Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности налогообложения акцизами подакцизных нефтепродуктов


Особенности налогообложения акцизами подакцизных нефтепродуктов

     
     И.А. Давыдова,
советник налоговой службы II ранга
     
     К нефтепродуктам, признанным в соответствии с действующим налоговым законодательством подакцизными товарами, относятся бензин автомобильный, который включен в перечень подакцизных товаров с 1 января 1994 года, а также дизельное топливо и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, дополнительно включенные в перечень подакцизных товаров с 1 января 2001 года в связи с необходи-мостью компенсации выпадающих доходов бюджета из-за отмены налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
     
     Обращаем внимание читателей на то, что вырабатываемые в последнее время отдельными организациями новые виды топлива для карбюраторных двигателей, представляющие собой различные бензиновые фракции, не могут быть отнесены к товарным автомобильным бензинам, так как по своим основным эксплуатационным свойствам (октановому числу и фракционному составу) не отвечают требованиям ГОСТ Р 511313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования" (утвержден постановлением Госстандарта России от 24.08.1999 N 282-СТ). Таким образом, операции по реализации этой продукции не подлежат налогообложению акцизом.
     
     Кроме того, учитывая, что бензиновые фракции не являются товарным продуктом, допуск к производству и применению их в качестве автомобильных бензинов в соответствии с "Положением о Межведомственной комиссии по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России" не выдается, и, следовательно, использование такого топлива в карбюраторных двигателях автотранспорта не обеспечивает надлежащую работу автомобильных двигателей.
     
     Акциз на бензин автомобильный, относящийся к потребительским товарам первой необходимости, является стабильным доходным источником федерального бюджета. Акцизы на дизельное топливо и моторные масла также поступают в доходную часть федерального бюджета.
     
     В настоящее время налогообложение акцизами подакцизных нефтепродуктов (автомобильного бензина, дизельного топлива и моторных масел) осу-ществляется по специфическим (твердо фиксированным в рублях и копейках за единицу измерения) налоговым ставкам.
     
     До февраля 1998 года взимание акцизов по бензину автомобильному осуществлялось по плавающим адвалорным (в процентах к отпускной цене) ставкам акциза (с апреля 1994 по март 1995 года - 10 %, с марта 1995 по январь 1997 года - 20 %, с января 1997 по февраль 1998 года - 25 %).
     

     Вместе с тем в 1995-1996 годах повсеместно стала распространяться тенденция включения в состав крупнейших нефтяных компаний в качестве их структурных подразделений нефтеперерабатывающих заводов, которые, перестав быть собственниками выработанной продукции, осуществляли лишь деятельность по переработке давальческой нефти, принадлежащей головным компаниям. Новая система взаимоотношений предприятий нефтеперерабатывающего комплекса с нефтяными компаниями, при которой головная компания и нефтеперерабатывающие заводы стали взаимозависимыми лицами, обусловила необходимость изменения принципа взимания акцизов по бензину автомобильному, поскольку производители, реализуя свою продукцию взаимозависимым лицам, максимально занижали цены на нее и тем самым способствовали значительным потерям доходов бюджета.
     
     Таким образом, введение Федеральным законом от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" специфических (в абсолютных суммах) ставок акциза на бензин было экономической необходимостью, так как это позволило устранить зависимость объекта налогообложения от уровня цен на эту продукцию и тем самым лишить производителей автомобильного бензина возможности легально, не вступая в противоречие с законом, занижать налогооблагаемые обороты за счет манипуляции с ценами в рамках вертикально интегрированных структур, созданных нефтяными и нефтеперерабатывающими компаниями.
     
     Так, с февраля 1998 по январь 1999 года ставка акциза на бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно была установлена в размере 290 руб. за 1 тонну, а на бензин автомобильный с иными октановыми числами - 370 руб. за 1 тонну, с января 1999 по январь 2000 года - соответственно 350 руб. и 450 руб. за 1 тонну. С 1 января 2001 года частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) ставка акциза на бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно установлена в размере 1350 руб. за 1 тонну, а на бензин автомобильный с иными октановыми числами - 1850 руб. за 1 тонну, то есть увеличены в 3 раза. Федеральным законом от 07.08.2001 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Россий-ской Федерации" ставки акциза на эти товары с 1 января 2002 года повышены еще на 12 % и составят на бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно - 1512 руб. за 1 тонну, а на бензин автомобильный с иными октановыми числами - 2072 руб. за 1 тонну.
     
     В последнее время все чаще слышатся жалобы руководителей нефтяных компаний по поводу того, что высокие налоги, в частности повышение ставок акциза на их продукцию, обусловливают рост оптово-отпускных цен на нее, что, в свою очередь, приводит к "бензиновым кризисам" и дестабилизации потребительского рынка.
     

     В свою очередь, и потребители подакцизных нефтепродуктов предъявляют к налоговым органам претензии по вопросам регулирования цен на эти товары, а также требования по принятию мер, направленных на стабилизацию цен на автомобильный бензин, являющийся потребительским товаром первой необходимости.
     
     Между тем указанные претензии потребителей и заявления представителей нефтяных компаний неправомерны.
     
     Прежде всего следует иметь в виду, что резкое возрастание цен на автомобильный бензин не может быть следствием повышения размеров ставок акциза на этот товар.
     
     Так, даже при трехкратном увеличении с января 2001 года ставок акциза на автомобильный бензин сумма взимаемого по нему акциза в расчете на 1 кг возросла соответственно не более, чем на 0,89 руб. и 1,27 руб. (а с 1 января 2002 года - возрастет на 0,16 руб. и 0,22 руб.) и, в случае правильного формирования оптово-отпускных цен на автомобильный бензин с учетом новых ставок акциза, они не должны вырасти в размерах, превышающих вышеуказанные пределы.
     
     Таким образом, поскольку повышение ставок акциза на автомобильный бензин не может привести к резкому росту цен на эту продукцию, а также учитывая, что, как правило, между повышением ставок акциза на автомобильный бензин и отпускных цен на него существует значительный разрыв во времени, причинно-следственная связь между этими двумя фактами представляется маловероятной.
     
     Более чем очевидно, что рост цен на подакцизные нефтепродукты обусловлен не повышением ставок акциза на эту продукцию, а происходит, в первую очередь, в результате манипуляций с ценами в рамках вертикально интегрированных структур, созданных нефтяными и нефтеперерабатывающими компаниями, и в том числе за счет формирования цены с учетом имеющих значительный удельный вес в этой цене надбавок при реализации нефтепродуктов через целый ряд посредников.
     
     Так, например, резкий рост цен в конце 2000 года не только на автомобильный бензин, но и на дизельное топливо подтверждает отсутствие прямой зависимости между ценами на подакцизные нефтепродукты и ставками акцизов, поскольку дизельное топливо в 2000 году не являлось подакцизным товаром и стало облагаться акцизом лишь с введением в действие с 1 января 2001 года главы 22 НК РФ.
     
     Вместе с тем в соответствии со ст. 40 НК РФ налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
     

     - между взаимозависимыми лицами;
     
     - по товарообменным (бартерным) операциям;
     
     - при значительном колебании (более чем на 20 % в ту или другую сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного времени.
     
     В вышеуказанных случаях, когда, по мнению налогового органа, примененные сторонами сделки цены товаров, работ или услуг отклоняются в ту или другую сторону более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен.
     
     Других полномочий по контролю за ценами налоговым органам действующим законодательством не предоставлено.
     
     Кроме того, согласно Указу Президента Россий-ской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственных регулируемых цен (тарифов)" государственное регулирование цен осуществляется лишь по утвержденному Правительством РФ перечню продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг. В то же время в указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.08.1995 N 239, изданным во исполнение данного Указа, моторное топливо не включено. Таким образом, реализация подакцизных нефтепродуктов осуществляется по свободным рыночным ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложения на эту продукцию.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ организации и иные лица признаются налогоплательщиками акцизов в случае совершения ими операций, признаваемых объектами налогообложения акцизами. При этом в подпунктах 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 п. 1 ст. 182 НК РФ четко определено, что объектом налогообложения акцизами является реализация или передача организациями или иными лицами произведенных ими подакцизных товаров тому или иному получателю этих товаров. Различия в этих операциях определены лишь направлением (назначением) той или иной реализации или передачи, которое и регламентируется нормами соответствующих подпунктов указанной статьи.
     
     В соответствии с вышеизложенным организации, осуществившие производство подакцизных нефтепродуктов (как из собственного, так и из давальческого сырья) и в дальнейшем либо реализовавшие эти нефтепродукты любому грузополучателю (в том числе согласно подпункту 4 п. 1 ст. 182 НК РФ и собственнику подакцизного давальческого сырья), либо передавшие их в качестве давальческого сырья другой организации на переработку или в структуре своей организации для производства неподакцизных товаров, являются плательщиками акцизов по этим нефтепродуктам.
     

     В то же время реализация организациями подакцизных нефтепродуктов, не произведенных непо-средственно ими (за исключением операций, приведенных в подпунктах 3 и 11 п. 1 ст. 182 НК РФ), в том числе и реализация этих товаров собственником давальческого сырья, объектом налогообложения не признается. Следовательно, организации (в том числе собственники подакцизных нефтепродуктов, выработанных из давальческой нефти), реализующие подакцизные нефтепродукты, непосредственно ими не произведенные, налогоплательщиками акцизов по этим операциям реализации не являются.
     
     Кроме того, обращаем внимание читателей на то, что действие нормы, установленной в подпункте 9 п. 1 ст. 182 НК РФ, на операции по передаче нефти на переработку на давальческой основе не распро-страняется, поскольку в подпунктах 1-11 п. 1 указанной статьи определены объекты налогообложения по операциям, производимым с участием подакцизных товаров, тогда как нефть относится к подакцизному минеральному сырью, по которому порядок определения объекта налогообложения определен в подпунктах 12-21 п. 1 ст. 182 НК РФ.
     
     Согласно п. 3 ст. 182 НК РФ в целях главы 22 "Акцизы" к производству приравнен розлив подакцизных товаров. При этом в соответствии с п. 1 указанной статьи НК РФ операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признаны объектами налогообложения.
     
     Таким образом, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розлив (или расфасовку) подакцизных нефтепродуктов, возникает объект налогообложения, и в соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ они признаются налогоплательщиками акцизов.
     
     Вышеуказанным Федеральным законом N 118-ФЗ уточнено, что в целях налогообложения акцизами к производству следует приравнивать только розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, регламентирующих процесс производства данных товаров, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
     
     Таким образом, если в действующих государственных стандартах (ГОСТах) и (или) в другой нормативно-технической документации, регламентирующих производство тех или иных нефтепродуктов, преду-смотрены требования по упаковке (розливу, расфасовке) этой продукции, представляющей часть общего процесса ее производства, после которого эта продукция определяется как самостоятельный готовый товар, деятельность по розливу этих нефтепродуктов следует квалифицировать как производство и, следовательно, операции по реализации (передаче) готовых (разлитых, расфасованных) нефтепродуктов определять как объект налогообложения акцизами.
     

     В настоящее время, по данным Госкомстата России, на территории Российской Федерации функционируют 44 предприятия-производителя подакцизных нефтепродуктов, за которыми, благодаря их ограниченному и практически стабильному количеству, установлен действенный контроль по вопросам полноты, правильности и своевременности уплаты этого налога в бюджет, что позволило в 2000 году обеспечить выполнение этими налогоплательщиками годовых бюджетных назначений по поступлению в федеральный бюджет акцизов по бензину автомобильному на 172,8 %.
     
     Вместе с тем с поступлением в бюджет налогов по подакцизным нефтепродуктам могут возникнуть серьезные осложнения в случае, если на законодательном уровне будет положительно решен давно и широко обсуждаемый вопрос о переносе уплаты налогов, связанных с реализацией нефтепродуктов, из сферы производства в сферу потребления для обеих групп потребителей (индивидуальных и оптовых). В связи с этим предложено исключить из перечня подакцизных товаров автомобильный бензин, моторные масла и дизельное топливо и ввести единый налог на потребление моторного топлива.
     
     Предлагаемые изменения налогового законодательства повлекут за собой создание широкого и практически неограниченного (за счет постоянного расширения числа продавцов и перепродавцов этой продукции) круга плательщиков единого налога на потребление моторного топлива. При этих условиях налоговые органы вместо контроля за несколькими крупными производителями нефтепродуктов будут вынуждены отслеживать движение моторного топлива по этому кругу. В то же время обеспечение поступления в доход федерального бюджета единого налога на потребление моторного топлива (который будет уплачиваться, по самым скромным подсчетам, в 10 000 раз большим количеством налогоплательщиков) в сумме, равной поступлению в бюджет акцизов по нефтепродуктам, требует со стороны налоговых органов постоянного и жесткого контроля. В свою очередь, для отслеживания движения моторного топлива по кругу плательщиков единого налога потребуется столь же существенное увеличение численности работников налоговой системы, что должно повлечь за собой не только значительные финансовые вливания (прежде всего на расширение штатов), но и серьезное материальное обеспечение ее деятельности (служебными помещениями, техническим и компьютерным оборудованием, транспортными средствами и т. д.).
     
     Поскольку в условиях реально сложившейся в стране экономической ситуации значительное увеличение численности и финансирования государственных органов, в том числе и налоговой системы, вызывает определенные сомнения, обеспечение осуществления имеющимися силами налоговых органов полноценного контроля за столь огромным кругом плательщиков единого налога на потребление моторного топлива будет невозможным. Таким образом, перенос уплаты налогов, связанных с реализацией нефтепродуктов, из сферы их производства в сферу потребления приведет к почти бесконтрольному обращению моторного топлива в этой сфере, что, естественно, повлечет за собой значительные потери доходной части федерального бюджета.
     

     Если учесть, что в 2000 году от производителей бензина автомобильного поступило в бюджет акцизов на сумму 12 186,6 млн руб., то восполнение этих потерь весьма проблематично.
     
     Кроме того, механизм уплаты налога на моторное топливо в сфере потребления создаст неограниченные возможности нелегального получения "безналогового" бензина, что неизбежно породит различного рода злоупотребления на рынке бензина, уже имевшие место (в условиях уплаты акцизов в сфере потребления) на рынке алкогольной продукции, когда покупателями любыми способами скрывались факты получения подакцизной продукции путем либо ее неоприходования, либо оплаты за наличный расчет, либо использования поддельных документов, фиктивных адресов, вымышленных названий организаций, несуществующих расчетных счетов, ложных паспортных данных и т.д., в результате чего установить конечного потребителя продукции и его местонахождение не удавалось даже в ходе оперативно-розыскных мероприятий.
     
     Следует также иметь в виду, что огромное число всех продавцов и перепродавцов моторного топлива, которые станут плательщиками единого налога на его потребление, повлечет за собой значительное увеличение временного периода (по сравнению с предусмотренным в действующем законодательстве по акцизам) поступления начисленных сумм этого налога в федеральный бюджет, который будет слагаться как из времени прохождения продукции от производителя до его конечного потребителя-налогоплательщика, так и из сроков, предоставляемых налогоплательщику для уплаты налога в бюджет (от 90 до 105 дней).
     
     В силу вышеизложенных аргументов предлагаемые изменения в налоговое законодательство вряд ли оправданны, поскольку их внедрение повлечет за собой значительные и невосполнимые потери бюджета, что в условиях экономической нестабильности, требующей максимальной мобилизации всех ресурсов, недопустимо.
     
     Кроме того, в сфере потребления и реализации моторного топлива и без предлагаемого ее расширения уже имеются серьезные проблемы налоговых потерь, связанные прежде всего со значительным количеством реализуемого в России автомобильного бензина, находящегося в нелегальном обороте. Так, по экспертной оценке Минфина России, легальный оборот при розничной реализации ГСМ в последние годы составляет не более 10 % от всего оборота этих товаров. Таким образом, в обороте находится бензина намного больше, чем его производится по официальным данным Госкомстата России. В результате занижения налогооблагаемой базы федеральный бюджет ежегодно несет значительные и невосполнимые потери по всем видам налогов, в то время как налоговые поступления от производства бензина автомобильного должны являться стабильным доходным источником федерального бюджета.
     
     Как показывает практика, источником этих нелегальных оборотов ГСМ является широко распространенный в последнее время на АЗС, нефтебазах и в ряде других организаций сферы снабжения нефтепродуктами метод получения автомобильного бензина, вырабатываемого в результате смешения автомобильных бензинов различных марок с высокооктановыми либо иными добавками. При этом акциз по объемам реализации автомобильного бензина, полученного в результате указанного смешения, этими организациями в большинстве случаев не начисляется и не уплачивается.
     

     Как показали обобщенные материалы камеральных проверок организаций - налогоплательщиков акциза по бензину автомобильному, проведенных в январе-марте 2001 года Управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации, 35 % всех проверенных организаций, расположенных в 20 регионах, осуществляют производство бензина путем смешения автомобильных бензинов различных марок или низкооктановых бензинов с высокооктановыми добавками, а также в процессе смешения с различными присадками бензиновой фракции стабильного газового конденсата (в 6 регионах). При этом в 12 регионах из указанных 20 (60 %) другого вида производства автомобильного бензина нет. Таким способом в I квартале текущего года вышеуказанными организациями выработано 297,5 тыс. тонн автомобильного бензина (6 % от общего объема его производства за этот период).
     
     Вместе с тем этот показатель, как и количество организаций, производящих автомобильный бензин путем изменения его октанового числа, может быть и значительно выше, поскольку далеко не все организации, занимающиеся "доработкой" автомобильного бензина, считают нужным продекларировать объемы его реализации в налоговых органах. В результате такие производители-налогоплательщики могут быть выявлены, как правило, только в ходе проведения выездных налоговых проверок.
     
     Потери в результате такой деятельности организаций, занимающихся реализацией нефтепродуктов, несет не только федеральный бюджет (поскольку такой вид бизнеса предоставляет неограниченные возможности реализации "левой" низкосортной продукции), но и непосредственные потребители полученной смеси, так как искусственно повышенное октановое число нестабильно, держится всего лишь несколько дней и, как правило, приводит к неисправности автомобильных двигателей.
     
     В то же время, поскольку в действующих государственных стандартах (ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения") до недавнего времени отсутствовало четко сформулированное понятие (термин) "производство", которое можно было применить к процессу получения бензина автомобильного путем смешения двух различных компонентов, налоговые органы до внесения соответствующих изменений в действующие государственные стандарты не имели правовой основы для отнесения организаций, осуществляющих этот процесс, к производителям (то есть к налогоплательщикам) подакцизной продукции. Поэтому возможности для пресечения каналов "ухода" данных организаций от уплаты налогов по автомобильному бензину, полученному в результате этого процесса, а также спекулятивных операций в сфере производства и реализации нефтепродуктов были ограничены.
     
     В марте 2000 года во исполнение поручения Правительства РФ о решении вопроса о правовом регулировании деятельности субъектов в сфере производства и торговли нефтепродуктами, получаемыми путем смешения двух и более различных нефтепродуктов, в целях предотвращения бюджетных потерь от спекулятивных операций Госстандарт России постановлением от 28.03.2000 N 20 "Об определении терминов “Нефтепродукт” и ”Производство нефтепродуктов”" постановил ввести в действие на территории Российской Федерации с 1 октября 2000 года до принятия в установленном порядке изменения N 1 в ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения" термины в следующей редакции:
     

     "производство нефтепродуктов - совокупность технологических операций, технологического оборудования, а также систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.п.), предназначенная для изготовления нефтепродуктов, соответствующих требованиям стандартов или технических условий, любыми способами, в том числе смешением двух или более марок нефтепродуктов."
     
     Таким образом, если организацией осуществляется процесс смешения товарных нефтепродуктов разных марок (в том числе и процесс смешения автомобильных бензинов различных марок или низкооктановых бензинов с высокооктановыми добавками), результатом которого является получение нефтепродуктов, предназначенных для реализации потребителям, то с 1 октября 2000 года такая организация определяется как производитель этих нефтепродуктов и соответственно плательщик акцизов по их реализации.
     
     Данная норма получила законодательное закрепление в п. 3 ст. 182 НК РФ, в соответствии с которым к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар.
     
     Таким образом, действующая система налогообложения подакцизных товаров позволяет осуществлять полноценный и эффективный контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты акцизов по подакцизным нефтепродуктам, а также за их производством и оборотом и тем самым обеспечивает стабильное поступление акцизов в федеральный бюджет.
     
     Вместе с тем создать единый законченный цикл жесткого и повсеместного контроля за производством и реализацией подакцизных нефтепродуктов, обеспечивающего пресечение всех "утечек" налога по этим товарам, в полной мере не позволяет продолжающаяся реализация некачественных автомобильных бензинов, нелегально производимых на АЗС и нефтебазах кустарным способом путем смешения с высокооктановыми добавками приобретаемого ими нелегальными путями "безакцизного" прямогонного (или технического) бензина.
     
     Как следует из представленных с мест материалов проверок, прямогонный бензин производится в 8 регионах Российской Федерации в 12 из 40 (30 %) нефтеперерабатывающих организациях, которыми в I квартале текущего года произведено и реализовано 907 тыс. тонн указанной продукции.
     
     Вместе с тем указанные данные об объеме производства и реализации прямогонного бензина, а также о количестве производящих его организаций нельзя считать полными, поскольку в ряде регионов отдельные нефтеперерабатывающие предприятия, мотивируя тем, что прямогонный бензин - неподакцизный товар, отказывались представлять налоговым органам информацию не только об объемах реализации прямогонного бензина, но и о самом факте его производства.
     

     Наибольший удельный вес в общем объеме производства прямогонного бензина (45 %) в целом по России занимают нефтеперерабатывающие организации Ханты-Мансийского автономного округа, которыми в I квартале текущего года реализовано 396,5 тыс. тонн этой продукции, в том числе 210 тыс. тонн (53 % от всего объема реализации) - предприятиям и организациям, зарегистрированным в г. Москве и Московской области. Кроме того, в I квартале текущего года от нефтеперерабатывающих предприятий Волгоградской и Самарской областей организациям, зарегистрированным в г. Москве, поставлено порядка 150 тыс. тонн прямогонного бензина. В самой Москве на ООО "Московский НПЗ" производство бензина прямогонного составило в I квартале текущего года 49,7 тыс. тонн, или 18 % всего объема произведенного им бензина. Таким образом, в Московском регионе сосредоточена почти половина всего произведенного в России в I квартале текущего года прямогонного бензина.
     
     Согласно представленной с мест информации 9 из 12 производителей прямогонного бензина осущест-вляют его производство на давальческой основе и передают готовую продукцию собственникам давальческой нефти, которые и реализуют этот товар покупателям. Таким образом, в рамках камеральной проверки без проведения встречных выездных проверок не представляется возможным установить непо-средственных потребителей бензина прямогонного, так же, как и направления его использования.
     
     При этом отсутствие соответствующей государственной статистической отчетности об объемах производства и реализации прямогонного и технического бензинов обуславливает невозможность выявления основных потребителей этих видов бензинов как потенциальных производителей бензина автомобильного.
     
     Учитывая, что сырьем для кустарного производства автомобильного бензина, помимо прямогонного и технического бензинов, могут служить и другие светлые нефтепродукты, введение статистической отчетности по их производству и обороту позволило бы обеспечить оперативный контроль за их производством, реализацией, потреблением и использованием.
     
     В последнее время бытует мнение, что проблему неучтенных оборотов нефтепродуктов и повышения качества реализуемого моторного топлива позволило бы решить введение обязательной химической маркировки (окрашивания) нефтепродуктов в качестве метода контроля за их производством и оборотом. При этом некоторые специалисты ссылаются на то, что указанная маркировка моторного топлива, в том числе и автомобильного бензина, уже давно и широко применяется в мировой практике.
     
     Однако следует иметь в виду, что в мировой практике химическая маркировка (окрашивание) нефтепродуктов применяется в целях недопущения нецелевого использования нефтепродуктов, облагаемых налогами по льготным ставкам.
     
     Так, в ряде стран (Великобритании, Дании, Финляндии) на жидкие нефтепродукты, используемые, например, для сельскохозяйственного транспорта или на другие нужды государственного значения, предусмотрено применение системы скидок. Использование нефтепродуктов, полученных со скидками, в качестве автомобильного топлива законодательно запрещено. Маркировка нефтепродуктов, по которым налоги были уплачены по "неавтомобильным" ставкам, служит препятствием для их нецелевого использования. При этом в Великобритании таможенная и акцизная службы требуют маркировки только тех нефтепродуктов, которые могут быть использованы в качестве автомобильного топлива.
     
     В то же время в российском налоговом законодательстве не предусмотрено никаких льгот по обложению акцизами бензина автомобильного в зависимости от направления его использования. Ставки акцизов на бензин автомобильный являются едиными для всех налогоплательщиков и потребителей данного товара на всей территории Российской Федерации.
     
     В этих условиях химическая маркировка моторного топлива не может служить в качестве метода контроля за его производством и оборотом и, следовательно, не решает проблемы неучтенных оборотов, поскольку химические красители могут быть легко введены также и в нелегально произведенный или приобретенный бензин.
     
     Кроме того, в отечественной переработке уже применяется окрашивание автомобильных и авиационных бензинов, и изменение традиционного предназначения их окрашивания может привести к ошибкам при их применении.
     
     Пресечь возможности уклонения от налогообложения автомобильных бензинов, полученных с использованием технических и прямогонных бензинов, и, кроме того, поднять на более высокий уровень контроль за производством и оборотом этих товаров позволило бы введение акциза на все виды бензина, в том числе на технические и прямогонные, а также лицензирование оптовой и розничной торговли нефтепродуктами и квот на их потребление. Реализация этих мер могла бы в значительной степени снизить экономическую заинтересованность недобросовестных производителей в нелегальном производстве автомобильных бензинов с использованием некачественного сырья.
     
     Одновременно, поскольку источником возникновения проблемы теневого оборота и нецелевого использования прямогонного бензина непосредственно является его поставка на российский рынок нефтеперерабатывающими заводами, решение этих проблем целесообразно было бы перенести в сферу производства путем введения на нефтеперерабатывающих заводах налоговых постов, функционирование которых позволило бы осуществлять ежедневный и, следовательно, более эффективный контроль за всеми этапами прохождения нефтепродуктов от производителя до потребителя, начиная с момента поступления сырья для их производства и до момента отгрузки готовой продукции. При этом налоговые органы имели бы всю оперативную информацию о покупателях, которая могла быть применена для проведения встречных проверок с целью пресечения скрытой формы использования нефтепродуктов для незаконного производства некачественных бензинов.
     
     Учитывая, что в соответствии с подпунктом 15 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе создавать налоговые посты в порядке, установленном Кодексом, для осуществления этой меры контроля требуется внесение соответствующих изменений в главу 22 "Акцизы" НК РФ.
     
     Принимая во внимание тот факт, что подавляющее большинство нефтеперерабатывающих предприятий является структурными подразделениями нефтяных компаний, при определении плательщика акциза по нефтепродуктам, а также даты их реализации (передачи) необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 183 НК РФ операции по передаче подакцизных товаров одним структурным подразделением юридического лица другому структурному подразделению этого же юридического лица не подлежат налогообложению, поскольку объект налогообложения акцизами по производимому подакцизному товару возникает только в случае, если его отгрузка осуществляется другому юридическому лицу. Таким образом, при передаче организацией принадлежащих ей подакцизных нефтепродуктов на переработку (например на розлив) своему обособленному подразделению (НПЗ) объекта налогообложения акцизами не возникает.
     
     Вместе с тем обращаем внимание читателей на то, что в соответствии со ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
     
     Таким образом, нефтяная компания обязана встать на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (нефтеперерабатывающего предприятия).
     
     Кроме того, статьей 19 НК РФ установлено, что обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих обособленных подразделений.
     
     Это положение, призванное защищать интересы регионов, в которых расположены производящие подакцизную продукцию обособленные подразделения головных организаций, закреплено в п. 5 ст. 204 НК РФ, где указано, что налог по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров.
     
     Следовательно, если подакцизные нефтепродукты переданы головной организацией для переработки (розлива, расфасовки) и последующей реализации своим обособленным подразделениям (НПЗ), то акциз по готовым (разлитым или расфасованным) нефтепродуктам начисляется этими обособленными подразделениями, исполняющими обязанности головной организации по уплате налогов, при условии создания на их территории объекта обложения акцизами, то есть в момент первичной реализации (передачи) этих нефтепродуктов любому грузополучателю, и уплачивается в бюджет по месту их нахождения (постановки на учет).
     
     В случае если нефтеперерабатывающий завод возвращает разлитые подакцизные нефтепродукты для реализации своей головной организации, уплата акцизов по ним производится этой организацией.
     
     Также следует иметь в виду, что если нефтеперерабатывающий завод, являющийся обособленным подразделением нефтяной компании, заключил с другой организацией договор об аренде у нее складских помещений для хранения нефтепродуктов, то данные складские помещения следует рассматривать как обособленные подразделения указанного НПЗ, исполняющие его обязанности по уплате акциза. В этом случае моментом начисления акцизов является день отгрузки (передачи) нефтепродуктов со склада грузополучателю. При этом на данные складские помещения распространяется и вышеизложенное положение ст. 83 НК РФ.
     
     Передача подакцизных нефтепродуктов на хранение одним юридическим лицом другому юридическому лицу реализацией не является, поскольку в этом случае не происходит перехода права собственности и, следовательно, объекта налогообложения не возникает. Поэтому в случае если передача на хранение подакцизных нефтепродуктов осуществляется лишь на основании договора хранения, без заключения договора об аренде складских помещений (а также если в товаросопроводительных документах указано, что эта организация получает данные нефтепродукты для организации-производителя), плательщиком акцизов по этим нефтепродуктам является производящая их организация, и акциз начисляется указанной организацией в момент отгрузки (передачи) подакцизных товаров со склада хранения.
     
     В случае если организация арендует у другой организации технологические площади и оборудование по производству подакцизных нефтепродуктов и за-ключает при этом договор о возмездном оказании услуг по эксплуатации данного оборудования персоналом организации-арендодателя, то при определении плательщика акцизов по выработанным на этом оборудовании нефтепродуктам необходимо иметь в виду следующее.
     
     Норма, установлена подпунктом 1 п. 1 ст. 182 НК РФ, согласно которой операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признаны объектами налогообложения, применяется независимо от того, на каких производственных площадях и оборудовании (собственных или арендованных) осуществляется процесс производства подакцизного товара, а также (поскольку договорные отношения между хозяйствующими субъектами не могут вступать в противоречие с законодательными нормами, регламентирующими порядок исчисления и уплаты акцизов) от того, на каких договорных условиях это оборудование обслуживается (то есть эксплуатируется).
     
     В соответствии с ГОСТ Р 40.004-96 понятие "производство" представляет собой предназначенную для изготовления продукции определенного наименования (вида) совокупность технологических систем, к которым относятся средства технологического оснащения (производственное оборудование), предмет производства (в данном случае - подакцизный товар) и исполнители (рабочая сила), и систем обеспечения их функционирования (техническое обслуживание, ремонт и т.д.).
     
     Таким образом организация-арендатор, арендовав имущественный комплекс по производству подакцизного товара (нефтепродуктов) и одновременно заключив договор о техническом обслуживании производственного оборудования (то есть об осуществлении на нем процесса производства) персоналом организации-арендодателя, что, по сути, является договором о найме на платной основе рабочей силы, осуществила функционирование системы процесса производства нефтепродуктов. В связи с этим именно эта организация является фактическим производителем этих нефтепродуктов и, следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ признается налогоплательщиком акцизов по ним.
     
     Вместе с тем, если местонахождение арендуемых производственных мощностей расположено не по месту регистрации организации-арендатора (например в другом регионе), то, как уже указывалось выше, в соответствии с п. 5 ст. 204 НК РФ, акциз по подакцизным нефтепродуктам должен уплачиваться по месту их производства.
     
     В соответствии со ст. 195 НК РФ акцизы по подакцизным нефтепродуктам начисляются на дату их реализации (передачи).
     
     При этом согласно п. 1 и 2 указанной статьи НК РФ дата реализации подакцизных нефтепродуктов определяется следующим образом:
     
     как день оплаты - по моторным маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
     
     как день отгрузки - по бензину автомобильному и дизельному топливу.
     
     При начислении акцизов по товарам, для которых дата реализации установлена как день оплаты, следует иметь в виду, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 31.07.1995 N 783) с 1 января 1995 года обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров, являются полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров, вне зависимости от вида договора.
     
     Этим Указом установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров, является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары. При этом предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары равен трем месяцам с момента фактического получения товаров.
     
     Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с ГК РФ являются ничтожными и порождают последствия, предусмотренные ГК РФ и настоящим Указом.
     
     Суммы не истребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками, подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.
     
     Факты списания в установленном порядке не истребованной организацией-кредитором дебиторской задолженности на убытки организации-кредитора рассматриваются как безвозмездная передача товаров, являющаяся в соответствии со ст. 183 НК РФ объектом обложения акцизами.
     
     Согласно ст. 204 НК РФ уплата акцизов при реализации подакцизных нефтепродуктов должна производиться в следующие сроки:
     
     а) при реализации (передаче) моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным;
     
     б) при реализации (передаче) бензина автомобильного и дизельного топлива - исходя из фактической реализации за истекший налоговый период:
     
     не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за отчетным, - по бензину, реализованному с 1-го по 15-е число отчетного месяца;
     
     не позднее 30-го числа третьего месяца, следующего за отчетным, - по бензину, реализованному с 16-го по последнее число отчетного месяца.
     
     В связи с указанными сроками уплаты акцизов по бензину автомобильному и дизельному топливу определились некоторые проблемы их поступления в бюджет.
     
     Так, временной период, проходящий с момента начисления (даты реализации, передачи) акциза на эти нефтепродукты и до момента его уплаты в федеральный бюджет, увеличился по сравнению с прежде действовавшим на 45 дней и составляет теперь от 90 до 105 дней.
     
     По существу, это следует расценивать как предоставление отсрочки по уплате акциза, установленной в размере оптимального срока возможности оплаты отгруженной продукции, в целях избежания негативных последствий при оплате "по отгрузке".
     
     В результате акциз, начисленный по автомобильному бензину, реализованному в январе текущего года, поступил в федеральный бюджет только в апреле, начисленный в феврале, в мае и так далее. Следовательно, в I квартале текущего года акцизов в бюджет от реализации в этом периоде бензина не поступило, равно как и от реализации дизельного топлива, по которому установлены такие же сроки уплаты.
     
     Согласно п. 3 ст. 199 и п. 1-3 ст. 200 НК РФ налогоплательщик, выработавший подакцизные нефтепродукты путем их смешения или осуществивший их розлив, имеет право уменьшить общую сумму акциза, начисленную по произведенным или разлитым (расфасованным) нефтепродуктам на суммы налоговых вычетов, которым подлежат суммы акциза, уплаченные на территории Российской Федерации:
     
     - либо налогоплательщиком при приобретении или при ввозе на таможенную территорию Россий-ской Федерации подакцизных нефтепродуктов, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства других подакцизных нефтепродуктов путем смешения или для розлива,
     
     - либо собственником подакцизных нефтепродуктов, использованных в качестве давальческого сырья, при их приобретении или при передаче на переработку (на розлив или расфасовку).
     
     При этом поскольку практически все предприятия нефтеперерабатывающего комплекса Российской Федерации работают на условиях давальческого сырья, владельцем которого является головная компания, при начислении акциза по нефтепродуктам, выработанным из давальческой нефти, необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 199 НК РФ вышеуказанные налоговые вычеты производятся только в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.
     
     Этот порядок обусловлен необходимостью избежать при определении суммы акциза, начисленной по готовому подакцизному товару, его двойное налогообложение, то есть неоднократное взимание одного и того же вида налога с одного и того же объекта, поскольку в соответствии со ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
     
     В то же время поскольку подакцизные нефтепродукты и подакцизное минеральное сырье (в том числе и нефть) относятся к различным объектам налогообложения, порядок определения налоговой базы при их реализации регулируется различными статьями Кодекса (соответственно ст. 187 и 188).
     
     Таким образом, в процессе производства подакцизных нефтепродуктов присутствуют два различных и самостоятельных объекта налогообложения, имеющие отличные друг от друга единицы измерения налоговой базы. Следовательно, оснований для уменьшения суммы акциза по подакцизным нефтепродуктам на сумму акциза, уплаченную по нефти (как предоставленной налогоплательщику-производителю на принципах давальческого сырья, так и являющейся его собственностью), использованной на их производство, не имеется, и вся стоимость использованной в качестве сырья нефти (включая акциз) списывается на затраты по производству подакцизных нефтепродуктов.
     
     В соответствии с порядком применения налоговых вычетов, установленным п. 1 ст. 201 НК РФ, вычеты сумм акцизов, уплаченных по подакцизным нефтепродуктам, использованным для розлива или для производства путем их смешения с другими подакцизными нефтепродуктами, производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур (в которых в соответствии с п. 2 ст. 198 НК РФ сумма акциза выделяется отдельной строкой), выставленных продавцами при приобретении этих нефтепродуктов налогоплательщиком, либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз этих нефтепродуктов на территорию Российской Федерации и уплату акциза таможенным органам.
     
     В случае использования подакцизных нефтепродуктов в качестве давальческого сырья для проведения уменьшения сумм акциза по подакцизным нефтепродуктам, изготовленным из этого сырья (путем розлива или смешения), налогоплательщик представляет копии платежных документов с отметкой банка, подтверждающей факт уплаты акциза владельцем этих нефтепродуктов (если он их произвел), либо факт оплаты владельцем нефтепродуктов их стоимости по ценам, включающим акциз (если он их купил).
     
     Следует иметь в виду, что обязанность выделять в соответствии с п. 2 ст. 198 НК РФ в счетах-фактурах (на основании которых производятся налоговые вычеты) суммы акцизов отдельной строкой возложена только на налогоплательщика, реализующего произведенные им подакцизные товары.
     
     Таким образом, организации, реализующие подакцизные нефтепродукты, но не являющиеся налогоплательщиками акцизов, не обязаны выделять суммы акцизов в расчетных документах и счетах-фактурах. В то же время, если в указанных документах акциз не будет выделен, у налогоплательщика акцизов, использующего в процессе производства подакцизные нефтепродукты, приобретенные у организаций, не являющихся их непосредственными производителями, не будет оснований для осуществления налоговых вычетов, предусмотренных п. 1-4 ст. 200 НК РФ.
     
     Суммы акциза, уплаченные по подакцизным нефтепродуктам, реализованным за пределы территории Российской Федерации, подлежат возмещению путем зачета или возврата на основании документов, подтверждающих факт экспорта.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 198 НК РФ для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов и налоговых вычетов (то есть проведения зачета или возврата суммы акциза, уплаченной в бюджет по подакцизным нефтепродуктам, вывезенным в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации) налогоплательщик-производитель этих товаров в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров должен представить в налоговый орган по месту своей регистрации следующие документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных нефтепродуктов:
     
     а) контракт (копию контракта) налогоплательщика (производителя подакцизных нефтепродуктов) с контрагентом на поставку этих нефтепродуктов;
     
     б) платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных нефтепродуктов иностранному лицу на счет российского поставщика (производителя подакцизных нефтепродуктов) в россий-ском банке.
     
     В случае если незачисление валютной выручки от реализации подакцизных нефтепродуктов на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территорию Российской Федерации;
     
     в) грузовую таможенную декларацию или ее копию с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который эти нефтепродукты были вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган).
     
     При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации трубопроводным транспортом или через границу Российской Федерации с государством участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в третьи страны представляется полная грузовая таможенная декларация только с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов;
     
     г) при вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения факта их экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копия поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" с пограничной таможни Российской Федерации и копия коносамента на перевозку этих нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
     
     В случае вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации могут не представляться.
     
     При вывозе нефтепродуктом в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения их вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных товаросопроводительных документов и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, с отметками российского пограничного таможенного органа.
     
     Учитывая, что в настоящее время поставка на экспорт нефтепродуктов практически полностью является прерогативой нефтяных компаний, являющихся собственниками нефти, необходимо учитывать следующее.
     
     Поскольку согласно п. 2 ст. 179 НК РФ организации и иные лица признаются налогоплательщиками акцизов только в случае совершения ими операций, признаваемых объектами налогообложения акцизами, то, как уже указывалось выше, реализация организацией подакцизных товаров, не произведенных непосредственно ею (за исключением операций, указанных в подпунктах 3 и 11 п. 1 указанной статьи Кодекса), в том числе и реализация этих товаров собственником давальческого сырья, объектом налогообложения не признается, и, следовательно, собственник подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, реализующий их на экспорт, налогоплательщиком акцизов не является.
     
     В то же время в соответствии с положениями ст. 184 НК РФ установлено, что при условии представления в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии освобождение от уплаты акциза при вывозе подакцизных товаров (произведенных как из собственного, так и из давальческого сырья) получает налогоплательщик, то есть производитель экспортируемых подакцизных товаров.
     
     Таким образом, собственник давальческого сырья, осуществивший операцию по реализации на экспорт подакцизных нефтепродуктов, произведенных другой организацией из этого сырья, как неплательщик акцизов также не может быть освобожден от их уплаты по этой операции.
     
     Исходя из вышеизложенного при отсутствии указанного поручительства банка собственник давальческой нефти (и соответственно произведенных из нее подакцизных нефтепродуктов) должен уплатить переработчику помимо стоимости работы по изготовлению подакцизных нефтепродуктов из этой нефти также и акциз, исчисленный исходя из объема переданных подакцизных нефтепродуктов. В свою очередь переработчик как налогоплательщик, осущест-вивший признанные объектом налогообложения операции по передаче подакцизных нефтепродуктов, произведенных на давальческих началах, должен начислить и уплатить в бюджет акциз по этой передаче на общих основаниях.
     
     При этом в соответствии с п. 2 ст. 184 НК РФ в случае если подакцизные нефтепродукты, произведенные из давальческого сырья, в дальнейшем будут вывезены их собственником в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, сумма уплаченного по ним акциза подлежит возврату налогоплательщику (переработчику) в общеустановленном порядке, то есть после представления им в течение 180 дней со дня реализации на экспорт указанных нефтепродуктов в налоговый орган по месту своей регистрации документов, предусмотренных в п. 6 ст. 198 НК РФ для данного кон-кретного случая.
     
     Сумма уплаченного акциза после представления в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных нефтепродуктов, будет возвращена (засчитана) налогоплательщику в порядке, предусмотренном в п. 4 ст. 203 НК РФ, то есть не позднее 3 месяцев со дня представления указанных документов.
     
     В налоговой декларации налогоплательщиком (то есть производителем нефтепродуктов) при вывозе этих товаров на экспорт налоговая база определяется в следующей последовательности.
     
     Сначала указывается общий объем реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт, в том числе раздельно: произведенных из сырья, принадлежащего налогоплательщику, и произведенных из давальческого сырья.
     
     В строках II.5.А, II.5.Б налоговой декларации отражается объем подакцизных нефтепродуктов, реализованных на экспорт, по которым в отчетном периоде представлены поручительства банков. По этим объемам в отчетном периоде начисление акцизов производиться не будет.
     
     Затем определяется объем подакцизных нефтепродуктов, реализованных на экспорт, по которым поручительства банков не представлены, а также нефтепродуктов, по которым такие поручительства представлялись в предыдущих периодах, но факт экспорта этих товаров в установленный срок документально не подтвержден. По этим объемам в отчетном периоде должен начисляться акциз.
     
     При представлении налогоплательщиком-производителем (в том числе переработчиком, выработавшим подакцизные нефтепродукты из давальческого сырья) в налоговый орган в установленные НК РФ сроки документов, подтверждающих факт экспорта этих товаров, сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком по нефтепродуктам, отгруженным на экс-порт, и подлежащая зачету или возмещению из бюджета, отражается в графе 12 (налоговые вычеты) таблицы 2 формы N 1 налоговой декларации.