Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Исчисление и уплата единого социального налога (взноса) индивидуальными предпринимателями


Исчисление и уплата единого социального налога (взноса) индивидуальными предпринимателями

     
     Н.В. Барсукова
     

1. Общие положения

     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ для целей Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, част-ные детективы (далее - индивидуальные предприниматели). Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не вправе ссылаться при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
     
     Согласно ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога (взноса) (далее - ЕСН) признаются:
     
     1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:
     
     организации;
     
     индивидуальные предприниматели;
     
     родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
     
     крестьянские (фермерские) хозяйства;
     
     физические лица;
     
     2) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.
     
     В соответствии с п. 1 и 2 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором-пятом подпункта 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются:
     
     выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
     
     вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
     
     выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
     
     Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
     
     1. Если индивидуальные предприниматели выступают в качестве работодателей, они производят исчисление ЕСН с выплат, производимых в пользу наемных работников, а также с выплат и вознаграждений по договорам гражданско-правового характера. При этом индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве работодателей, не производят исчисление ЕСН с вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, так как индивидуальные предприниматели согласно ст. 244 НК РФ являются самостоятельными плательщиками со своих доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
     
     2. Если индивидуальные предприниматели не являются работодателями, они производят исчисление ЕСН согласно п. 3 ст. 236 НК РФ, а именно с доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     Если индивидуальный предприниматель одновременно относится к нескольким вышеуказанным категориям налогоплательщиков, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели платят ЕСН как с дохода от предпринимательской деятельности, так и с выплат, производимых в пользу наемных работников.
     

2. Порядок исчисления и уплаты ЕСН индивидуальными предпринимателями, являющимися работодателями

     
     Индивидуальные предприниматели должны исчислять сумму авансовых платежей по ЕСН отдельно в отношении каждого фонда и определять как соответствующую процентную долю налоговой базы. При этом уплату необходимо производить отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
     
     Индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, должны исчислять ЕСН по следующим ставкам:
     
     Таблица 1
     

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

ПФР

ФСС РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

  
 

  
 

  
 

ФФОМС

ТФОМС

  
 

1

2

3

4

5

6

До 100 000 руб.

28,0 %

4,0 %

0,2 %

3,4 %

35,6 %

От 100 001 руб. до 300 000 руб.

28 000 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

4000 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

200 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

3400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

35 600 руб. + 20,0 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

От 300 001 руб. до 600 000 руб.

59 600 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

8400 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

400 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

7200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

75 600 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

83 300 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

11 700 руб.

700 руб.

9900 руб.

105 600 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

     
     В соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ вышеназванные регрессивные ставки налогообложения применяются при выполнении двух условий.
     
     Условие 1: налоговая база в предыдущем налоговом периоде в среднем на одного работника должна быть больше const (основание: абзац 1 п. 2 ст. 241, ст. 245 НК РФ), где
     
     const = 25 000 руб. для получения права на ре-грессию в 2001 году;
     
     const = 50 000 руб. для получения права на ре-грессию начиная с 2002 года.
     
     Условие 2: налоговая база нарастающим итогом с начала года (текущего) в среднем на одного работника должна быть больше 4200 руб., умноженных на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде (основание: абзац 2 п. 2 ст. 241 НК РФ).
     
     При этом следует иметь в виду, что право в течение года делать расчет ЕСН с применением регрессивных ставок налогообложения действует только в случае, если соблюдены оба условия.
     
     При несоблюдении первого условия налогоплательщики не производят проверку второго условия и уплачивают налог (авансовые платежи) по ставкам, установленным для величины налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
     
     При расчете второго условия следует иметь в виду следующее.
     
     Если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника становится менее суммы, равной 4200 руб., умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, исчисление и уплату налога (авансовых платежей) необходимо производить по ставкам, установленным для величины налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
     
     Если по итогам следующего месяца величина налоговой базы в среднем на одного работника превысила сумму, равную 4200 руб., умноженную на количество месяцев с начала года, то исчисление налога в этом месяце можно производить с применением регрессивных ставок налогообложения, но только по тем работникам, у которых налоговая база нарастающим итогом превысила 100 000 руб.
     
     Может возникнуть ситуация, когда несколько месяцев подряд второе условие не выполнялось (при том, что первое условие выполнено), но, например, в декабре условие второе выполнено. В этом случае делается расчет ЕСН с применением регрессивных ставок налогообложения нарастающим итогом за весь налоговый период.
     
     При этом представления уточненных расчетов (перерасчетов) за предыдущие месяцы не требуется, так как авансовый расчет по ЕСН за декабрь делается нарастающим итогом с начала года и уже содержит пересчет ЕСН за отчетный (налоговый) период.
     
     Следует иметь в виду, что при расчете как первого, так и второго условий принимается средняя численность работников, учитываемая при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе ЕСН в ПФР и рассчитанная в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121.
     
     При расчете как первого, так и второго условий в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. Это означает, что при расчете первого и второго условий, в целях корректности подсчетов исключается численность работников с суммами соответствующих им вы-плат, которые оказались наибольшими, а не только наибольшие выплаты.
     
     После того как было определено: возникло или не возникло право рассчитывать ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения - можно переходить к расчетам самого налога (авансовых платежей) с учетом результатов проверки выполнения первого и второго условий, то есть либо с применением регрессивных ставок налогообложения, либо по ставкам, установленным для налогооблагаемой базы до 100 000 руб.
     
     Сумму налога, уплачиваемую в составе налога в ФСС РФ, следует самостоятельно уменьшить на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
     
     Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей необходимо отражать в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469. Данным приказом также утвержден Порядок заполнения форм расчетов авансовых платежей по ЕСН.
     
     По итогам отчетного периода (месяца) индивидуальные предприниматели - работодатели должны произвести исчисление авансовых платежей по налогу исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
     
     Уплату авансовых платежей следует производить ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
     
     По результатам работы за год индивидуальные предприниматели-работодатели обязаны представить налоговую декларацию по ЕСН не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/468. Этим же приказом утверждены Инструкции по заполнению форм налоговых деклараций по единому социальному налогу (взносу).
     
     Если возникла разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, она подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
     
     Особо следует отметить, что налогоплательщики-работодатели обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
     
     С целью упрощения ведения такового учета МНС России утвердило приказом от 27.02.2001 N БГ-3-07/63 форму индивидуальной карточки учета сумм, начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного ЕСН. Данная форма носит рекомендательный характер. Поэтому налогоплательщик может вносить в нее необходимые и удобные для себя изменения и дополнения.
     
     Наряду с авансовыми расчетами (декларацией) по ЕСН индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников, обязаны представлять по ним следующие сведения:
     
     1) в ПФР - сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования.
     
     При этом постановлением Правления ПФР от 11.03.2001 N 33а утвержден Временный порядок регистрации налогоплательщиков (страхователей), представляющих в ПФР сведения в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
     
     Вместе с тем по вопросу, касающемуся порядка ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, следует использовать в работе постановление Правительства РФ от 15.03.1997 N 318;
     
     2) ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в региональные отделения ФСС РФ - сведения (отчеты) по форме 4-ФСС "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации", утвержденной ФСС РФ от 30.11.2000 N 113, о суммах:
     
     1) начисленного налога в ФСС РФ;
     
     2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
     
     3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
     
     4) расходов, подлежащих зачету;
     
     5) уплачиваемых в ФСС РФ.
     

3. Порядок исчисления ЕСН индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями

     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 235 НК РФ индивидуальные предприниматели не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в ФСС РФ.
     
     В соответствии с п. 1 и 2 ст. 244 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями, производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода (с учетом расходов, связанных с его извлечением), указанного в налоговой декларации, подаваемой в порядке, предусмотренном ст. 229 НК РФ, или из суммы фактической налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период.
     
     Если индивидуальные предприниматели начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период.
     
     Приведем ставки, по которым должно производиться исчисление ЕСН индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.
     

Налоговая база нарастающим итогом с начала года

ПФР

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

  
 

  
 

ФФОМС

ТФОМС

  
 

1

2

3

4

5

До 100 000 руб.

19,2 %

0,2 %

3,4 %

22,8 %

От 100 001 руб. до 300 000 руб.

19 200 руб. + 10,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

200 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

3400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

22 800 руб. + 12,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

От 300 001 руб. до 600 000 руб.

40 800 руб. + 5,5 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

400 руб.

7200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

48 400 руб. + 6,4 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

57 300 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

400 руб.

9900 руб.

67 600 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

     
     Индивидуальные предприниматели должны произвести уплату авансовых платежей на основании налоговых уведомлений, выдаваемых им налоговым органом, на уплату ЕСН для индивидуальных предпринимателей по форме, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/467, в следующие сроки:
     
     1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
     
     2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
     
     3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
     
     Рассмотрим пример расчета авансовых платежей.
     
     Допустим, предполагаемый доход индивидуального предпринимателя в 2001 году составит 500 000 руб. (указанный в налоговой декларации за 2000 год).
     
     Налог, подлежащий уплате в каждый фонд, составит:
     
     в ПФР - 40 800 руб. + [(500 000 руб. - 300 000 руб.) х 5,5 %] = 51 800 руб.;
     
     в ФФОМС - 400 руб.;
     
     в ТФОМС - 7200 руб. + [(500 000 руб. - 300 000 руб.) х 0,9 %] = 9000 руб.
     
     Авансовые платежи по периодам в каждый фонд (1/2, 1/4 и 1/4 годовой суммы авансовых платежей) составят:
     
     в ПФР - 51 800 руб. = 25 900 руб. + 12 950 руб. + 12 950 руб.;
     
     в ФФОМС - 400 руб. = 200 руб. + 100 руб. + 100 руб.;
     
     в ТФОМС - 9000 руб. = 4500 руб. + 2250 руб. + 2250 руб.
     
     Таким образом, всего налогоплательщиком должны быть уплачены не позднее 15 июля 2001 года, 15 октября 2001 года и 15 января 2002 года следующие суммы авансовых платежей:
     
     за январь-июнь: 25 900 руб. + 200 руб. + 4500 руб. = 30 600 руб.
     
     (ПФР + ФФОМС + ТФОМС);
     
     за июль-сентябрь: 12 950 руб. + 100 руб. + 2250 руб. = 15 300 руб.
     
     (ПФР + ФФОМС + ТФОМС);
     
     за октябрь-декабрь: 12 950 руб. + 100 руб. + 2250 руб. = 15 300 руб.
     
     (ПФР + ФФОМС + ТФОМС).
     
     В результате сумма авансовых платежей за 2001 год составит:
     
     30 600 руб. + 15 300 руб. + 15 300 руб. = 61 200 руб.
     
     Следует обратить внимание на норму п. 3 ст. 244 НК РФ, которым предусмотрено, что при значительном (более чем на 50 %) увеличении дохода в налоговом периоде индивидуальный предприниматель обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую налоговую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации.
     
     Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.
     
     Рассмотрим данный случай на примере.
     
     Пусть предполагаемый доход индивидуального предпринимателя (указанный в налоговой декларации за 2000 год) в 2001 году составит 800 000 руб.
     
     Налоговый орган должен произвести исчисление сумм авансовых платежей на текущий налоговый период и выслать налогоплательщику налоговые уведомления.
     
     Налог, подлежащий уплате в каждый фонд, составит:
     
     в ПФР: 67 300 руб. = 57300 руб. + [(800 000 руб. - 600 000 руб.) х 5 %];
     
     в ФФОМС - 400 руб.;
     
     в ТФОМС - 9900 руб.
     
     Авансовые платежи по периодам в каждый фонд (1/2, 1/4 и 1/4 годовой суммы авансовых платежей) составят:
     
     в ПФР - 67 300 руб. = 33 650 руб. + 16 825 руб. + 16 825 руб.;
     
     в ФФОМС - 400 руб. = 200 руб. + 100 руб. + 100 руб.;
     
     в ТФОМС - 9900 руб. = 4950 руб. + 2475 руб. + 2475 руб.
     
     Всего налогоплательщик должен уплатить не позднее 15 июля 2001 года, 15 октября 2001 года и 15 января 2002 года следующие суммы авансовых платежей:
     
     за январь-июнь: 33 650 руб. + 200 руб. + 4950 руб. = 38 800 руб.
     
     (ПФР + ФФОМС + ТФОМС);
     
     за июль-сентябрь: 16 825 руб. + 100 руб. + 2475 руб. = 19 400 руб.
     
     (ПФР + ФФОМС + ТФОМС);
     
     за октябрь-декабрь: 16 825 руб. + 100 руб. + 2475 руб. = 19 400 руб.
     
     (ПФР + ФФОМС + ТФОМС).
     
     Сумма авансовых платежей за 2001 год составит:
     
     38 800 руб. + 19 400 руб. + 19 400 руб. = 77 600 руб.
     
     (ПФР + ФФОМС + ТФОМС).
     
     Допустим, налогоплательщик подал в налоговую инспекцию новую налоговую декларацию, в которой указал, что его предполагаемый доход на 2001 год составит 360 000 руб. При этом он уже произвел уплату первого авансового платежа, но срок данного платежа, ранее начисленного ему налоговым органом, еще не наступил.
     
     Налоговый орган не позднее пяти дней с момента подачи плательщиком новой налоговой декларации должен сделать перерасчет сумм налога с учетом ранее уплаченных сумм и в случае излишне уплаченных сумм авансовых платежей налога произвести зачет в счет будущих платежей в соответствии со статьей 78 НК РФ.
     
     Налог, подлежащий уплате в каждый Фонд, следует исчислять с налогооблагаемой базы 360 000 руб. В результате сумма авансовых платежей составит:
     
     в ПФР: 44 100 руб. = 40 800 руб. + [(360 000 руб. - 300 000 руб.) х 5,5 %];
     
     в ФФОМС: 400 руб.;
     
     в ТФОМС: 7740 руб. = 7200 руб. + [(360 000 руб. - 300 000 руб.) х 0,9 %].
     
     Авансовые платежи по периодам в каждый Фонд (1/2, 1/4 и 1/4 годовой суммы авансовых платежей) составят:
     
     в ПФР: 44 100 рублей = 22 050 руб. + 11 025 руб. + 11 025 руб.;
     
     в ФФОМС: 400 руб. = 200 руб. + 100 руб. + 100 руб.;
     
     в ТФОМС: 7740 руб. = 3870 руб. + 1935 руб. + 1935 руб.
     
     Таким образом, всего должны быть начислены по срокам уплаты не позднее 15 июля 2001 года, 15 октября 2001 года и 15 января 2002 года следующие суммы авансовых платежей:
     
     за январь-июнь: 22 050 руб. + 200 руб. + 3870 руб. = 26 120 руб.
     
     (ПФР + ФФОМС + ТФОМС);
     
     за июль-сентябрь: 11 025 руб. + 100 руб. + 1935 руб. = 13 060 руб.
     
     (ПФР + ФФОМС + ТФОМС);
     
     за октябрь-декабрь: 11 025 руб. + 100 руб. + 1935 руб. = 13 060 руб.
     
     (ПФР + ФФОМС + ТФОМС);
     
     Следовательно, всего за 2001 год сумма авансовых платежей составит: 52 240 руб. = 26 120 руб. + 13 060 руб. + 13 060 руб.
     
     Учитывая, что налогоплательщик произвел уплату налога за январь - июнь в размере 38 800 руб., производится перерасчет суммы налога, подлежащей уплате по двум оставшимся срокам уплаты авансовых платежей 15 октября 2001 года и 15 января 2002 года. В результате образовалась переплата в фонды в следующем размере:
     
     26 120 руб. - 38 800 руб. = -12 680 руб., в том числе по фондам:
     
     в ПФР: 22 050 руб. - 33 650 руб. = -11 600 руб.;
     
     в ФФОМС: 200 руб. - 200 руб. = 0 руб.;
     
     в ТФОМС: 3870 руб. - 4950 руб.= -1080 руб.
     
     Таким образом, следует перечислить:
     
     - по второму сроку: всего 380 руб., в том числе по Фондам:
     
     в ПФР: 11 025 руб. - 11 600 руб. = -575 руб. (переплата);
     
     в ФФОМС: 100 руб. - 0 руб. = 100 руб.;
     
     в ТФОМС: 1935 руб. - 1080 руб. = 855 руб.;
     
     - по третьему сроку 12 435 руб., в том числе по фондам:
     
     в ПФР: 11 025 руб. - 575 руб. = 10 450 руб.;
     
     в ФФОМС: 100 руб.;
     
     в ТФОМС: 1935 руб.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 244 НК РФ индивидуальные предприниматели по итогам налогового периода обязаны самостоятельно произвести расчет налога исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением по ставкам, приведенным в таблице 2, и представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной приказом МНС России от 26.12.2000 N БГ-3-07/456. Данным приказом также утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации для индивидуальных предпринимателей (включая применяющих упрощенную систему налогообложения), родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств по ЕСН.
     
     При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого Фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
     
     Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, уплачиваемой в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
     

4. Порядок исчисления ЕСН индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения

     
     В соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
     
     Налог для данной категории плательщиков исчисляется налоговым органом с доходов, определяемых расчетным путем исходя из стоимости патента с применением ставки налога на доходы физических лиц, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, то есть с учетом 13 %.
     
     Согласно предпоследнему абзацу п. 4 приказа Минфина России от 15.03.1996 N 27 при занятии гражданами одновременно несколькими видами предпринимательской деятельности патент должен быть оплачен отдельно по каждому виду такой деятельности с соответствующими размерами стоимости каждого из патентов.
     
     Для индивидуальных предпринимателей, занимающихся одновременно несколькими видами деятельности и оплативших стоимость двух и более патентов, расчет налога производится от дохода, определенного расчетным путем исходя из суммарной стоимости выданных им патентов.
     
     Пример.
     
     Индивидуальный предприниматель получил патенты на два вида деятельности: стоимостью 35 000 руб., по которому доход составляет 269 231 руб. = (35 000 х 100 : 13), и стоимостью 25 500 руб., по которому доход составляет 196 154 руб. = (25 500 х 100 : 13). Общий доход предпринимателя составляет 492 385 руб. = (296 231 + 196 154).
     
     Исходя из шкалы ставок налога для индивидуальных предпринимателей, установленных п. 3 ст. 241 НК РФ, сумма налога за 2001 год составит 60 712 руб. , в том числе:
     
     в ПФР - 40 800 руб. + [(492 385 - 300 000) х 5,5 %] = 40 800 руб. + 10 581 руб. = 51 381 руб.;
     
     в ФФОМС - 400 руб.;
     
     в ФТОМС - 7200 руб. + [(492 385- 300 000) х 0,9 %] = 7200 руб. + 1731 руб. = 8931 руб.
     
     Если индивидуальный предприниматель одновременно осуществляет различные виды деятельности как с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, так и по ранее установленной системе налогообложения, уплата налога осуществляется им также по совокупному доходу от всех видов деятельности в установленном порядке.
     
     Пример.
     
     Предполагаемый доход индивидуального предпринимателя в 2001 году составит 100 000 руб. (указанный в налоговой декларации за 2000 год). Кроме того, им получены патенты на два вида деятельности: стоимостью 70 000 руб., по которому доход составит 538 462 руб. = (70 000 х 100 : 13), и стоимостью 60 000 руб., по которому доход составит 461 538 руб. = (60 000 х 100 : 13).
     
     Налоговый орган должен произвести исчисление сумм авансовых платежей на текущий налоговый период и выслать налогоплательщику налоговые уведомления.
     
     Общая сумма дохода, подлежащего налогообложению, составит 1 100 000 руб. = (100 000 + 538 462 + 461 538).
     
     Исходя из шкалы ставок налога для индивидуальных предпринимателей, установленных п. 3 ст. 241 НК РФ, сумма налога за 2001 год составит 77 600 руб., в том числе:
     
     в ПФР - 57 300 руб. + [(1 100 000 - 600 000) х 5,0 %) = 57 300 руб. + 25 000 руб. = 82 300 руб.;
     
     в ФФОМС - 400 руб.;
     
     в ТФОМС - 9900 руб.
     
     Если индивидуальный предприниматель начал применять упрощенную систему налогообложения с начала года, расчет налога производится исходя из годовой стоимости патента.
     
     Вместе с тем если индивидуальный предприниматель начал применять упрощенную систему налогообложения со II (III, IV) квартала и уплатил стоимость патента за три (два, один) квартала, расчет налога производится исходя из указанной в патенте его стоимости за три (два, один) квартала.
     
     Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства").
     

5. Порядок исчисления ЕСН индивидуальными предпринимателями, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" со дня введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением перечисленных в ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ девяти налогов, сборов.
     
     Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ЕСН включен в ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и не указан в числе девяти налогов, сборов и пошлин, подлежащих уплате организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками ЕСН ни со своего дохода, ни с выплат, производимых наемным работникам.
     
     Вместе с тем если индивидуальный предприниматель переведен на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, но одновременно осуществляет и иные виды деятельности, то он должен уплатить единый социальный налог (взнос) с выплат, производимых в пользу наемных работников по всем основаниям за выполнение работ по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, и от доходов, полученных от таких видов деятельности.
     
     При этом если с помощью прямого счета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам по каждому виду деятельности, то для целей исчисления ЕСН расчет таких выплат целесообразно производить пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности.