Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Коэффициент налоговой нагрузки и его использование для анализа отраслей, а также автоматизированного предпроверочного анализа организаций

     

Коэффициент налоговой нагрузки и его использование для анализа отраслей, а также автоматизированного предпроверочного анализа организаций

     

П.Б. Митропольский,
советник налоговой службы I ранга,
Чукотский автономный округ

    
     В целях анализа полноты исполнения обязанностей по уплате налога, выявления возможных направлений уклонения от уплаты налога, а также иллюстрации органам исполнительной и представительной власти реальной налоговой нагрузки на производство и отдельные отрасли народного хозяйства предлагается следующая методика.
     
     В основу методики заложен тот факт, что финансовые потоки в экономике субъекта федерации обращаются - “совершают круговорот” (см. схему).
          


     
     Вычленив из приведенной схемы отдельные элементы, проанализировав вычлененные элементы с позиций отраслей народного хозяйства, можно оценить эффективность сложившейся налоговой нагрузки.
     
     Для анализа предлагается использовать ряд коэффициентов, на описании которых остановимся подробнее.
     
     1. k - коэффициент налоговой нагрузки
     

,

     
     где Н - сумма начисленных налогов,
     
     В - выручка (для организаций, для отраслей и субъектов   Российской Федерации - денежное выражение   объема произведенной или реализованной продукции).
     
     2.  - коэффициент налоговой эффективности
     

,

     
     где Д - дотации, выплаченные из бюджета.
     
     3. К - расчетная налоговая нагрузка (сумма налоговых ставок, пересчитанных за выручку).
     
     Например, для отрасли цветная металлургия, раздел - добыча драгоценных металлов, в Чукотском автономном округе:
     
     К = 2,1 (плата за недра) + 7,8 (отчисления ВМСБ) + + 1,95 (налог на доходы физических лиц)*1+ 4,2 (налог на прибыль)*2 + 5,31 (ЕСН)*3 + ... +
     _____
     *1 - , где 15 - процентная доля фонда оплаты труда к выручке, 13 - ставка налога на доходы физических лиц;
     
     *2 - , где 12 - процентная доля налогооблагаемой прибыли к выручке, 35 - ставка налога   на прибыль;    
      
     *3 - , где 15 - процентная доля фонда оплаты труда к выручке, 35,6 - ставка ЕСН;
     
     и т.д.
     
     Для анализа возможно использовать:
     
     Кmin - минимальную налоговую нагрузку;
     
     Кmax - максимальную налоговую нагрузку, соответственно исходя из максимальных и минимальных значений в исследуемом массиве.
     

     Используя приведенные коэффициенты, можно исследователь как отдельную отрасль промышленности или народного хозяйства, так и экономику субъекта федерации, для чего для каждой отрасли рассчитываем налоговую нагрузку - К, исходя из ставок налогов, взимаемых с конкретной отрасли. Налоговую нагрузку экономики субъекта федерации рассчитываем исходя из налоговой нагрузки основных отраслей, пропорционально их доле в экономике субъекта.
     

     Полученные значения сравниваем с коэффициентом налоговой нагрузки - k, рассчитанным по итогам анализируемого периода для отрасли или экономики субъекта. Если полученный коэффициент налоговой нагрузки меньше, значительно меньше рассчитанной налоговой нагрузки, следовательно:
     
     а) действуют значительные налоговые льготы;
     
     б) организации, входящие в отрасль, используют механизмы уклонения от налогообложения.
     
     Значения начисленных налогов по отрасли получаем из отчета 1-НОМ, для оперативного анализа, возможно значения выручки организаций заменить получаемыми из статистических обзоров значениями произведенной (реализованной) продукции. Необлагаемые составляющие выручки организаций для данного анализа роли не играют и представляют собой информативный шум, в пределах допустимой погрешности. Значениями местных налогов и налогов, составляющих незначительную долю в налоговой нагрузке организаций, можно пренебречь.
     
     Пример.
     
     Проведя с использованием предлагаемых коэффициентов анализ золотодобывающей отрасли в Чукотском автономном округе в 2000 году, установили следующее:
     
     Кmin = 2,0 (оплата за недра) + 7,8 (отчисления ВМСБ) + + 2,1 (подоходный налог) + 0 (налог на прибыль) + 1,6 (налог на владельцев транспортных средств) = 13,5.
     
     Кmax = 2,98 (плата за недра) + 7,8 (отчисления ВМСБ) + + 4,2 (подоходный налог) + 4,2 (налог на прибыль) + + 2,6 (налог на владельцев транспортных средств) = 21,7.
     
     Среднее значение К = 17,6.
     
     Рассчитаем фактический коэффициент налоговой нагрузки:
          

,

     _____
     где *1 - отчисления на воспроизводство МСБ,
     
     *2 - налог на владельцев транспортных средств.
     
     Видим, что коэффициент налоговой нагрузки и расчетная налоговая нагрузка отличаются. Проведен анализ по конкретным организациям и назначены выездные налоговые проверки. Выявилось, что организации незаконно используют льготы, не выполняя условия их предоставления, обусловленные лицензионным соглашением. После реализации материалов выездных налоговых проверок значения расчетной налоговой нагрузки и коэффициента налоговой нагрузки стали сопоставимыми.
     
     Для анализа с позиций соответствующего бюджета, показателен коэффициент налоговой эффективности -  , иллюстрирующий нецелесообразность вложений бюджета в конкретную отрасль. Сравнивая расчетную налоговую нагрузку и коэффициент налоговой эффективности, рассчитанные для различных отраслей, можно оперативно и более взвешенно принимать протекционистские меры, оценивать необходимость налоговых отсрочек и рассрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.
     

Автоматизированный анализ налогоплательщиков

     
     Данная методика применима для автоматизированного анализа в рамках предпроверочного анализа, в том числе и по конкретным организациям. Анализируя налоговую нагрузку конкретной организации в рамках предельных значений расчетной налоговой нагрузки для отрасли, можно осуществлять предварительный отбор организаций для налогового контроля.
     
     Для автоматизированного анализа возможно также использовать отношение фактически уплаченных налогов к выручке организации. Сравнивая полученное значение с предельными значениями расчетной налоговой нагрузки, также возможно в автоматизированном режиме осуществлять выборку организаций для налогового контроля.
     
     Этот метод прост и удобен для автоматизированной обработки тем, что для обработки массива данных можно воспользоваться Microsoft Excel в режиме “фильтр”.