Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Основные направления налоговой реформы Литвы

     

Основные направления налоговой реформы Литвы

     

Е.М. Воловик,
государственный советник налоговой службы III ранга

     
     В марте текущего года Стратегический комитет литовского правительства одобрил основные положения новой налоговой системы. Целью налоговой реформы в Литве провозглашено создание современной налоговой системы, которая стимулировала бы экономический рост, обеспечила справедливое и пропорциональное налогообложение и распределение налогов, позволила бы стабилизировать бюджетные доходы, а также привела бы национальное налоговое законодательство в соответствие с нормами Европейского союза (ЕС).
     
     По заключению комитета, система налогообложения в Литве достигла состояния, когда дальнейшее увеличение доходов бюджета просто за счет повышения налогов становится невозможным. В связи с этим возникает необходимость в новой налоговой системе, основные характеристики которой должны быть следующими:
     
     - государство должно получать стабильный, в необходимых размерах и в необходимые сроки доход, достаточный для удовлетворения его потребностей. Поступление государственных доходов должно быть защищено от нежелательных колебаний;
     
     - налоговая система должна обеспечить справедливое и пропорциональное распределение налоговой нагрузки;
     
     - налоги должны создавать условия для обеспечения экономической эффективности хозяйственной деятельности и не оказывать искажающего воздействия на распределение ресурсов;
     
     - система государственных доходов должна стимулировать накопление сбережений и развитие инвестиций, поощрять экономический рост, создавать предпосылки для обеспечения конкурентоспособности литовских товаров на международном рынке;
     
     - налогообложение должно быть направлено на обеспечение государственных доходов, а не на решение проблем отдельных налогоплательщиков;
     
     - нормативно-законодательная база налогообложения должна быть ясной и внутренне непротиворечивой;
     
     - налогоплательщики должны иметь возможность знакомиться с налоговыми законами и поправками к ним, а также принимать участие в подготовке законопроектов;
     
     - система взимания налогов должна быть несложной в реализации при сохранении на приемлемом уровне расходов государства на сбор налогов.
     
     Реформа налоговой системы Литвы преследует следующие основные задачи:
     

     - снижение общей налоговой нагрузки;
     
     - исключение неэффективного налогообложения;
     
     - создание гарантий для обеспечения поступлений в бюджет в необходимых размерах;
     
     - гармонизация литовского налогового законодательства с целью приведения его в соответствие со стандартами ЕС.
     
     В условиях снижения налоговой нагрузки доходы государственного бюджета должны быть гарантированы расширением налогооблагаемой базы при условии сохранения действующих ставок установленных в настоящее время налогов. Исключение составляют акцизные налоги, размеры ставок которых в соответствии с нормами ЕС будут непрерывно возрастать.
     
     Направления реформирования отдельных налогов налоговой системы следующие. Действующее законодательство по дорожному сбору не отвечает потребностям Дорожного фонда, который в соответствии с действующим законодательством финансируется за счет поступлений по налогу с продаж, хотя должен финансироваться за счет платежей, имеющих прямое отношение к пользованию дорогами, и частично за счет акцизов. В рамках новой налоговой системы использование поступлений по налогу с продаж для финансирования Дорожного фонда будет постепенно снижаться при одновременном повышении акцизов на минеральное топливо.
     
     С 1 января 2002 года правительство Литвы намерено отказаться от налога с корпораций. Основания для этого следующие:
     
     - в Литве очень высока сложность начисления налога с корпораций, что ложится тяжелой нагрузкой как на налогоплательщиков, так и на налоговых работников;
     
     - затраты на сбор налогов с корпораций в Литве превышают сумму собираемых налогов;
     
     - использование различных налоговых льгот в комплексе дает возможность большинству крупнейших компаний Литвы фактически не уплачивать налог с корпораций.
     
     Согласно замыслу с 1 января 2002 года налогообложению будут подвергаться только распределенные доходы компаний (дивиденды и прочие платежи), а также доходы из источников в Литве юридических лиц, зарегистрированных за рубежом. Особо отмечается, что отмена налога с корпораций не будет освобождать компании от обязанности представления в налоговые органы финансовой отчетности.
     
     Министерство финансов Литвы подготовило законопроект о налоге на доходы физических лиц. Основная направленность законопроекта - сокращение налоговой нагрузки на налогоплательщиков за счет расширения перечня налоговых вычетов. Тем самым правительство намерено стимулировать рост накоплений и инвестиций. Для налогоплательщиков, не имеющих налоговых скидок, ставку подоходного налога с 1 января 2002 года предлагается установить в размере 15 %. Для налогоплательщиков, имеющих налоговые вычеты, размер ставки налога на доходы будет составлять 29 % с 1 января 2002 года и 24 % с 1 января 2004 года.
     

     Одновременно предлагается повысить размеры необлагаемого минимума:
     
     с 1 января 2002 года - с 241 лита до 250 литов;
     
     с 1 января 2003 года - с 250 литов до 280 литов;
     
     с 1 января 2004 года - с 280 литов до 320 литов.
     
     В соответствии с проектом новой налоговой системы резиденты Литвы смогут сократить размеры налогооблагаемого дохода на 25 % за счет применения вычетов на:
     
     - перечисления в систему страхования жизни и пенсионные фонды;
     
     - взносы в систему здравоохранения;
     
     - персональные расходы на образование;
     
     - расходы на переоборудование жилых помещений в целях энергосбережения.
     
     Кроме того, в соответствии с законопроектом все резиденты Литвы будут обязаны начиная с 2002 года ежегодно подавать декларации на имущество.
     
     Для физических лиц предлагается ввести новый налог на собственность. Муниципалитетам будет дано право облагать налогом жилище, находящееся во владении частных лиц, и устанавливать необлагаемый минимум по таким налогам. Ставку налога предлагается установить в размере 1,5 % от стоимости налогооблагаемой собственности.
     
     Основной задачей нового законопроекта по акцизам является приведение национального законодательства в области акцизного налога в соответствие с нормами ЕС. Акцизом будут облагаться только алкогольная продукция, нефтепродукты, табачные изделия. Вместо акциза на сахар предлагается установить специальный налог на сахар.
     
     Правительство Литвы уже подготовило законопроект о налоге на добавленную стоимость. Целью законопроекта является гармонизация национального законодательства в области НДС в соответствии с нормами ЕС. Законопроект предусматривает сокращение количества льгот.
     
     В настоящее время в Литве действуют четыре специальных ставки НДС, тогда как в соответствии с нормами ЕС их должно быть не более двух. Законопроект предусматривает введение обязательных льгот, которые в настоящее время в Литве отсутствуют (например в части определенных категорий некоммерческих услуг в спорте), и сохранение действующих льгот (в народном образовании, секторе финансовых услуг, при продаже земли, проведении лотерей и т.д.). Действующее законодательство по НДС в части льгот для компаний, использующих труд инвалидов, также противоречит правилам ЕС и нуждается в пересмотре.