Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новый этап в информационно-разъяснительной работе


Новый этап в информационно-разъяснительной работе

     
     И.А. Перонко,
государственный советник налоговой службы II ранга  

П.Т. Сопкин,
советник налоговой службы I ранга, Краснодарский край
     
     Наступление нового этапа в информационно-разъяснительной работе связано со значительными изменениями, происходящими в россий-ском налоговом законодательстве, и с совершенствованием деятельности налоговых органов.
     
     Налоговая реформа набирает в последние годы обороты. Становится более заметным продвижение по пути разработки основного налогового закона, каким является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). И можно сделать вывод: мы довольно успешно перешли на исчисление и уплату группы налогов и других обязательных платежей в соответствии с частями первой и второй НК РФ. Идет активное формирование и последующих глав НК РФ.
     
     МНС России последовательно проводит работу по реорганизации налоговых органов. По сути, с 2001 года начинается новый период в их деятельности, связанный с модернизацией. Краснодарский край вошел во второй ее этап. В перспективе весь поток поступающих налоговых сведений будет обрабатываться автоматизированно в соответствующих подразделениях налоговых инспекций. Основополагающим станет так называемый принцип самоначисления налогов и платежей, предполагающий бесконтактный способ приема налоговой отчетности.
     Уже в этом году налоговым органам предстоит "вжиться" в новые схемы. В частности, в Краснодарском крае с 1 января текущего года на новые организационные основы перешли четыре инспекции. Еще четыре участвуют в проекте модернизации. А к концу года все остальные инспекции должны подвергнуться структурной перестройке.
     
     Отныне для каждой инспекции, насчитывающей 40 и больше человек, одной из основных функций является информационно-разъяснительная, которая будет исполняться либо одним лицом, либо несколькими в составе отдела.
     
     Последнее уточнение, на наш взгляд, весьма существенно. Ранее работе городских и районных инспекций по информированию населения и разъяснению законодательства отводилась порою второстепенная роль, и этой деятельностью занимались зачастую в дополнение к основным функциям. И как могло быть по-другому, если эта работа в подавляющем числе налоговых органов должностными лицами выполнялась по совместительству, по пресловутому остаточному принципу: успел - сделал, не сумел - не взыщется. Тем более, если к работникам не предъявлялось претензий по выполнению основных обязанностей.
     
     Понимая важность всех происходящих перемен, мы еще в мае текущего года провели в УМНС РФ по Краснодарскому краю представительный семинар-совещание, материалы которого было предписано внедрять в практику ИМНС РФ по городам и районам по мере их перехода на новую структуру.
     
     Эта работа будет выстраиваться не на пустом месте: учтено наиболее ценное из практики других регионов, а также из собственной - Управления и ряда инспекций. В этой связи попытаемся изложить самое существенное, что, возможно, заинтересует наших коллег за пределами Кубани.
     
     Для дальнейшего улучшения информационно-разъяснительной работы необходимо не только сохранить со СМИ партнерские отношения, что достигнуто в предыдущие годы, но и развивать их, прибегая к новым взаимовыгодным приемам сотрудничества. Наша основа - открытость, объективность, оперативность и краткость - то есть то, что редакциями более всего ценится. Благодаря этому средства массовой информации - краевые, городские и районные - доверяют налоговой службе, что во многом облегчает и упрощает наше с ними сотрудничество. Например, не обязательно в каждом случае созывать в Управление журналистов. Тем более не пригласишь их из редакций и телерадиокомпаний, находящихся за пределами краевого центра. Достаточно подготовить по актуальной теме лаконичное информационное сообщение. И мы заранее уверены, оно будет всеми обнародовано, самое позднее, на третий день. В частности, так было с нашими обращениями, посвященными реструктуризации задолженности и введению акцизных складов.
     
     Сообщения УМНС России по Краснодарскому краю доходят до всех заинтересованных налогоплательщиков, и у нас имеются веские доводы для такого вывода: только тираж основных газет, издающихся в Краснодаре ("Вольная Кубань", "Кубанские новости", "Кубань сегодня", "АиФ-ЮГ", "Краснодарские известия", "Кубань бизнес"), где публикуются все официальные документы, составляет более 300 тысяч экземпляров. Еще 300 тысяч экземпляров - тираж районных газет. А если учесть и городскую прессу, то совокупный тираж периодических изданий в Краснодарском крае - около 1 миллиона экземпляров. К тому же мы тесно сотрудничаем со всеми телерадиокомпаниями. По сути, вся информация по налоговой тематике доходит до жителей края.
     
     Ясно, что укреплять взаимоотношения со СМИ можно только на правовой основе. Мы исходим из того, что центральная задача налоговой службы - добиваться неукоснительного соблюдения налогового законодательства. Следовательно, действия каждой инспекции по отношению к законам и нормативно-правовым актам, определяющим деятельность СМИ, должны быть адекватными. Иными словами, для УМНС России по Краснодарскому краю приемлемо только такое положение, когда все налоговые органы края вовремя отвечают на все запросы СМИ, реагируют на их критические и проблемные материалы.
     
     Перед всеми инспекциями стоит задача своевременно доводить необходимую информацию по разъяснению налогового законодательства до стоящих на учете налогоплательщиков, и в крае имеются инспекции, которые успешно решают эту задачу. Так, Инспекция по г. Анапа регулярно выпускает две полосы приложения к газете "Анапа" - "Инспекция по налогам и сборам сообщает". ИМНС России в Тимашевске и Старомин-ской издают свои вестники. Инспекция по Павловскому району на базе краевой газеты "Кубань бизнес" подготовила четырехполосное информационно-аналитическое обозрение, которое по тиражу равно числу налогоплательщиков - юридических и физических лиц. Иными словами, обозрение дошло до каждого из них. Подобная практика свойственна налоговым органам в г. Лабинске и Туапсе, в Курганинском, Приморско-Ахтарском, Тбилисском, Успенском районах. Настало время распространять положительный опыт, чтобы он стал достоянием всех остальных налоговых органов края.
     
     В этой связи инспекциям важно определиться: с какими местными СМИ (газетами, телерадиокомпаниями) полезнее более тесно сотрудничать на постоянной основе и кому оказывать поддержку, скажем, в той же подписке. Как показала практика, невелика польза от неперспективных изданий, которые не имеют достаточного авторитета на местах.
     
     В перспективе - приобщение к налоговым темам большего числа профессиональных журналистов. Для достижения этой цели мы видим несколько путей, которые намерены более активно использовать: это и преподавание на факультете журналистики Кубанского государственного университета специальных курсов, и создание в налоговых органах условий для практики студентов, и конкурсы среди СМИ, и просто большее внимание к журналистам.
     
     Перед нами стоит сложная задача - оказать влияние на тех налогоплательщиков, которых удается привлечь к уплате налогов только с помощью правоохранительных органов. Для этого налоговым органам необходимо представлять в СМИ выявленные и доказанные судами случаи сокрытия налоговых платежей. Само Управление публикует такую информацию в краевых газетах - "Кубанские новости", "АиФ-Юг", "Кубань бизнес" и других.
     
     Важная опора в нашей работе - специализированные журналы центра "Российский налоговый  курьер" и "Налоговый вестник", а также журнал "Налоговые известия Кубани" и газета "Кубань бизнес", издаваемые при заинтересованном участии УМНС России по Краснодарскому краю. В этой части выделяем две задачи: участвовать в подготовке актуальных материалов и содействовать росту подписчиков на эти издания из числа налогоплательщиков и работников налоговых органов.
     
     Перед налоговыми инспекциями поставлены и другие задачи, в том числе максимально использовать для информирования налогоплательщиков возможности сети Internet, в обязательном порядке готовить социальную рекламу: изготовление тематических теле- и радиороликов, выпуск плакатов, листовок и прочего, уделять большее внимание показу работы налоговых органов, создавая стенды, уголки, комнаты, отражающие историю становления и развития инспекций и налогового ведомства в целом.
     
     Во исполнение соответствующего решения Коллегии и приказа МНС России в начале 2000 года при УМНС России по Краснодарскому краю был создан "Учебно-консультационный центр" (УКЦ). Одно из основных направлений его деятельности - максимальное удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в налоговом консультировании. И за прошедший период проведено свыше 70 семинаров для различных категорий налогоплательщиков. По их за-просам выпущено более 10 справочно-методических пособий: "Реализация алкогольной продукции в розничной торговле", "Налогообложение доходов физических лиц", "Единый социальный налог" и других.
     
     В настоящее время УКЦ стремится наиболее полно учитывать отраслевой принцип, то есть специфику краевого производства. Причем мы обращаем на это большое внимание и при консультационном обслуживании клиентов на постоянной (договорной) основе, и при проведении разовых учебных меро-приятий. В частности, в крае прошел специализированный тематический семинар для участников программы строительства газопровода "Россия - Турция: “Голубой поток”".
     
     Чтобы лучше удовлетворять потребности в устной и письменной информации по налоговому законодательству, мы используем и другие формы. В их числе и экспресс-консультации, и организация зональных семинаров, и проведение "круглых столов". У этих мероприятий свои особенности и цели. На по-следних, например, выясняются проблемы - и в самом производстве, и в налоговом законодательстве. И это представляет собой исходный повод для урегулирования спорных моментов посредством внесения предложений и иным путем.
     
     В крае есть реальные предпосылки к тому, чтобы активно наращивать деятельность УКЦ с помощью УМНС России по Краснодарскому краю, которое оказывает центру как моральную, так и материальную поддержку, передав имущество для организации мини-типографии. Иными словами, мы делаем все, чтобы обеспечить налогоплательщика полным набором печатной информации. Пока - за его счет. Но будем надеяться, что со временем государство изыщет возможность бесплатно вручать налогоплательщику необходимый пакет документов, как это заведено в экономически развитых странах.
     
     Конечно, в новых условиях очень важен вопрос: кого из специалистов привлекать к информационно-разъяснительной работе? Это должны быть люди энергичные, эрудированные, корректные, контактные. Абсурдно надеяться на высокую отдачу от специалистов безынициативных, замкнутых, избегающих общения...
     
     Наша цель на перспективу - обеспечить устойчивость, системность в информационно-разъяснительной работе, а для того чтобы она усиливалась, необходимо повсеместно устанавливать долгосрочное сотрудничество со СМИ, с правоохранительными органами и контролирующими структурами, с администрациями городов и районов, общественными организациями. В этих целях надо основательнее применять все то, что уже накоплено и наработано. В частности, заслуживает внимания опыт ИМНС России по курорту Анапа, где два года назад был создан в порядке эксперимента информационный отдел, который взял на себя всю тяжесть информационно-разъяснительной работы. Мы считаем, что работа этого отдела заслуживает всяческого внимания, так как во многом соответствует тем задачам, которые ставятся перед налоговыми органами в связи с их реорганизацией и на перспективу.