Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
     
Т.Н. Соколова

     

     1. В ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 поименован состав средств, не учитываемых при исчислении и уплате налога на прибыль. Есть ли основания у ООО не учитывать при исчислении налога на прибыль полученные денежные средства для приобретения имущества без изменения долей в уставном капитале?

     
     Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 2116-1) в состав доходов от внереализационных операций включаются суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности [за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством; средств, полученных в качестве безвозмездной помощи (содействия) и подтвержденных соответствующим удостоверением; средств, полученных от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре; средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов); средств, переданных между основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 % в уставном капитале дочерних предприятий; средств, передаваемых на развитие производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического лица].
     
     Таким образом, средства, внесенные в имущество общества, не предусмотрены в вышеназванном Законе в числе исключений из доходов от внереализационных операций и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Аналогичный порядок изложен в п. 2.7 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (далее - Инструкция N 62).
     

     2. В п. 6 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 и в п. 2.7 инструкции МНС России “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” определено, что не учитываются при исчислении налога на прибыль средства, переданные между основными и дочерними предприятиями. Распространяется ли это в отношении иностранных юридических лиц?

     
     В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона N 2116-1 в состав доходов от внереализационных операций не включаются средства, переданные между основными и дочерними предприятиями, при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 % в уставном капитале дочерних предприятий.
     

     Указанная норма распространяется как на денежные средства, так и на безвозмездно полученные основные средства, товары и иное имущество.
     
     Согласно ст. 105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
     
     Исходя из положений ст. 2 части первой ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     
     Учитывая изложенное, средства, в том числе денежные средства, основные средства, нематериальные активы и прочее имущество, полученное от юридического лица-нерезидента, доля которого в уставном капитале дочерней организации составляет более 50 %, не включаются данной дочерней организацией в состав доходов от внереализационных операций и объектом обложения налогом на прибыль не являются.
     

     3. Осуществляется ли формирование базы по исчислению налога на прибыль в случае реализации инвестиционных проектов по капитальному строительству?

     
     Порядок учета затрат предприятия по договорам на строительство определен письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 “Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций” и Положением по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167.
     
     В соответствии с п. 15 ПБУ 2/94 в бухгалтерском учете у застройщика финансовый результат по деятельности, связанной со строительством, формируется как разница между размером (лимитом) средств на его содержание, заложенным в сметах на строящиеся в данном отчетном периоде объекты, и фактическими затратами по его содержанию. Указанные нормативные акты не устанавливают особенностей ведения бухгалтерского учета данных операций для заказчиков-застройщиков при финансировании работ из бюджета.
     
     В соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей НК РФ.
     

     Таким образом, оказание услуг по осуществлению реализации инвестиционных проектов по капитальному строительству или организации строительства приводит к формированию подлежащей налогообложению прибыли. Причитающееся застройщику в оплату таких услуг вознаграждение выделяется в сметах на капитальное строительство отдельной строкой и в этой сумме учитывается в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     

     4. Предприятие зарегистрировано в октябре 1999 года. В Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы внесено во II квартале 2000 года. Основным видом деятельности является разработка, производство и последующая реализация через сеть специализированных магазинов аксессуаров и других комплектующих к гражданскому оружию (магазинов, рукояток, сошек и т.д.). Объемы выручки от производственной деятельности превысили 70 % в III квартале 2000 года. Вправе ли предприятие применить льготу по налогу на прибыль начиная с III квартала?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство товаров народного потребления, при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
     
     В третий и четвертый годы работы указанные в абзаце первом настоящего пункта малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     Необходимым условием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является соблюдение критериев, установленных ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, согласно которой под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
     
     в промышленности - 100 человек;
     

     в строительстве - 100 человек;
     
     на транспорте - 100 человек;
     
     в сельском хозяйстве - 60 человек;
     
     в научно-технической сфере - 60 человек;
     
     в оптовой торговле - 50 человек;
     
     в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
     
     в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
     
     Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
     
     Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
     
     В соответствии с подпунктом “б” п. 12 совместного письма Госкомстата России от 27.07.1993 N 10-0-1/246 и Минэкономики России N МЮ-636/14-151 “О методических рекомендациях по отнесению промышленной сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления”, продукция предприятия, перечисленная в запросе, относится к непродовольственным товарам народного потребления, как комплектующие изделия к охотничьему и спортивному оружию.
     
     Таким образом, начиная с III квартала 2000 года предприятие было вправе воспользоваться указанной выше льготой.
     
     Кроме того, согласно п. 2.2 ст. 2 Закона г. Москвы от 28.06.1995 N 14 “Об основах малого предпринимательства в Москве” невключение субъекта малого предпринимательства в Реестр субъектов малого предпринимательства не может служить основанием для непредставления ему налоговых льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативным актами.
     
     Таким образом, свидетельство о внесении в Реестр субъекта малого предпринимательства Москвы не может служить основанием для предоставления или отказа в предоставлении налоговых льгот, установленных действующим налоговым законодательством для субъектов малого предпринимательства.
     

     5. Подпадают ли тарифы на регулируемые услуги связи под действие п. 2 ст. 40 НК РФ или в целях налогообложения по регулируемым тарифам следует руководствоваться только п. 13 этой же статьи?

     
     Статьей 40 НК РФ установлены принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, согласно которым налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в определенных случаях, в частности, при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
     

     Вместе с тем согласно п. 13 данной статьи НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения применяются указанные цены (тарифы).
     
     Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях” определены методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в соответствии с которыми органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
     
     На основании названного Федерального закона постановлением Правительства РФ от 28.12.1998 N 1559 “О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи” на МАП России возложено осуществление регулирования цен (тарифов) на услуги связи по утверждаемому перечню.
     
     Учитывая изложенное, на предприятия связи, осуществляющие услуги по регулируемым тарифам, не распространяется действие п. 2 ст. 40 НК РФ.
     

     6. Вправе ли организация при применении льготы по налогу на прибыль, предусмотренной подпунктом “а” п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1 при приобретении основных средств производственного назначения, принять НДС к зачету, а также списывать амортизационные отчисления по этим основным средствам на себестоимость продукции?

     
     Подпункт “х” п. 2 Положения о составе затрат, предусматривающий включение в себестоимость продукции (работ, услуг) амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке, не зависит от применения льготы по налогу на прибыль при финансировании капитальных вложений.
     
     В соответствии с п. 7 и 8 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. При этом первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     
     В письме Департамента налоговой политики Минфина России от 21.04.2001 N 04-02-05/3/21 определено, что фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из:
     

     - сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором поставки их поставщику, договором купли-продажи (продавцу);
     
     - сумм, уплачиваемых организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
     
     - сумм, уплачиваемых организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
     
     - регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, предусмотренных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
     
     - таможенных пошлин и иных платежей;
     
     - невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
     
     - вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
     
     - иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
     
     Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.
     
     Вышеуказанное подтверждается п. 8 ПБУ 6/01, введенного в действие с отчетности 2001 года, а также Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     
     Пока налоговое законодательство Российской Федерации не предусматривает исключение списания стоимости основных средств на затраты производства за вычетом полученной льготы по налогу на прибыль.
     
     Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств производственного назначения, в полном объеме вычитались из сумм налога, подлежащих вносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств.
     
     С 1 января 2001 года в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные и уплаченные продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, указанных в п. 2 и 4 ст. 171 Кодекса, подлежат вычету в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, если организации являются плательщиком НДС.
     
     Учитывая изложенное, положения, предусмотренные названными нормами законов, не зависят от порядка исчисления налогоплательщиком налога на прибыль или применения им льготы по налогу на прибыль.
     

     7. В ст. 55 НК РФ установлен налоговый период, в п. 4 которой указано, что правила, предусмотренные п. 1-3 ст. 55 Кодекса, не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. Какой в этом случае действует порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в местные бюджеты?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом принимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
     
     Согласно п. 2 ст. 8 Закона N 2116-1 организации, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Организации, перешедшие на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исчисляют фактическую сумму налога на основании расчетов налога от фактически полученной прибыли, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль.
     
     Следовательно, Законом предусмотрен ежеквартальный (ежемесячный) порядок расчета налоговой базы при исчислении налога на прибыль.
     
     Для предприятий, определяющих налоговую базу и исчисляющих сумму налога на прибыль ежеквартально, налоговым периодом будет являться квартал, полугодие, девять месяцев и год. Для предприятий, перешедших на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, налоговым периодом будет являться месяц, 2 месяца и т.д.
     
     В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования или не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
     
     Для предприятий, определяющих налоговую базу и исчисляющих сумму налога на прибыль ежеквартально, правомерно установление дополнительной ставки по налогу на прибыль в размере 5 % с 1 апреля 2001 года.
     

     Для предприятий, перешедших на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, установление данной ставки производится с учетом определения налогового периода для данных предприятий.
     

     8. В п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1 указано, что при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятий для целей налогообложения учитывается индекс инфляции. Применяется ли этот индекс в случае реализации объекта незавершенного строительства?

     
     Согласно п. 4 ст. 2 Закона N 2116-1 при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
     
     Абзац 6 п. 2.4 Инструкции N 62 устанавливает, что индекс инфляции применяется к остаточной стоимости основных фондов и первоначальной стоимости иного имущества, согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на момент их реализации.
     
     При этом согласно абзацу 5 п. 2.4 Инструкции N 62 под понятием “иное имущество” предприятия подразумевается сырье, материалы, топливо, в том числе малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
     
     Основными фондами являются здания, сооружения, машины, оборудование и т.д., находящиеся в собственности организаций. Незавершенное строительство не классифицируется как основные фонды и не подходит под определение “иное имущество”.
     
     Кроме того, согласно п. 1 Методики исчисления индекса-дефлятора для индексации стоимости реализуемого имущества предприятия, утвержденной 21.05.1996 Госкомстатом России, Минэкономики России, Минфином России, индекс инфляции для индексации стоимости реализуемого имущества предприятий (ИРИП) является специальным показателем, предназначенным исключительно для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли.
     
     Таким образом, из вышеизложенного следует, что объект незавершенного строительства не классифицируется как основные фонды или иное имущество, не имеет остаточной или первоначальной стоимости, поэтому при его реализации индекс-дефлятор не применяется.
     

     9. Порядок учета затрат предприятия по договорам на строительство определен Минфином России в письме от 30.12.1993 N 160 и приказе от 20.12.1994 N 167. Применимы ли эти нормативные акты по бухгалтерскому учету при формировании стоимости строительных объектов в случае финансирования из бюджетов различного уровня?

     

     Порядок учета затрат предприятия по договорам на строительств определен письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 “Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций” и Положением по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167.
     
     В соответствии с п. 15 ПБУ 2/94 в бухгалтерском учете у застройщика финансовый результат по деятельности, связанной со строительством, формируется как разница между размером (лимитом) средств на его содержание, заложенным в сметах на строящиеся в данном отчетном периоде объекты, и фактическими затратами по его содержанию. Указанные нормативные акты не устанавливают особенностей ведения бухгалтерского учета данных операций для заказчиков-застройщиков при финансировании работ из бюджета.
     
     В соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей Кодекса.
     
     Таким образом, оказание услуг по осуществлению реализации инвестиционных проектов по капитальному строительству или организации строительства приводит к формированию подлежащей налогообложению прибыли. Причитающееся застройщику в оплату таких услуг вознаграждение выделяется в сметах на капитальное строительство отдельной строкой и в этой сумме учитывается в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Однако при формировании сметной стоимости строительных работ необходимо обратить внимание на письмо Госстроя России от 20.03.2001 N 43-1311/10 “О порядке применения Методических указаний по определению сметной прибыли в строительстве”, в котором изложено следующее.
     
     Госстрой России постановлением от 28.02.2001 N 15 утвердил и ввел в действие с 1 марта 2001 года согласованные с Минфином России и Минэкономразвития России Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве, положения которого обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства РФ.