Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Текущие вопросы согласованной налоговой политики государств - участников ЕврАзЭС

     

Текущие вопросы согласованной налоговой политики государств - участников ЕврАзЭС

     

Н.Т. Мамбеталиев,
ответственный секретарь СРНС, к.т.н.

     
     На состоявшемся 31 мая 2001 года в г. Минске заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС было объявлено о завершении юридического оформления новой международной организации - Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Главы государств Таможенного союза заявили о решимости перейти на более высокую ступень интеграционного взаимодействия, с учетом сформированной правовой и экономической базы, и выразили уверенность в том, что становление и укрепление ЕврАзЭС станет действенным стимулом активизации взаимодействия в общих рамках СНГ.
     
     С углублением процессов интеграции стран СНГ работа Совета руководителей налоговых служб (СРНС) ЕврАзЭС также выходит на качественно новый уровень.
     
     За прошедшие три года СРНС сосредоточил основные усилия на проведении согласованной налоговой политики стран “пятерки”, осуществлении эффективного взаимодействия налоговых органов в вопросах соблюдения налогового законодательства. Приняты документы, направленные на совершенствование механизма взаимодействия налоговых служб ЕврАзЭС и решение проблем, связанных с гармонизацией национальных налоговых законодательств, обеспечение информационного обмена и ряда других вопросов.
     
     Одним из практических результатов проводимой работы по сближению налоговых законодательств стало завершение перехода государств - членов ЕврАзЭС к международной системе взимания косвенных налогов во взаимной торговле по принципу “страны назначения”.
     
     На прошедшем под председательством Министра Российской Федерации по налогам и сборам Г.И. Букаева в июле т.г. X заседании СРНС в г. Астане большое внимание было обращено на вопросы взимания косвенных налогов во взаимной торговле, совершенствования налогового администрирования. Обсуждены проекты методических основ по определению налоговой нагрузки физических и юридических лиц, единой формы документа по постановке на налоговый учет, основных принципов гармонизации налогового администрирования государств - участников ЕврАзЭС, проблемы информационного обмена и ряд других вопросов.
     
     В этой связи в настоящей статье представляется целесообразным рассмотреть направления деятельности СРНС в сфере налогового администрирования, организации информационного обмена, подготовки кадров, взаимодействия с таможенными службами, а также предложения по повышению их эффективности.
     

1. Cовершенствование налогового администрирования

     
     Одним из направлений гармонизации налогового администрирования должна стать разработка проекта Единой формы документа по постановке на налоговый учет в государствах - участниках ЕврАзЭС.
     
     В качестве основных элементов разработки проекта Единой формы документа (свидетельства) необходимо выделить следующие:
     
     1) определение категорий налогоплательщиков, обязанных применять документ, подтверждающий факт постановки на учет в налоговом органе государства - участника ЕврАзЭС.
     
     К таким категориям налогоплательщиков могут относиться:
     
     - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством каждого государства - участника ЕврАзЭС и осуществляющие внешнеэкономическую деятельность;
     
     - лица, зарегистрированные на территории государств - участников ЕврАзЭС в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица и занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
     
     2) разработка порядка получения налоговыми службами государств - участников ЕврАзЭС информации о налогоплательщиках, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, от таможенных и пограничных служб;
     
     3) утверждение Единой формы документа (свидетельства) по постановке на учет в налоговых службах государств - участников ЕврАзЭС в дополнение к национальному документу, подтверждающему постановку на учет в налоговых службах.
     
     В дальнейшем при разработке проекта Единой формы документа (свидетельства) о постановке на налоговый учет юридического (физического) лица, который может быть использован в государствах - участниках ЕврАзЭС, следует:
     
     - определить основания и условия выдачи Единой формы документа (свидетельства):
     
     в качестве одного из оснований может служить информация об осуществлении юридическим (физическим) лицом на территории другого государства деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, а в качестве условий - порядок получения налогоплательщиком от налогового ведомства Единой формы документа (свидетельства);
     
     форма выдачи документа допускает использование как всех существующих вариантов (например на основании заявления налогоплательщика, полученного от него при личной явке или по почте и выдаваемого под роспись налогоплательщика или направленного заказным письмом с уведомлением), так и одного-двух вариантов, наиболее приемлемых для каждого государства - участника ЕврАзЭС;
     

     - определить сферы применения Единой формы документа (свидетельства): предъявление таможенным, налоговым, пограничным службам и т.д., - а также ответственность за неприменение и подделку;
     
     - установить нормы ответственности к налогоплательщикам за осуществление ими внешнеэкономической деятельности без Единой формы документа (свидетельства);
     
     - определить срок действия и кратности использования Единой формы документа (свидетельства);
     
     - определить состав показателей Единой формы документа (свидетельства), позволяющего идентифицировать налогоплательщика и налоговое ведомство, в котором он состоит на учете, при обеспечении конфиденциальности персональных данных налогоплательщика;
     
     - разработать унифицированные реквизиты Единой формы документа (свидетельства);
     
     - выбрать язык составления Единой формы документа (свидетельства);
     
     - описать формы бланка и его статус;
     
     - принять решения, связанные с изготовлением бланков документов (способ изготовления, степень защиты от подделки), с методом их учета и расходования;
     
     - определить источник и порядок финансирования работ по изготовлению бланков.
     
     Одним из вариантов проекта Единой формы документа (свидетельства) по постановке на налоговый учет интересным является предложение Государственного налогового комитета Республики Беларусь, в котором предусматривается использование в качестве базовых уже действующих документов с дополнением следующих реквизитов:
     
     - название государства - члена ЕврАзЭС;
     
     - домашний адрес (прописка), домашний телефон главного бухгалтера и руководителя, дата и место их рождения;
     
     - номер документа, удостоверяющего личность.
     
     Параллельно разработке проекта документа налоговым службам стран ЕврАзЭС целесообразно провести обмен информацией о действительных и недействительных идентификационных номерах налогоплательщиков (ИНН, РНН, УНН и др.).
     
     Для подготовки Единой формы документа необходимо детальное изучение действующего в каждом государстве национального налогового законодательства в части ведения учета налогоплательщиков, поскольку каждая из налоговых служб осуществляет свои полномочия на его основе, и в случае необходимости провести согласование норм в установленном порядке. В определенном временном периоде Единая форма документа (свидетельства) по постановке на налоговый учет может действовать параллельно национальным формам.
     
     Разработка проекта Единой формы документа (свидетельства) по постановке на налоговый учет юридических и физических лиц для использования в странах ЕврАзЭС предусматривает значительную исследовательскую и аналитическую деятельность. Целесообразно данную разработку проводить совместно с Научно-исследовательским вычислительным центром МНС России.
     

     В соответствии с принятым решением налоговые службы СРНС должны представить национальные формы документа (свидетельства) о постановке на налоговый учет, а МНС России должно разработать проект Единой формы документа (свидетельства) и методические рекомендации по нему, направив их Сторонам для рассмотрения.
     
     Рабочей группе СРНС по сближению и гармонизации налоговых законодательств поручено организовать в г. Москве встречу экспертов Сторон по доработке и согласованию указанных документов.
     
     На завершающем этапе работы требуется достижение единообразия используемых понятий и правил ведения учета налогоплательщиков, согласование с налоговыми службами Сторон процедуры выдачи унифицированного документа, подтверждающего факт постановки на учет в налоговом органе.
     
     Рабочая группа по сближению и гармонизации налоговых законодательств предложила на рассмотрение X заседания СРНС проект “Основных принципов налогового администрирования в государствах - членах ЕврАзЭС”.
     
     Главной задачей, стоящей при подготовке проекта Основных принципов гармонизации налогового администрирования, является поиск баланса налоговых отношений между государством и налогоплательщиками, между налогоплательщиками и фискальными органами с точки зрения усиления ответственности, соблюдения взаимных прав и обязанностей каждой из сторон, улучшения качества налогового администрирования путем создания равных условий для налогоплательщиков.
     
     На ближайший период наиболее актуальным для практических действий по гармонизации (сближению и унификации) налогового администрирования, на наш взгляд, является реализация следующих основных принципов:
     
     1) совершенствование организационной структуры аппарата налоговых органов, в том числе принципы организации налоговых органов, типизация и укрупнение налоговых органов местного уровня;
     
     2) разработка и внедрение типовых операционных процессов и технологий в налоговом администрировании на всех уровнях;
     
     3) переход от контрольно-административной системы к системе обслуживания клиентов (налогоплательщиков);
     
     4) повышение налоговой грамотности, информированности налогоплательщиков за счет расширения сферы предоставляемых им информационных услуг;
     

     5) организация работы по доведению до налогоплательщиков информации о действующем налоговом законодательстве и разъяснению порядка его применения;
     
     6) внедрение новых информационных технологий в налоговое администрирование, в том числе систем формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде деклараций, платежных и других документов, а также систем их приемки и обработки;
     
     7) расширение налоговой базы за счет:
     
     - сокращения налоговых льгот;
     
     - сокращения перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств;
     
     - предотвращения возможности ведения не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности;
     
     8) упрощение исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств, создание равных предсказуемых условий для налогоплательщиков за счет:
     
     - упрощения процедур заполнения и представления в налоговые органы деклараций и другой налоговой отчетности;
     
     - рационализации и упрощения бухгалтерского учета;
     
     - повышения эффективности административного рассмотрения налоговых споров;
     
     - установления равных мер ответственности за идентичные по характеру налоговые правонарушения;
     
     9) совершенствование налогового законодательства и нормативных актов за счет:
     
     - придания налоговому законодательству стабильности, большей четкости и “прозрачности”, не оставляющей места для неоднозначного толкования налоговых норм;
     
     - устранения противоречий налогового и гражданского законодательства;
     
     - совершенствования норм и кодификации правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков;
     
     - определения экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость продукции;
     
     10) повышение уровня добровольного соблюдения налогового законодательства за счет повышения налоговой грамотности, с одной стороны, и усиления контроля, с другой;
     
     11) усиление контроля соблюдения налогового законодательства за счет:
     
     - пресечения “теневых” экономических операций;
     

     - предотвращения возможности ведения не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности;
     
     - ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе экономики и перекрытия каналов их перетока в “теневой” сектор;
     
     - контроля за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и “третьих” лиц;
     
     - установления контроля за налогоплательщиками путем введения обязательного присвоения предприятиям, организациям и гражданам индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН, РНН, УНН);
     
     - повышения ответственности граждан и организаций за уклонение от уплаты налогов;
     
     - расширения практики регулирования споров с налогоплательщиками в досудебном порядке.
     
     В соответствии с Планом гармонизации налоговых законодательств на 2000-2002 годы СРНС приступил к разработке методики расчета налоговой нагрузки физических лиц, которая позволит в дальнейшем использовать результаты расчетов, сделанных на ее базе, для поиска путей снижения налогового бремени.
     
     Методики расчетов и полученные по ним результаты, характеризующие уровень налоговой нагрузки физических лиц, представлены Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
     
     Методика, предложенная Министерством государственных доходов (МГД) Республики Казахстан, основана на применении различных ставок к разным порогам дохода.
     
     Методика, предложенная МНС России, основывается на усредненных показателях.
     
     Белорусская методика практически аналогична методике, предложенной Российской Федерацией. Расчеты уровня налоговой нагрузки, произведенные Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь по своей методике и методике МНС России, отличаются в пределах одной десятой процента.
     
     По мнению МГД Республики Казахстан, оценка налоговой нагрузки по российской методике не дает возможности определить факторы, формирующие налоговую нагрузку, степень их влияния и значимость. При расчете не принимаются во внимание такие показатели, как ставки налога, шкала налогообложения, разрешенные вычеты из налогооблагаемого дохода, то есть факторы, зависящие от особенностей налогообложения в государствах ЕврАзЭС, не берутся в расчет такие налоги, как налог на транспортные средства, земельный налог.
     
     Секретариатом Интеграционного Комитета предложена методика расчета налоговой нагрузки физических лиц, работающих по найму. Секретариат Интернационального комитета также сделал расчеты налоговой нагрузки по странам ЕврАзЭС.
     

     Налоговые службы ЕврАзЭС представили расчеты налоговой нагрузки на физических лиц как по методике, предложенной МНС России, так и секретариатом Интеграционного Комитета. Поступившие замечания и предложения весьма неоднозначны, и для сближения позиций и принятия общих подходов к определению налоговой нагрузки физических лиц необходимо дополнительное согласование с экспертами налоговых служб ЕврАзЭС.
     
     В целях дальнейшей работы над Методикой расчета рабочей группе по гармонизации налоговых законодательств на основе предложенных Сторонами проектов методик поручено выработать единую унифицированную методику расчета налоговой нагрузки физических лиц и вынести ее для утверждения на заседание СРНС.
     
     В связи с тем, что разработка методики расчета налоговой нагрузки физических лиц для использования в странах ЕврАзЭС предусматривает значительную исследовательскую деятельность, целесообразно разработку проекта методики проводить совместно с Научно-исследовательским институтом развития налоговой системы (НИИРАНС) МНС России.
     

2. Организация информационного обмена

     
     Информационный обмен является основой сотрудничества налоговых служб Сторон, и любое отставание в этом направлении обернется значительными потерями для бюджетов.
     
     Для решения вопросов дальнейшего укрепления информационного обмена между налоговыми службами ЕврАзЭС планируется выполнить ряд проектов межведомственных документов по обеспечению информационного обмена между налоговыми ведомствами, касающихся налогообложения физических лиц, внешнеторговых операций при взимании косвенных налогов по принципу “страны назначения”, юридических лиц, имеющих инвестиции, общих вопросов организации обмена информацией.
     
     В перспективе для перехода на единый носитель информации предполагается разработать мероприятия по стыковке информационных систем налоговых служб, а также по применению единых средств защиты информации при ее передаче по электронным каналам связи.
     
     Рабочей группе по обеспечению информационного взаимодействия необходимо активизировать работу по согласованию технико-технологических решений по реализации уже принятых Порядков обмена информацией между налоговыми службами ЕврАзЭС. В связи с переходом на взимание косвенных налогов по принципу “страны назначения” наибольшую актуальность имеет завершение работы над Порядком обмена информацией по внешнеторговым операциям.
     
     Государства - участники ЕврАзЭС завершили переход на международный принцип взимания косвенных налогов по принципу “страны назначения” во взаимной торговле.
     

     Основой этого процесса стали разрабатываемые и подписанные двусторонние межправительственные соглашения, заключенные между странами СНГ, в том числе и “пятерки”, в 1998-2000 годах. По большинству Соглашений уже проведены внутригосударственные процедуры, необходимые для их вступления в силу.
     
     С введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерацией с 1 июля 2001 года по отношению к странам СНГ вводится нулевая ставка НДС (за исключением нефти, газового конденсата, природного газа).
     
     Однако процесс перехода на взимание косвенных налогов по принципу “страны назначения” ставит много вопросов, требующих оперативного разрешения, а именно:
     
     - недопущение двойного налогообложения экспортно-импортных операций;
     
     - своевременное уведомление хозяйствующих субъектов о вступлении в силу межправительственных соглашений и договоров;
     
     - определение необходимых условий подтверждения налогоплательщиками факта экспорта товаров для получения льготы;
     
     - установление порядка возмещения из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении материальных ресурсов, использованных для производства продукции на экспорт;
     
     - организация обмена информацией по внешнеторговым операциям между налоговыми службами государств - членов ЕврАзЭС.
     
     Для осуществления учета и контроля за перемещением товаров по территории государств-членов ЕврАзЭС и обеспечения поступлений в бюджет при переходе на уплату косвенных налогов по принципу “страны назначения” немаловажно оперативное взаимодействие налоговых и таможенных служб. Технологической основой для предлагаемых механизмов контроля должны стать информационно-телекоммуникационные системы соответствующих компетентных органов.
     
     Разрабатываемые Порядки обмена информацией между налоговыми службами государств - членов  ЕврАзЭС по внешнеторговым операциям при взимании косвенных налогов по принципу “страны назначения” по каналам связи могут быть согласованы как в рамках двусторонних документов, так и на многосторонней основе.
     
     Необходимо принятие специального документа об обмене информацией между налоговыми и таможенными службами по внешнеторговым операциям, предусматривающего обеспечение оперативного контроля за фактическим перемещением товаров, работ и услуг между странами ЕврАзЭС.
     

     Целесообразна также разработка и принятие совместных мероприятий налоговых и таможенных служб, направленных на увеличение поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей, эффективное раскрытие и предотвращение экономических правонарушений.
     
     В связи с невозможностью согласования многостороннего Порядка обмена информацией по внешнеторговым операциям при взимании косвенных налогов по принципу “страны назначения” страны ЕврАзЭС решили, что указанный обмен будет осуществляться на двусторонней основе с использованием единого формата данных. Рабочая группа по информационному взаимодействию разработала и направила в налоговые службы государств - членов ЕврАзЭС предложения по составу и структуре необходимой информации. Перечень необходимой информации, предполагаемый для обмена на двусторонней основе, налоговые службы получают от таможенных служб.
     
     На десятом заседании СРНС принят проект межправительственного Соглашения об обмене информацией между налоговыми и таможенными службами государств - участников ЕврАзЭС, который в дальнейшем обсужден на совместном заседании Советов руководителей налоговых и таможенных служб Сторон 6 июля т.г. в г. Астане. Это обусловлено тем, что упрощение процедур межгосударственного обмена информацией и повышение ответственности за ее предоставление необходимо строить по принципу двусторонних отношений:
     
     - “центральные таможенные органы одной Стороны - центральные таможенные органы другой Стороны”;
     
     - “центральные налоговые органы одной Стороны - центральные налоговые органы другой Стороны”;
     
     - “центральные налоговые органы одной Стороны - центральные таможенные органы той же Стороны”.
     
     Для первых двух вариантов обмена уже существует нормативная правовая база. Поэтому в целях обеспечения информационного обмена необходимо заключение соответствующего межправительственного акта, который позволил бы центральным таможенным и налоговым органам одной Стороны предоставлять друг другу информацию, полученную от соответствующих органов других Сторон.
     
     Для информационного взаимодействия налоговых служб Сторон по электронным каналам связи эксперты Рабочей группы приняли решение о проведении консультаций с соответствующими компетентными органами о возможности использования средств обеспечения защищенного обмена информацией по каналам связи на основе технологии “Криптон-Дионис”, предложенной российской Стороной.
     

3. Подготовка кадров

     
     Согласованная налоговая политика - это прежде всего гармонизация (сближение и унификация) налоговых законодательств, в том числе и применение унифицированных стандартов в сфере подготовки и образования кадров для налоговых служб. Вопросы подготовки кадров являются одним из наиболее актуальных, и на это обращено особое внимание в утвержденном Советом глав правительств Плане гармонизации налоговых законодательств государств - участников Таможенного союза на 2000-2002 годы.
     
     В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о формировании договорно-правовой базы для получения образования по специальности “Налоги и налогообложение” для стран ЕврАзЭС. Это связано с тем, что налоговая политика государства является основой для проведения всех социально-экономических преобразований. Поэтому вопросы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для налоговых служб государств-членов ЕврАзЭС с самого начала являются одними из центральных в работе СРНС и неоднократно рассматривались на его заседаниях.
     
     Одним из первых шагов в решении данной проблемы явилось подписание 16 июня 1998 года Протокола о сотрудничестве в области подготовки кадров между налоговыми службами Таможенного союза. Однако данный документ имел в основном декларативный характер, в нем отсутствовал механизм реализации и не был определен источник финансирования.
     
     Очередным этапом в урегулировании процесса подготовки кадров стало подписание 1 июля 2000 года в г. Бишкеке Договора о сотрудничестве между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Государственной налоговой инспекцией при Министерстве финансов Кыргызской Республики в области подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации служащих налоговых органов.
     
     Существующая потребность в подготовке высокопрофессиональных кадров для налоговых служб стран ЕврАзЭС предопределяет дальнейшее развитие и создание новых правовых, научно-методических и материально-финансовых условий.
     
     Центральным звеном в подготовке кадров для налоговых служб стран ЕврАзЭС должны стать учебные заведения Российской Федерации, сохранившие на высоком уровне систему высшего, среднего специального и профессионального образования. В 1999 году утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности “Налоги и налогообложение”. Приказом Минобразования России данная специальность внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. С 1999-2000 учебного года университеты Омска, Нижнего Новгорода, Казани приступили к подготовке студентов по новой специальности.
     

     Ведущим вузом по подготовке специалистов для налоговой службы является впервые созданная в России в 1996 году Всероссийская государственная налоговая академия (ВГНА). Налоговая академия является государственным высшим учебным заведением и решает задачи особой значимости, имеющие чрезвычайную важность и приоритетность в той сфере государственной деятельности, для которой готовят специалистов.
     
     В ВГНА имеются необходимые педагогические кадры соответствующего профиля, включая специалистов и консультантов МНС России. Во ВГНА наряду с финансово-экономическим направлением представлено юридическое направление, ориентированное на сферу налогообложения.
     
     ВГНА является центром по координации всех процессов профильной подготовки по специальности “Налоги и налогообложение” на базе более чем 20 экономических вузов Российской Федерации, ряда учебных центров, а также своих филиалов, с которыми работает в тесном контакте в плане методического обеспечения.
     
     От МНС России получено согласие на проведение подготовки, переподготовки и повышения квалификации налоговых работников в ВГНА и в Центрах подготовки персонала в гг. Санкт-Петербург и Нижний Новгород.
     
     Очередным этапом решения данной проблемы является придание ВГНА статуса базового учебного центра по подготовке налоговых кадров государств - членов ЕврАзЭС. Для развития данного направления есть полезный для изучения практический опыт подготовки таможенных кадров в Российской таможенной академии.
     
     При ВГНА целесообразно организовать специальный методический центр для систематизации и изучения опыта работы стран ЕврАзЭС в налоговой сфере, в котором сосредоточить документацию налоговых служб, методические пособия, научные труды, публикации по вопросам налогообложения в странах ближнего и дальнего зарубежья, создать единую электронную базу данных о системах налогообложения стран - партнеров по ЕврАзЭС и других государств. Все это послужит основой для последующего введения специальной дисциплины (спецкурса) об особенностях национальных налоговых законодательств стран ЕврАзЭС.
     
     На базе разработанного в ВГНА профильного стандарта целесообразно выработать единый межгосударственный образовательный стандарт подготовки кадров и систему аттестации, которые должны стать основой формирования и ротации кадров в органах налоговых служб ЕврАзЭС.
     

     Следующим этапом может стать создание в государствах - членах ЕврАзЭС учебных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Для проведения работ в этом направлении целесообразно разработать единые концептуальные подходы к созданию унифицированной системы подготовки кадров для налоговых служб государств-членов ЕврАзЭС.
     
     С учетом получения ВГНА в ближайшей перспективе международного статуса, Секретариату Интеграционного Комитета следует довести до сведения международных организаций соответствующее решение и предложить им, с учетом сложившегося уровня обучения по специальности “Налоги и налогообложение”, включать ВГНА в план реализации соответствующих международных образовательных программ.
     
     Одним из возможных путей решения проблемы финансирования мероприятий в области подготовки кадров является привлечение финансовой помощи Международных организаций - Совета Европы, ЮНЕСКО, международных банков и др.
     
     В дополнение к уже сложившемуся договорно-правовому полю странам ЕврАзЭС для решения проблемы подготовки кадров необходимо более детально разработать и подписать двусторонние соглашения (протоколы) о сотрудничестве между налоговыми службами ЕврАзЭС или их соответствующими (учебными) подразделениями о сотрудничестве в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров и обмена специалистами налоговых органов.
     
     Следует также придать дополнительный импульс проведению специальных совещаний и семинаров, посвященных обсуждению актуальных проблем налогового администрирования и законотворчества Сторон.
     

4. О взаимодействии СРНС с Советом руководителей таможенных служб

     
     Работа СРНС проводится в тесном взаимодействии с другими советами, комиссиями и группами, созданными при Интеграционном Комитете, что позволяет государствам - участникам ЕврАзЭС более успешно проводить согласованную торгово-тарифную, таможенную, налоговую, денежно-кредитную, инвестиционную политику и активно развивать взаимную торговлю.
     
     В этой связи особое внимание уделено улучшению форм и методов взаимодействия советов руководителей налоговых и таможенных служб.
     
     Первое совместное заседание Советов руководителей налоговых и таможенных служб было проведено в январе 2000 года. Подписан Протокол о взаимодействии Совета руководителей налоговых служб и Совета руководителей таможенных служб государств - участников Таможенного союза. Рассмотрены и одобрены проект Протокола об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами по внешнеторговым операциям государств - участников Таможенного союза и проект Примерного положения о механизме взимания косвенных налогов и контроле за фактическим перемещением товаров, работ и услуг при переходе на их взимание во взаимной торговле по принципу “страны назначения”.
     

     Формирование единого экономического пространства требует особой оперативности и высокой эффективности во взаимодействии налоговых и таможенных служб. Период, прошедший после первого совместного заседания Советов в январе 2000 года, является очередным этапом совместной позитивной работы Советов налоговых и таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС.
     
     Решению проблемы совершенствования механизма действенного налогового и таможенного контроля за фактическим перемещением товаров, работ и услуг было посвящено прошедшее 6 июля т.г. в  г. Астане второе совместное заседание Советов руководителей налоговых и таможенных служб.
     
     Реализации поставленной цели будет способствовать рассмотрение и в дальнейшем принятие межправительственного Соглашения об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств-членов ЕврАзЭС. Данный проект был предложен МНС России с целью повышения статуса ранее разработанного аналогичного проекта Протокола об обмене информацией.
     
     Принятие проекта Соглашения позволит повысить эффективность контроля за перемещением товаров во взаимной торговле, обеспечит своевременность и полноту собираемости налогов в национальные бюджеты от экспортно-импортных операций.
     
     Для организации эффективного информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами государств ЕврАзЭС разработан проект Плана мероприятий, направленных на реализацию указанного Соглашения. Проект документа приобретает особую актуальность в связи с переходом на международный принцип взимания косвенных налогов во взаимной торговле - “страна назначения”. В этой связи является немаловажным решение совместного заседания Советов принять за основу схему информационного взаимодействия между ГТК России и МГД Республики Казахстан по контролю за перемещением товаров через таможенные границы.
     
     В целях осуществления контроля за фактическим перемещением товаров через таможенную границу Казахстана и Российской Федерации МГД Республики Казахстан и ГТК России разработали механизм информационного взаимодействия между таможенными службами, в соответствии с которым Стороны организовывают оперативный (по каналам электронной связи) обмен информацией по подтверждению факта экспорта из одной страны в другую по каждой торговой сделке между участниками ВЭД. Схема взаимодействия осуществляется в следующей последовательности:
     
     1) при экспорте товаров из страны отправления таможенные органы отправления направляют в Центр сбора информации страны отправления данные об этих товарах;
     

     2) Центр сбора информации страны отправления обобщает информацию, полученную из таможенных органов отправления, и направляет данные о товарах, оформленных в соответствии с таможенным режимом экспорта, в Центр сбора информации страны назначения;
     
     3) при ввозе товаров на таможенную территорию страны назначения таможенные органы страны назначения осуществляют таможенное оформление товаров и после этого передают данные о товарах в Центр сбора информации страны назначения;
     
     4) Центр сбора информации страны назначения обобщает и направляет сведения о товарах в Центр сбора информации страны отправления.
     
     Соответствующий протокол между МГД Республики Казахстан и ГТК России был подписан 1 июня 2001 года в г. Москве. Кроме того, были утверждены технические условия и форматы такого информационного обмена.
     
     Предполагается, что этот обмен будет осуществляться каждые 15 дней, а первыми пакетами информации Стороны обменяются во второй половине июля 2001 года.
     
     Конфиденциальность и защита информации обеспечиваются тем, что информационный обмен между ГТК России и Таможенным комитетом МГД Республики Казахстан организован через Представительство ГТК России при Таможенном комитете Республики Казахстан. В настоящее время информационный обмен осуществляется через г. Алматы, однако в ближайшем будущем он будет осуществляться через центральный офис МГД Республики Казахстан в г. Астана.
     
     Предполагается, что налоговые службы Республики Казахстан и Российской Федерации на основе данных о фактическом экспорте, предоставленных таможенной службой своей страны и подтвержденных в рамках вышеуказанного информационного обмена таможенной службой другой стороны, будут делать заключение о правомерности возврата НДС из бюджета.
     
     При этом, что касается казахстанской стороны, механизм взаимодействия следующий: Таможенный комитет Республики Казахстан на основе информации, получаемой из ГТК России, формирует информацию, необходимую для налоговых органов, и передает ее в МГД Республики Казахстан, которое затем распределяет ее в соответствующие территориальные налоговые комитеты.
     
     Данную модель взаимодействия таможенных и налоговых органов Республики Казахстан и Российской Федерации решением совместного заседания СРНС-СРТС рекомендовано использовать для применения на двусторонней основе и другим странам  ЕврАзЭС в целях контроля за перемещением товаров через таможенную границу и подтверждения фактического экспорта.
     

     В связи с сверхдоходностью алкогольной отрасли большая часть его производства носит нелегальный характер, а сфера реализации является наиболее криминализированной. Значительная протяженность российско-казахстанской границы (более 7 тыс. км) снижает эффективность контроля за данной категорией товаров и ведет к потерям поступлений в бюджет.
     
     Проект Соглашения о таможенном и налоговом контроле за производством, оборотом и перемещением этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции по территории государств - членов ЕврАзЭС подготовлен Рабочей группой при СРНС по координации деятельности налоговых органов Сторон по контролю в указанной сфере.
     
     В указанном документе предусматривается установление единых для налоговых и таможенных служб ЕврАзЭС правил и регламента информационного обмена при осуществлении контроля за производством, оборотом и перемещением алкогольной спиртосодержащей и табачной продукции.
     
     Принятие Соглашения позволит в рамках взаимодействия таможенных и налоговых служб государств - членов ЕврАзЭС существенно повысить эффективность контроля над данной категорией товаров и обеспечит полноту взимания налогов и таможенных платежей.
     
     Данный проект документа направлен на упорядочение производства, оборота, хранения и перемещения указанной группы продукции по территории государств ЕврАзЭС и обеспечение должного государственного регулирования в этой сфере.
     
     Очередное совместное заседание Советов намечено провести в январе 2002 года в г. Москве, на котором планируется принять решения, направленные на:
     
     - совершенствование информационного обмена;
     
     - взаимодействие налоговых и таможенных служб по контролю за трансфертным ценообразованием;
     
     - унификацию перечня документов, подтверждающих факт экспорта товаров для возмещения НДС;
     
     - выработку единого порядка возмещения из бюджета сумм уплаченных НДС.
     
     Немаловажно также заслушать информацию Сторон о выполнении решений предыдущих совместных заседаний Советов.
     

5. Заключение

     

     В заключение хотелось бы отметить, что постоянный обмен мнениями между налоговыми службами ЕврАзЭС об опыте работы в новых условиях позволит СРНС обобщить имеющуюся информацию, принять предложения и практические рекомендации по унификации методологии налогового администрирования, совершенствованию информационного обмена, подготовке кадров, взаимодействию с таможенными службами и др. Основными направлениями деятельности рабочей группы становится унификация понятий и правил ведения учета налогоплательщиков, согласование с налоговыми службами  ЕврАзЭС процедуры выдачи документа, подтверждающего факт постановки на учет в налоговом органе.
     
     В этой связи СРНС предстоит активизировать свою деятельность, добиться большей результативности принимаемых решений.
     
     Практическим результатом прошедших в г. Астане заседаний явилось согласование проектов двух межправительственных соглашений и внесение для дальнейшего рассмотрения на первом заседании Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, прошедшего 27 июля т.г. в г. Алматы.
     
     СРНС в своей работе осуществляет тесную связь с налоговыми службами стран СНГ, с аналогичными Советами, созданными в рамках Центрально-Азиатского экономического содружества и СНГ. Постоянно в качестве наблюдателей на заседаниях принимают участие представители налоговых служб Армении, Украины и Молдовы.