Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налогообложении физических лиц и об арбитражной практике

     

Л.А. Короткова,
советник налоговой службы II ранга

     

     Вправе ли был супруг, получивший заемные средства в соответствии с решением органа местного самоуправления для покупки квартиры, но не указанный в договоре купли-продажи в качестве покупателя, воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом “в” п. 6 ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”? Налоговый орган отказал данному физическому лицу в предоставлении льготы. Физическое лицо считает, что данное решение налогового органа противоречит подпункту “я13” п. 1 ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”.

     
     Подпунктом “в” п. 6 ст. 3 Закона РФ от 17.12.1991 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” (далее - Закон N 1998-1) установлено, что совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшался на суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, по их письменным заявлениям, представляемым указанными лицами в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в пределах пятитысячекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за три года подряд, начиная с того года, в котором приобретены жилой дом, или квартира, или дача, или садовый домик либо начато строительство, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами в банках и других кредитных организациях на эти цели. Эти суммы не могли превышать размер совокупного дохода физических лиц за указанный период.
     
     Таким образом, согласно вышеуказанной норме Закона N 1998-1 право на уменьшение совокупного дохода, полученного физическими лицами в налогооблагаемый период, имели только застройщики либо покупатели и только на те суммы, которые были ими направлены на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации в пределах сумм, установленных вышеуказанной нормой Закона N 1998-1.
     
     В соответствии с частью первой ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
     

     Согласно ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец передает в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
     
     Таким образом, покупателем недвижимого имущества является лицо, приобретающее указанное имущество в собственность, на основании договора купли-продажи.
     
     ГК РФ устанавливает для заключения договора продажи недвижимости письменную форму, в которой указаны стороны (продавец и покупатель).
     
     Следовательно, документом, подтверждающим статус физического лица в качестве покупателя недвижимого имущества (жилого дома, квартиры, дачи, садового домика), является договор купли-продажи названного имущества.
     
     Согласно подпункту “в” п. 6 ст. 3 Закона N 1998-1 право на уменьшение совокупного дохода, полученного физическими лицами в налогооблагаемый период, имели только застройщики или покупатели недвижимого имущества.
     
     Таким образом, в случае если в договоре купли-продажи недвижимого имущества в качестве покупателя названо только одно физическое лицо, то другие физические лица, в том числе второй супруг - участник совместной собственности на недвижимое имущество, не указанные в договоре купли-продажи указанного имущества покупателями, право на указанную льготу по подоходному налогу не имели.
     
     При этом необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом “я13” п. 1 ст. 3 Закона N 1998-1 не облагались подоходным налогом заемные средства, полученные физическими лицами на льготных условиях на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
     
     Таким образом, положение подпункта “я13” п. 1 ст. 3 Закона N 1998-1 применялось в случае, если физическое лицо получало на строительство (покупку) жилого дома или квартиры заемные средства.
     
     Подпункт “в” п. 6 ст. 3 Закона N 1998-1 применялся в случае, если физическое лицо, являющееся застройщиком (покупателем), направляет суммы, в том числе полученные в виде ссуды (заемные средства), на строительство (приобретение) жилья, на новое строительство (приобретение) жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика.
     
     Учитывая изложенное, положение подпункта “я13” п. 1 ст. 3 Закона N 1998-1 в указанном случае применяться не могло, поскольку физическое лицо-покупатель, приобретая недвижимое имущество, расходовало (направляло), а не получало денежные средства.
     

     Физическим лицом в 2000 году был получен доход от предприятия, с которым оно состоит в трудовых отношениях. Предприятие в течение года исчисляло, удерживало и перечисляло в бюджет подоходный налог с полученного дохода. По результатам года при заполнении физическим лицом декларации выяснилось, что предприятием была излишне удержана сумма подоходного налога. Физическое лицо обратилось в суд с заявлением о возврате излишне взысканного с него подоходного налога. Правомерно ли требование физического лица?

     
     Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с данным Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
     
     Статьей 5 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” предусмотрено, что до введения в действие части второй НК РФ ссылки в п. 2 ст. 45 части первой НК РФ на недействующие положения указанного Кодекса приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
     
     Статьями 7-9 Закона N 1998-1 установлено, что с доходов, получаемых физическими лицами, состоящими в трудовых и приравненных к ним отношениях с предприятием, рассматриваемым в качестве основного места работы, обязанность перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц подоходного налога возложена на данные предприятия, осуществляющие выплату физическим лицам дохода.
     
     В связи с изложенным в результате излишнего удержания подоходного налога налоговым агентом (предприятием) имеет место излишняя уплата данного налога налогоплательщиком (физическим лицом), а не излишнее взыскание подоходного налога.
     
     Следовательно, требование физического лица (налогоплательщика) о возврате излишне взысканного с него подоходного налога является неправомерным.
     

     В результате проведенной проверки предприятия налоговым органом была выявлена недоимка по подоходному налогу, в связи с чем налоговым органом предприятию были начислены пени и штраф. Недоимку по подоходному налогу предприятие погасило через полгода. Предусмотрено ли действующим законодательством списание пеней и штрафов?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по федеральным налогам и сборам - Правительством РФ; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
     

     Правила, предусмотренные п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням (п. 2 ст. 59 НК РФ).
     
     Подпунктом 5 ст. 13 НК РФ установлено, что подоходный налог с физических лиц относится к федеральным налогам и сборам.
     
     Таким образом, задолженность налогового агента по пеням, начисленным в связи с несвоевременной уплатой подоходного налога в бюджет, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Списание штрафных санкций действующим законодательством не предусмотрено.
     

     На основании какой нормы НК РФ подлежит привлечению к ответственности физическое лицо в случае непредставления им специальной декларации?

     
     Согласно п. 1 и 2 ст. 86.3 НК РФ специальная декларация представляется физическими лицами при получении письменного требования налогового органа о даче пояснений об источниках и размерах средств, использованных физическим лицом на приобретение имущества, которое направляется налоговым органом в случае, если произведенные физическим лицом расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период.
     
     Из положений ст. 86.1-86.3 НК РФ следует, что специальная декларация представляется в рамках осуществления налогового контроля за расходами физических лиц, целью которого является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам, а не налогообложение доходов физического лица.
     
     Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае физические лица выступают не как налогоплательщики.
     
     Следовательно, в случае непредставления физическим лицом специальной декларации к нему должна применяться ответственность, установленная ст. 129.1 НК РФ, за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с данным Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
      

     Общественная организация инвалидов обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения отделения ПФР.
     
     Суд первой инстанции удовлетворил исковое требование истца, указав, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 05.02.1997 N 26-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год” общественные организации инвалидов и пенсионеров освобождались от уплаты страховых взносов в ПФР, в том числе общественная организация инвалидов не обязана удерживать и перечислять страховые взносы с работающих в ней граждан. Правомерно ли данное решение суда первой инстанции?

     
     Согласно положениям Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР граждане являются самостоятельными плательщиками взносов. В силу пункта “д” ст. 1 Федерального закона “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год” для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам, а также получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, установлен тариф в размере 1 % выплат, начисленных в их пользу по всем основаниям независимо от источников финансирования.
     
     Пунктом 4 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР установлены порядок и сроки уплаты работодателями страховых взносов в ПФР. При этом в данном пункте указано, что в таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы работников, включая работающих пенсионеров.
     
     Таким образом, работодатели обязаны не только уплачивать страховые взносы (как плательщики взносов), но и удерживать обязательные страховые взносы с работников в размере 1 % от начисленных выплат и перечислять их в ПФР.
     
     В связи с этим решение отделения ПФР о взыскании с общественной организации инвалидов неудержанных взносов с граждан, работающих по трудовым договорам, и пеней является законным.