Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О результатах реструктуризации обязательств кредитных организаций

     

О результатах реструктуризации обязательств кредитных организаций

          

Е.В. Бурмак,
советник налоговой службы I ранга

     
     Реструктуризация кредитных организаций,  целью которой является восстановление нормального функционирования системы банковских институтов, а также полноценной кредитной деятельности банковской системы при создании условий для эффективной работы банков с реальным сектором экономики, как это следует из основных положений совместного Заявления Правительства РФ и Банка России от 21.11.1998 N 5580п-П13 “О реструктуризации кредитных организаций”, отнесена к числу первоочередных мер по преодолению кризиса в банковской сфере.
     
     В целях восстановления нормального функционирования банковской системы страны и содействия ее эффективному развитию, опираясь на мировую практику восстановления платежеспособности банковских систем, в вышеуказанном заявлении объявлено о создании Агентства по реструктуризации кредитных организаций (далее - АРКО), с уставным капиталом 10 млрд руб. в форме небанковской кредитной организации, которое призвано осуществлять следующие задачи:
     
     - участие в проведении процедур банкротства в целях законного удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков, а также обеспечение условий для эффективной реализации процедур банкротства;
     
     - проведение государственной политики по предупреждению банкротств кредитных организаций;
     
     - создание и обеспечение функционирования рыночного механизма отстранения от управления кредитными организациями участников, в результате деятельности которых эти организации стали неплатежеспособными;
     
     - формирование рынка долгов кредитных организаций и их должников.
     
     Важнейшим условием достижения целей реструктуризации банков было признано совершенствование законодательства путем создания и корректировки законодательной базы в области гарантирования вкладов граждан в банках, банкротства кредитных организаций, расширения возможностей АРКО участвовать в рекапитализации банков.
     
     В современных условиях банковская система, по оценкам Банка России, находится в совершенно новом качественном состоянии, чем три года назад. Количество банков уменьшилось вдвое. Насчитывается около 1300 банков, имеющих банковскую лицензию. Улучшение их положения объясняется улучшением платежного баланса и стабильной макроэкономической ситуацией в стране. Капитализация многих банков соответствует законодательству.
     
     Из выступлений ответственных работников Банка России следует, что принятые государством направления реструктуризации банковской системы правомерны и результативны.
     

     Так, выступая на XI съезде Ассоциации российских банков, директор Департамента пруденциального банковского надзора Банка России А.Ю. Симановский с докладом на тему “Результаты реструктуризации и общая оценка текущей ситуации в банковской системе” отметил, что по существу решены следующие принципиальные задачи:
     
     - банковская система расчищена от неплатеже-способных банков, сохранено и рекапитализировано ее жизнеспособное ядро, клиентам предоставляется базовый комплекс услуг;
     
     - практически восстановлен докризисный уровень доверия к банковской системе со стороны клиентов, в том числе частных вкладчиков;
     
     - достаточно успешно в рамках Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ “О реструктуризации кредитных организаций” осуществляется реструктуризация отдельных крупных банков;
     
     - сохранены банковские технологии и имущественные комплексы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности;
     
     - к участию в капиталах банков привлечены новые участники и акционеры.
     
     В докладе отражены и результаты работы банковской сферы 2000 года, которые свидетельствуют о следующем.
     
     В настоящее время доля финансово стабильных банков в активах действующих кредитных организаций, по оценкам Банка России, составляет 88,6 %.
     
     По итогам 2000 года прибыль получили более 93 % действующих кредитных организаций (для сравнения: в реальном секторе экономики прибыльны 6 из 10 организаций).
     
     Банковский сектор пока не вышел на уровень середины 1998 года по ряду объемных параметров банковской деятельности - активам, капиталу, вкладам населения. Однако соотношение совокупных банковских активов и ВВП на начало 2001 года превышает соответствующий докризисный показатель (34,0 % против 30,4 %). Удельный вес доходов, доверяемых населением банковской системе, также несколько выше предкризисного уровня и составляет 12,2 % (против 11,9 % до кризиса). Кредиты реальному сектору экономики превысили предкризисный уровень в реальном исчислении почти на 10 %.
     
     Следствием эффективной работы кредитно-финансового сектора является значительное повышение бюджетных доходов, имея в виду не только поступления от налогов банков как налогоплательщиков, но в первую очередь как субъектов экономики, производящих финансовые услуги по перечислению налоговых платежей своих клиентов.
     
     Уместно отметить, что еще в середине августа 1998 года Банком России были обозначены шесть проблемных банков: АКБ “СбС-АГРО”, ОАО “Банк “Менатеп”“, ОАО “Мосбизнесбанк”, ОАО КБ “Мост-банк”, ОАО “Промстройбанк России”, ОАО “АБ “Инкомбанк”“. Позднее к ним был присоединен ОАО “Банк Российский Кредит”.
     

     В начале 1999 года Банк России определил 44 банка или 3 % всей банковской системы как кредитные организации, которым требуется финансовая поддержка со стороны государства.
     
     При этом считалось целесообразным сохранить крупные многопрофильные банки, ориентированные на оказание всевозможных услуг населению, промышленности, сельскому хозяйству, строительству. К таким банкам были отнесены АКБ “СбС-АГРО”, ОАО “Промстройбанк России”, ОАО “Банк Российский Кредит”.
     
     По оценкам различных экспертов, затраты на рекапитализацию таких банков превысили бы 25 млрд руб., а общий объем средств, необходимых на рекапитализацию банковской системы, составил бы около 130 млрд руб.
     
     В свою очередь, по оценкам Банка России, на поддержание текущей ликвидности банков необходимо было потратить около 47 млрд руб.
     
     По результатам обследования деловой активности коммерческих банков России, проведенного Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ в I квартале 2001 года, большинство руководителей коммерческих банков или 56 % были критически настроены по отношению к процессу реструктуризации банковской системы.
     
     Значительной поддержкой руководителей обследованных банков по-прежнему пользовалось создание целевых страховых и гарантийных фондов (42 %).
     
     В то же время большинство банкиров негативно оценило такие мероприятия, как укрупнение кредитных учреждений (63 %), а также деятельность АРКО (61 %). Чаще других негативное отношение к деятельности АРКО высказывали руководители обследованных банков с капиталом свыше 300 млн руб. В то же время половина руководителей крупнейших банков позитивно оценила меры по укрупнению кредитных учреждений.
     
     Приведенные показатели свидетельствуют о том, что государственная поддержка жизнедеятельности банковской системы требует огромных финансовых затрат.
     
     Создание АРКО послужило основой для проведения реструктуризации банковской системы в рамках комплекса мер к находящимся под его управлением кредитным организациям с целью преодоления их финансовой неустойчивости и восстановления платежеспособности либо проведения процедур их ликвидации.
     
     Подводя итоги деятельности АРКО, обратимся к Обобщенным данным о деятельности АРКО в 2000 году, опубликованным в Вестнике Банка России от 04.04.2001 N 22 (522).
     

     По состоянию на 1 января 2001 года АРКО осуществляло 15 проектов, связанных с реструктуризацией и развитием 20 банков из 12 регионов России.
     
     В соответствии с Федеральными законами “О федеральном бюджете на 1999 год” и “О федеральном бюджете на 2000 год” АРКО было выделено бюджетное финансирование в размере 11 млрд руб. в форме имущественного взноса Российской Федерации.
     
     Общий лимит финансирования проектов, реализуемых АРКО, составил на 1 января 2001 года 10,95 млрд руб. Из указанной суммы 1, 51 млрд руб. (13,8 %) представляют собой вложения в уставные капиталы банков и 5,48 млрд руб. (50 %) - кредиты для развития их бизнеса.
     
     Первоначально под управление АРКО перешли ОАО МБ “Петр Первый”, ОАО ПК “АвтоВАЗбанк”, ЗАО “Челябкомзембанк” , ОАО АКБ “Кузбассугольбанк”, АКБ “Инвестбанк”, ОАО “Российский национальный коммерческий банк”, АБ “Евразия”, АКБ “Вятка-банк”.
     
     Указанные банки относятся к числу региональных, и проекты их реструктуризации были направлены на восстановление и расширение их деятельности.
     
     По данным налоговых органов, указанные банки по состоянию на 1 января 2000 года имели задолженность только по штрафам и пеням, начисленным в связи с неисполнением банками обязанностей по перечислению налоговых платежей своих клиентов.
     
     Согласно данным годового отчета АРКО за 2000 год объем обязательных платежей, уплаченных данными банками, за исключением Российского национального коммерческого банка, как самостоятельными налогоплательщиками составил в 2000 году 117 млн руб.
     
     Все банки вышли на текущую операционную прибыльную деятельность. Совокупный операционный результат, полученный банками данной группы по состоянию на 1 января 2001 года (за исключением Российского национального коммерческого банка) составляет 135,6 млн руб. Наличие балансовых убытков носит временный характер и объясняется необходимостью формирования в полном объеме в соответствии с требованиями Банка России резервов на возможные потери по старым проблемным кредитам.
     
     Особо следует отметить, что в рамках проведения мероприятий по реструктуризации банковской системы Кемеровской области предусмотрено создание опорного областного банка на базе ОАО АКБ “Кузбассугольбанк” при реорганизации четырех банков региона: КАБ “Кузбассоцбанк”, АКБ “Кузбассугольбанк”, АБ “Кемерово” и АКБ “Кузбасспромбанк”.
     

     Названный план реструктуризации был утвержден АРКО 18 июля 1999 года и рассчитан на 2,5 года.
     
     Общая сумма вложений АРКО в реструктуризацию банковской системы Кемеровской области составит до 556,45 млн руб.
     
     При этом, например, активы Кузбасспромбанка составляют более 803 млн руб., а сумма обязательств перед кредиторами - 1,2 млрд руб.
     
     При проведении процедуры появится возможность полностью рассчитаться с кредиторами первой очереди, то есть физическими лицами. Кроме того, предусматривается проведение значительных работ по оспариванию сомнительных сделок, заключенных прежним руководством банка, для увеличения суммы активов и максимального удовлетворения обязательств перед кредиторами.
     
     Вместе с тем остается открытым вопрос, в каком порядке будет погашаться задолженность указанных банков по обязательным платежам.
     
     Особенностью программы реструктуризации ОАО “Российский национальный коммерческий банк” является ее осуществление АРКО на паритетной основе с Банком Москвы.
     
     Финансирование проекта АРКО в виде взноса в уставный капитал банка составило 119,5 млн руб. (46,1 % акций), в виде кредита - 130,5 млн руб. сроком на 2,5 года.
     
     Следует заметить, что указанный банк не имел задолженности по обязательным платежам в бюджет непосредственно на 16 ноября 1999 года, то есть на дату перехода под управление АРКО. Имелась задолженность только по пеням и штрафам, в частности по федеральному бюджету эта сумма составляла около 4 млн руб.
     
     ОАО “Российский национальный коммерческий банк”, так же как и ряд других банков, перешедших под управление АРКО до вступления в силу Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций” и имеющих задолженность по пеням и штрафам, обращались в МНС России с просьбой предоставить отсрочку на условиях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 15.04.2000 N 348 “О представлении государственной корпорацией “Агентство по реструктуризации кредитных организаций”“ интересов Российской Федерации при заключении мировых соглашений с реструктурируемыми кредитными организациями” либо произвести их списание.
     
     Однако реструктуризация задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО, может быть реализована в рамках указанного постановления Правительства РФ, принятого во исполнение ст. 27 Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций”, только при заключении мирового соглашения с кредиторами.
     

     В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ на МНС России, так же как и на иные федеральные органы исполнительной власти, требования которых отражены в бухгалтерской отчетности реструктурируемых кредитных организаций, возложено исключительно проведение сверки задолженности перед Российской Федерацией по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
     
     В свою очередь именно на АРКО возложено представление интересов Российской Федерации при заключении с реструктурируемыми кредитными организациями мировых соглашений на условиях, установленных п. 7 Правил, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства РФ, и утверждаемых арбитражным судом.
     
     Учитывая изложенное, МНС России не вправе самостоятельно реструктуризировать долги кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО перед федеральным бюджетом, в том числе и по штрафам и пеням.
     
     Необходимо также иметь в виду то, что по вышеназванным банкам, перешедшим под управление АРКО до вступления в силу Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций”, имеется неурегулированная проблема, связанная с порядком распространения на них положений ст. 13 названного Федерального закона.
     
     В официальных разъяснениях Банка России от 24.09.1999 N 281-Т “По вопросам применения Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций”“, а также телеграммами Банка России от 11.02.2000 N 40-Т и от 18.04.2000 N 86-Т указывалось, что к названным банкам, как не отвечающим условиям распространения данного Федерального закона, мораторий на удовлетворение требований кредиторов не применяется. Иными словами, налоговые органы вправе применять к указанным банкам меры взыскания задолженности по налоговым платежам, имеющейся у банков на дату их перехода под управление АРКО, а также начислять пени и штрафы на указанную сумму задолженности.
     
     Однако вышеназванное официальное разъяснение Банка России было признано Верховным Судом Российской Федерации недействующим с момента его издания (решение от 03.03.2000 N ГКПИ 99-1176).
     
     Вместе с тем исходя из положений ст. 13 Федерального закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов вводится с момента перехода кредитной организации под управление АРКО и его введение не связано с какими-либо ограничениями и условиями.
     

     Таким образом, указанные обстоятельства могут стать причиной оспаривания действий налоговых органов по периоду начисления пеней на сумму имеющейся у банков задолженности по налоговым платежам, а также по ее взысканию.
     
     Кроме того, неурегулированность данного вопроса влияет на правильность отражения процесса реструктуризации задолженности кредитных организаций перед Российской Федерацией в соответствующей отчетности и прежде всего в лицевых счетах налогоплательщиков.
     
     Учитывая, что в соответствии со ст. 46 Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций” именно Банку России предоставлено исключительное право давать официальные разъяснения по порядку применения названного закона, МНС России направило запрос в Банк России (письмо от 09.01.2001 N 05-1-13/25) с просьбой дать официальное разъяснение по вопросу порядка введения моратория.
     
     Однако до настоящего времени ответ от Банка России по указанному вопросу не получен.
     
     Принятый в целях повышения финансовой устойчивости кредитных организаций Федеральный закон от 08.07.1999 N 144-ФЗ “О реструктуризации кредитных организаций” внес существенные изменения в законодательство, касающиеся применения процедуры банкротства и ликвидации кредитных организаций.
     
     Неординарность этого законодательного акта связана главным образом с совершенно новым подходом к отношениям между кредитными организациями и их кредиторами. Прежде всего это относится к процедуре заключения мировых соглашений.
     
     Как это следует из положений ст. 23 Федерального закона, в целях реструктуризации кредитной организации указанная кредитная организация и ее кредиторы вправе заключить мировое соглашение, в то время как в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” в отношении кредитных организаций при процедуре в деле о банкротстве внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом от 06.01.1999 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, не применяются.
     
     По кредитным организациям, находящимся под управлением АРКО, решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимается объединением кредиторов, а решение о заключении мирового соглашения со стороны кредитной организации принимается АРКО.
     
     Впоследствии объединение кредиторов обращается в арбитражный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения, о чем арбитражный суд выносит соответствующее определение.
     
     Исходя из положений п. 3 ст. 46 Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций”, наделяющим Банк России исключительным правом давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего закона, Банк России дал официальное разъяснение от 26.07.2000 N 1-ор по процедуре заключения мировых соглашений.
     
     Процессуальные вопросы утверждения мировых соглашений решаются в соответствии с требованиями, предусмотренными АПК РФ и Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”.
     
     Особое место занимает осуществление планов реструктуризации двух крупнейших банков, находящихся под управлением АРКО, а именно: ОАО “Банк Российский Кредит” и ОАО “СбС-АГРО”.
     
     Установленный лимит финансирования проекта реструктуризации ОАО “Банк Российский Кредит” составил 2,7 млрд руб. Указанное финансирование представлено на возвратной основе для проведения выплат кредиторам ОАО “Банк Российский Кредит” в рамках утвержденного мирового соглашения, а также для улучшения качества активов.
     
     По состоянию на 1 января 2001 года объем реструктурированных обязательств банка, возникших из договоров банковского счета и банковского вклада кредиторов - физических лиц, составил 1,4 млрд руб. (76 % от общей суммы обязательств перед физическими лицами). При этом в наличной денежной форме выплачено 365 млн руб. Половина обратившихся вкладчиков получила денежные средства в наличной форме.
     
     Законность и правомерность мирового соглашения для нерезидентов были подтверждены зарубежной судебной практикой. Так, суд США по делам о банкротстве штата Нью-Йорк вынес решение, запрещающее кредиторам подачу исков и принудительное исполнение судебных решений против ОАО “Банк Российский Кредит” на территории США.
     
     В связи с исполнением условий мирового соглашения ОАО “Банк Российский Кредит” с его кредиторами, утвержденного 15 августа 2000 года Арбитражным судом г. Москвы, указанным банком в IV квартале 2000 года осуществлено погашение задолженности по обязательным платежам в сумме 147 млн руб., в том числе перед федеральным бюджетом в сумме 85,5 млн руб.
     
     Вместе с тем исходя из положений постановления Правительства РФ от 15.04.2000 N 348 “О представлении государственной корпорацией “Агентство по реструктуризации кредитных организаций” интересов Российской Федерации при заключении мировых соглашений с реструктурируемыми кредитными организациями”, предусматривающих ежеквартальные платежи в размере 1/24 суммы задолженности по обязательным платежам, и суммы задолженности ОАО “Банк Российский Кредит”, учтенной в Протоколе сверки задолженности перед федеральным бюджетом в сумме 2 078 052 572 руб. 71 коп., ежеквартальный платеж по условиям мирового соглашения должен составлять 86 585 523 руб. 86 коп.
     
     Таким образом, имеется факт недоперечисления ОАО “Банк Российский Кредит” в федеральный бюджет по первому сроку платежа денежных средств в размере 1 117 266 руб. 20 коп.
     
     Как следует из сообщения АРКО от 02.04.2001 N 1-2/1818, расхождение между 1/24 суммы задолженности, отраженной в Протоколе сверки, и суммой, уплаченной в федеральный бюджет, возникло в силу ряда причин и прежде всего в связи с включением в сумму задолженности по обязательным платежам, указанной в Протоколе сверки, задолженность по арендной плате за землю, которая, по мнению банка, относится к задолженности по денежным обязательствам.
     
     Вместе с тем обязательный характер уплаты арендной платы за землю на счета федерального казначейства, а не непосредственно арендодателю, не имеет принципиальных отличий от других обязательных платежей в бюджет, контроль за уплатой которых возложен на налоговые органы.
     
     Кроме того, в соответствии с приказом Минфина России от 29.12.2000 N 420 арендная плата за землю включена в Перечень налогов и сборов, подлежащих зачислению на балансовый счет 40101 “Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации”.
     
     Таким образом, рассмотренная ситуация требует дополнительной проработки.
     
     Установленный лимит финансирования мероприятий по реструктуризации АКБ “СбС-АГРО” составляет 3,1 млрд руб. Из указанной суммы 0,7 млрд руб. предназначены для частичного выкупа прав требования вкладчиков данного банка, 375 млн руб. выделены для формирования уставного капитала ОАО “Россельхозбанк” и реструктуризации активов и пассивов АКБ “СбС-АГРО”, связанных с фондом льготного кредитования АПК. Оставшиеся средства предназначены для выкупа части активов банка и последующего расчета с кредиторами, а также для финансирования деятельности.
     
     В течение 2000 года в банке была проведена инвентаризация его имущества и оценка активов, составлен реестр требований кредиторов, в который включено свыше 135 тыс. требований кредиторов на общую сумму 49,1 млрд руб.
     
     АРКО реализовало программу выкупа у населения прав требования к банку по вкладом до 20 тыс. руб. Общая сумма затрат составила 650 млн руб. В результате этой программы число требований частных вкладчиков сократилось в 20,7 раза - с 1 млн 200 тыс. до 58 тыс. Сумма приобретенных требований составила 679,5 млн руб.
     
     Кроме того, АРКО в полной мере реализовало право, предоставленное ему ст. 14 Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций”, в части оспаривания неправомерных сделок банка, совершенных кредитной организацией в течение трех лет до момента перехода кредитной организации под управление АРКО. По состоянию на 1 января 2001 года в арбитражных судах находилось рассмотрение 7 дел на общую сумму 1,135 млрд руб.
     
     Вместе с тем, при реализации плана реструктуризации ОАО АКБ “СбС-АГРО”, АРКО и налоговые органы столкнулись с целым рядом сложностей.
     
     Так, при осуществлении мероприятий по определению размеров неисполненных обязательств банка, а также его активов, было установлено отсутствие в банке многих первичных документов, подтверждающих их размеры.
     
     Налоговыми органами были установлены многочисленные факты роста картотеки неисполненных платежных документов после перехода АКБ “СбС-АГРО” под управление АРКО.
     
     Рост текущей задолженности банка, перешедшего под управление АРКО, связан с продолжающимся приемом платежных документов клиентов банка несмотря на введенный мораторий на удовлетворение требований кредиторов, что способствует уходу отдельных недобросовестных налогоплательщиков от ответственности законным образом заплатить налоги.
     
     В целях недопущения дальнейшего роста картотеки неисполненных платежных документов и принятия жестких мер в отношении работников банка и клиентов, применяющих подобную схему уклонения от уплаты налогов, МНС России неоднократно обращалось в Банк России и АРКО с предложениями провести анализ имеющейся у банка картотеки совместно с налоговыми органами и устранить имеющиеся нарушения.
     
     Анализ результатов применения установленного порядка реструктуризации обязательств кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО, свидетельствует об эффективности принимаемых государством мер.
     
     Тем не менее банковская система требует дальнейшего реформирования и совершенствования законодательства в этой области. На улучшение банковского дела могут повлиять законы, рассматриваемые в Государственной думе Российской Федерации. Они касаются, в частности, повышения капитализации банков, более тщательного контроля за акционерами банка, разработки различных методов ликвидации (банкротства) банков.