Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Уплата налога на прибыль финансово-кредитными организациями

     

Уплата налога на прибыль финансово-кредитными организациями

     

В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы I ранга

    

     Кредитная организация просит разъяснить порядок расчета налоговой базы кредитной организацией по операциям с ГКО. На момент проведения новации в портфеле кредитной организации находились только ГКО. Что является невыплаченным процентным доходом по заменяемым государственным ценным бумагам: разница между дисконтированной стоимостью старых государственных ценных бумаг и их балансовой стоимостью либо разница между дисконтированной стоимостью старых государственных ценных бумаг и фактической ценой приобретения государственных ценных бумаг, стоимость которых подтверждается на основе первичных оправдательных документов? Вправе ли банк исключить из прибыли от реализации (погашения) сальдо положительной переоценки, образовавшейся при переоценке заменяемых государственных ценных бумаг, с которой был уплачен налог по ставке 15 % в бюджет?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (далее - Закон РФ N 2116-1) при реализации первичными владельцами государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования, прибыль (убыток) определяется как разница между ценой реализации и их оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с реализацией.
     
     Под оплаченной стоимостью государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования (новации), признается стоимость, равная фактическим затратам инвестора на приобретение ГКО и ОФЗ (по платежным документам), погашаемым в результате выкупа или новации, уменьшенным на сумму денежных средств, полученных при реструктуризации (новации). Оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги, полученной в результате реструктуризации (новации), определяется как оплаченная стоимость всех полученных государственных ценных бумаг, деленная на их количество. При исчислении первичными владельцами дохода по государственным ценным бумагам, полученным в результате реинвестирования (новации), при их погашении, в том числе при направлении облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) на погашение просроченной задолженности по налогам, штрафам и пеням в федеральный бюджет, дополнительно из цены погашения (номинальной стоимости погашаемых ценных бумаг) исключаются часть процентного дохода, подлежавшего выплате по ОФЗ, и разница между ценой погашения и ценой приобретения по ГКО, включенные в номинальную стоимость государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), приходящиеся на одну ценную бумагу, полученную в результате реструктуризации (новации).
     
     Невыплаченный процент (дисконт) по заменяемым ГКО представляет собой разницу между расчетной стоимостью новых обязательств, определенную путем дисконтирования на 19 августа 1998 года номинальной стоимости заменяемых ГКО, и фактическими затратами на их приобретение.
     

     Процентный доход по заменяемым ценным бумагам, включенный в номинальную стоимость полученных при новации ценных бумаг, подлежит исключению из цены погашения (номинальной стоимости погашаемых ценных бумаг) в пределах полученной от погашения прибыли.
     
     В целях избежания двойного налогообложения при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, с прибыли, полученной от реализации государственных переоцениваемых ценных бумаг, следует учитывать сумму налога, ранее уплаченную в бюджет, с переоценки таких ценных бумаг.
     
     Одновременно следует иметь в виду, что нормативными документами не предусмотрен механизм учета сумм переоценки, с которой был уплачен налог на доход для целей налогообложения.
     

     Акционерное общество просит разъяснить порядок налогообложения эмиссионного дохода, так как территориальная налоговая инспекция утверждает, что эмиссионный доход, не облагаемый налогом на прибыль, возникает не всегда.

     
     В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по их номинальной стоимости.
     
     В связи с этим в случае учреждения акционерного общества при реализации акций эмиссионный доход возникать не должен.
     
     Согласно ст. 28 указанного выше Федерального закона уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. В этом случае в соответствии с п. 6 совместного письма Госналогслужбы России и Минфина России от 08.12.1993 N НП-4-01/196н; N 142 “О некоторых вопросах налогообложения, возникающих в связи с использованием ценных бумаг”, зарегистрированного в Минюсте России 22.12.1993 N 440, при продаже акций по цене, превышающей их номинальную стоимость, сумма разницы между фактической ценой продажи и номинальной стоимостью в состав прибыли акционерных обществ, подлежащей налогообложению, не включается. Указанная разница рассматривается только в качестве добавочного капитала, и ее не допускается направлять на нужды потребления.
     
     Доход, полученный при учреждении в случае размещения акций между учредителями по цене выше номинала, не является эмиссионным доходом и подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
     

     Кредитная организация просит разъяснить порядок уплаты налога на прибыль за свои обособленные подразделения, находящиеся в разных субъектах Российской Федерации. Какие документы должны быть представлены головной организацией в налоговый орган по месту своего нахождения? Кто будет нести ответственность за предоставление недостоверной информации (сведений)?

     
     Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”“ введен новый порядок уплаты налога на прибыль для филиалов и представительств организаций, признававшихся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками. При этом указанный порядок приведен в письме МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@.
     
     Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также о суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются организацией филиалам (представительствам), имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений соответственно до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов применительно к п. 2 Методических указаний Госналогслужбы России по применению постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 “О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета” (далее -Постановление N 660), направленных письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, зарегистрированных в Минюсте России 14.08.1995 N 932 (с изменениями и дополнениями).
     
     Одновременно со сведениями о суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются сведения о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.
     
     Передаваемые сведения должны быть представлены финансово-кредитной организацией со штампом организации и указанием ИНН и подписаны руководителем и главным бухгалтером головной организации.
     

     Представление в сообщаемых сведениях иной дополнительной информации не требуется и не предусмотрено документами МНС России.
     
     Что касается деклараций по налогу на прибыль, справок об авансовых взносах, дополнительных платежах, справок “О порядке определения данных, отражаемых по строке 1 “Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли”“ и других аналогичных документов, то указанные документы представляются в налоговый орган по месту налогового учета головного офиса и должны содержать данные по каждому территориально обособленному подразделению, головному офису и по организации в целом.
     
     Одновременно обращаем внимание читателей на то, что в соответствии с п. 6 и 7 Постановления N 660 ответственность за полноту перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации предусмотренных названным Порядком налогов, причитающихся со структурных подразделений, несут организации, в состав которых входят эти структурные подразделения.
     
     Контроль за правильностью исчисления налогов и своевременностью их перечисления в бюджеты Российской Федерации осуществляется налоговыми органами по месту нахождения организаций, в состав которых входят структурные подразделения.
     

     Размер убытка банка, возникшего при формировании резервов под возможные потери по ссудам и резерва под обесценение ценных бумаг, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в момент создания указанных резервов, не принимается при расчете льготы по налогу на прибыль, установленной п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
     
     Учитываются ли в составе доходов суммы восстановленных резервов на возможные потери по ссудам и обесценение ценных бумаг, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в момент создания указанных резервов при использовании льготы по налогу на прибыль, установленной п. 5 ст. 6 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”?

     
     В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ N 2116-1  установлено, что для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток [по данным годового бухгалтерского учета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)], от уплаты налога освобождается часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).
     
     При определении размера указанной льготы в налоговом расчете учитываются понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год - также убыток по курсовым разницам, предусмотренный п. 14 ст. 2 указанного Закона. В расчете не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормированной величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
     

     Одновременно следует иметь в виду, что согласно п. 1.4 Указаний Банка России от 29.06.2000 N 810-У “Об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам, формируемого кредитными организациями в соответствии с требованиями инструкции Банка России от 30.06.97 N 62а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам”“, согласованных с Минфином России и МНС России, льгота, предусмотренная п. 5 ст. 6 Закона РФ N 2116-1, не распространяется на убытки, возникшие в результате отнесения на расходы кредитной организации суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности.
     
     Учитывая вышеизложенное, льгота, предусмотренная п. 5 ст. 6 Закона РФ N 2116-1, не распространяется на убытки, возникшие в результате отнесения на расходы кредитной организации суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, а также на убытки, возникшие в результате отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг, независимо от того, учитывались эти резервы в расчете налоговой базы по налогу на прибыль или нет, поскольку расходы по формированию резервов не являются расходами от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Одновременно сообщаем, что Законом РФ N 2116-1 и нормативными документами по налогообложению при определении размера убытка для целей применения рассматриваемой льготы не предусмотрено уменьшение убытков на суммы восстановленных резервов на возможные потери по ссудам и обесценение ценных бумаг независимо от того, учитывались эти резервы в расчете налоговой базы по налогу на прибыль или нет.
     

     Кредитная организация просит разъяснить состав расходов, относимых к затратам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Уменьшают ли налоговую базу по налогу на прибыль расходы банка по уплате регистрационного взноса за включение в реестр ГТК России?

     
     Согласно ст. 5 Закона РСФСР от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” выдача банковских гарантий относится к банковским операциям.
     
     В соответствии со ст. 122 Таможенного кодекса Российской Федерации в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Банка России на проведение операций в иностранной валюте. Указанные банки и иные кредитные учреждения включаются по их заявлению в реестр, который ведет ГТК России.
     

     За включение банка и иного кредитного учреждения в реестр взимается сбор в размерах, определяемых Верховным Советом Российской Федерации.
     
     Пунктом 3.6 Правил ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами, утвержденных приказом ГТК России от 24.04.2000 N 341, предусмотрено, что за включение в реестр взимается сбор в размере 500-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда.
     
     Таким образом, учитывая, что выдача банковских гарантий рассматривается как один из основных видов деятельности кредитной организации, расходы по оплате регистрационного сбора за включение в реестр ГТК России банка, выдавшего в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей гарантию, следует относить на затраты банка, учитываемые при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
     

     Кредитная организация просит разъяснить состав расходов, относимых к затратам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Уменьшают ли налоговую базу по налогу на прибыль расходы по содержанию представительства кредитной организации за рубежом?

     
     В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
     
     Представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
     
     В отношении кредитных организаций эта норма указана в ст. 22 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”. При этом установлено, что представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции, перечисленные в ст. 5 данного закона.
     
     Согласно ст. 35 названного Федерального закона кредитная организация может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства.
     
     При расчете налога на прибыль следует иметь в виду, что в связи с принятием Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”“ расчет налога на прибыль с 1 января 2000 года осуществляется исходя из прибыли, полученной в целом по юридическому лицу.
     

     Учитывая изложенное, к расходам по содержанию представительства, учитываемым при расчете налоговой базы для уплаты налога на прибыль кредитной организацией, относятся документально подтвержденные расходы, состав которых приведен в разделе II Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490, связанные с содержанием представительства в соответствии с утвержденной сметой, при условии, что деятельность представительства направлена на представление и защиту интересов кредитной организации в осуществлении банковской деятельности.
     

     Считаются ли разницы, возникшие при отражении и каждой последующей переоценке требований и обязательств в иностранной валюте на внебалансовых счетах, нереализованной курсовой разницей по открытой валютной позиции, предусмотренной п. 57 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490?
     
     Учитываются ли указанные разницы в составе доходов или расходов банка, относимых на финансовые результаты при определении налога на прибыль, если дата исполнения по данной форвардной сделке еще не наступила (например на дату составления годовой бухгалтерской отчетности), то есть относится ли правило, предусмотренное п. 57 указанного Положения, к разницам, возникающим на балансовых счетах?

     
     Согласно п. 57 Положения N 490 в состав доходов банка, относимых на финансовые результаты, относятся, в частности, доходы в виде положительных курсовых разниц по операциям в иностранной валюте, включая нереализованные курсовые разницы по открытой валютной позиции. При этом в соответствии с п. 22 совместного письма Минфина России от 06.02.1995 N 9, от 07.02.1995 N НП-4-01/121н “О внесении изменений и дополнений в письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 21.09.94 N 130, от 23.09.94 N НП-6-01/362” доходы, указанные в абзаце четвертом п. 57 названного Положения, относятся в бухгалтерском учете по балансовому счету “Операционные и разные доходы” и участвуют в расчете налогооблагаемой базы.
     
     Согласно п. 1.1 инструкции Банка России от 22.05.1996 N 41 “Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации”, утвержденной приказом Банка России от 22.05.1996 N 02-171, в целях названной инструкции под валютной позицией понимаются балансовые активы и пассивы, внебалансовые требования и обязательства в иностранной валюте или драгоценном металле (аффинированном золоте, серебре, платине, палладии).
     

     В соответствии с п. 1 и 2 раздела I, а также разделом II Положения “О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях”, утвержденного приказом Банка России от 21.03.1997 N 02-97, если по сделкам покупки-продажи различных финансовых активов (иностранной валюты, драгоценных металлов, ценных бумаг и т.д.) дата заключения сделки и дата валютирования не совпадают, то обязательства и требования по таким сделкам учитываются на внебалансовых счетах со дня заключения сделки до даты валютирования по тем же принципам, что и в балансе банка (по принципу двойной записи; счета активные и пассивные; приход по пассивному счету отражается по кредиту, расход по дебету, а по активному счету -  наоборот). При изменении курса иностранной валюты по отношению к рублю осуществляется переоценка требований и обязательств в иностранной валюте. Нереализованная курсовая разница, возникающая при этой переоценке, в день валютирования подлежит переводу на балансовые счета.
     
     Таким образом, нереализованные курсовые разницы по открытой валютной позиции подлежат учету в налоговой базе по налогу на прибыль при наступлении даты валютирования и переносе с внебалансовых счетов в баланс банка с закрытием по счету учета доходов и расходов.
     
     Учет в налоговой базе по налогу на прибыль нереализованных курсовых разниц осуществляется в порядке, установленном Законом РФ N 2116-1.
     

     Включаются ли у победителя коммерческого конкурса по продаже государственного имущества с инвестиционными условиями затраты по выполнению инвестиционных условий в первоначальную стоимость приобретенных акций, либо эти затраты относятся за счет собственных источников организации и не участвуют в формировании первоначальной стоимости акций, приобретенных в результате коммерческого конкурса по продаже государственного имущества с инвестиционными условиями?

     
     Порядок проведения коммерческого конкурса по продаже государственного имущества с инвестиционными и (или) социальными условиями (далее - коммерческий конкурс) установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”.
     
     Согласно п. 6 и 8 ст. 21 указанного Федерального закона все инвестиционные и социальные условия коммерческого конкурса реализуются за счет денежных средств, внесенных победителем коммерческого конкурса на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с заключенным им с соответствующим продавцом имущества договором о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий.
     

     Инвестиции в денежной или иной форме, осуществленные победителем коммерческого конкурса для выполнения его инвестиционных и (или) социальных условий, налогообложению не подлежат. Данная норма содержится и в п. 6 ст. 2 Закона РФ N 2116-1, в соответствии с которой в состав доходов от внереализационных операций не включаются средства, полученные приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов).
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” имущество является объектом бухгалтерского учета.
     
     При определении затрат, связанных с приобретением акций на коммерческом конкурсе, следует руководствоваться требованиями, изложенными в п. 3.2 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденного приказом Минфина России от 15.01.1997 N 2, согласно которому финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора.
     
     Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до их принятия к бухгалтерскому учету; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.
     
     Что касается инвестиций, произведенных победителем коммерческого конкурса, то они согласно п. 2 и 5 ст. 21 Федерального закона N 123-ФЗ являются условием перехода права собственности на акции. Согласно своим целям инвестиционными условиями могут быть:
     
     - осуществление в отношении объекта приватизации мероприятий по его реконструкции, приобретению оборудования определенных видов, модернизации и расширению производства;
     
     - обязательство победителя коммерческого конкурса принять установленные меры тарифного и нетарифного протекционизма в отношении российских товаропроизводителей;
     
     - обязательство победителя коммерческого конкурса погасить в установленный срок задолженность перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и государственными внебюджетными фондами.
     

     Таким образом, инвестиции не влияют на стоимость приобретаемых акций (не увеличивают балансовую стоимость имущества, переданного инвестору) и имеют строго целевое назначение использования.
     
     Учитывая изложенное, у победителя коммерческого конкурса с инвестиционными и (или) социальными условиями в первоначальную стоимость приобретенных акций включаются фактические затраты на приобретение ценных бумаг согласно п. 3.2 вышеуказанного Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15.01.1997 N 2.
     

     По какому пункту Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490, следует учитывать расходы по оплате участия в семинарах по банковской тематике, налоговому законодательству, валютному регулированию и т.п. ( продолжительность семинаров не более 7 дней): по п. 37 как расходы на подготовку, переподготовку кадров либо по п. 38 как консультационные и информационные? К каким пунктам следует относить расходы по проезду, оплате проживания, питания, экскурсионного обслуживания и другие подобные расходы, как входящие в стоимость оплаты за участие в семинарах, так и оплаченные отдельно? Должны ли мы требовать расшифровку затрат, входящих в стоимость оплаты за участие в семинарах?

     
     В соответствии с п. 37 Положения N 490 к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся суммы платы за обучение на основе договоров с учебными заведениями, за предоставление услуг по подготовке, повышению квалификации и переподготовке банковских работников исходя из установленных в соответствии с законодательством нормативов.
     
     Указанные затраты относятся на расходы банка, исключаемые при расчете налогооблагаемой базы налога на прибыль, при условии заключения договоров и выполнения услуг по обучению российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, и зарубежными профессиональными образовательными учреждениями соответствующего профиля, а также в соответствии с утверждаемыми правлением (советом) банка ежегодно сметами.
     
     Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения утверждены приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н, зарегистрированным в Минюсте России 11.04.2000, регистрационный N 2192.
     

     Согласно этому порядку к расходам на подготовку и переподготовку кадров относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации, связанные с оплатой предоставляемых в соответствии с договором с образовательным учреждением образовательных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения, а также дополнительного образования кадров этой организации.
     
     Разъяснения к приказу доведены до нижестоящих налоговых органов письмом МНС России от 17.07.2000 N ВГ-6-02/536.
     
     Таким образом, расходы по оплате участия работников банка в семинарах по банковской тематике, налоговому законодательству, валютному регулированию и т.п., организуемых консультационными и информационными фирмами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, по проведению семинаров при соблюдении условий, установленных п. 3 Норм и нормативов, утвержденных приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н, следует учитывать по п. 37 вышеуказанного Положения.
     
     При этом следует иметь в виду, что общая величина расходов на подготовку и переподготовку кадров, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, с 1 апреля 2000 года не может превышать 4 % расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Одновременно следует иметь в виду, что согласно п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796, не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
     
     При отсутствии лицензии на право ведения образовательной деятельности у фирмы, организовавшей проведение вышеуказанных видов обучения, услуги, оказываемые по проведению такого обучения, следует относить к консультационным услугам, затраты по оплате которых полностью учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль согласно п. 38 Положения N 490.
     
     Сопутствующие расходы, связанные с участием в семинарах, такие как расходы по оплате проживания, питания, включаются в состав расходов в порядке и пределах, предусмотренных подпунктом “в” п. 36 Положения N 490.
     

     Расходы на проведение экскурсионного обслуживания производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении банка после уплаты налогов в бюджет.
     
     При этом в случае если вышеуказанные затраты входят в стоимость оплаты за участие в семинарах без расшифровки, расходы по договору на проведение семинара не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль банка и подлежат восстановлению в Приложении N 5 к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (Приложении N 12 к инструкции Госналог-службы России от 10.08.1995 N 37 “ О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”) по свободным строкам.
     
     Указанные разъяснения применяются и в отношении предприятий и организаций, осуществляющих формирование состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Положением о составе затрат.
     

     Возможно ли головной организацией, находящейся не в г. Москве, у которой имеются обособленные структурные подразделения на территории г. Москвы, осуществлять уплату налога на прибыль (предоставление сведений) в налоговую инспекцию по месту нахождения одного из структурных подразделений за все подразделения, находящиеся на территории г. Москвы?

     
     Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организацией, имеющей структурные подразделения без отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, которые расположены на территории других субъектов, чем головная организация, установлен Постановлением N 660 и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению Постановления N 660.
     
     Если непосредственно в состав головной организации входят внутренние структурные подразделения, находящиеся на территории других субъектов Российской Федерации, сведения о доле налога на прибыль, причитающейся к уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, где осуществляют деятельность внутренние структурные подразделения, направляются организацией каждому территориальному налоговому органу по месту нахождения внутренних структурных подразделений.
     
     Учитывая изложенное, организации, чьи обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, расположены на территории различных муниципальных образований в ином субъекте Российской Федерации, чем головная организация, должны представлять указанные сведения в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
     

     Сведения представляются финансово-кредитной организацией со штампом организации и указанием ИНН и подписываются руководителем и главным бухгалтером головной организации.
     
     Представление в сообщаемых сведениях иной дополнительной информации не требуется и не предусмотрено документами МНС России.
     
     Что касается вопроса о возможности представления сведений и уплаты налога на прибыль в налоговую инспекцию по месту нахождения одного из структурных подразделений, находящихся на территории г. Москвы, то, учитывая, что в г. Москве бюджет не формируется в разрезе районов города, в целях сокращения работы головной организации вопрос о представлении сведений и об уплате доли налога на прибыль за все структурные подразделения, находящиеся на территории г. Москвы, по месту нахождения одного структурного подразделения может быть решен организацией по согласованию с Департаментом финансов правительства г. Москвы и УМНС по г. Москве.
     
     Одновременно сообщаем, что внутренние структурные подразделения, не имея расчетного (текущего, корреспондентского) счета, не могут по этой причине исполнять обязанности по уплате налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения внутреннего структурного подразделения.
     

     За счет каких источников покрывается разница при выкупе собственных акций у акционеров по цене выше, чем их номинальная стоимость?

     
     Согласно ст. 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
     
     В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56, на субсчет 87-2 “Эмиссионный доход” предприятия, созданные в форме акционерных обществ, зачисляют при формировании уставного капитала (при учреждении общества, при увеличении уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций или повышения номинальной стоимости акций) сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость.
     
     Указанный эмиссионный доход, который является частью капитала акционерного общества, не подлежит включению в налогооблагаемую прибыль в соответствии с действующим порядком, разъясненным п. 6 совместного письма Госналогслужбы России и Минфина России от 08.12.1993 N НП-4-01/196н; 142 ”О некоторых вопросах налогообложения, возникающих в связи с использованием ценных бумаг”, зарегистрированного в Минюсте России 22.12.1993, регистрационный N 440.