Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и единого налога на вмененный доход

     

О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и единого налога на вмененный доход

          

И.М. Андреев,
советник налоговой службы I ранга

          

     Вправе ли налоговые органы отказать индивидуальному предпринимателю в выдаче патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности на основании положений п. 47 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 “По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”“, предусматривающего налогообложение индивидуальных предпринимателей по месту осуществления деятельности?

     
     В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.12.1995 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” (далее - Закон N 222-ФЗ) официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносится налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.
     
     Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица, осуществляющие в установленном порядке предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту их жительства.
     
     Поскольку НК РФ не предусмотрен учет налогоплательщиков по месту осуществления предпринимательской деятельности, патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности выдается индивидуальным предпринимателям только по месту постановки на налоговый учет (по месту жительства).
     
     При этом следует иметь в виду, что решение об отказе в выдаче патента по заявлению предпринимателя без образования юридического лица (форма N 10) может быть принято налоговым органом только по основаниям, предусмотренным Законом N 222-ФЗ.
     
     Ссылки в решении налогового органа на иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, а тем более на утратившие силу не допускаются.
     

     Распространяется ли действие Федерального закона N 148-ФЗ на деятельность адвокатов, не являющихся индивидуальными предпринимателями?

     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” (далее - Закон N 148-ФЗ) плательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных региональным законодательством в пределах перечня, установленного данной статьей Федерального закона. К таким видам деятельности относится, в частности, и деятельность индивидуальных предпринимателей, связанная с проведением консультаций, оказанием бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучением, репетиторством, преподаванием, а также иная деятельность в области образования.
     
     Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     В соответствии со ст. 23 НК РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     Исходя из изложенного, а также учитывая, что деятельность адвокатов, являющихся членами коллегий адвокатов, не отнесена действующим законодательством Российской Федерации к предпринимательской, адвокаты, оказывающие юридические услуги гражданам и организациям и не зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, не подпадают под действие федерального законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности.
     

     Является ли индивидуальный предприниматель, уплачивающий единый налог на вмененный доход и не являющийся работодателем, плательщиком единого социального налога (взноса)?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     

     Со дня введения единого налога на вмененный доход на территории соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков единого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги и сборы (за исключением поименованных в данной статье Федерального закона), предусмотренные ст. 19-21  Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, в том числе и единый социальный налог (взнос), включенный в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” в ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1.
     
     Учитывая прямое действие Закона N 148-ФЗ, индивидуальные предприниматели, перешедшие в установленном порядке на уплату единого налога на вмененный доход, вне зависимости от наличия у них предусмотренных главой 24 НК РФ оснований освобождаются от обязанности по уплате единого социального налога (взноса) как по полученным ими доходам, так и по доходам, выплаченным в пользу наемных работников.
     

     Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в сфере производства продуктов питания, применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Готовую продукцию он реализует через сеть принадлежащих ему магазинов розничной торговли. Подпадают ли в этом случае доходы, извлекаемые индивидуальным предпринимателем от реализации продукции собственного производства, под обложение единым налогом на вмененный доход?

     
     В соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Данный вид предпринимательской деятельности связан с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров, приобретенных продавцом для дальнейшей реализации в целях осуществления своей деятельности либо полученных иным, не запрещенным действующим законодательством способом.
     
     К товарам, реализуемым через розничную торговую сеть, относится также и продукция собственного производства.
     

     Однако следует иметь в виду, что деятельность в сфере производства готовой продукции является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленным на извлечение доходов от реализации готовой продукции как через розничную, так и через оптовую торговую сеть.
     
     При этом реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.
     
     Поскольку данный вид деятельности не подпадает под действие Закона N 148-ФЗ, доходы, извлекаемые субъектами предпринимательской деятельности от реализации продукции собственного производства через принадлежащие им розничные магазины, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо в порядке, предусмотренном Законом N 222-ФЗ.
     
     В случае если субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность в сфере производства готовой продукции, реализуют через принадлежащие им розничные магазины помимо продукции собственного производства и приобретенные товары, доходы, извлекаемые от реализации приобретенных товаров, подпадают в установленном порядке под обложение единым налогом на вмененный доход в сфере розничной торговли.
     

     Федеральным законом N 222-ФЗ предусмотрено для индивидуальных предпринимателей и организаций ограничение по численности работающих у них до 15 человек. Означает ли это, что в целях применения данного налогового режима индивидуальный предприниматель вправе использовать в своей деятельности труд 15 наемных работников либо предельная численность работающих у него не должна превышать 14 человек?

     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 222-ФЗ действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности.
     
     Исходя из буквального понимания смысла данной нормы Закона предельная численность работающих у индивидуальных предпринимателей не должна превышать 14 человек, без учета самих субъектов предпринимательской деятельности, являющихся по отношению к таким работникам источником выплаты доходов.
     

     Федеральным законом N 222-ФЗ для индивидуальных предпринимателей предусмотрено право перехода на упрощенную систему при условии соблюдения ограничения по размеру полученной ими совокупной валовой выручки.
     
     В каком порядке исчисляется предельный размер валовой выручки индивидуального предпринимателя в случае осуществления им нескольких видов деятельности, в том числе подпадающих под действие единого налога на вмененный доход? Следует ли в этом случае учитывать валовую выручку от всех осуществляемых индивидуальным предпринимателем видов деятельности либо в расчет принимается выручка только от деятельности, подлежащей переводу на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 222-ФЗ действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором ими подано заявление о переводе на данную систему, совокупный размер валовой выручки не превысил сумму 100 000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Согласно ст. 5 вышеприведенного Федерального закона официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки на учет на основе письменного заявления, подаваемого налогоплательщиками, не позднее, чем за один месяц до начала очередного квартала.
     
     Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие Закона N 222-ФЗ, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности в порядке, установленном приказом Минфина России от 15.03.1996 N 27 (зарегистрирован в Минюсте России 16.04.1996, N 1069), в соответствии с которым оплата годовой стоимости патента производится индивидуальными предпринимателями отдельно по каждому осуществляемому ими виду деятельности.
     
     Однако следует иметь в виду, что с введением в действие на территории соответствующих субъектов Российской Федерации единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, который обязателен к уплате на территории таких регионов, положения Закона N 222-ФЗ применяются в части, не противоречащей ст. 11 Закона N 148-ФЗ, то есть в отношении тех видов деятельности, которые не подпадают под действие единого налога на вмененный доход.
     

     Индивидуальные предприниматели, осуществляющие такие виды деятельности, вправе применять по ним упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в общеустановленном порядке.
     
     Исчисление совокупного размера валовой выручки производится отдельно по каждому осуществляемому индивидуальными предпринимателями на основе патента виду деятельности.
     
     Валовая выручка, полученная индивидуальными предпринимателями от занятия иными видами деятельности, в том числе переведенными на уплату единого налога на вмененный доход, не подлежит включению в состав совокупной валовой выручки, определяемой для целей применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
     

     Имеют ли право субъекты Российской Федерации изменять или отменять те или иные коэффициенты базовой доходности, применяемые при исчислении единого налога на вмененный доход?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Этим органам предоставлено право определять конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход, размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты единого налога.
     
     Исходя из указанных полномочий законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе вносить изменения и дополнения в принятые ранее законодательные акты о едином налоге на вмененный доход, в том числе и в части корректировки значений коэффициентов базовой доходности.
     
     Указанные изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по единому налогу.
     
     Со дня вступления в силу регионального законодательного акта о внесении таких изменений налогоплательщики производят перерасчет своих налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход с учетом новых значений составляющих формул расчета. При этом налог пересчитывается за весь период с момента вступления в силу данных изменений.
     

     Каким нормативным правовым актом установлен порядок определения годовой стоимости патентов на право применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности? Подлежат ли корректировке установленные размеры годовой стоимости патентов в зависимости от понесенных индивидуальными предпринимателями расходов на оплату труда наемных работников?

     

     В соответствии со ст. 1 Закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога (налога на доходы физических лиц) на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Статьей 2 данного Закона установлено, что действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации при соблюдении условий и ограничений, определенных данной  статьей.
     
     Согласно ст. 5 Закона N 222-ФЗ официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Годовая стоимость патента для индивидуальных предпринимателей, подпадающих под действие Закона N 222-ФЗ, устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности и с учетом ставок единого налога.
     
     Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
     
     Порядок установления годовой стоимости патента для индивидуальных предпринимателей определен приказом Минфина России от 15.03.1996 N 27 “О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”“ (зарегистрирован в Минюсте России 16.04.1996, N 1069).
     
     В соответствии с п. 4 вышеуказанного приказа расчеты годовой стоимости патентов для индивидуальных предпринимателей производятся исходя из средних по территории соответствующего субъекта Российской Федерации данных о фактических средних суммах совокупного годового дохода по группе лиц, осуществляющих тот или иной вид предпринимательской деятельности в истекших налоговых периодах, уменьшенного на средний размер расходов, понесенных ими в связи с осуществлением таких видов деятельности, и единого налога по ставке 30 % (п. 1 ст. 4 Закона N 222-ФЗ).
     
     Исчисленная таким способом величина и представляет собой для индивидуальных предпринимателей стоимость патента по тому или иному осуществляемому ими виду деятельности в расчете на один календарный год.
     

     Таким образом, индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплачивающие стоимость патента на занятие предпринимательской деятельностью, освобождаются от уплаты только налога на доход, полученный от осуществляемой деятельности. При этом для индивидуальных предпринимателей сохраняется действующий порядок уплаты прочих налогов и сборов, обязанность по уплате которых возлагается на них с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату таких налогов или сборов. Кроме того, индивидуальные предприниматели не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ в отношении доходов, выплачиваемых ими наемным работникам.
     
     Поскольку для индивидуальных предпринимателей установленная годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату налога на доходы физических лиц, и не подлежит перерасчету в зависимости от фактических результатов их деятельности, расходы, понесенные индивидуальными предпринимателями в связи с оплатой труда наемных работников, относятся к потенциальным затратам, связанным с осуществляемой на основе патента деятельностью, но не оказывают влияния на установленный размер годовой стоимости патента.