункте 1 п. 1 ст. 220 главы 23 НК РФ указано, что имущественные налоговые вычеты, предусмотренные данной статьей, в таких случаях не предоставляются.
     

     Наша организация заключила договоры на оказание услуг с индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в налоговых органах по месту их жительства в различных городах Российской Федерации. Учитывая, что с 1 января 2001 года индивидуальные предприниматели признаны плательщиками НДС, просим дать разъяснение, исключается ли уплаченная индивидуальным предпринимателем сумма НДС при расчете его налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.

     
     Статьей 171 главы 21 НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, используемых для производства и реализации, подлежат вычету у налогоплательщика при условии принятия к учету налогоплательщиком товаров (работ, услуг), их оплаты и наличия счета-фактуры с выделенной отдельной строкой суммой налога.
     
     У индивидуальных предпринимателей, исполняющих с 1 января 2001 года обязанности плательщика НДС, налог принимается к вычету только по товарам (работам, услугам), приобретенным и оплаченным после 1 января 2001 года при наличии счетов-фактур поставщиков, зарегистрированных в книге покупок у покупателя. Суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным до 1 января 2001 года, к вычету не принимаются и учитываются в составе их покупной стоимости, поскольку до 1 января 2001 года предприниматели плательщиками НДС не являлись.
     
     По итогам налогового периода НДС исчисляется по реализованным товарам (работам, услугам), а сумма налога принимается к вычету только по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам) в данном налоговом периоде при наличии счета-фактуры. Вместе с тем суммы НДС, не принимаемые к вычету при определении налоговой базы по данному налогу, учитываются в составе профессиональных налоговых вычетов индивидуальных предпринимателей, предусмотренных ст. 221 главы 23 НК РФ, при исчислении ими налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за отчетный налоговый период.