Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О проведении проверки кредитных организаций по исполнению клиентских налоговых платежей

     

О проведении проверки кредитных организаций по исполнению клиентских налоговых платежей
    

Л.Л. Теймуразова,
     
А.Т. Володина

     
     При проверке исполнения коммерческими банками и другими кредитными организациями поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды следует руководствоваться прежде всего тем, что налогоплательщики-клиенты банка обязаны самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
     
     Проверка проводится в соответствии с предоставленным налоговым органам п. 11 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) правом требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени. Проверка истребованных документов осуществляется по месту нахождения налогового органа или в коммерческом банке.
     
     Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и решений о взыскании налогов и сборов определены ст. 60 НК РФ. В соответствии с указанной статьей:
     
     - банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента по перечислению налога в соответствующие бюджеты, а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством;
     
     - поручение по перечислению налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено Кодексом;
     
     - при наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений по перечислению налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды).
     
     На момент проверки следует выбрать недоимщиков по платежам в бюджет, сумму недоимки, даты инкассовых поручений, выставленных в учреждения банка на бесспорное взыскание платежей в бюджет.
     
     Источниками информации при проверке служат:
     

     - лицевые счета налогоплательщиков, открываемые налоговыми органами по месту налогового учета;
     
     - первичные расчетные документы (платежные поручения налогоплательщиков, инкассовые поручения налоговых органов);
     
     - выписки из лицевых счетов налогоплательщиков-клиентов банка;
     
     - выписки из счетов доходов федерального бюджета.
     
     Кроме того, используются документы синтетического и аналитического учета в банках (оборотно-сальдовый баланс банка, выписки по корреспондентскому счету банка, документы дня и другие).
     
     По документам дня на дату обработки платежного документа в учреждении банка (дата указана в платежном поручении) по штампу на поручении устанавливается дата его принятия учреждением банка и движение денежных средств по счетам клиента.
     
     Остатки денежных средств на счетах клиентов отражаются в оборотной ведомости (с указанием лицевого счета клиента) и в ежедневном балансе. В случае если у клиента на момент сдачи в банк платежного документа не имелось денежных средств, необходимо по лицевому счету установить дату поступления средств клиенту и их сумму. Дата зачисления проверяется по выпискам РКЦ (при безналичном перечислении средств), которые прилагаются к документам дня.
     
     В случае клиринговых расчетов необходимо проверить запись о зачислении средств на счет клиента банка. Операция производится в день поручения или на следующий день, если баланс закрыт (дебет счета 30104 “Корреспондентские счета центров взаимных расчетов, клиринговых организаций в Банке России”, кредит счета клиента).
     
     Проверка своевременности зачисления средств на расчетный счет налогоплательщика производится посредством сличения даты поступления средств (дата на платежном поручении) и даты их зачисления на расчетный счет клиента.
     
     В случае поступления выручки наличными денежными средствами через кассу банка по кассовым документам дня сопоставляется дата поступления средств в кассу банка с датой зачисления платежей на расчетный счет.
     
     Платежные документы (полностью оплаченные) с отметкой о дате исполнения находятся в документах того банковского дня, в который произведена оплата.
     
     Частично оплаченные платежные поручения находятся в картотеке N 2, при этом их погашение производится мемориальными ордерами банка, которые помещаются в документы соответствующего дня. Дата списания сумм со счета клиента с указанием реквизитов платежного поручения, по которому производится погашение, должна совпадать с датой мемориального ордера.
     

     Неисполненные и частично исполненные платежные документы помещаются в картотеку N 2 и учитываются на внебалансовых счетах N 90902 “Расчетные документы, не оплаченные в срок”, 90903 “Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации”, 90904 “Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации”.
     
     Своевременность прохождения платежного поручения определяется на основе сопоставления:
     
     - даты составления платежного документа (заполняется налогоплательщиком и действителен в течение 10 дней со дня выписки);
     
     - даты поступления документа в банк (документы, принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся ими по балансу в этот же день и подшиваются в документы дня на дату получения платежного документа; если банком не производится календарная регистрация приема платежных документов, то принимается дата выписки платежного поручения);
     
     - даты списания средств со счета налогоплательщика (календарный штемпель даты проводки сверяется с выпиской из лицевого счета клиента);
     
     - даты списания средств с корреспондентского счета (определяется по выпискам с корреспондентского счета).
     
     Сличение даты выписки поручения, даты обработки его банком и даты перечисления в бюджет производится по карточкам лицевых счетов плательщиков на уплату платежей в бюджет. Все факты временных разрывов следует отметить для дальнейшей проверки в коммерческом банке.
     
     За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных ст. 60 НК РФ, банки несут ответственность, предусмотренную ст. 133 Кодекса.
     
     Кроме того, ст. 849 Гражданского кодекса Российской Федерации определена обязанность банка зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.
     
     В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” общий срок безналичных расчетов (от списания средств с расчетного счета плательщика до зачисления средств получателю) не должен превышать 2 дней в пределах субъекта Российской Федерации.
     

     При проверке следует учитывать, что согласно разъяснению Департамента методологии и организации расчетов Банка России от 17.02.1998 N 17-16-148 за изменение технологии проведения расчетных операций отделениями и филиалами кредитных организаций, приводящее к увеличению сроков зачисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней, несут ответственность кредитные организации. Кроме того, кредитные организации должны применять технологии, обеспечивающие проведение расчетных операций в указанные сроки и не вправе применять технологию, удлиняющую сроки проведения расчетных операций.
     
     В связи с имеющимися фактами представления налогоплательщиками подложных документов банков о списании с их расчетных счетов денежных средств в уплату налогов и сборов необходимо, руководствуясь письмом МНС России от 08.07.1999 N АП-6-09/544@, удостовериться в подтверждении факта списания средств с расчетного счета налогоплательщика.
     
     К кредитным организациям, не обеспечивающим по поручению налогоплательщиков своевременное перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды и имеющим непрерывно в течение 3 и более рабочих дней картотеку к внебалансовому счету N 90904 “Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации”, территориальные учреждения Банка России за нарушения кредитными организациями сроков осуществления безналичных расчетов, установленных ст. 80 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, в соответствии со ст. 75 вышеупомянутого Федерального закона применяют меру воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на срок до шести месяцев в порядке, предусмотренном инструкцией Банка России от 31.03.1997 N 59 (письмо Банка России от 18.06.1999 N 182-Т, доведенное до налоговых органов письмом МНС России от 25.06.1999 N АП-б-05/507).
     
     В период применения данной меры воздействия кредитные организации не вправе осуществлять расчеты по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды и принимать к исполнению платежные поручения на проведение указанных операций.
     
     Одновременно к таким кредитным организациям территориальные учреждения Банка России предъявляют требования по осуществлению мер по предупреждению банкротства.
     

     Задача проверяющих - установить, применена ли Банком России или его территориальным учреждением в отношении рассматриваемого банка мера воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на срок до 6 месяцев в соответствии с вышеуказанным письмом Банка России от 18.06.1999 N 182-Т (письмо МНС России от 16.11.1999 N АП-6-05/910@ “О дальнейших мерах по ликвидации задолженности проблемных коммерческих банков и их клиентов перед бюджетами всех уровней”).
     
     В случае выявления факта представления налогоплательщиком документов, подтверждающих списание средств в уплату налоговых платежей через банк, в отношении которого Банком России наложен запрет на осуществление указанных расчетов, следует направить соответствующие материалы в территориальные органы ФСНП России, МВД России и ФСБ России.
     
     При решении вопроса о правомерности исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога за счет денежных средств, полученных в счет исполнения обязательств кредитной организации по погашению векселей, облигаций и иных оформленных ценными бумагами договоров займа, следует руководствоваться письмом МНС России от 09.12.1999 N АП-6-18/995@.
     
     Если на момент предъявления налогоплательщиком к погашению в кредитную организацию векселя либо облигации денежные средства на ее корреспондентском счете отсутствовали и тем не менее денежные средства от погашения вышеуказанных ценных бумаг зачислены на счет налогоплательщика, обязанность по уплате налога за счет указанных денежных средств не считается исполненной, так как данные денежные средства на его счет зачислены на основании ничтожной сделки.
     
     В случае представления налогоплательщиком документов, являющихся основанием считать обязанность по уплате налога исполненной, налоговый орган отражает в установленном порядке ее исполнение в лицевом счете только при получении документов, подтверждающих наличие на корреспондентском счете кредитной организации денежных средств в момент предъявления упомянутых ценных бумаг к погашению.
     
     О случаях выявленных зачислений кредитными организациями денежных средств на счета налогоплательщиков вышеуказанным способом проверяющие должны незамедлительно сообщать в МНС России для рассмотрения вопроса о направлении соответствующих материалов в правоохранительные органы.
     

     Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации вводится в двух случаях:
     
     по основаниям ст. 26 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” на срок не более трех месяцев;
     
     при переходе кредитной организации под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ “О реструктуризации кредитных организаций”.
     
     При введении моратория налоговые органы должны руководствоваться официальными сообщениями Банка России.
     
     Обращаем внимание читателей на то, что во время действия моратория не допускается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых (экономических) санкций. Требования о взыскании в бесспорном порядке по денежным обязательствам и обязательным платежам могут быть предъявлены кредитной организации только после окончания действия моратория.
     
     Действие моратория не распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли после введения моратория, что является основанием для предъявления к кредитной организации требований по уплате данной задолженности и в период действия моратория.
     
     Вместе с тем в соответствии с Указаниями Банка России от 27.09.1999 N 647-У к кредитным организациям, находящимся под управлением Агентства по реструктуризации кредитных организаций, не применяются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, что исключает возможность применения мер воздействия согласно письму Банка России от 18.06.1999 N 182-Т.
     
     Следует иметь в виду, что во время действия моратория на сумму задолженности начисляются проценты по ставке рефинансирования Банка России. Порядок их начисления определен письмом Банка России от 19.11.1999 N 317-Т.