Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Положительные и отрицательные стороны упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства


Положительные и отрицательные стороны упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства

     
     Л.В. Емельянова,
советник налоговой службы I ранга
     
     По состоянию на 1 января 2001 года около 3 % малых предприятий и 4,2 % индивидуальных предпринимателей от общего числа поставленных на налоговый учет применяли упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
     
     Платежи в бюджеты всех уровней от данной системы налогообложения по состоянию на 1 апреля 2001 года составили 0,27 % от общего объема поступлений налогов.
     
     Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
     
     Закон N 222-ФЗ определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства -юридических лиц (далее - организации) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели).
     
     Практика применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства выявила как положительные, так и отрицательные стороны каждой статьи Закона N 222-ФЗ.
     

1. Положительные стороны

     
     1. В соответствии с Законом N 222-ФЗ малые предприятия с численностью работающих до 15 человек и с размером валовой выручки, не превышающим сумму стотысячекратного МРОТ, имеют право ведения бухгалтерского учета по упрощенной форме - в Книге учета доходов и расходов.
     
     Вместо множества налогов, предусмотренных Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", названные предприятия уплачивают единый налог на совокупный доход и вносят ряд неналоговых платежей [таможенные платежи, госпошлина, лицензионные сборы, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды (ЕСН)].
     
     Все это позволило субъектам малого предпринимательства сократить издержки на ведение бухгалтерского учета, упростило составление налоговой отчетности и снизило налоговую нагрузку на определенные категории налогоплательщиков.
     
     Бухгалтеры, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, могут не следить за изменениями, происходящими в налоговом законодательстве, что оценивается ими как неоспоримое преимущество по сравнению с общепринятой системой уплаты налогов. В большей степени это относится к исчислению единого налога от валовой выручки, в меньшей - к исчислению единого налога от совокупного дохода.
     

2. Отрицательные стороны

     
     В целях выявления отрицательных сторон упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, применяемой субъектами малого предпринимательства в соответствии с Законом N 222-ФЗ, рассмотрим постатейно применение данного Закона на практике.
     

Статья 1. Общие положения

     
     1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Россий-ской Федерации.
     
     Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
     
     2. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и мест-ных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
     
     Для организаций, применяющих упрощенную сис-тему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
     
     3. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью (далее - патент).
     
     4. Организациям, применяющим упрощенную сис-тему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
     
     Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.
     
     5. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
     
     Практика применения данной статьи Закона N 222-ФЗ выявила следующие недостатки:
     
     1) в целях применения Закона N 222-ФЗ отсутствует определение статуса субъекта малого предпринимательства.
     
     В настоящее время единственным законодательным актом Российской Федерации, определяющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ), который не относится к налоговому законодательству Российской Федерации.
     
     Кроме того, требуют изменений существующие на данный момент ограничения отнесения индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства. Основываясь на действующей норме Закона N 88-ФЗ, все физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами малого предпринимательства без каких-либо ограничений по численности работников. Данная норма приводит к массовой перерегистрации юридических лиц в индивидуальных предпринимателей, что приводит, в свою очередь, к потерям бюджетов всех уровней.
     
     В целях устранения данного пробела налогового законодательства необходимо дополнить ст. 11 НК РФ понятием субъекта малого предпринимательства следующего содержания:
     
     "К субъектам малого предпринимательства относятся:
     
     - организации (за исключением кредитных и страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаций игорного бизнеса, государственных и муниципальных унитарных организаций), совокупный годовой размер валовой выручки которых по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, не превышает 20 млн руб. и средняя численность работников которых за отчетный период составляет в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, научно-технической сфере и транспорте не более 100 человек; в розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения - не более 30 человек; в других сферах деятельности - не более 50 человек, при условии, что совокупная доля участия органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; хозяйствующих субъектов, контролируемых государством и не являющихся субъектами малого предпринимательства; общественных, благотворительных и религиозных организаций и объединений в уставном (складском) капитале организаций - субъектов малого предпринимательства не превышает 25 %;
     
     - физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, совокупный годовой размер валовой выручки которых не превышает по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, 10 млн руб. и средняя численность нанятых работников (включая работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам) за отчетный период не превышает 10 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности";
     
     2) Закон N 222-ФЗ не определяет порядок подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства, то есть он не дает ответа на следующий вопрос: в каком периоде необходимо подтверждать данный статус - либо во время квартального отчета, либо во время получения нового патента;
     
     3) данной системой налогообложения не соблюден в отношении индивидуальных предпринимателей принцип равенства налогообложения (ст. 3 НК РФ), а именно: уплачиваемая индивидуальными предпринимателями годовая стоимость патента не освобождает их от уплаты прочих налогов и сборов.
     
     Одновременно с этим некоторыми региональными законодательными актами в нарушение положений федерального законодательства был установлен порядок перерасчета годовой стоимости патентов в зависимости от фактических результатов деятельности предпринимателей, что также оказало негативное воздействие на налогоплательщиков;
     
     4) в соответствии со ст. 143 НК РФ с 1 января 2001 года индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, включены в состав плательщиков налога на добавленную стоимость, в связи с чем они вынуждены вести учет своих доходов и расходов не в упрощенном порядке в соответствии с принятым для данной системы налогообложения, а в общеустановленном, то есть полный бухгалтерский учет, что противоречит цели данной системы налогообложения.
     

Статья 2. Субъекты упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

     
     1. Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
     
     Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
     
     2. Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
     
     3. Субъекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Вновь созданная организация или вновь зарегист-рированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регист-рация.
     
     Данная статья Закона N 222-ФЗ имеет следующие основные недостатки, позволяющие неоднозначно трактовать заложенные в ней нормы:
     
     1) в соответствии с п. 1 данной статьи действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
     
     Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
     
     Данная норма по ограничению численности не-однозначна для применения индивидуальными предпринимателями, в связи с чем имеются различные мнения по ее применению к индивидуальным предпринимателям.
     
     Неоднозначность толкования данной нормы Закона N 222-ФЗ подтверждается и положением ст. 5, которым численность работающих обозначена одним из условий, дающих право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности исключительно для организаций;
     
     2) отсутствие понятия, определяющего, какая именно численность должна учитываться в целях применения данной нормы Закона N 222-ФЗ, а именно: среднесписочная или средняя - и за какой период должна она исчисляться, позволяет по-разному трактовать и применять на практике данную норму по ограничению численности работающих;
     
     3) в связи с тем, что Правительство РФ до настоящего времени не определило орган государственной власти, занимающийся регистрацией субъектов малого предпринимательства, отсутствует и сам порядок регистрации налогоплательщиков в качестве субъектов малого предпринимательства.
     
     Данный пробел в законодательстве затрудняет работу как налоговых органов в части исполнения последнего абзаца данной статьи, в частности по переводу вновь созданных субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, так и органов государственной власти, занимающихся вопросами поддержки развития малого предпринимательства;
     
     4) нечеткое изложение нормы о размере валовой выручки в зависимости от фактически отработанного времени в течение периода, предшествующего дате подачи заявления субъектом малого предпринимательства на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, позволяет налоговым органам по-разному трактовать ограничение совокупного размера валовой выручки, равное стотысячекратному МРОТ, установленному законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Речь идет о том, что в ряде субъектов Российской Федерации налоговые органы корректируют стотысячекратный МРОТ на количество месяцев, фактически отработанных субъектом малого предпринимательства в течение периода, предшествующего дате подачи заявления на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, что является неправомерным.
     

Статья 3. Объекты налогообложения организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности

     
     1. Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осущест-вляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     2. Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
     
     3. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     Применение данной статьи на практике вызывает множество затруднений как у налогоплательщиков-организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, так и у налоговых органов. Эти затруднения заключаются в следующем:
     
     1) перечень затрат, исключаемых из валовой выручки при определении совокупного дохода, определенный п. 2 данной статьи Закона N 222-ФЗ, неконкретен, в результате чего в процессе применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства (объект налогообложения - совокупный доход) возникают вопросы, связанные с учетом затрат для целей налогообложения. Это в основном вопросы по отнесению затрат к экс-плуатационным расходам, а также по применению порядка отнесения затрат к расходам, связанным с производственной деятельностью.
     
     Приказ Минфина России от 22.02.1996 N 18 также не дает исчерпывающих ответов на данные во-просы.
     
     В этой ситуации было бы целесообразно либо предусмотреть Законом N 222-ФЗ расширенный список расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения единого налога, либо установить объектом налогообложения только валовую выручку;
     
     2) предоставление права выбора объекта налогообложения органам государственной власти субъекта Российской Федерации позволяет данным органам в противоречие налоговому законодательству в течение одного налогового периода вводить два объекта налогообложения - валовую выручку и совокупный доход.
     

Статья 4. Ставки единого налога

     
     1. Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:
     
     в федеральный бюджет - в размере 10 процентов от совокупного дохода;
     
     в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.
     
     В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных категорий является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:
     
     в федеральный бюджет - в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;
     
     в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.
     
     Годовая стоимость патента, уплаченная индивидуальными предпринимателями, направляется полностью в бюджет субъекта Российской Федерации.
     
     2. Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместо объектов и ставок налогообложения, предусмотренных статьями 3 и 4 настоящего Федерального закона, вправе устанавливать для организаций в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности:
     
     расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям. При этом суммы единого налога, подлежащие уплате организациями за отчетный период, не могут быть ниже определенных расчетным путем, а порядок их распределения между бюджетами всех уровней должен соответствовать нормам, установленным настоящим Федеральным законом;
     
     льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Россий-ской Федерации и местный бюджет.
     
     Несмотря на то, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации данная статья предоставила право устанавливать льготы для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, вопрос о предоставлении льгот налогоплательщикам, применяющим данную систему налогообложения, целесообразно рассмотреть на федеральном уровне в целях приведения всех налогоплательщиков в равные условия.
     

Статья 5. Порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

     
     1. Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Форма патента устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.
     
     2. Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие настоящего Федерального закона, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.
     
     Выплата годовой стоимости патента осущест-вляется организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации.
     
     3. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачиваемая годовая стоимость патента зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соотношении один к двум.
     
     Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
     
     4. Организациям и индивидуальным предпринимателям патент выдается налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:
     
     если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом;
     
     если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;
     
     если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.
     
     Филиалы и подразделения, являющиеся налогоплательщиками, представляют в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенные копии патентов, выданных организации, не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала.
     
     5. Решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносится налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.
     
     6. При получении патента в налоговом органе организация или индивидуальный предприниматель предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.
     
     По истечении срока действия патента по заявлению организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.
     
     На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
     
     При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с соблюдением указанных в настоящей статье условий и наложением на организацию или индивидуального предпринимателя штрафа, размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
     
     7. По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на послед-ний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.
     
     При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
     
     При превышении определенной настоящим Федеральным законом предельной численности работающих налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет согласно пункту 7 настоящей статьи.
     
     8. Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осущест-вляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
     
     Применение на практике норм данной статьи Закона N 222-ФЗ выявило следующие недостатки:
     
     1) порядок перевода организаций - субъектов малого предпринимательства на общеустановленную систему налогообложения несовершенен, а именно: в настоящее время такой порядок определен только в случаях превышения установленной законом численности, в то время как условием применения данной системы является и ограничение валовой выручки. В результате неконтролируемость объема валовой выручки позволяет налогоплательщикам, применяющим данную систему налогообложения, уводить от налогообложения те объемы валовой выручки, которые следует облагать налогами в общеустановленном порядке;
     
     2) по заключению налоговых органов требует пересмотра норма, позволяющая организациям проводить перерасчеты по факту, что сводит на нет смысл введения для них платы за патент. По организациям стоимость патента засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога, и при превышении стоимости патента над суммой налога плательщику производится возврат излишне уплаченного налога на основании его письменного заявления.
     
     Данная норма Закона N 222-ФЗ позволяет недобросовестным налогоплательщикам уходить от уплаты налогов;
     
     3) норма данной статьи, изложенная в п. 4, о представлении не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала филиалами и подразделениями, являющимися налогоплательщиками, в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенных копий патентов, выданных организации, не конкретна в своей цели, а следовательно, на практике вызывает много вопросов в части порядка уплаты единого налога организациями по месту нахождения филиалов и подразделений.
     

Статья 6. Ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности

     
     Ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, наступает в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.
     
     Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", устанавливавшая ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства, признана утратившей силу.
     
     По вопросу, касающемуся ответственности за совершение налоговых правонарушений, необходимо руководствоваться НК РФ.
     
     Кроме того, одним из недостатков упрощенной системы является и то обстоятельство, что она касается только предпринимательских налогов и совершенно не касается налогов индивидуальных, то есть речь идет об обязанности уплаты налогов от доходов физических лиц и отчислений от фонда оплаты труда во внебюджетные социальные фонды. Поэтому для организаций по-прежнему оказывается невыгодным показывать в полной мере заработную плату своих работников.
     
     Негативное влияние на применение организациями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности оказывает и такое положение Закона N 222-ФЗ, что НДС, уплаченный поставщикам, включается в состав затрат по производству продукции (работ, услуг). По этой причине продукция организации становится дорогой, что ведет, в свою очередь, к снижению ее рентабельности и конкурентоспособности. Кроме того, покупатели продукции данной организации не имеют возможности засчитывать "входной НДС" при уплате этого налога.
     
     Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что действующая упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства несовершенна и требует серьезной доработки.
     
     Кроме того, как показала практика применения данной системы налогообложения, ее целесообразно применять для организаций, занимающихся не более чем одним видом деятельности с численностью работающих, не превышающей 5-7 человек, не требующих ведения бухгалтерского учета в полном объеме.